Проект на тему





Скачать 282.58 Kb.
НазваниеПроект на тему
страница1/2
Дата публикации15.03.2015
Размер282.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Деушевская средняя школа Апастовского муниципального района РТ

Проект на тему:



Выполнила: ученица 11 класса

Залялиева Р.И.

Руководитель: учитель биологии

Залялиева Л.Р

Ноябрь, 2005.

План.
Введение.

Что такое здоровье?

Правильное питание, его значение.
Основы рационального питания.
Человек и пища.

Ценность пищи и энергозатраты.

Суточный рацион человека

(значение органических веществ).
4. Аппетит и чувство сытости.

5. Проблема ожирения и недостатка веса.

6. Калораж питания школьника.

7. Человек и микроэлементы;

- эндемический зоб;

- железодефицитная анемия.

III. Исследовательская деятельность.

Физиологические нормы питания.

Мои энергозатраты и рацион питания.

IV. Мои выводы и рекомендации по рациональ-

ному режиму питания.


ТЕМА: «Основы рационального питания»

Человек может жить до 100 лет. Мы своей невоздержанностью ,своей беспорядочностью,

своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок

до гораздо меньшей цифры.

И.П. Павлов

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

- выработать способность разделять продукты питания по их пищевой энергетической ценности;

- научить соблюдать гигиенические правила о процессе хранения, приготовления и употребления пищи.
ЗАДАЧИ

- воспитание чувства собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;

- понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;

- ежедневное соблюдение правил гигиены и техники безопасности в процессе хранения и приготовления пищи;

- отношение к здоровому питанию как к профилактике многих заболеваний.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

- выбор материала о здоровом питании;

- определение рационального режима проведения проекта (определить дату, обсудить время работы – урочная

или внеурочная деятельность).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- изучение литературы о здоровом питании;

- ознакомление с общим представлением о рациональном питании;

- осмысление цели исследования;

- планирование деятельности, расстановка задач.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

- исследовательская деятельность;

- проведение устных докладов, рефератов, ролевых игр и т.д;

- составление меню.
В ходе проекта переработан большой объем информации и исследование по вопросам рационального и здорового питания. В целях реализации проекта был предложен большой материал о правильном питании, о культуре здоровья, о правилах этикета в виде следующих работ:

1. Доклад на тему: «Без особого труда, но не детская игра».

2. Доклад на тему: «Вредность продуктов быстрого приготовления».

3. Доклад на тему: «Эстетика питания».

4. Ролевая игра «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».
Проблема: Неправильное питание ребенка – основа болезней.

Задачи: 1. Выяснить, соблюдают ли школьники режим питания;

2. Соблюдаются ли физиологические нормы при

составлении меню школы;

3. Соответствуют ли энергозатраты ребенка калорийности

пищи.

Тезисы проектной работы на тему:
«Основы рационального питания»
ученицы 11 класса Деушевской средней школы Апастовского района РТ

Залялиевой Регины Ирековны.

Научный руководитель: учитель биологии первой квалификационной категории Деушевской средней школы Апастовского района РТ Залялиева Лилия Ришатовна.
Здоровье – правильная нормальная деятельность организма. Человек и здоровье.

Правильный образ жизни – залог хорошего здоровья.

Правильное питание – это топливо для организма.

Принятие пищи – это не удовольствие, а важный источник энергии. Значение белков, жиров, углеводов

для организма человека.

Энергетическая ценность пищи и энергозатраты.

Проблемная сторона пищи. Избыточный вес и ожирение.

Главные элементы пищи. Органические и неорганические вещества, микроэлементы и витамины.

Как повысить и снизить аппетит? Проблема «обжираловки».

Школьники и правильное питание. Калораж учащегося.

Разнообразное питание – путь к здоровью.

Болезни, вызванные в результате неполноценного питания. Железодефицитная анемия и эндемический зоб. Дефицит йода в Апастовском районе.

Сущность правильного питания.

Исследовательская деятельность. Физиологические нормы питания и энергозатраты учащихся.

Режим дня и режим питания. Их взаимосвязь.

Определение индивидуального рациона исходя из физиологических данных подростка.

Мои рекомендации по рациональному питанию



Слово «Здоровье» в общепопулярном определении (словарь русского языка С.И. Ожегова) – это «правильная нормальная деятельность организма». В словаре приводится девятнадцать слов – производных от слова «здоровье», охватывающих многие стороны жизни – от физического благополучия: «здоровый» - сильный, крепкого сложения, до «здравый» - толковый, рассудительный, «здорово» - хорошо, отлично и др.

Здоровье – это сумма слагаемых и произведение сомножителей, главными из которых являются, кроме хорошей наследственности – элементы образа жизни детства и школьных лет – когда формируется организм, его биологические, физические и умственные резервы, а затем – образа жизни десятилетий возмужания, зрелости, старости. К XXI веку наука, опираясь на мудрость тысячелетий, накопила много знаний о положительных и отрицательных факторах, определяющих здоровье индивидуума.

Чем раньше, шагая по годам жизни, человек познает свою собственную роль в формировании здоровья и руководствуется этим познанием, тем крепче его тело, тем выше интеллект, а значит – выше возможности реализации своих способностей.

Правильное питание – это топливо для организма. Человек должен употреблять в пищу легко усвояемые и легко перевариваемые, натуральные продукты. Непереработанные продукты – плоды природы благоприятно воздействуют на жизнедеятельность органов организма человека.

Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья. Эти вопросы особенно важны в связи с освоением Мирового океана и космического пространства. Ведь космонавты уже сейчас совершают многомесячные орбитальные полеты, а впереди еще более длительные межпланетные путешествия.

Нет человека вне среды обитания. Человек берет из среды пищу, воздух, воду, свет и тепло. Известно, что основными веществами пищи являются белки, жиры и углеводы, в состав которых входят углерод, водород и кислород, а в белки – еще и азот. Под воздействием ферментов слюны, желудочного и кишечного соков принятая пища распадается на элементарные составные части – аминокислоты, жирные кислоты, глюкозу, которые доставляются по воротной вене в печень, а затем разносятся по всему организму в ткани, органы, клетки. Часть из них в печени, в других органах и тканях идет на образование более сложных, специфических для человеческого организма белков, жиров и углеводов, но значительная часть может трансформироваться друг в друга, замещая дефицит поступления каждого из них и обеспечивая необходимую их концентрацию в крови на определенном уровне.

Глюкоза является главным энергетическим субстратом, топливом, так как при окислении выделяет тепло, поддерживающее оптимальную температуру тела, и дает энергию всем жизненным процессам: мысли, желаниям, чувствам, воли, любви, движению мускулов, синтезу и росту тканей, образованию гормонов, ферментов, антител и тысяч других биологически активных веществ в их работе.

Источником быстрого восстановления оптимальной концентрации глюкозы, при ее снижении в процессе жизнедеятельности, является гликоген – сложный полисахарид, резервируемый в печени и в небольших количествах в мышцах.

Содержание сахара (углеводов):

В 1 чайной ложке – 9 г.

В 1 ложке варенья – 11 г.

В 1 мороженом – 12 г.

В 1 стакане лимонада – 16 г.

В 1 конфете – 10г.

В 1 пирожном – 34 г.

В 1 стакане сока – 26 г.

Суточный рацион по энергетической ценности должен соответствовать энергетическим затратам на деятельность органов, тканей, клеток всего организма. Даже в полном покое, во сне работают сердечная мышца, диафрагма, живут все клетки и ткани, потребляя энергию. Кроме того энергия расходуется на выполняемую работу; в зависимости от характера работы и ее длительности меняются и энергетические затраты.

При превышении энергетической ценности пищи над затратами энергии, последняя аккумулируется в основном в виде жира, откладывающегося в подкожной жировой клетчатке, в сальнике и в других органах. Почему откладываются запасы энергии в виде жира? – Да потому, что носить ее в этом веществе удобнее по объему и легче по весу, так как в 1 грамме жира в 2 с лишним раза больше энергии (9,3 кал), чем в 1 грамме белка или углеводов (4,1 кал).

Но если этого резерва много, носить его становится тяжело. Откладываясь в животе, он подпирает диафрагму, уменьшает жизненную емкость легких, вентиляционную их функцию, что уменьшает возможность обеспечить ткани кислородом, потребность в котором увеличена в период активной работы. Отложение жира в сердце, в печени также ухудшает выполнение этими органами своих функций.

Кроме того, при избыточном весе, при ожирении повышается концентрация жиров в крови, а один из них – холестерин, годами и десятилетиями откладывается на стенках сосудов, сужает их, уменьшает возможность их расширения, когда это бывает нужно организму. Это так называемый склероз сосудов, к которому мы идем десятилетиями к старости. Люди с избыточной массой тела, с ожирением изнашиваются раньше, и живут на 10 – 12 лет меньше, чем стройные.

Белки, состоящие из аминокислот являются строительным материалом, каркасом организма и основой жизни. Жизнь – это форма существования белковых тел – так определяют философы значение белка. Большинство аминокислот синтезируются в организме. Но есть незаменимые, несинтезируемые организмом аминокислоты. Они как витамины должны поступать извне, с пищей. Наибольшее количество белка содержится в животной пище – мясе, рыбе, яйце, молочных продуктах. Но известно, что вегетарианская диета при соблюдении разнообразия растительных продуктов обеспечивает организм достаточным количеством белка, в том числе и незаменимыми аминокислотами.

И в благополучные периоды жизни общества, страны и в периоды экономических трудностей в вопросах употребления пищи сохраняются проблемы дефицита и излишеств в еде. И то и другое является заботой общества, семьи, индивидуума. Голодные годы неурожаев начала 20- х годов ХХ века в России, Ленинградская блокада в годы Отечественной войны – в прошлом. Но и сегодня в недостаточно и достаточно обеспеченных семьях знания правильного питания – залог здоровья.

У значительного числа людей, в том числе школьников, приход энергии с пищей превосходит расходы, и имеет некоторые другие дефекты. Наши исследования показали, что в нашей деревни и школе немало людей, имеющие избыточный вес и ожирение. Почему? Какие факторы наряду со снижением двигательной активности способствуют нарушению баланса энергии между поступлением ее с пищей и энергозатратами? Для ответа на этот вопрос надо знать: что повышает аппетит, что определяет чувство сытости?

Возбуждению центра аппетита способствует:

Снижение уровня глюкозы в крови – главного топлива, возникающее при длительном перерыве в приеме пищи

или после большой физической нагрузки.

Время еды, определяемое привычкой и подкрепляемое через определенные интервалы (около 4 часов) периодической секрецией желудочного сока. Желудок готов к пищеварению, требует пищи. При стабильном ритме питания устанавливается свой собственный вариант периодической секреции. Нарушение привычного ритма оставляет неиспользованным желудочный сок, раздражающий стенки желудка, повышающий поток возбуждающих сигналов в центр аппетита. При частом нарушении ритма питания возникает стойкое перевозбуждение аппетита, а выделенные в пустой желудок пищеварительные соки, содержащие соляную кислоту, пепсин – фермент, переваривающие белки, вызывают разрушение стенки желудка, что может завершиться гастритом, язвенной болезнью.

Воспоминания о вкусной пище, разговоры о еде.

Вид и запах вкусной пищи.

Раздражение вкусовых рецепторов полости рта острой, соленой, жареной и просто вкусной пищей.

Кроме того. Надо знать, что потребление пищи – это один из главных жизненно необходимых рефлексов; именно поэтому удовлетворение пищевой приносит удовольствие. Человек, не имеющий радости от других элементов жизни – радости и удовольствия от успешного труда, учебы, достижений на пути к поставленной цели, от познания нового, от дружбы, ищет радости в еде. Еда становится главным или единственным средством получения удовольствия.
Возбуждение центра сытости обеспечивает:

Заполнение желудка до определенного объема. С позиции этого рефлекса можно представить, например, что 100 граммов огурцов, имеющих 10,5 калорий, дают большее заполнение желудка и ощущение сытости, чем 20 граммов сливочного масла, дающего 156 калорий, и имеющего значительно меньший объем. Так же малокалорийны и другие овощи. Поэтому желательно в очередной прием пищи, особо тем, кто имеет повышенный аппетит и избыточный вес, включая овощи, каждые из которых имеют нужных микроэлементов, витаминов, необходимых организму. Вредны также – периодические «обжираловки» - когда, например, в гостях, за разговорами, не контролируют количество съедаемого, не отказывают себе в удовольствии съесть лишний кусочек другой пирога, и другой вкуснятины. Человек не только на грядущие часы употребит пищи больше, чем израсходует, но и растянет желудок и в следующий прием пищи для заполнения растянутого желудка и получения чувства сытости потребуется больший ее объем.
Отчасти центр сытости возбуждается и при длительном жевании: утомлении жевательных мышц.

Мешает своевременному ощущению сытости отвлечение во время еды посторонними разговорами, просмотр телепередач и др.:- человек отвлечен и, не имея других стимулов к деятельности, механически ест, ест, ест…, переедая.

Наоборот, люди, увлеченные другими видами деятельности, жаждующие удовольствия от интересного дела, принимая пищу, стремятся скорее приступить к другому – полезному, интересному. Согласитесь: невозможно принимать обед и одновременно играть в волейбол, кататься на лыжах, читать интересную книгу. Поэтому дети с широким кругом интересов реже страдают избыточным весом. Но торопиться есть – тоже вредно, напоминаем – надо жевать, жевать, жевать….

Для здоровья целесообразно соблюдать в рационе примерное соотношение веществ: белков, жиров, углеводов. В таблице №2 приводятся целесообразные нормативы энергетической ценности (калораж) и примерный состав пищи по основным пищевым веществам для детей школьного возраста, соблюдающих нормальный активный образ жизни…

Примерный калораж питания школьников

 

 

Возраст


Энергет. ценность


Жиры (г)


Белки (г)



Углеводы (г)

Минер. в - ва

 

кДж

 

В Ккал

 

всего

живот.

происхож.

 

всего

живот.

происх.

 

Са

7-10

9630

2300

79

47

79

16

315

1100

маль-

чики

11-13

 

11308

 

2700

 

93

 

56

 

93

 

19


370

 

1200

девочки

10258

2450

85

51

85

17

340

1100

юноши

14-17


12142

 

2900

 

100


60

 

100

 

20

 

400

 

1200

девушки

10886

2600

90

54

90

18

360

1100


Из распространенных ошибок в питании наиболее частой является злоупотребление легкоусвояемыми углеводами (сладостями), конкретно – сахаром. Наши предки потребляли сахара меньше, или не потребляли его совсем. Безвредный предел суточного потребления сахара для школьника, служащего, рабочего автоматизированного производства 50 – 70 грамм сахара, при его дробном приеме. Надо знать, что в 1 чайной ложке содержится 9 г. сахара, в конфете – 10 грамм, в чайной ложке варенья – 11 грамм, в 100 граммах мороженого – 12 – 16 грамм, в сливочном пирожном -34 грамма, в стакане компота – 20 -40 грамм, в 1 стакане фруктовой воды – 15 грамм сахара. Частым упущением в питании является недостаточное употребление овощей, клетчатки, которые нормализуют темпы всасывания глюкозы и других пищевых продуктов.

Ориентировочное соответствие энергоемкости пищи и энергозатрат


Наименование продукта

Кал.

Деятельность

Мин.

Конфета карамель

Чашка кофе с сахаром

 

Яблоко средней величины

Яйцо

Бутерброт с сыром (без мяса)

Отбивная нежирная

Бутерброды с ветчиной

Кусок торта

0,5 литра молока

Половина жареного цыпленка

с картофелем

20

45
65

85

150

180

205

290

330

810

Гимнастика

Бадминтон

Плавание

Футбол

Упражнение со скакалкой

Теннис

Домашняя уборка

Пеший туризм

Гимнастика

Борьба дзю – до

Гребля

5

20

15

9

6

25

50

50

60

55

120


Разнообразное питание позволяет надежно обеспечивать организм необходимым их количеством и составом.

Понимание роли различных веществ в жизни и здоровье будет неполным, если не знать, что организму необходимо более 61 химических элементов из таблицы Д.И. Менделеева. Они входят в химический состав скелета, мышц, органов, нервов, а так же – гормонов, ферментов и многих других биологически активных веществ.

Например среди школьников широко известна железодефицитная анемия (малокровие) при недостаточном поступлении в организм или усвоений железа, при потерях железа с кровотечениями. Железо – необходимый микроэлемент в составе гемоглобина эритроцитов. Именно гемоглобин переносит кислород от легких в ткани.

Употребление в пищу разнообразных овощей, фруктов, ягод и разнообразие продуктов питания обеспечивает в целом потребности организма в микроэлементах. Однако не всегда и не везде. Так произошло с обеспечением человека йодом. Всем, живущим в территориях, удаленных от моря надо знать, что они живут в условиях дефицита йода. Йодсодержащие вещества земной коры оказались преимущественно водорастворимыми. За более, чем 4,7 миллиардов лет существования Земли йодсодержащие вещества утекли в моря и океаны. В приближенных к морям территориям испарения йода не доходят, а жизнь зародилась при наличии достаточного количества йода. Йод является элементом гормонов щитовидной железы – тироксина и трийодтиронина, контролирующих окислительные процессы в клетках тканей организма, а значит – энергию мышления, мышц, сердца, нервов, синтез белка, значит – рост и развитие, синтез ферментов, гормонов, т.е. всю жизнь. Окисление – это экзотермическая (с выделением тепла_ химическая реакция, обеспечивающая в организме оптимальную температуру. Мало йода – мало гормона – снижаются энергетические процессы.

Среди заболеваний йод – дефицита – эндемический зоб. При нарушении деятельности щитовидной железы учащиеся очень сильно слабеют, быстро устают, беспричинное падение настроения, плохо слышат, слабые зубы, выпадают волосы, ломаются ногти, часто болит голова. Все эти симптомы говорят о том, что организм ребенка нуждается в йоде. Суточная норма йода – 50 – 200 мкг.

По оценке экспертов Всемирного общества здравоохранения, первой причиной отклонения умственного развития – нехватка йода.

В Татарстане, так же как и в других областях России, наблюдается нехватка йода в воде, что нужно сказать и об Апастовском районе. Нужно иметь в виду и то, что в продуктах йода тоже очень мало – всего 4 – 15 мкг. Поэтому желательно вводить в рацион продукты, содержащие много йода: морская капуста, морская рыба, кальмары, креветки. Также суточную потребность йода можно возместить с помощью хлебо – булочных и кисломолочных изделий.

Беспорядочное питание от случая к случаю приводит к тому, что органы пищеварения оказываются не подготовленными заблаговременно к приему и перевариванию пищи, они выделяют меньше пищеварительных соков и менее активны. Пищеварение идет дольше, расщепление оказывается менее глубоким, не все вещества пищи, полезные для организма, используются. Необходимо есть не менее трех раз в день, и всегда в одно и тоже время.

Слишком обильное питание вызывает усиленную и длительную секрецию и перистальтику органов пищеварения, чрезмерное расширение желудка, большой приток крови к органам пищеварения и отток от головного мозга, мышц и других органов. Пища полностью не переваривается и без пользы выводится из организма. При этом часто наблюдается несварение, закупорка кишечника, ожирение. Все это ведет к ослаблению физической силы и умственной деятельности, сопротивляемости организма болезням. Поэтому еще древние греки советовали «есть, чтобы жить, но жить, чтобы есть».

Питание должно быть умеренным, разнообразным, сбалансированным по калорийности с учетом затрат

энергии на трудовую деятельность и возрастных особенностей организма.

Плохое прожевывание пищи вызывает нарушение сокоотделения и перистальтики, при этом пища хуже переваривается и усваивается, дольше задерживается в органах пищеварения, что вызывает несварение, расстройство пищеварительной системы.

Хорошо влияют на функционирование органов пищеварения сырые овощи и фрукты, способствуя

сокоотделению и перистальтике. Организм получает с ними витамины, фитонциды, углеводы.

Салаты и супы стимулируют сокоотделение и облегчают пищеварение, а молочнокислые продукты

уничтожают вредную микрофлору кишечника.

Каждый школьник видит себя в будущем и хочет стать и быть здоровым. Здоровье даст реализацию способностей, высокий интеллект, интересную и полезную работу, самодостаточность и благополучие.

Быть здоровым – это цель. Для достижения цели нужны знания. Знания – всего лишь книжный свод истин, если они не применяются в практике. Путь от знаний к практике – желание использовать знания. Но желание может остаться мечтой. Если не мобилизовать свою волю, не мотивировать себя на реализацию знаний. Последний рубеж от знания к практике – это действие, это внедрение полезных привычек, искоренение вредных. Чем раньше мы поймем значение самоконтроля, чем раньше поймем свою собственную роль в формировании своего здоровья, тем реальнее будут достижения разумно поставленных перед собой целей.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект на тему iconРеферат Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е»
Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» устройствами блочной маршрутно-релейной централизации
Проект на тему iconРеферат Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е»
Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» устройствами блочной маршрутно-релейной централизацией
Проект на тему iconДипломный проект на тему: Проект детского кафе на 50 мест в Торгово- офисном центре г. Пушкино
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект на тему iconДипломный проект на тему: «Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект на тему iconДипломный проект на тему: «Проект сервисного центра по обслуживанию...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект на тему iconДипломный проект на тему: Проект мероприятий по разработке антикризисной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект на тему iconКурсовой проект на тему: Проект производственно-технической базы...
Курсовой проект содержит три листа графической части и пояснительную записку на 70 стр., 13 таблиц, 10 использованных источников
Проект на тему iconДипломный проект на тему: «Проект мероприятий по совершенствованию...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект на тему iconРеферат Баранов К. Г., Игнатенков А. И. Дипломный проект на тему...
Общий объем проекта составляет 78 страниц. Дипломный проект содержит 1 рисунок, 16 таблиц. Список литературы представлен 30 источниками...
Проект на тему iconРеферат Дипломный проект на тему «Автоматизированная система управления...
Дипломный проект на тему «Автоматизированная система управления санаторным комплексом «Валуево». Подсистема «Диетпитание» состоит...
Проект на тему iconПроект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»( недель)
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Проект на тему iconДипломный проект на тему: «Проект реконструкции участка текущего...
Общий объем проекта составляет 70 страниц. Дипломный проект содержит 4 рисунка, 15 таблиц. Список литературы представлен 29 источниками...
Проект на тему iconДипломный проект на тему: «Проект реконструкции участка текущего...
Общий объем проекта составляет 70 страниц. Дипломный проект содержит 4 рисунка, 15 таблиц. Список литературы представлен 29 источниками...
Проект на тему iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята! Вспомните тему нашего прошлого урока. Дома вы выполнили проект на тему домашние опасности
Проект на тему iconДипломный проект на тему: Проект мероприятий по улучшению финансового состояния
Целью работы является разработка мероприятий по улучшению финансового состояния строительного предприятия фгуп «усс» фсб россии
Проект на тему iconДипломный проект на тему: Проект мероприятий по совершенствованию...
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию товародвижения в сети магазинов ип шумитовой В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск