Скачать 142.04 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №108» Ленинского района города Саратова Открытый урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» Экология 6 класс Учитель МАОУ «Гимназия №108» Немковская Н.Ю. 2013 г. Урок 23 Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений. Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений. Задачи: образовательные: изучить условия возникновения и роль микоризы в жизни растений; рассмотреть роль клубеньковых бактерий в жизни растений; рассмотреть грибковые и бактериальные заболевания растений; развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать полученную информацию, работать с текстом, находить взаимосвязи между явлениями; воспитательная: воспитывать общекультурные навыки (работа в группе, в паре; возможность принять иную точку зрения); бережное отношение к здоровью и к окружающей среде. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок-поиск Метод: словесно-наглядный Методические приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, работа в парах, работа в группах. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная. Формы контроля усвоения материала: взаимоконтроль и письменный контроль Оборудование: презентация, компьютер, проектор. Ход урока
Рабочий лист обучающегося ________ класса ____________________________________________________ Задание 1. Заполните таблицу «Прямые влияния растений», используя подходящее для вашей группы описание. Задание 2. (по вариантам): 1 вариант Выпишите номера верных утверждений:____________________________ 2 вариант Выпишите номера неверных утверждений: _________________________ Оценка: ________ Задание 3 «Верите ли вы, что…» В графе «Вначале урока» напротив каждого утверждения поставьте знак «+», если вы считаете утверждение верным, или знак «-», если считаете утверждение неверным.
Вопросы по теме «Микориза»: 1. Что общего в названии и в месте обитания грибов? 2. Что такое микориза? 3. Какова роль грибницы и роль растения в этом взаимодействии? Вопросы по теме «Бактериальные клубеньки»: 1. Как образуются бактериальные клубеньки? 2. В корнях каких растений они могут образоваться? 3. Какова роль клубеньковых бактерий в жизни растений? 4. Какими питательными веществами особенно богаты бобовые растения? Вопросы по теме «Зеленые удобрения»: 1. Содержание какого микроэлемента увеличивается при внесении в почву зеленых удобрений? 2. Какое растение чаще всего использую в качестве «зеленого удобрения»? Сообщение по теме «Фруктовая гниль»: Плодовая гниль. Эта болезнь поражает плоды яблони и груши. Вызывает ее гриб–паразит. Обнаруживается она во время налива плодов, т. е. примерно в конце июля. На плодах появляются небольшие буроватые пятна, постепенно увеличивающиеся. Мякоть плода под пятнами становится рыхлой и губчатой, а на поверхности пятна появляется множество серовато–бурых бородавочек, часто расположенных кругами. Болезнь постепенно охватывает весь плод. Сообщение по теме «Ржавчина»: Ржавчина растений — это вредоносная распространённая болезнь многих растений, вызываемая ржавчинными грибами и характеризующаяся образованием на пораженных органах пустул различной формы и величины, из которых при растрескивании высыпается «ржавый» порошок, состоящий из спор гриба. Сообщение по теме «Мучнистая роса»: Мучнистую росу можно узнать по серовато-белому налету или по характерным темно-коричневым шарикам на поверхности листьев и молодых стеблей. Со временем налет становится все плотнее и затем буреет. Развитие мучнистой росы происходит в жаркое сухое время с резкими колебаниями температуры и влажности. Налет мучнистой росы это грибница, которая живет за счет растения. Темно-коричневые шарики это ее споры. Даже не сильное поражение приводит к резкому снижению зимостойкости у побегов и почек, что приводит к их вымерзанию. Сообщение по теме «Головня»: Головня, широко распространённая болезнь многих растений, вызываемая головнёвыми грибами. Наибольший вред приносит злаковым культурам, причиняя огромный ущерб сельскому хозяйству. Разрушает полностью или частично различные органы, но преимущественно завязи, колоски, метёлки, початки, а также стебли, листья, корневые шейки, которые превращаются в тёмную споровую массу. Сообщение по теме «Спорынья»: В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй, возникали эпидемии так называемого «Антониева огня» (эрготизма) — пищевого отравления, способного привести даже к смерти человека. В народе спорынья получила название «волчий зуб», а также «ядовитое зерно». Спорынья является паразитирующим грибом на злаках. На цветках колоса ржи развиваются плотная грибница, которая имеет удлиненно-продолговатую форму, морщины и трещины. Цвет её черно-фиолетовый, на котором может быть белый налет. Приложение 1. Прямые влияния растений друг на друга
Приложение 2. «Верю – не верю» 1) Сирень и нарциссы можно совмещать в одном букете. 2) Конкуренция – это соревнование растений за свет, влагу и минеральные соли. 3) В лесу и на открытом пространстве климат одинаковый. 4) Корневая конкуренция – это соревнование растений за территорию. 5) Более высокие растения в лесу поглощают красные и синие лучи. В нижние ярусы проникают только желтые и зеленые лучи спектра. 6) По сравнению с опушкой в лесной чаще всегда теплее и суше. 7) В лесу темнеет гораздо раньше, чем на лугу. 8) Выпалывая сорняки, человек устраняет конкурентов культурных растений. Приложение 3. «Верите ли вы, что…»
|
Урока в теме Дата Тема урока Тип урока Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,... | Конспект урока по теме: Класс Однодольные. Семейство Лилейные Однодольные; признаки растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека; уметь определять по... | ||
Урок по теме «Дыхание растений» Растения дышат, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ,поэтому Не стоит иметь в спальне... | Урок на тему: «Ткани растений» Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной... | ||
Урок по предмету «Живой мир, кубановедение» в 1 классе по теме: «Растения... Цель урока: сформировать представления о разновидностях растений Краснодарского края | Роль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными... | ||
«Перпендикуляр к прямой. Высоты, медианы и биссектрисы треугольника» Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,... | Теоретическое обоснование и практическое использование молекулярно-генетических... Работа выполнена в государственном научном учреждении – Всероссийском научно-исследовательском институте биологической защиты растений... | ||
Тема Принципы классификации цветковых растений Сформировать у учащихся представление о классификации растений, о таксономических единицах; сформировать умение распознавать растения... | Вопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02.... Ботаника – наука о строении и жизни растений и их сообществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Многообразие форм растений.... | ||
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах | Урок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле» Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах |