Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений





Скачать 399.34 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений
страница1/3
Дата публикации26.03.2015
Размер399.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ


СД.01 БОТАНИКА: СИСТЕМАТИКА НИЗШИХ РАСТЕНИЙ



СД.Ф.1 БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ: СИСТЕМАТИКА НИЗШИХ РАСТЕНИЙ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050102 Биология

050103 Биология с дополнительной специальностью (География)

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


1.1 Автор программы: Прохорова С.А., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии.

1.2 Рецензенты: Ерохина И.А., к.б.н., с.н.с. ММБИ КНЦ РАН

Меньшакова М.Ю., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии.

1.3 Пояснительная записка:

Курс «Систематика низших растений» призван обеспечить понимание местоположения водорослей, грибов и лишайников в царстве растений, их таксономию, а также особенности морфологического и анатомического строения особей, воспроизводства, циклы развития, филогению, распространение и значение как в природных сообществах, так и в жизнедеятельности человека.

В результате освоения программы курса «Систематика низших растений» специалист должен:

  • владеть в необходимом объеме понятийным аппаратом современной классификации низших растений;

  • знать основные систематические группы низших растений и уметь использовать эти знания в практической деятельности;

  • иметь представление о разнообразии микроорганизмов, водорослей, грибов, лишайников и принципах их классификации;

  • изучить роль низших растений в эволюции растительных организмов, а также основные их типы воспроизводства и циклы развития;

  • уметь использовать полученные знания в работе с учащимися.

Курс «Систематика низших растений» включает 4 темы. Расположение материала по темам и их последовательность подчинены задаче создать у слушателей представление о классификации водорослей, грибов и лишайников, их морфологических и анатомических особенностях, воспроизведении и циклах развития, а также филогении каждой группы низших растений, географическом распространении, роли в природе и значении в жизнедеятельности человека. Знания, полученные слушателями, в результате освоения программы курса, должны служить основой последующего изучения биологии в рамках школьной программы, а также в исследовательской работе по изучению отдельных представителей низших растений.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Низшие растения. Водоросли: классы и порядки. Экология водорослей. Лишайники как симбиотические организмы. Принципы классификации.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050102 Биология

1

1

130

70

40




30

60

экзамен

2

050102 Биология (ЗФО)

1

1

130

14

8




6

116

экзамен

3

050102.00 Биология – География

1

1

80

42

28




14

38

экзамен

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Количество часов

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение. Теория эндосимбиоза

6

4




2

4

1

1







4

2.

Водоросли

36

20




16

26

6

4




2

52

3.

Грибы

18

10




8

20

4

2




2

40

4.

Лишайники

10

6




4

10

3

1




2

20




Всего часов:

70

40




30

60

14

8




6

116

Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология

Вариант 2 для специальности 050102 Биология ЗФО





Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Количество часов

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение. Теория эндосимбиоза

4

2




2

2
















2.

Водоросли

26

18




8

24
















3.

Грибы

8

6




2

8
















4.

Лишайники

4

2




2

4



















Всего часов:

42

28




14

38
















Вариант 3 для специальности 050102 Биология - География
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Введение в курс «Систематика низших растений»

Взаимосвязь с другими биологическими науками. Содержание и предмет. Основные принципы классификации низших растений по таксономическим рангам. Месторасположение низших растений в систематике живых организмов, как животного, так и растительного происхождения.
Тема 2. Водоросли.

Систематическое положение водорослей в царстве растений. Современная классификация водорослей на таксономические ранги. Особенности их строения как морфологические, так и анатомические. Воспроизведение, циклы развития. Питание, филогения, экология, распространение, роль в природе и значение в жизнедеятельности человека.
Тема 3. Грибы.

Систематическое положение грибов в царстве растений, современная классификация на таксономические ранги, особенности морфологического и анатомического строения вегетативного тела, питание, воспроизведение, циклы развития, филогения, распространение, роль в природе и природных сообществах.
Тема 4. Лишайники.

Систематическое положение лишайников в царстве растений. Современная классификация лишайников на таксономические ранги. Особенности морфологического и анатомического строения лишайников. Питание, рост, воспроизведение, строение плодовых тел и спор, циклы развития, филогения, экология, распространение, роль в природе и жизнедеятельности человека.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

Не предусмотрены.
1.7 . Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ):
Тема I. Прокариотические организмы.

