Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений»





Скачать 142.04 Kb.
НазваниеУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений»
Дата публикации17.02.2015
Размер142.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №108»

Ленинского района города Саратова

Открытый урок

по теме

«Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений»

Экология

6 класс

Учитель

МАОУ «Гимназия №108»

Немковская Н.Ю.

2013 г.

Урок 23

Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений.

Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений.

Задачи: образовательные: изучить условия возникновения и роль микоризы в жизни растений; рассмотреть роль клубеньковых бактерий в жизни растений; рассмотреть грибковые и бактериальные заболевания растений;

развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать полученную информацию, работать с текстом, находить взаимосвязи между явлениями;

воспитательная: воспитывать общекультурные навыки (работа в группе, в паре; возможность принять иную точку зрения); бережное отношение к здоровью и к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-поиск

Метод: словесно-наглядный

Методические приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, работа в парах, работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Формы контроля усвоения материала: взаимоконтроль и письменный контроль

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Ход урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

3

4

Организационный момент

2 мин

Слайд 1

Приветствует обучающихся

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Готовятся к уроку

Проверка Д/з

10 мин

Слайд 2

Организовывает работу в группах по заполнению таблицы (Приложение 1)

Организует проверку выполнения задания 1

Слайд 3

Организует выполнение задания 2 (Приложение 2)

Слайд 4

Организует взаимопроверку по ключевому слайду


Делятся на группы

Выполняют задание 1

Представитель группы зачитывает ответ

Выполняют задание 2 письменно по вариантам

Обмениваются работами (в паре), осуществляют взаимопроверку по ключам, выставляют оценку

Постановка проблемы

3 мин

Слайд 5

Зачитывает проблемные утверждения (Приложение 3)

Подводит к выводу темы урока:

Вопрос: О роли каких организмов в жизни растений мы будем говорить на уроке?

Слайд 6

Объявляет задачи урока: Необходимо выяснить положительные и отрицательные стороны влияния грибов и бактерий на растения.

Отмечают в рабочих листках верные (+) и неверные (-) утверждения

Отвечают на вопрос.

Формулируют и записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

20 мин

Слайд 7

Организует выполнение задания:

- проанализируйте изображение на слайде;

- познакомьтесь с текстом §38 «Микориза», «Роль микоризы в жизни растений»;

- ответьте на вопросы:

1. Что такое микориза?

2. Какова роль грибницы и роль растения в этом взаимодействии?

Слайд 8

Организует выполнение задания:

- проанализируйте изображение на слайде;

- познакомьтесь с текстом§38 «Бактериальные клубеньки»;

-ответьте на вопросы:

1. Как образуются бактериальные клубеньки?

2. В корнях каких растений они могут образоваться?

3. Какова роль клубеньковых бактерий в жизни растений?

4. Какими питательными веществами особенно богаты бобовые растения?

Слайд 9

Организует выполнение задания:

- с помощью текста § 29 (с. 75) текста § 38 (с. 106) вспомните, что такое «зеленые удобрения»

- ответьте на вопросы:

1. Содержание какого микроэлемента увеличивается при внесении в почву зеленых удобрений?

2. Какое растение чаще всего использую в качестве «зеленого удобрения»?

Организует выступление обучающихся с сообщениями «Бактериальные и грибные заболевания растений»

(Слайд 10 фруктовая гниль,

Слайд 11 ржавчина,

Слайд 12 мучнистая роса, Слайд 13 головня,

Слайд 14 спорынья)

Выполняют задание учителя:

-знакомятся с изображением на слайде;

- знакомятся с текстом учебника;

- отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание учителя:

-знакомятся с изображением на слайде;

- знакомятся с текстом учебника;

- отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание учителя:

- знакомятся с текстом учебника;

- отвечают на вопросы учителя.

Выступают с заранее приготовленными сообщениями.

Первичное закрепление

6 мин

Слайд 15

Организует повторную работу с заданиями «Верю – не верю»

Слайд 16

Организует повторение пройденного на уроке материала по вопросам:

1. О роли каких организмов в жизни растений мы сегодня говорили?

2. Какие виды взаимодействия между грибами и растениями вы можете назвать?

3. Какие виды взаимодействия между бактериями и растениями вы можете назвать?


Повторно отмечают правильные утверждения в рабочих листках.

Отвечают на вопросы учителя

Подведение итогов урока

4 мин

Выставление оценок

Слайд 17

Комментирует домашнее задание: § 38, 39 читать, ответить устно на вопросы;

творческое задание: составить кроссворд по пройденной теме (не менее 10 слов);

составить 5 верных и 5 неверных утверждений для теста по пройденной теме.


