Скачать 83.05 Kb.
|
Конспект урока по окружающему миру во 2 классеУчитель начальных классов Знайченко О. Ю.ТЕМА: «Будь природе другом»Цели: Расширить и углубить знания детей о правилах поведения в природе; Развивать интерес к познанию природы; Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: табличка «ЭКОЛОГИЯ», индивидуальные карточки, знаки по охране природы, набор открыток «Охраняемые растения черноморского побережья Кавказа» Ход:
Проверить готовность детей к уроку.
Выставка рисунков детей с изображением невидимых нитей в природе (2 - 3 уч.) рассказ о представленных связях. Для того, чтобы вспомнить пройденный материал проведем небольшой тест. Перед вами лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы одним словом. ВОПРОСЫ ТЕСТА:
( Птицы)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА: Где бы ни жил человек, в городе или деревне, он всегда окружен растениями и животными, птицами, насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки. Ребята, давайте разгадаем кроссворд!
Шпоры для красы. Днем он – забияка, По утру – часы. Петух
Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. Сова
Очень тоненько звенит, Случай не упустит: Сядет и укусит. Комар
Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. Бобры
Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. Снегирь
Мех золотистый. В леса живет, В деревне кур крадет. Лиса Какое же слово получилось в выделенных клеточках? (Помоги) Почему у нас получилось такое волнующее слово? Сегодня мы поговорим о том, как человек может стать другом природы. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ С 86 –87 Прочитайте тему нашего урока. Внимательно рассмотрите схему на с 86 и подумайте, почему многие растения и животные встречаются все реже и реже. Наши друзья, Сережа и Надя, придумали несколько правил друзей природы или экологических правил и нарисовали экологические знаки к ним. Ребята, давайте вспомним, что означает слово ЭКОЛОГИЯ- наука об охране природы. «Эко» -дом , «Логос» - наука. Давайте прочитаем эти правила и подумаем над тем, что можно добавить. (Чтение правил и рассматривание значков) ФИЗМИНУТКА: Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножко устали! РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ Для того, чтобы придумать новые правила мы с вами должны мысленно перенестись в лес и представить ситуации. Начнем с самого начала: Ты идешь в гости в лес! Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление. Куда идти. Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают белые стволы берез. Там, наверное, очень светло и уютно! Решение принято, и ты (один или со своими друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку напрямик, по лесным травам и невысоким лесным кустарникам… Но стоп! Что-то ты сделал, не так! Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Посушайте одно выражение, которое поможет вам найти ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню». Слой почвы в лесу очень тонок и его легко повредить, утрамбовать. А за одно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от прихода таких гостей. Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренной ситуации? Давайте составим памятку поведения в природе, и первым пунктом будет : НЕ ТОПЧИ ЗРЯ ЛЕСНЫЕ ПОЛЯНКИ И УГОЛКИ, ПЕРЕДВИГАЙСЯ ПО ТРОПИНКАМ! Следующая ситуация: бивак на природе! Бивак означает отдых.Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды и котелок. Рядом журчит ручеек, хорошо бы пообедать! Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя, как гостя… Посмотрите, что останется после твоего ухода (рассматривание рисунков). - На траве валяются бумажки, консервные банки, остатки продуктов… - Четной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка… - Рядом – гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайших елей, чтобы было мягче и удобней сидеть…
А еще! Посмотрите какую «память» о своем походе оставил отдыхающий гость леса! Что же он сделал? Он сделал надпись ножом на белом стволе березы: «Здесь был …», а по коре раненой березы потекли , как слезы, капли сока… После такой забавы ты поскорее покинул искалеченную поляну. Почему? Если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной полянке или на лугу, на берегу моря или озера, - как бы ты организовал свой отдых? Такой отдых, не вредящий природе и природным обитателям, показан на рисунках; рассмотрим их внимательно и решим для себя, как надо уметь отдыхать! и еще: осознав неправильность своего поведения и своего поступка по отношению к раненой березе, смог бы ты исправить ситуацию на лесной полянке? Как? Ребята, перед вами лежат карточки, на которых с одной стороны описана ситуация, а с другой перепутались экологические знаки. После обсуждения каждой ситуации мы должны соединить стрелочками ситуацию и нужный знак. Какой значок подходит к ситуации «Бивак на природе» возьмите красный карандаш и соедините стрелочкой (На доске вывешивается знак – напротив названия ситуации) переходим к следующей ситуации Третья ситуация: шум в лесу. Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? Шум, громкая музыка крики в лесу пугают птиц и зверей. И – рыб! И – насекомых! Перепуганные лесные обитатели все замолкли, попрятались кто куда. Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом! Составим следующее правило поведения: НЕ ШУМИ В ПРИРОДЕ ИЛИ СТАРАЙСЯ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ И ОТДЫХАТЬ В ПРИРОДЕ БЕЗ ШУМА. Найдите подходящий к этому правилу значок соедините его с ситуацией. Четвертая ситуация: «Встреча с гнездом!» Заметил ли ты, что за тобой следом неотступно с дерева на дерево перелетает серая ворона. Не заметил? А зря! Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в кустах гнездо… Что ты сделаешь? Наклонишься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов? Или просто ради интереса – как сделано, сплетено гнездо – шалашик. Да, конечно ты никого не тронул, не обидел. Но невольно оказал хозяевам плохую услугу. Какую? Ты не заметил, что ворона не спускает с тебя глаз? Так бы она быть может, и не разглядела гнезда, а теперь… Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне, кунице, хорьку и другим хищникам, которые , обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь поживиться. Случалось ли вы, ребята, находить гнездо? Как вы себя вели, когда его увидели? Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается отвести вас в сторону? Как теперь вы будете поступать в ситуации «Встреча с гнездом»? Запомните! В лесу , на озере, в лугах нужно быть очень осмотрительным, стараться не повредить тем, кто ползает, бегает и летает! Найдите подходящий к этому правилу значок соедините его с ситуацией. Гуляя по лесу, часто возникает желание набрать букет цветов. Порой люди не задумываются о том, что наносят вред природе. В особенной защите нуждаются животные и растения занесенные в Красную книгу. Для их охраны созданы заказники и заповедники. На территории Краснодарского края находится Кавказский государственный биосферный заповедник. В наших лесах растут особо охраняемые растения:
- дряква черкесская или цикламен
А за сохранностью редких видов растений и животных в заповедниках следят люди из экологической организации ГРИНПИС. Она были основана в 1971году и объединяет 30 стран. Не только взрослые, но и дети разных стран мира хотят внести свой вкдад в дело охраны природы. Поэтому в 1990году была создана детская экологическая организация ГРИНТИМ. В нее могут вступать дети от 10 до 14 лет. Найдите подходящий к этому правилу значок соедините его с ситуацией. Кроме сбора цветов в лесу есть еще много соблазнов, например: Ягоды и грибы Разберем следующую ситуацию «Грибное лукошко» Август в лесу – месяц грибов. И разве встретишь в лесу человека без лукошка? А вдруг попадется что? Не оставлять же? Зачем оставлять? Можно и нужно брать. Но как? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в стороны мох? Почему? Верно, грибница( нити в земле), оказавшись на поверхности,под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть А как надо собирать грибы? Как быть с незнакомыми или ядовитыми грибами? (мухомор – лекарство для лосей) Найдите подходящий к этому правилу значок соедините его с ситуацией. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГАВот мы с вами разобрали несколько заповедей друзей природы. Конечно, это только небольшая их часть. Поэтому наша задача – изучать жизнь природы; узнавать почему надо поступать так, а не иначе; стараться выполнять правила поведения в природе. Теперь когда вам доведется побывать в лесу, какие правила вы будете выполнять. Теперь я предлагаю вам заполнить таблицу
Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов. Выбранный ответ записать буквой в таблицу.
Потому что их осталось немного и они могут совсем исчезнуть. (У)
Какое слово у нас получилось? А что это значит? Природа – наш общий дом. И надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Человек – часть живой природы. Он должен быть добрым и умным великаном! ДОМ. ЗАДАНИЕ С. 86 – 87 читать нарисовать знак защитника природы |
Тема"Будь природе другом!" по предмету "Окружающий мир". 2-й класс,... Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растений,встречающихся в нашей местности | Презентация «Красная книга. Будь природе другом» сентябрь 1 кл Новохатько... | ||
Тема урока: Красная книга. Будь природе другом Оборудование: слайды животных и птиц; учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» (2 класс), рабочая ттетрадь; экологические знаки по... | Урок по окружающему миру во 2 «в классе» на тему: «будь природе другом» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1 С. Старые атаги грозненского муниципального... | ||
Конспект урока «Будь природе другом!» Ф. И. О. Исаева Оксана Владимировна Место работы Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить... | Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой... Сегодня у нас заключительный этап учебного проекта «Охранять природу – значит охранять Родину». На протяжении 2 недель мы с вами... | ||
Урок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений... | Конспект урока "Кристаллы в природе и технике" Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение | ||
Тема урока: Разнообразие животных Сформировать знания об электрической природе молнии ( причинах возникновения, скорости, силе электрического разряда, видах, др),... | Роль насекомых в природе Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых;... | ||
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты Будь осторожен, мой мальчик. Помни на каждом шагу печальный исход предыдущей экспедиции | Тема: «Земля наш общий дом» Внеклассное мероприятие проводилось в рамках реализации проекта по окружающему миру «Что мы знаем о природе?», в учебном плане по... | ||
Конспект урока по окружающему миру Тема: "В царстве грибов" Цели и задачи: расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; развивать умение видеть взаимосвязи в природе;... | Конспект урока осенние изменения в природе (Тема урока) фио (полностью)... Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»... Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | Тема: «Красная книга России. Правила поведения на природе».(третий... Цель: Познакомить с названиями растений и животных Красной книги, правилами поведения на природе |