Скачать 218.71 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский Государственный Университет» Биологический факультет Кафедра ботаники и биотехнологии растений Рабочая программа по дисциплине «Систематика высших растений» для студентов 2 курса 030 по специальности «Биология» (011600) Тюмень, 2009 Рекомендовано к использованию в учебном процессе учебнометодическим советом биологического факультета Рабочая программа по систематике высших растений Сальникова Людмила Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и биотехнологии растений Ответственный за выпуск: Боме Нина Анатольевна, профессор кафедры ботаники и биотехнологии растений Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС и содержит информацию об основных семействах, принадлежащих к высшим растениям. В работе рассматриваются отличительные признаки . семейств и их эволюционные связи. Программа предназначена для студентов 2 курса заочного отделения. 1. Пояснительная записка Программа общего курса «Систематика высших растений» содержит в себе информацию
Цель курса: изучить современные принципы классификации цветковых растений. Задачи:
Дисциплина включает 8 часов лекций и 8 часов лабораторных занятий по специальности «Биология». 2. Тематический план изучения дисциплины
Форма контроля - зачет. 3. Содержание дисциплины Лекционный курс Тема 1. Общая характеристика отдела Мохообразные, систематика и происхождение. Высшие растения, их отличия от низших. Мохообразные как особая эволюционная ветвь с преобладанием в жизненном цикле гаметофита. Класс Печеночники. Порядок Маршанциевые. Маршанция изменчивая как представитель класса. Таллом, ризоиды, антеридиальные и архегониальные подставки, протонема, выводковые корзиночки. Жизненный цикл маршанции. Класс Листостебельные мхи, отличительные особенности. Порядок Сфагновые мхи. Род Сфагнум, распространение. Особенности морфологического строения. Лист (гиалиновые и хлорофиллоносные клетки). Строение спорогона. Образование торфа и его значение. Порядок Зеленые мхи. Кукушкин лен. Морфологическое и анатомическое строение стебля и листа. Спорогон (коробочка). Перистом как особое приспособление для распространения спор. Многообразие зеленых мхов. Тема 2. Сравнительная характеристика отделов Псилофитовидные, Псилотовидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Первые наземные ископаемые растения - псилофиты. Риния И астероксилон. Телом, ризомоид, спорангий. Отдел Псилотовидные. Порядок Псилотовые. Псилот и тмезиптерис - ныне живущие потомки псилофитов. Отдел Плауновидные. Класс Плауновые. Порядок Плауновые. Жизненный цикл на примере плауна булавовидного. Преобладание в жизненном цикле спорофита. Равноспоровость, обоеполый заросток, архегонии и антеридии. Разноспоровость. Микроспоранг ии и мегаспорангии. Порядок Селагинелловые. Жизненный цикл селагинеллы. Эволюционное значение возникновения разноспоровости. Отдел Хвощевидные. Класс Хвощевые. Порядок Хвощевые. Жизненный цикл на примере хвоща полевого. Морфологическая равноспоровость и физиологическая разноспоровость, элатеры. Значение хвощей. Ископаемые плауны и хвощи. Отдел Папоротниковидные. Характеристика классов Ужовниковые и Мараттиевые. Класс Полиподиопсиды. Порядок Аспидиевые. Жизненный цикл на при мере щитовника мужского. Сорус, индузий, плацента. Разноспоровые папоротники. Порядки Сальвиниевые и Марсилиевые. Основная особенность - преобладание спорофита над гаметофитом. Тема 3. Общая характеристика отдела Пинофиты (Голосеменные), систематика и происхождение. Семенные растения, сходство и отличие Голосеменных и Цветковых растений. Особенности строение стробилов Голосеменных. Нуцеллус как мегаспорангий. Микроспорангии. Класс Саговниковые. Порядок Семенные папоротники как ископаемый таксон. Особенности микроспорангиев и семяпочек. Калимматотека и медуллоза как представители класса. Порядок Саговниковые. Строение вегетативных и репродуктивных органов. Характерные представители класса: саговник, замия. Порядок Беннеттитовые. Особенности строения стробилов. Класс Шишконосные. Порядки Кордаитовые, Хвойные и Гинкговые. Класс Оболочкосеменные, общая характеристика. Особенности строения гнетума, эфедры, вельвичии. Тема 4. Основные систематические особенности отдела Магнолиофиты (Цветковые) и принципы их классификации. Цветок как характерный признак отдела. Гипотезы происхождения цветковых растений. Краткий исторический очерк систем цветковых растений. Эволюционная система магнолиофитов А.Л. Тахтаджяна (1987). Понятие о систематических категориях. Тема 5. Класс Магнолиопсиды (Двудольные). Характеристика подклассов Магнолииды и Ранункулиды. Основные направления эволюции, подразделение на 8 подклассов. Подкласс Магнолииды - основа филогенетической системы Цветковых. Кодекс примитивности признаков. Порядок Магнолиецветные, общая характеристика. Подкласс Ранункулиды. Порядок Лютикоцветные, эволюция цветков и плодов в семействе Лютиковые, признаки примитивности и специализации, важнейшие представители. Тема 6. Признаки подклассов Розиды и Дилленииды. Подкласс Розиды, черты сходства с Ранункулидами и отличия от них. Порядок Розоцветные, семейство Розовые. Отличительные признаки строения цветка и плода. Гипантий. Многообразие растений и их хозяйственное значение. Порядок Бобовоцветные. Семейства Магнолиевые, Цезальпиниевые, Бобовые, роль в природе и в хозяйственной деятельности человека. Порядок Зонтичноцветные. Семейство Зонтичные, фитохимические особенности. Подкласс Дилленииды, общая характеристика. Пищевые, пряные и ядовитые растения. Диагностические признаки плода. Порядок Каперсоцветные. Семейство Капустные, строение плодов и семян. Пищевые, сорные, лекарственные и медоносные растения. Тема 7. Класс Лилиопсиды (Однодольные). Энтомофильное направление эволюции. Происхождение односемядольности. Порядок Лилиецветные как центральный и типичный среди Однодольных. Семейства Лилейные, Луковые, Ландышевые, Аспарагусовые, важнейшие представители, хозяйственное значение. Порядок Орхидноцветные. Семейство Орхидные, особенности строения цветка в связи с опылением насекомыми. Гиностемий, мелкосемянность. Редкие и исчезающие растения семейства (венерин башмачок, пальчатокоренник, дремлик и др.). Тема 8. Анемофильное направление эволюции. Порядок Осокоцветные. Семейство Осоковые, строение вегетативных органов. Генеративные органы: соцветия, тычиночные и пестичные цветки, мешочек. Роль осок в природе. Порядок Мятликоцветные. Семейство Мятликовые (Злаковые). Черты сходства и отличия злаков и осок. Типы соцветий. Строение элементарного соцветия- колоска. Колосковые и цветковые чешуи, их происхождение. Хлебные и кормовые злаки. 4. Темы лабораторных работ
о 5. Коллоквиумы 1. Общая характеристика и эволюционные взаимоотношения в классе Магнолиопсиды. 2. Общая характеристика и эволюционные взаимоотношения в классе Лилиопсиды. 6. Контрольные вопросы к зачету
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература 1. Еленевский А.Г. Ботаника высших или наземных растений. М.: Академия, 2000. 429с. 2. Сергиевская Е.В. Систематика высших растений. СПб: Лань, 1998. 448с. З. Определитель растений Новосибирской области. Новосибирск: Наука, 2000.492с. 4. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. М.: Мир, 1990. Т. 2. 344с. 5. Яковлев г.п., Аверьянов Л.В. Ботаника. М.: Просвещение. 1997.. Ч. 2. 336с. Дополнительная литература 1. Еленевский А.Г., Соловьева М.П. и др. Практикум по систематике растений и грибов. Издательский центр «Академия». 2001.160с. 2.Грищенко П.П. Ядовитые растения Тюменской области. ХантыМансийск: Полиграфист, 2001. 194с. 3.Жизнь растений. М.: Просвещение. Т. 4, 5. Ч. 1, 2, Т. 6. 1978 - 1982. 4.Комарницкий Н.А. и др. Ботаника. Систематика растений. М.: Высшая школа, 1995.-608с. 5.Лекарственные растения. Энциклопедия природы России: ABF, 1998. 496с. 6. Сурина Л.Н. и др. Земли Тюменской травы целебные. Тюмень: Слово, 2001. 592с. 7.Тахтаджян А.Л. Система магнолиофитов. Л: Наука, 1987. 439с. 8 Шостаковский С.А. Систематика высших растений. М.: Высшая школа, 1971. 352с. 8.Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийная лекция «Редкие и исчезающие растения Тюменской области». Иллюстрированные материалы: Учебный гербарий, альбомы, таблицы, заспиртованный материал. Дополнения по планированию самостоятельной работы студентов: Планирование самостоятельной работы студентов Таблица
Дополнения по книгообеспеченности: Основная литература: 1. Еленевский, А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений. М.: «Академия», 2006. - 464 с. 2 .Сальникова Л.И. Ботаника. Систематика высших растений. ТюмГУ, 2007. – 128 с. Дополнительная: 1.Сергиевская, Е.В. Систематика высших растений. С.-П., 2002. – 448 с. 2.Ботаника: в 4-х т. Т. 3. Высшие растения. М.: «Академия», 2007- 352 с. 3. Положий А.В. Систематика цветковых растений. Томск, 2001. – 320 с. 4.Корчагина И.А. Систематика высших споровых растений с основами палеоботаники. С.-П., 2001. – 696 с. Дополнения и изменения к рабочей программе по дисциплине «Ботаника. Систематика высших растений» по специальности Биология» для студентов заочной формы обучения на 2009-2010 учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Добавлена таблица по планированию самостоятельной работы студентов 2.. Изменена основная и дополнительная литература в соответствии с требованиями книгообеспеченности. 3. В результате дополнений и изменений, сделанных по тексту, изменилось число страниц в рабочей программе. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ботаники и биотехнологии «_____________» «__________________» 2009 г. Заведующий кафедрой ________________________________________Н.А. Боме |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика... В результате освоения программы курса «Систематика низших растений» специалист должен | Рабочая программа учебной дисциплины «систематика высших растений» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология | Рабочая программа по дисциплине ен. Р. 02. Основы биохимии растений Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области биологической химии растений | ||
Тема: Основы систематики растений (§45,46) Систематика Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической... | Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 06. 03. Физиология растений по специальности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 06. 03. Физиология растений по специальности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальности Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,... | Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников Познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми... | ||
Урока. Обобщение и систематизация знаний ... | Примерная рабочая программа элективного курса по экономике «Основы экономической теории» Методические указания по дисциплине «Теория экономического анализа» для высших учебных заведений. – Спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры... Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми... Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные... Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений | Рабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая... Рабочая программа составлена на основании Типовых программ по внутренним болезням, физиотерапии и военно-полевой терапии для студентов... |