План – конспект урока
«Будь природе другом!»
| Ф.И.О.
| Исаева Оксана Владимировна
|
| Место работы
| МОУ СОШ №6 города Волгограда
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Окружающий мир
|
| Класс
| 2 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| "Будь природе другом!" №2
|
| Базовый учебник
| Плешаков А. А. «Окружающий мир», 2 класс,
Москва, изд. «Просвещение», 2009 год
|
Цель урока:
Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей
Задачи:
Познакомить с Правилами друзей природы
Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы
Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе
Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами
Тип урока: урок- конференция.
Формы работы учащихся: фронтальная с элементами работы в группах.
Необходимое техническое оборудование:
рисунки и фотографии морских обитателей и пейзажей дна, шланг с воронкой и банка с водой (на каждую пару учеников), цветные карандаши и фломастеры, приложение 1 (викторина «Загадки подводного мира»).
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
| Время
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Организационный
момент
|
| Приветствует учащихся с
помощью стихотворных строк
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим (проверяет готовность обучающихся к уроку).
| Учащиеся приветствуют учителя, внимательно слушают стихотворение, настраиваются на работу.
| 1
мин.
| 2
| Сообщение темы и целей урока
|
| – Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» , где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись)
169, 4585397 956230!
| Ключ к разгадке
| 0
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| ,
| М
| Б
| Г
| О
| П
| Р
| У
| Е
| И
| Д
| Ь
|
– Тема нашего урока: Будь природе другом! (слайд).
|
|
| 3.
| Постановка проблемной ситуации
| Ресурс 1
|
|
|
| 4.
| Актуализация опорных знаний.
|
| Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
– Почему в лесу надо соблюдать тишину?
– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!
– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже?
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения?
Показывает образцы дорожных знаков
– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом?
– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (На слайде «экологические знаки» Правил друзей природы).
– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.
– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
|
Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых
Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы
Запрещающие знаки Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.
Дети читают вслух «Правила друзей природы».
| 5 мин.
| 5.
| Введение в тему урока.
|
| Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.
Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)
1. Отгадайте загадки: – Я – зверек, лесной, Встал, как столбик, под сосной И стою среди травы – Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой, забыв тревоги, Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет. (Белка)
2. Расскажите об одном из этих животных по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1. Отгадайте загадки: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней. Кто же это? (Соловей)
Пестрая крякуша Ловит лягушек (Утка)
В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись… (Дятел)
2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Есть ли у этой птицы особенности, какие?
Чем питается?
Почему истребляется человеком?
3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадайте загадки: Я – пятнистая букашка, Если в руки попаду – Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. (Божья коровка)
Не птичка, А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Летит – пищит, Сядет – молчит; Кто его убьет, Тот свою кровь прольет. (Комар)
2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Чем интересно насекомое?
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки: Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – И остался стебелек. (Одуванчик)
Стоит красавица на полянке: В белом сарафане, В зеленом полушалке. (Береза)
2. Расскажите об одном из этих растений по плану:
Внешний вид.
Где растет?
Чем интересно растение?
Как человек использует?
3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.
– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.
Выступают ребята со своими сообщениями.
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
– А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)
– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (слайд)
– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах
Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе
– Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек – Будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба – Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
|
| 5- 8 мин.
| 6.
| Практическая работа.
| Работа с оборудованием для работы: карточки для учеников
|
|
| 10 мин.
| 7.
| Физминутка.
| Ресурс 2
Аудиофрагмент
Opus 34 (N3) Фа мажор (N 99942)
| – А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
|
| 3 мин.
| 8.
| Объяснение нового материала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Первичное закрепление изученного материала.
|
|
| Отвечают на вопросы.
Самостоятельно делают выводы, анализируют. Высказывают своё мнение.
Формулируют выводы наблюдений.
Внимательно слушают сообщение ученика
|
| 10.
| Закрепление изученного.
| Работа в тетрадях.
| Даёт задание в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир».Осуществляет выборочный контроль. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
| Находят необходимую страницу в рабочей тетради. Читают задание, выполняют его самостоятельно
| 5 мин.
| 11.
| Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
|
| Выясняет уровень понимания и усвоения обучающимися темы урока, используя викторину (приложение 1).
Даёт домашнее задание по желанию – сообщения о «Своде законов о природопользовании»
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Отвечают на вопросы,
самостоятельно оценивают свою работу на уроке с помощью сигналов – смайликов.
| 5 мин.
| |