План:

1. Знакомство с разнообразием прокариотических организмов на примере представителей отделов Cyanobacteria – цианобактерии (синезеленые водоросли) и Chloroxybacteria – хлороксибактерии (Prochlorophyta – первично-зеленые водоросли).

2. Изучение анатомического строения клеток прокариот на постоянных и временных препаратах цианобактерий.

3. Изучение по наглядным материалам цикл развития цианобактерий.

Задание для самостоятельной работы.

  1. Выполнить рисунки различных представителей прокариотических организмов; сделать подписи к рисункам.

  2. Рассмотреть под микроскопом при малом и большом увеличении препараты прокариот; выполнить рисунки и сделать под ними подписи.

  3. Составить и зарисовать схему цикла развития цианобактерий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Особенности морфологического облика прокариот.

  2. Различия в анатомическом строении клеток прокариот и эукариот.

  3. Размножение, циклы развития и приспособленность к переживанию неблагоприятных условий окружающей среды прокариот.

  4. Значение прокариотических организмов.

Рекомендуемая литература:

  1. Горбунова Н.П. и др. Малый практикум по низшим растениям. – М.,1976.

  2. Клюшникова Е.С., Сизова Т.П. Методические указания по курсу «Низшие растения». – М.,1972.

  3. Курсанов Л.И. Низшие растения. В 5-ти томах. – М.,1953-1960.

  4. Жизнь растений. В 3-х томах. – М.,1974.

  5. Определитель низших растений. Т.1,2,5. – М.,1953.

  6. Антипина В.Н. Водоросли. – К.,1980.


Тема II. Эукариотические организмы.

Подтема 1. Bacillariophyta – диатомовые водоросли.

План:

1. Знакомство с многообразием диатомовых водорослей.

2. Особенности строения панциря диатомей.

3. Изучение цикла развития диатомовых водорослей по наглядному материалу.

Задание для самостоятельной работы.

  1. Зарисовать схему осей симметрии панциря диатомей; сделать подписи к рисункам.

  2. Используя определитель и наглядные пособия, определить в каплн водного раствора не менее 5 представителей диатомовых водорослей; подписать каждого представителя в латинской и русской интерпритации.

  3. Составить и зарисовать схему циклов развития циклических и пеннатных диатомей; сделать подписи.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Особенности морфологического облика диатомей.

  2. Почему некоторые диатомовые водоросли «парят» в толще воды?

  3. Особенности размножения и циклов развития циклических и пеннатных диатомей.

  4. Роль диатомовых водорослей в природных сообществах.

Рекомендуемая литература:

  1. Горбунова Н.П. и др. Малый практикум по низшим растениям. – М.,1976.

  2. Клюшникова Е.С., Сизова Т.П. Методические указания по курсу «Низшие растения». – М.,1972.

  3. Курсанов Л.И. Низшие растения. В 5-ти томах. – М.,1953-1960.

  4. Голлербах М.М., Полянский В.И. Пресноводные водоросли СССР. Т.1 и 2, 4. – М.,1951-1953.

  5. Жизнь растений. В 3-х томах. – М.,1974.

  6. Определитель низших растений. Т.1,2,5. – М.,1953.

  7. Chapman V.J. The algae. – L.-N.-Y.,1962.

  8. Антипина В.Н. Водоросли. – К.,1980.

  9. Флора и растительность Мурманской области. – Апатиты,1999.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconПояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02....
Ботаника – наука о строении и жизни растений и их со­обществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Мно­гообразие форм растений....
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconАндреева И. И., Родман Л. С., Чичев А. В. Практикум по анатомии и морфологии растений
...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconРабочая программа дисциплины ботаника с основами фитоценологии

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconРабочая программа учебной дисциплины «ботаника с основами фитоценологии»
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconТема: Комнатные растения
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconЖертва научной ошибки
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconТема. Понятие, предмет, метод и система криминологии
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconМетапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет»
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconПлан подготовки к егэ по биологии. 2012/2013 учебный год
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconПлан подготовки к гиа по биологии. 2012/2013 учебный год
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Царства органического мира и место растений в нем. Начало изучения царства растений. Наука о растениях ботаника. Общие сведения о...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconУрок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях"
Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений сд. Ф. 1 Ботаника с основами фитоценологии: систематика низших растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ле «Царство Растений», по теме «Подцарство Высшие растения» №23, учащиеся знакомы с Подцарством низших растений, после изучения отдела...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск