Скачать 403.13 Kb.
|
На правах рукописи ЕГЛАЧЕВА Арина Вячеславовна ДРЕВЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ЭКОСИСТЕМАХ КАРЕЛИИ 03.00.05 – ботаника 03.00.16 – экология Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук Петрозаводск - 2007 Работа выполнена на кафедре ботаники и физиологии растений эколого-биологического факультета ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
Защита состоится «18» апреля 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.190.01 при ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» по адресу 185910, РК, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, эколого-биологический факультет, ауд. 326 теоретического корпуса С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Петрозаводского государственного университета Автореферат разослан «16» марта 2007 года Ученый секретарь диссертационного совета Крупень И.М. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Глобальные изменения природной среды, связанные с бурным ростом промышленного производства и увеличением транспортных систем, привели к существенным изменениям среды обитания человека. Зеленые насаждения остаются важнейшим элементом городских экосистем и выполняют санитарно-гигиеническую, психофизиологическую функции и эстетическую. Большая роль принадлежит интродуцированным древесным растениям в условиях Севера, которые составляют основу озеленения. В Карелии традиционно в озеленении использовались аборигенные древесные растения, а инорайонные интродуцированные появились в начале XVIII века. Первые работы, посвященные инвентаризации интродуцированных древесных растений Карелии, принадлежали Е. Ф. Винниченко (1947, 1948, 1955), затем более полный анализ сделан Е. А. Овчинниковой (1956, 1957). В последующие годы проводились исследования, связанные с биологией отдельных видов древесных растений, их родовых комплексов: А. С. Лантратова (1955, 1977, 1991, 2006), К. А. Андреев (1967, 1971, 1977), И. Т. Кищенко (1994, 2000, 2006) и другие. К настоящему времени созрела необходимость обзорной работы, подводящей итоги интродукционных испытаний за весь период исследования на территории Карелии. Цель работы: провести современный анализ состояния интродуцированных древесных растений в городских экосистемах и оценить результаты интродукции в исторической перспективе на территории Карелии. Задачи исследования:
Научная новизна. Впервые выявлен полный состав интродуцированных древесных растений, который использовался для озеленения городов Карелии в исторической перспективе. Впервые подготовлен конспект древесных растений озелененных территорий Карелии, который включает 402 вида. Практическая значимость работы. Представлен полный список видов древесных растений – перспективных для озеленения городов Карелии. Дано описание эколого-биологических особенностей отдельных видов в условиях интродукции по различным климатическим районам Карелии. Апробация работы. Результаты исследований доложены: на Международной конференции «Сохранение биологического разнообразия Фенноскандии» (Петрозаводск, 2000); на 5 Пущинской конференции молодых ученых «Биология - наука 21-го века» (Пущино, 2001); на Международном симпозиуме «Indegenous vegetation within Urban Development» (Уппсала, Швеция, 2002); на заседаниях отдела дендрологии Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН (Москва, 2002, 2004). Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ. Организация, объем исследований и личный вклад автора. Работа выполнена на кафедре ботаники и физиологии растений Петрозаводского государственного университета в 2000–2006 гг. В диссертационную работу включены материалы полевых исследований, полученные лично соискателем, а так же данные литературы и материалы по результатам работы в архивах Карелии. Полевые исследования включают описание видового состава древесных растений озелененных территорий 9 городов Карелии. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения, изложена на 200 страницах (включая 10 страниц приложения), содержит 14 таблиц и 43 рисунка. Список литературы содержит 315 источников, в том числе 37 зарубежных. Благодарности. Выражаю искреннюю и глубокую благодарность своим научным руководителям E. Ф. Марковской и А. С. Лантратовой. Сердечная признательность К. А. Андрееву – первому наставнику в области дендрологии и интродукции растений. Особая благодарность коллективу кафедры ботаники и физиологии растений ПетрГУ за поддержку работы; сотрудникам ГБС им. Н. В. Цицина РАН за творческие консультации и помощь в определении видов. Благодарю сотрудников администраций и жителей районных центров за содействие в проведении полевых исследований. Большое спасибо родным и близким за всестороннюю помощь на всех этапах работы над диссертацией. Глава 1. Теории и гипотезы интродукции и основные направления адаптации древесных растений к условиям севера 1.1. Теории интродукции Существующие разнообразные теории и гипотезы интродукции, в том числе теории климатических аналогов (Mayr, 1909), жизнеспособности интродуцированных растений (Good, 1931а, 1931б), флорогенетического анализа (Малеев, 1933; Кормилицин, 1973; Соболевская, 1963; Собко, 1980), палеоареалов (Базилевская, 1964), эколого-исторического анализа флор (Кормилицын, 1940; Культиасов, 1952, 1953), биогеографического оптимума (Зайцев, 1970), эколого-географических закономерностей (Аврорин и др., 1964), «идеального интродуцента» (Головкин, 1973), ступенчатой акклиматизации (Лыпа, 1980); методы параллельных испытаний (Андреева, 1983) и интродукции филогенетическими комплексами (Русанов, 1950), биологическая теория интродукции (Шлыков, 1963), вносят существенный вклад в решение проблемы научного предвидения результатов введения в культуру растений. Анализ этих работ свидетельствует о большом экспериментальном материале, полученном в результате интродукционных испытаний, который включает как выявление общих закономерностей реакции растения на новые условия, так и эколого-биологических особенностей интродуцированных видов, которые остаются слабо изученными и до настоящего времени (Культиасов, 1952, 1953; Шлыков, 1963; Аврорин, 1964; Соболевская, 1971; Андреев, 1993; Плотникова, 2005; Головкин, Кузьмин, 2005 и др.). 1.2. Основные пути адаптации древесных растений к условиям Севера |
Биология наука о жизни Система понятий и терминов урока: биология, биосфера, экология, фенология, ботаника,зоология, микология, бактериология, вирусология,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и... | ||
Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 22 (29) Библиотеки... Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова... | Тема: Комнатные растения Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
Тема урока Дата Основные царства животных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях ботаника. Роль в природе и жизни человека.... | Освободители Пряжи 69 морская стрелковая бригада Карелии в годы Великой Отечественной войны. Событие это имело большое историческое значение. Итогом боев в Карелии явилось то, что... | ||
Анализ состояния охраны прав детей в республике бурятия за 2012 год Административно-территориальное деление (число и наименование районов, муниципальных образований, городских округов). В республике... | Тема: «Высшие растения» Тема моего реферата называется «Высшие растения». В своей работе я хочу рассматреть все высшие растения. Высшие растения делятся... | ||
Комнатные растения и экология жилища В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Российской федерации «Ботаника» и «Экология». Без достаточно глубокого знания анатомии и морфологии невозможно квалифицированно решать вопросы рационального... | ||
Урок биологии в 6 классе на тему: «Лекарственные растения» Изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения | Вопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02.... Ботаника – наука о строении и жизни растений и их сообществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Многообразие форм растений.... | ||
Методические указания для студентов 7 Тема «Клетка и ткани. Органы... П58 Ботаника: лабораторные занятия : учеб метод пособие для студ пед фак-тов спец. 031200 «Педагогика и методика начального образования»... | Тема: «Будь природе другом» Оборудование: табличка «экология», индивидуальные карточки, знаки по охране природы, набор открыток «Охраняемые растения черноморского... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины ботаника для специальности 060301 Фармация 2011 год Автор: преподаватель дисциплины «Ботаника» высшей квалификационной категории ооау спо «лмк» Помогалова Ю. А | Исследовательская работа Экология аллохорных и автохорных растений Введение в культуру растений, ранее не произраставших в этом районе, называют интродукцией. Растения интродуценты часто обладают... |