Выставляют полученные оценки в дневник.

Записывают домашнее задание в дневник


Рабочий лист обучающегося ________ класса

____________________________________________________

Задание 1. Заполните таблицу «Прямые влияния растений», используя подходящее для вашей группы описание.

Задание 2. (по вариантам):

1 вариант Выпишите номера верных утверждений:____________________________
2 вариант Выпишите номера неверных утверждений: _________________________
Оценка: ________

Задание 3 «Верите ли вы, что…»

В графе «Вначале урока» напротив каждого утверждения поставьте знак «+», если вы считаете утверждение верным, или знак «-», если считаете утверждение неверным.


Утверждение

В начале урока

В конце урока

1. Для того чтобы посадить на приусадебном участке ель или сосну, в лунку необходимо добавить лесную почву.







2. Семена орхидеи не смогут прорасти, если не вступят в контакт с грибницей.







3. Существуют бактерии, которые помогают растениям усваивать азот из почвенного воздуха.







4. Соевый сыр по содержанию белка приближается к мясным продуктам.







5. Существуют грибы, которые не только вызывают болезнь злаков. Но могут отравить человека, съевшего испеченный из них хлеб.







6. 600 млрд. бактерий весят всего 1 грамм.







7. Одни растения могут стать удобрением для других растений.







8. В ольховых лесах растет много крапивы.







Вопросы по теме «Микориза»:

1. Что общего в названии и в месте обитания грибов?

2. Что такое микориза?

3. Какова роль грибницы и роль растения в этом взаимодействии?
Вопросы по теме «Бактериальные клубеньки»:

1. Как образуются бактериальные клубеньки?

2. В корнях каких растений они могут образоваться?

3. Какова роль клубеньковых бактерий в жизни растений?

4. Какими питательными веществами особенно богаты бобовые растения?
Вопросы по теме «Зеленые удобрения»:

1. Содержание какого микроэлемента увеличивается при внесении в почву зеленых удобрений?

2. Какое растение чаще всего использую в качестве «зеленого удобрения»?

Сообщение по теме «Фруктовая гниль»:

Плодовая гниль. Эта болезнь поражает плоды яблони и груши. Вызывает ее гриб–паразит. Обнаруживается она во время налива плодов, т. е. примерно в конце июля. На плодах появляются небольшие буроватые пятна, постепенно увеличивающиеся. Мякоть плода под пятнами становится рыхлой и губчатой, а на поверхности пятна появляется множество серовато–бурых бородавочек, часто расположенных кругами. Болезнь постепенно охватывает весь плод.
Сообщение по теме «Ржавчина»:

Ржавчина растений — это вредоносная распространённая болезнь многих растений, вызываемая ржавчинными грибами и характеризующаяся образованием на пораженных органах пустул различной формы и величины, из которых при растрескивании высыпается «ржавый» порошок, состоящий из спор гриба.
Сообщение по теме «Мучнистая роса»:

Мучнистую росу можно узнать по серовато-белому налету или по характерным темно-коричневым шарикам на поверхности листьев и молодых стеблей. Со временем налет становится все плотнее и затем буреет. Развитие мучнистой росы происходит в жаркое сухое время с резкими колебаниями температуры и влажности.

Налет мучнистой росы это грибница, которая живет за счет растения. Темно-коричневые шарики это ее споры.

Даже не сильное поражение приводит к резкому снижению зимостойкости у побегов и почек, что приводит к их вымерзанию.
Сообщение по теме «Головня»:

Головня, широко распространённая болезнь многих растений, вызываемая головнёвыми грибами. Наибольший вред приносит злаковым культурам, причиняя огромный ущерб сельскому хозяйству. Разрушает полностью или частично различные органы, но преимущественно завязи, колоски, метёлки, початки, а также стебли, листья, корневые шейки, которые превращаются в тёмную споровую массу.
Сообщение по теме «Спорынья»:

В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй, возникали эпидемии так называемого «Антониева огня» (эрготизма) — пищевого отравления, способного привести даже к смерти человека. В народе спорынья получила название «волчий зуб», а также «ядовитое зерно».

Спорынья является паразитирующим грибом на злаках. На цветках колоса ржи развиваются плотная грибница, которая имеет удлиненно-продолговатую форму, морщины и трещины. Цвет её черно-фиолетовый, на котором может быть белый налет.


Приложение 1. Прямые влияния растений друг на друга

Тип взаимодействия

Способность к фотосинтезу

Поступление воды и минеральных солей

Влияние на другие растения

Представители

Полупаразиты

Способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из других растений

Снижают урожайность растений

Погремки, марьянники

Паразиты

Не способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из других растений

Угнетают рост растений

Раффлезия, заразиха, повилика

Эпифиты

Способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из воздуха

Используют другие растения как местообитания

Мхи, лишайники, папоротники, орхидеи

Лианы

Способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из почвы

Оказывают механическое давление, могут затенять растения-опоры

Хмель, плющ, паслён, горошек



Приложение 2. «Верю – не верю»

1) Сирень и нарциссы можно совмещать в одном букете.

2) Конкуренция – это соревнование растений за свет, влагу и минеральные соли.

3) В лесу и на открытом пространстве климат одинаковый.

4) Корневая конкуренция – это соревнование растений за территорию.

5) Более высокие растения в лесу поглощают красные и синие лучи. В нижние ярусы проникают только желтые и зеленые лучи спектра.

6) По сравнению с опушкой в лесной чаще всегда теплее и суше.

7) В лесу темнеет гораздо раньше, чем на лугу.

8) Выпалывая сорняки, человек устраняет конкурентов культурных растений.
Приложение 3. «Верите ли вы, что…»

1. Для того чтобы посадить на приусадебном участке ель или сосну, в лунку необходимо добавить лесную почву.

2. Семена орхидеи не смогут прорасти, если не вступят в контакт с грибницей.

3. Существуют бактерии, которые помогают растениям усваивать азот из почвенного воздуха.

4. Соевый сыр по содержанию белка приближается к мясным продуктам.

5. Существуют грибы, которые не только вызывают болезнь злаков. Но могут отравить человека, съевшего испеченный из них хлеб.

6. 600 млрд. бактерий весят всего 1 грамм.

7. Одни растения могут стать удобрением для других растений.

8. В ольховых лесах растет много крапивы.

Раздаточный материал для работы в группах

Прямые влияния растений друг на друга

Тип взаимодействия

Способность к фотосинтезу

Поступление воды и минеральных солей

Влияние на другие растения

Представители

Полупаразиты

Способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из других растений

Снижают урожайность растений

Погремки, марьянники

Паразиты

Не способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из других растений

Угнетают рост растений

Раффлезия, заразиха, повилика

Эпифиты

Способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из воздуха

Используют другие растения как местообитания

Мхи, лишайники, папоротники, орхидеи

Лианы

Способны к фотосинтезу

Поглощают воду и минеральные соли из почвы

Оказывают механическое давление, могут затенять растения-опоры

Хмель, плющ, паслён, горошек


Задание 1. Прямые влияния растений друг на друга

Тип взаимодействия

Способность к фотосинтезу

Поступление воды и минеральных солей

Влияние на другие растения

Представители

Полупаразиты












Задание 1. Прямые влияния растений друг на друга

Тип взаимодействия

Способность к фотосинтезу

Поступление воды и минеральных солей

Влияние на другие растения

Представители

Паразиты












Задание 1. Прямые влияния растений друг на друга

Тип взаимодействия

Способность к фотосинтезу

Поступление воды и минеральных солей

Влияние на другие растения

Представители

Лианы












Задание 1. Прямые влияния растений друг на друга

Тип взаимодействия

Способность к фотосинтезу

Поступление воды и минеральных солей

Влияние на другие растения

Представители

Полупаразиты














Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconКонспект урока по теме: Класс Однодольные. Семейство Лилейные
Однодольные; признаки растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека; уметь определять по...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconУрок по теме «Дыхание растений»
Растения дышат, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ,поэтому Не стоит иметь в спальне...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconУрок на тему: «Ткани растений»
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconУрок по предмету «Живой мир, кубановедение» в 1 классе по теме: «Растения...
Цель урока: сформировать представления о разновидностях растений Краснодарского края
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconРоль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений
Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» icon«Перпендикуляр к прямой. Высоты, медианы и биссектрисы треугольника»
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconТеоретическое обоснование и практическое использование молекулярно-генетических...
Работа выполнена в государственном научном учреждении – Всероссийском научно-исследовательском институте биологической защиты растений...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconТема Принципы классифи­кации цветковых растений
Сформировать у учащихся представление о классификации растений, о таксономических единицах; сформировать умение распознавать растения...
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02....
Ботаника – наука о строении и жизни растений и их со­обществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Мно­гообразие форм растений....
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconУрок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод»
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений» iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск