Областное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального образования
«Липецкий медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БОТАНИКА для специальности
060301 Фармация
2011 год
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
и утверждена на заседании ЦМК ОПД и МОЕНД
№__ « _______»20___г
Председатель ЦМК
____________Тюменцева Л.В.
Автор: преподаватель дисциплины «Ботаника» высшей квалификационной категории ООАУ СПО «ЛМК» Помогалова Ю.А.. Рецензенты
Директор «НПЦ традиционной медицины и гомеопатии» Милов В.В. Председатель ЦМК ОПД и МОЕНД Тюменцева Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории
| Составлена в соответствии с ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Фармация
Заместитель директора
по учебной работе
____________Корнаухова Т.А.
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 8
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ботаника
название дисциплины 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области фитотерапии, при повышении квалификации, усовершенствовании. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины студент должен: уметь:
составлять морфологическое описание растений по гербариям;
находить и определять растения, в том числе лекарственные, в различных фитоценозах.
знать:
морфологию, анатомию растительных тканей и систематику растений;
латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;
охрану растительного мира и основы рационального использования растений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 75
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 50
| в том числе:
|
| практические занятия
| 20
| контрольные работы
|
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 25
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| Не предусмотрено
| Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Работа с дополнительной литературой.
Составление словаря терминов по данным основной и дополнительной литературы. Сбор гербарного материала.
Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур.
Создание презентаций, подготовка сообщения, рефератов, докладов по конкретной теме.
Аудиторная самостоятельная работа студента:
работа с учебно-методической литературой;
работа с контрольными вопросами;
работа с тестовыми заданиями;
решение ситуационных задач.
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
|
25
| Итоговая аттестация в форме зачет
в этой строке часы не указываются
| Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Ботаника наименование
Наименование тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
|
Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения ботаники. Строение растительной клетки. Растительные ткани.
| Содержание учебного материала
|
6
|
1
| 1
| Определение ботаники как науки. Краткий исторический очерк развития ботаники. Роль отечественных ученых в развитии ботаники. Связь ботаники и фармации.
История развития клетки. Строение растительной клетки: клеточная стенка, клеточные включения, пластиды. Цитоплазма, ее функции. Общее понятие о тканях. Классификация тканей. Характеристика основных тканей.
| Практические занятия
Строение клетки и тканей.
Обсуждение основных вопросов:
Роль растений в природе и жизни человека. Охрана природы. Методы исследования растений. Строение и функции растительной клетки. Классификация тканей. Строение, расположение, функции покровных, проводящих механических, выделительных тканей.
|
4
|
2
| Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Работа с дополнительной литературой.
Составление словаря терминов по данным основной и дополнительной литературы.
Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием терминов, применяемых в ботанике.
Сбор гербария.
Создание презентаций по конкретной теме.
Подготовка сообщения, рефератов, докладов по темам:
Роль отечественных ученых в развитии ботаники.
Запасные питательные вещества
Аудиторная самостоятельная работа студента:
работа с учебно-методической литературой;
работа с контрольными вопросами;
работа с тестовыми заданиями
|
5
|
1
| Тема 2 Вегетативные органы растений.
| Содержание учебного материала
|
8
|
1
| 1
| Общий план строения цветкового растения. Понятие о вегетативных и репродуктивных органах. Органогенез.
Корень, виды корней, корневые системы. Анатомическое строение корня. Специализация и метаморфозы корней.
Побег, система побегов. Ветвление. Основные типы побегов. Почки. Вегетативные, генеративные. Строение, расположение, функции.
Стебель, функция, форма, виды. Анатомия стебля однодольных и двудольных растений.
Лист. Морфология листа. Простые и сложные листья. Морфологические особенности пластинки листа (основные формы, типы оснований, верхушек, края, расчленения пластинок). Жилкование, основные типы жилкования. Анатомия листа. Листорасположение, листовая мозаика. Листопад. Специализация и метаморфозы листьев, побегов.
Жизненные формы растений. Онтогенез. Движение и рост растений.
| Практические занятия
Вегетативные органы растений.
Обсуждение основных вопросов:
Понятие о вегетативных органах.
Функции корня, побега, стебля, почек, листьев.
Строение, метаморфозы корней. Корневые системы.
Строение, метаморфозы побегов. Строение стебля, почек.
Строение, расположение листьев.
Взаимосвязь органов растений.
|
4
|
2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Работа с дополнительной литературой.
Составление словаря терминов по данным основной и дополнительной литературы.
Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием терминов, применяемых в ботанике.
Определение собранного гербарного материала.
Создание презентаций по конкретной теме.
Подготовка сообщения, рефератов, докладов по темам:
метаморфозы корней.
Метаморфозы побегов.
Аудиторная самостоятельная работа студента:
работа с учебно-методической литературой;
работа с контрольными вопросами;
работа с тестовыми заданиями;
|
6
|
1
| Тема 3. Генеративные органы растений. Их функция и морфология. Цветок. Плод.
| Содержание учебного материала
|
8
|
1
| 1
| Размножение бесполое, половое. Репродуктивные органы растений.
Цветок, понятие, функция. Морфология цветка (околоцветник, андроцей, гинецей). Пол цветка. Однодомность и двудомность. Формула и диаграмма цветка.
Соцветие, понятие, строение, виды, биологическое значение. Понятие опыления и оплодотворения. Использование цветков и растений.
Плоды. Морфология плода. Классификация плодов соплодие. Биологическое значение плодов и семян. Распространение плодов и семян.
|
| Практические занятия
Генеративные органы. Строение цветка. Опыление соцветия. Строение плодов.
Общие понятия о генеративных органах. Строение цветка.
Функции частей цветка как единое целое. Соцветия. Растения однодомные и двудомные. Механизм опыления. Механизм образования семян и плодов. Строение плодов. Соплодия. Классификация плодов, типы сухих и сочных плодов. Механизм распространения семян и плодов.
|
4
|
2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента
Работа с дополнительной литературой.
Составление словаря терминов по данным основной и дополнительной литературы.
Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием
терминов.
Сбор коллекции плодов.
Создание презентаций по конкретной теме.
Подготовка сообщения, рефератов, докладов на темы:
Физиология прорастания семян.
Использование плодов и семян.
Аудиторная самостоятельная работа студента:
работа с учебно-методической литературой;
работа с контрольными вопросами;
работа с тестовыми заданиями;
определение формулы цветка.
|
6
|
1
| Тема 4. Понятие о систематике Основные систематические единицы. Класс, семейство, род, вид. Низшие и высшие растения
| Содержание учебного материала
|
8
|
1
| 1
| Основные положения о систематике. Основные систематические единицы. Класс, семейство, род, вид. Низшие и высшие растения. Значение водорослей в жизни человека. Отдел покрытосемянные. Краткая характеристика. Признаки двудольных и однодольных растений. Основные семейства.
|
| Практические занятия.
Изучение признаков семейств:
розоцветные, бобовые, сельдерейные, лютиковые, капустные, маковые, гречишные, яснотковые, астровые, пасленовые, лилейные, мятликовые на примере их отдельных представителей.
|
8
|
2
| Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Работа с дополнительной литературой.
Составление словаря терминов по данным основной и дополнительной литературы.
Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием терминов.
Создание презентаций по конкретной теме.
Подготовка сообщения, рефератов, докладов на темы:
царство грибы
лишайники
разнообразие цветов.
|
8
|
1
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БОТАНИКА» 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета биологии. Оборудование учебного кабинета:
Классная доска.
Стол для преподавателя.
Стул для преподавателя.
Столы для студентов.
Стулья для студентов.
Изобразительные пособия: плакаты, фотографии, схемы, таблицы.
Технические средства обучения:
Визуальные: фильмоскоп, микроскоп.
Аудиовизуальные: телевизор, видеомагнитофон, Компьютер: мультимедиа – система, система Интернет;
Информационный фонд: обучающие программы, кинофильмы, диафильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Зайчикова С.Г., Баранов Е.И. Ботаника. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – СПб.: «Специальная литература», 2008.
Дополнительные источники:
1. Плотникова И.В. Практикум по физиологии растений: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004.
Куэрда. Атлас ботаники / Пер. с испанского В.И. Шовкун. – Харьков: «Ранок», 2005.
Дьяков Ю.Т. Ботаника. – М.: Издательство МГУ, 2007.
Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – М.: «КолосС», 2005.
Ботанико-фармакогностический словарь / Под ред. К.Ф. Блиновой и Г.П. Яковлева. – М.: «Высшая школа», 1999.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять морфологическое описание растений по гербариям,
находить и определять растения, в том числе и лекарственные, в различных фитоценозах.
- В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
морфология, анатомия растительных тканей и систематика растений,
латинские названия семейств, изучаемых растений и их представителей,
охрана растительного мира и основы рационального использования растений.
| Методы контроля знаний:
- устный.
- письменный.
-поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка); Формы контроля знаний:
- индивидуальный
- групповой
- комбинированный
- самоконтроль
- фронтальный
| |