Скачать 399.34 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ СД.01 БОТАНИКА: СИСТЕМАТИКА НИЗШИХ РАСТЕНИЙСД.Ф.1 БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ: СИСТЕМАТИКА НИЗШИХ РАСТЕНИЙ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050102 Биология 050103 Биология с дополнительной специальностью (География) (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Прохорова С.А., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии. 1.2 Рецензенты: Ерохина И.А., к.б.н., с.н.с. ММБИ КНЦ РАН Меньшакова М.Ю., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии. 1.3 Пояснительная записка: Курс «Систематика низших растений» призван обеспечить понимание местоположения водорослей, грибов и лишайников в царстве растений, их таксономию, а также особенности морфологического и анатомического строения особей, воспроизводства, циклы развития, филогению, распространение и значение как в природных сообществах, так и в жизнедеятельности человека. В результате освоения программы курса «Систематика низших растений» специалист должен:
Курс «Систематика низших растений» включает 4 темы. Расположение материала по темам и их последовательность подчинены задаче создать у слушателей представление о классификации водорослей, грибов и лишайников, их морфологических и анатомических особенностях, воспроизведении и циклах развития, а также филогении каждой группы низших растений, географическом распространении, роли в природе и значении в жизнедеятельности человека. Знания, полученные слушателями, в результате освоения программы курса, должны служить основой последующего изучения биологии в рамках школьной программы, а также в исследовательской работе по изучению отдельных представителей низших растений. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО Низшие растения. Водоросли: классы и порядки. Экология водорослей. Лишайники как симбиотические организмы. Принципы классификации. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология Вариант 2 для специальности 050102 Биология ЗФО
Вариант 3 для специальности 050102 Биология - География 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Введение в курс «Систематика низших растений» Взаимосвязь с другими биологическими науками. Содержание и предмет. Основные принципы классификации низших растений по таксономическим рангам. Месторасположение низших растений в систематике живых организмов, как животного, так и растительного происхождения. Тема 2. Водоросли. Систематическое положение водорослей в царстве растений. Современная классификация водорослей на таксономические ранги. Особенности их строения как морфологические, так и анатомические. Воспроизведение, циклы развития. Питание, филогения, экология, распространение, роль в природе и значение в жизнедеятельности человека. Тема 3. Грибы. Систематическое положение грибов в царстве растений, современная классификация на таксономические ранги, особенности морфологического и анатомического строения вегетативного тела, питание, воспроизведение, циклы развития, филогения, распространение, роль в природе и природных сообществах. Тема 4. Лишайники. Систематическое положение лишайников в царстве растений. Современная классификация лишайников на таксономические ранги. Особенности морфологического и анатомического строения лишайников. Питание, рост, воспроизведение, строение плодовых тел и спор, циклы развития, филогения, экология, распространение, роль в природе и жизнедеятельности человека. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Не предусмотрены. 1.7 . Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ): Тема I. Прокариотические организмы. План: 1. Знакомство с разнообразием прокариотических организмов на примере представителей отделов Cyanobacteria – цианобактерии (синезеленые водоросли) и Chloroxybacteria – хлороксибактерии (Prochlorophyta – первично-зеленые водоросли). 2. Изучение анатомического строения клеток прокариот на постоянных и временных препаратах цианобактерий. 3. Изучение по наглядным материалам цикл развития цианобактерий. Задание для самостоятельной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Рекомендуемая литература:
Тема II. Эукариотические организмы. Подтема 1. Bacillariophyta – диатомовые водоросли. План: 1. Знакомство с многообразием диатомовых водорослей. 2. Особенности строения панциря диатомей. 3. Изучение цикла развития диатомовых водорослей по наглядному материалу. Задание для самостоятельной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Рекомендуемая литература:
|
Пояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология | Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности... | ||
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02.... Ботаника – наука о строении и жизни растений и их сообществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Многообразие форм растений.... | Андреева И. И., Родман Л. С., Чичев А. В. Практикум по анатомии и морфологии растений ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Рабочая программа дисциплины ботаника с основами фитоценологии | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «ботаника с основами фитоценологии» Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования | Тема: Комнатные растения Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
Жертва научной ошибки Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | Тема. Понятие, предмет, метод и система криминологии Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
Метапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет» Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | План подготовки к егэ по биологии. 2012/2013 учебный год Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
План подготовки к гиа по биологии. 2012/2013 учебный год Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Царства органического мира и место растений в нем. Начало изучения царства растений. Наука о растениях ботаника. Общие сведения о... | ||
Урок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях" Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ле «Царство Растений», по теме «Подцарство Высшие растения» №23, учащиеся знакомы с Подцарством низших растений, после изучения отдела... |