Инновационный педагогический проект





Скачать 373.83 Kb.
НазваниеИнновационный педагогический проект
страница1/2
Дата публикации29.06.2014
Размер373.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2
ГИМНАЗИЯ АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»



Инновационный педагогический проект

«Клуб путешественников Гимназии ОГИ»

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Актуальность __________________________________________3

  2. Цель и задачи __________________________________________6

  3. Продукт _______________________________________________9

  4. Ресурс ________________________________________________14

  5. Участники _____________________________________________15

  6. Описание ______________________________________________15

  7. Инновационность _______________________________________17

  8. Рабочий план реализации ________________________________21

  9. Степень разработанности ________________________________23

  10. Оценка эффективности _________________________________26

  11. Дальнейшее развитие __________________________________28

  12. Список использованных источников _____________________30

Приложение _____________________________________________31

Актуальность

Современные тенденции развития общества и образования, нынешняя модернизации образования в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выдвигает перед учителем новые задачи по эффективному достижению ведущей цели образования: приближению результатов системы образования к формированию модели идеального выпускника. Безусловно, в этом процессе нужно стараться ориентироваться на передовой опыт, необходимо идти в ногу со временем и создавать инновационные проекты.

Сегодняшний уровень развития общества, те условия жизнедеятельности, в которых мы сегодня находимся, открывают прекрасные возможности для создания таких инновационных проектов, которые раньше были недоступны, поскольку не было достаточных ресурсов для их создания. Или же на тот момент не существовало таких инновационных идей, которые могли бы послужить толчком к созданию и развитию проекта.

Большую часть жизни являясь субъектом педагогической деятельности в разных социальных статусах, автор проекта накопил позитивный опыт, а также определил собственное видение наиболее эффективных приемов, методов и способов взаимодействия в рамках образовательного поля, в котором активно сосуществуют: учителя, ученики и родители.

Как известно, субъекты образовательной деятельности (и родители, и учителя) во главу угла ставят личность ученика. Все образовательные методы, подходы, технологии, системы нацелены на создание идеального ученика – выпускника школы. Интересно, модель какого ученика мы считаем идеальной? Кто этот человек? Это всестороннее и гармонично развитый человек, обладающий рядом психических и личностных качеств. Это сознательная личность, обладающая компетенциями, знаниями, умениями, навыками. Это успешный человек, человек Мира, образованный и интересный, активный, интеллектуальный, деятельный, здоровый человек. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.1 Список качеств и черт такого ученика можно продолжать и дополнять довольно долго. Кроме того, от идеального ученика можно перейти к образу идеального человека, а затем – и идеального общества. Безусловно, эти философско-педагогические вопросы волновали и автора данного проекта.

На становление личности учителя, в первую очередь, влияют образование и интересы. Образование у автора проекта: учитель английского языка, географии и физической культуры, получена степень кандидата культурологи; автор увлекается туризмом, путешествиями, здоровым образом жизни. В результате многочисленных дискуссий, размышлений, а также общения с самыми разными людьми, удалось прийти к такому выводу: для того, чтобы приблизить результат деятельности учителя к модели идеального ученика, необходимо:

  • Развивать лингвистическую и языковую компетентности учащихся. Особое внимание при этом следует уделять английскому языку как языку международного общения.

  • Изучать Мир в его разнообразии и уникальности, развивать познавательную активность детей.

  • Проповедовать здоровый образ жизни как одну из важнейших ценностей личности.

  • Воспитывать в ребенке активную, сознательную, патриотичную, здоровую в социальном плане личность.

  • Повышать культурный уровень ученика как носителя определенных культурных констант.

Также хочется отметить следующее: будучи классным руководителем, автор убедился в том, что развитие, воспитание и обучение – одним словом, образование личности в коллективе/группе детей происходит эффективнее и быстрее.

В результате размышлений над тем, каким образом объединить все эти направления, появилась идея создания Клуба путешественников, который в полной мере способен решать данные задачи и способствовать формированию гармонично развитой личности ученика.

Главным объектом внимания автора является создание условий, при которых образовательное действие и результат этого действия будут максимально эффективны. При этом мы считаем, что создание и развитие Клуба путешественников будет способствовать лучшему достижению образовательных целей, включающих в себя учебный, воспитательный и развивающий аспекты. Кроме того, Клуб путешественников является серьезным институтом социализации гимназистов, программы Клуба путешественников разнообразны и имеют свою уникальную специфику, при их составлении мы исходим из общегуманитарных и прикладных принципов.

Включившись в процесс учебной работы гимназии, познакомившись с результатами учебно-воспитательной работы коллег, автор увидел некоторую разобщенность в деятельности. Возник вопрос, каким образом можно сформировать единый координационный центр, готовый объединить усилия активных и инициативных учителей по организации и проведению учебно-воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития образования. И ответом на этот вопрос стало создание Клуба путешественников.

Мы выбрали наиболее привлекательный и, как нам представляется, целенаправленный вариант для решения этой проблемной ситуации. Главная идея – создать условия, в которых гимназисты, активные родители и учителя могут взаимодействовать во внеурочное время, главным образом, в течение каникул. При этом должны быть предложены такие образовательные программы, которые будут интересны и полезны, участие в которых будет подкреплено внутренними мотивами гимназистов и родителей.

Учитывая возможности и тенденции современного общества и образования, создание единого Клуба путешественников было, скорее, вопросом времени. Поэтому хочется особо отметить благополучное стечение объективных обстоятельств и желание субъектов педагогического процесса, которое способствовало появлению и реализации идеи создания Клуба путешественников в Гимназии ОГИ.

Наш Клуб путешественников в короткие сроки сумел сплотить актив гимназистов, учителей и родителей, тем самым были созданы условия для практически круглогодичного осуществления качественного образовательного процесса. Особо хочется отметить огромный потенциал таких событий в жизни гимназии, которыми оказались языковой лагерь в Словакии и интерактивная образовательная поездка в Украину, приуроченная к 1025-летию Крещения Руси. Этот потенциал был замечен не только гимназистами, но и родителями, которые также являются участниками наших программ. Мамы и папы воочию наблюдали за тем, как развиваются дети в довольно короткие сроки – в течение одной поездки.

Не можем не уделить внимания словам Д. А. Медведева, который уверен в том, что «главным результатом модернизации школы  должно стать соответствие школьного  образования целям опережающего развития.  Уже в школе дети должны получить  возможность раскрыть свои способности,   подготовиться к жизни в высокотехнологичном    конкурентном мире. Этой задаче должно  соответствовать обновленное содержание образования».2

Именно эту цель преследует инновационный проект Клуб путешественников Гимназии ОГИ: решение основных задач настоящего проекта соответствует государственным приоритетам в системе образования.

Ведущая цель данного проекта – создание условий для повышения уровня образованности гимназистов.

Задачами настоящего проекта являются:

  • Изучить существующее образовательное поле, в котором взаимодействуют субъекты педагогического процесса в Гимназии ОГИ;

  • Определить уровень и характер внеурочной образовательной работы туристической направленности;

  • Разработать концепцию развития Клуба путешественников;

  • Разработать Положение о Клубе путешественников;

  • Выяснить, какие направления являются приоритетными и наиболее интересными для гимназистов, родителей, классных руководителей и учителей;

  • Предложить уникальные и разнообразные авторские программы, соответствующие интересам, возрасту и потребностям детей и родителей;

  • Утвердить план выездных событий Клуба путешественников, учитывающий каникулярный режим образовательного учреждения;

  • Связать программы туристических проектов с тематическими планированиями учебных предметов гимназистов;

  • Создать информативный ресурс в сети Интернет – сайт Клуба odinuniclub.ru, способный являться своеобразным зеркалом, в котором отражаются основные положительные достижения деятельности Клуба путешественников, а также осуществленные и текущие туристические образовательные проекты;

  • Осуществить просветительскую работу среди гимназистов, родителей, классных руководителей и учителей при помощи системы «Электронный дневник»;

  • Посетить родительские собрания, а также провести личные беседы с родительскими комитетами и наиболее активными представителями родительской общественности;

  • Заблаговременно организовать туристическую группу: забронировать необходимые билеты, номера в гостиницах; обсудить и утвердить заранее программу поездки; застраховать жизнь и здоровье участников;

  • Осуществить образовательную подготовку участников к поездке;

  • Продумать формы нетрадиционных уроков во время поездки, необходимый набор теоретических знаний, подготовить раздаточный материал (список необходимых для поездки вещей, статьи по тематике программы и т.д.);

  • Осуществить предпроектную теоретико-прикладную подготовку участников;

  • Пополнять фото- и видеоматериалом сайты; рассылать родителям фотографии, отражающие текущее жизненное пространство детей;

  • В течение поездки осуществлять контроль здоровья и безопасности участников, а также организовать учебную, воспитательную и развивающую работу посредством проведения нетрадиционных уроков, team-building игр, получения обратной связи от участников путешествия;

  • Ежедневно проводить собрания, необходимые для фиксации текущего опыта и укрепления связей между участниками;

  • По окончании поездки провести собрания участников, получить обратную связь от детей и родителей, учесть все положительные моменты в последующих поездках;

  • Собрать фото- и видеоматериал, отзывы участников, создать презентации, ознакомить гимназическое сообщество с итогами поездки Клуба путешественников;

  • Рассказать о следующих поездках Клуба путешественников, продумать и утвердить программы, которые будут интересны и полезны гимназистам;

  • Постоянно быть в творческом поиске новых идей, замыслов, которые со временем можно проводить в жизнь;

  • Проводить саморефлексию, столь необходимую для постепенного улучшения и повышения качества осуществляемой деятельности;

  • Создать условия для формирования познавательного интереса гимназистов. У детей возникает желание учиться, их не надо заставлять читать писать, думать;

  • Организовать интересную и полезную внеурочную деятельность, через которую участники Клуба могут познакомиться с историей путешествий, культурой и традициями разных стран;

  • Активизировать проблемно-поисковую деятельность, в результате которой приобретаются навыки самостоятельного поиска новых знаний;

  • Стремиться развивать исследовательское мышление, а не только накапливать заученные знания;

  • Сформировать навыки, необходимые для самостоятельного планирования и организации путешествий;

  • Воспитывать чувство уважения к мнениям других людей, к иной культуре и вероисповеданию. Это признание права другого человека быть таким, какой он есть, особенно если у этого человека не только глаза, волосы и кожа другого цвета, но и другие манеры поведения, другая история и традиции;

  • Развивать речь детей. Материал, который находит ребенок, является для него настолько интересным, что он готов рассказать о нем всем, поделиться своими впечатлениями. У детей дополнительно стимулируется потребность в общении, за счёт которого обогащается словарный запас, развивается содержательность, связность и выразительность речи;

  • Способствовать развитию высших психических функций (речи, памяти, внимания, воображения, всего того, на основе чего формируется мышление), а также эмоциональному развитию.

Продуктом данного проекта являются осуществленные и разрабатываемые программы, несущие огромный образовательный потенциал для субъектов педагогической деятельности (и детей, и родителей, и даже учителей). Однако деятельность Клуба путешественников не ограничивается подготовкой и проведением программ с последующей рефлексией и фиксацией положительного опыта участниками поездки. Каждая программа изначально рассматривается нами как поле для образовательной межпредметной деятельности, внутри которого можно выделить следующие этапы:

  • Предварительная подготовка участников поездки, актуализация имеющегося опыта, получение новых знаний, необходимых для более качественного использования ресурса времени во время второго этапа.

  • Работа в течение поездки, которая включает в себя интерактивную деятельность участников по поиску, обработке, анализу, фиксации и рефлексии нового приобретенного знания, а также его использование

  • Завершающий этап – подведение итогов поездки, рефлексия, включение усвоенного материала в активную деятельность участников и использование в новых ситуациях, закрепление и дальнейшее использование в учебной работе

Мы придерживаемся принципов активизации возможностей личности и коллектива, используем личностную заинтересованность и деятельностный подход на всех трёх этапах осуществления программ Клуба.

Говоря о самих программах, необходимо, во-первых, рассказать об уже реализованных проектах:

  1. Гимназический языковой лагерь в Словакии в июле-августе 2013 года.

  2. Интерактивная образовательная поездка в Украину с 6 по 13 октября 2013 года по маршруту Киев – Умань – Одесса – Вилково – Белгород-Днестровский, приуроченная к 1025-летию Крещению Руси.

Во-вторых, есть несколько проектов, программы которых утверждены и в которых идет набор групп, а также планомерная подготовка участников:

  1. Рождественская интерактивная программа в Карелии с 4 по 10 января: Кижи, водопад Кивач, Петрозаводск.

  2. Евротур с 29 марта по 6 апреля 2014 года по маршруту: Вена – Будапешт – Любляна – Венеция – озеро Гарда – Инсбрук – Зальцбург – Бад Ишль – Баден – Вена.

  3. Гимназический языковой лагерь в Словакии в июне 2014 года с заездом в Киев, Львов, Ужгород, Мукачево и подъемом на гору Говерла.

  4. Путешествие на корабле на Соловецкие острова с 12 по 22 июля 2014 года.

  5. Гимназический языковой лагерь в Ирландии с 10 по 24 августа 2014 года.

В-третьих, проекты, программы которых в данный момент создаются:

Лагерь в Крыму (Ласпи), лагерь в Австрии (Флахау), лагерь в Молдавии (Валдуй-луй-Водэ), спортивно-туристические маршруты в Крым, Урал, Турцию, детская регата в заливе Фетхие, поездка в Смоленск, Великий Новгород, Суздаль-Владимир-Боголюбово. Большинство этих программ представлено на сайте Клуба путешественников, многие программы находятся на уровне замыслов, ждут своего времени и, мы уверены, будут реализованы.

Отдельных слов заслуживает система организации взаимодействия внутри коллектива Клуба путешественников в наших программах, особенно в гимназических лагерях.

Участники делятся на равноценные разновозрастные группы (по 7-12 человек), так называемые «семьи», в которых старшим ребятам отводится роль «родителей», а значит, на них возлагается серьёзная доля ответственности за организацию досуга своих младших товарищей. Во главе каждой «семьи» стоит опытный педагог-наставник.

Находясь в положении взрослого, старшеклассники вынуждены определить своё отношение к предоставленной свободе. Задача педагогов-наставников – создать оптимальные условия для выбора эффективных способов и форм организации жизни лагерного коллектива. В подобной ситуации воспитанник является главным героем действа. А значит, он предлагает, организовывает и участвует. Его позиция: «Делаю то, что нравится мне, понравится другим и не нанесёт вреда». В наших выездных педагогических лагерях появляется такое воспитательное пространство, в котором каждый ребёнок может выстраивать поле своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности и опираясь на личностные и групповые ресурсы.

Выездные лагеря проводятся как очень тонкое психолого-педагогическое действие, в котором педагоги-наставники занимают «скрытую педагогическую позицию», роль «бабушки» и «дедушки»: вроде не вмешивается без необходимости во внутреннюю жизнь каждой «семьи», но всегда готовы оказать поддержку и помощь, если за ней обратятся старшеклассники. Выезжающий педагогический коллектив распределяет между собой хозяйственные обязанности, функции кураторов детских разновозрастных групп, кураторов общих мероприятий, руководителя одной из творческих мастерских. Кроме того, педагоги выступают самостоятельной «семьёй», полноправным участником лагерных мероприятий.

Успех данного социально-педагогического проекта определяется во многом тем, насколько тщательно проведена его подготовка. За полтора месяца до выезда проходит совещание педагогического коллектива, где определяются цели данного гимназического лагеря и распределяются обязанности.

На первом организационном собрании старшеклассников проводится анкетирование по определению целей выезда и правил общежития, деление организаторов на группы («семьи»), выборы шеф-родителя каждой «семьи», объявляется конкурс на составление распорядка жизни лагеря на все дни. На следующем организационном собрании происходит утверждение целей, законов и распорядка выезда, распределение обязанностей при организации общих дел, определение плана методических консультаций по подготовке к ним. В дальнейшем организуются консультации ребят с педагогами, кураторами, руководителями студий, клубов, секций, психологами, по продумыванию внутрисемейных и общих мероприятий, составлению списков разновозрастных групп, подбираются необходимые канцелярские принадлежности и спортивный инвентарь. Завершает подготовительный этап общее собрание всех участников лагеря, знакомство ребят в своих разновозрастных группах.

Яркий колорит в жизнь лагеря вносит богатое разнообразие спортивных, интеллектуальных, творческих событий, выстроенных в порядке постепенного расширения круга сплочения участников групп и способствующих формированию единого коллектива лагеря. Первые дни призваны обеспечить условия, при которых каждый ребёнок смог бы проявить свои способности, быть принятым в своей группе, «семье» («Интеллектуальная викторина», «Книга Гиннеса», «Литературно-музыкальный салон», «Презентация семей» и т.д.). Последующие дела направлены на сплочение ребят внутри «семьи», состязания в командном зачёте (спортивная эстафета, КВН, Кинофестиваль и т.д.). И кульминацией выезда становятся общие мероприятия, в которых лагерь выступает как единое целое (ролевая игра «Театр экспромта», Прощальный концерт, «Прощание семей»). Общая координирующая функция находится у руководителя Клуба путешественников и совета педагогов-наставников.

В лагере у старшеклассников есть возможность организовать и провести собственную мастерскую («Мастер-класс»), где они могут научить каким-либо умениям и навыкам, которыми сами владеют (например, «Вязание», «Видеоролик», «Физический эксперимент», «Волейбол», «Фотопрезентация», «Пресс-центр»). Успешность следующего дня зависит во многом от того, насколько внимательно осмыслен опыт дня предыдущего. С этой целью проводятся «Огонёк семьи» («Свечка») и общая педагогическая рефлексия «Совет родителей».

Обязательным итогом любого мероприятия является награждение победителей. Решения о персональной благодарности принимаются на собрании семьи и на Совете родителей и озвучиваются на утреннем Общем сборе. Любая информация о жизни гимназического лагеря (законы, распорядок дня, индивидуальные успехи и награды «семьи», пресс-лист) фиксируются на общем стенде.

Таким образом, главными результатами гимназического лагеря являются:

  1. создание условий, которые помогают ребятам понять свою ценность, определить свои возможности и научиться их оптимально использовать при реальном жизненном выборе;

  2. формирование групп по интересам;

  3. решение актуальных воспитательных задач («Устав детской организации», его символика);

  4. формирование школьного актива и огромный творческий коллективный заряд на предстоящий год – до следующего гимназического лагеря.

Особо хочется отметить тот факт, что итоговая (утвержденная) программа каждой поездки всегда может измениться к лучшему, если такая возможность нам предоставляется. Все программы являются уникальными и продуманы до деталей, учитывают лейтмотив деятельности Клуба путешественников - создание условий для повышения уровня образованности гимназистов и максимальное задействие ресурсов проекта для достижения наибольшего педагогического эффекта.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационный педагогический проект iconВсероссийский конкурс среди студентов «Лучший инновационный проект...
Положение о всероссийском конкурсе среди студентов «лучший инновационный проект в области металлообработки»
Инновационный педагогический проект iconОтчет о научно-исследовательской работе фгоу впо «Кемеровский гсхи»
Ключевые слова: наука, инновации, инновационный потенциал, инновационный проект, финансирование научно-исследовательской работы,...
Инновационный педагогический проект iconЭксперимента
Инновационный образовательный проект, основанный на принципах «погружения в этническую среду»
Инновационный педагогический проект iconОтчет 119 с., 8 рис., 9 табл., 33 источника. Ключевые слова
Научно-образовательный комплекс, научно-инновационный проект, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность, инновационная...
Инновационный педагогический проект iconИнновационный исследовательский проект
Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся
Инновационный педагогический проект iconИнновационный образовательный проект «Летняя гуманитарная школа для...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Инновационный педагогический проект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инновационный (творческий) педагогический опыт учителя технологии моу «Лицей №31» Козлова В. Д
Инновационный педагогический проект iconПроект модернизации образования «Инновации-2010»
Инновационный индивидуальный образовательный проект модернизации образования «Инновации-2010»
Инновационный педагогический проект iconВсероссийский фестиваль «Педагогический проект» Номинация фестиваля:...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Инновационный педагогический проект iconИнновационный проект
Устройство для определения концентрации глюкозы в крови, состоящее из измерительного прибора (глюкометра) и сменного картриджа с...
Инновационный педагогический проект icon«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса»
Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов,...
Инновационный педагогический проект iconКонкурс на лучший инновационный проект бизнес-инкубатора тгу название...
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Инновационный педагогический проект iconИнновационный проект для предоставления на конкурс муниципальных...
...
Инновационный педагогический проект iconПедагогический проект
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «солнышко»
Инновационный педагогический проект iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
«Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения...
Инновационный педагогический проект iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
«Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск