Скачать 76.23 Kb.
|
Тема: Роль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений. Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений. Задачи: научить правилам ухода за различными видами комнатных растений, расстановки комнатных растений в помещении в зависимости от вида; научить правильно пересаживать растения; развить эстетический вкус. Оборудование: цветы различных видов, горшки для цветов разных размеров и из разных материалов, набор материалов для дренажа, совок садовый, лейка, рабочая тетрадь. Словарь: почвенная смесь, пересадка, дренаж, перевалка, кашпо, контейнер, ампельное растение, лиана, суккулент. Ход урока I. Организация урока.
II. Изучение нового материала.
Жизнь человека неразрывно связана с природой, а следовательно, и с жизнью растений. У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования отношение к растениям имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времен года как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год. Многолетняя практика садоводства позволила отобрать из тепличных коллекций растения, наиболее устойчивые к микроклимату жилых помещений. Их стали использовать для украшения парадных комнат. Постепенно сформировались и правила содержания растений в закрытых помещениях. В условиях постоянного роста городов и промышленных центров, когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой; красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений. Доказано, что растения поглощают пыль, очищают воздух помещений от углекислоты, где ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, способствуют увлажнению и ионизации воздуха, снижая его температуру, но что особенно ценно — подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы благодаря выделению особых летучих веществ — фитонцидов. Многие комнатные цветы вырабатывают фитонциды, не уступая по своим антибактериальным свойствам деревьям и кустарникам. Они повышают влажность в помещении и хорошо очищают воздух от токсичных веществ: лаков, моющих средств, синтетических смол. Способность очищать воздух особенно важна, если помещение плохо вентилируется. Стоит завести на своем подоконнике горшочек с диффенбахией, розой или миртом — и количество болезнетворных микроорганизмов в комнате уменьшится наполовину. А значит, значительно снизится риск подхватить простуду. Основная масса растений, используемых во внутреннем озеленении, - выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом. Разнообразие природных условий, в которых произрастают у себя на родине известные нам комнатные растения, определяет многообразие их внешнего облика, биологии, ритмов развития. Одни из них выращивают ради эффектных цветов, другие - из-за красивых, интересных по форме и окраске листьев, третьи - для декорирования вертикальных стен. Некоторые растения привлекают внимание цветоводов необычной формой и строением. В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.
Это небольшая группа растений, которые выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения малопривлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.
К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.)
Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стеб ли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др.
Это растения с длинными свисающими побегами, культиви руемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют циссус, традесканцию и др.
Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стебля ми или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др.
Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др. Для успешного выращивания растений очень важно знать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания. Растения в комнатах вынуждены приспосабливаться к условиям комфортного пребывания в них человека, которые далеко не соответствуют жизненным требованиям растений. Главное для цветов - свет и тепло. По степени любви к освещению комнатные растения разделяют на светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Светолюбивые растения - кактусы, агавы, жасмин, кливия, панкрациум, пеларгонии. Теневыносливые растения - аспарагус, бегонии, фуксия. Тенелюбивые растения - плющ, папоротники, филодендроны. Разборчивы растения и по отношению к земле. Для комнатного цветоводства используют смеси, состоящие из компостной, листовой, торфяной, дерновой, парниковой земли и песка. Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточный полив, так и его недостаток приводят к повреждению прежде всего корневой системы у растения, а в дальнейшем - к ослаблению всего растения, нередко и к его гибели. Как часто поливать растение, сколько давать ему воды - нельзя установить раз и навсегда, так как потребность в воде зависит от многих причин: от экологических условий существования его на родине, времени года, температуры и освещенности помещения, состояния растения в данный момент. При обязательном соблюдении общего правила - поливать растения только после просыхания земли - необходимо учитывать и некоторые особенности полива разных групп и видов растений. Условно можно выделить группы полива. Обильный полив. Такого полива требует большинство тропических растений: бегонии, фикусы, плющи, лимон, кофе и др. Эти растения очень страдают от пересушки: листья желтеют, молодые побеги, бутоны осыпаются. Умеренный полив. Растения поливают не сразу после просыхания земли, а спустя день-два, т. е. растения слегка подсушивают. Так поливают следующие виды растений: аспарагус, хлорофитум, пальмы, аспидисперу и др. Редкий полив. Растения оставляют сухими в течение не скольких дней и даже недель. Это относится к суккулентам (кактусам, аюэ), а также к листопадным и луковичным растениям, ухо дящим на покой (гиппеаструм, глоксиния). Большинство растений поливают летом обильно, зимой умеренно. Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активно го роста и цветения минеральными удобрениями. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидком виде. Можно применять и органические удобрения (навоз, птичий помет и др.) Во время интенсивного роста, с весны до осени, растения нуждаются в регулярной сбалансированной подкормке удобрениями раз в 10-14 дней. Растения можно подкармливать только растворами слабой концентрации, так как высокое содержание солей может вызвать ожоги корневой системы Наряду с обычными подкормками можно в течение лета не сколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растений растворами удобрений. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. О необходимости пересадки судят по развитию корневой системы. Растение пересаживают тогда, когда корни целиком оплетут земляной ком, горшок становится тесен. Молодые и быстрорастущие растения нуждаются в ежегодной пересадке. Более крупные и мед ленно растущие пересаживаются реже - раз в 2-3 года. Растения пересаживают обычно весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укрепиться и окрепнуть к зиме. За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины. За день до пересадки растения обильно поливают. Чтобы пересадить растение, его выбивают из горшка. Гор шок для пересадки подбирают по размеру корневой системы. Если ком хорошо оплетен живыми белыми корнями, растение пересаживают в следующий по размеру горшок, превышающий старый не более чем на 3-4 см по диаметру. При посадке на дно горшка поверх дренажного отверстия кладут черепок выпуклой стороной вверх, чтобы не мешать стоку воды. Затем кладут дренаж слоем 2-3 см (битые черепки, гальку, керамзит). Затем насыпают подготовленную земляную смесь. Растение сажают так, чтобы после пересадки горшок был заполнен землей не до краев, а оставалось место для полива.
Практическая работа выполняется учащимися по технологической карте. По окончании работы учитель совместно с учащимися проверяет качество выполненной работы.
Творческой задачей является размещение растений в квартире. Со вкусом подобранные, живописно расставленные, они оживят любую жилую площадь, офис. Есть четыре основных приема размещения комнатных растений: одиночные растении, композиции из горшечных растении, комнатный садик, террариум. Одиночные растения могут располагаться как на полу, так и на подоконнике, подставке. Композицию из горшечных растений обычно размещают на полках, этажерках, подставках. Если растения разместить в контейнере и свободные от растении места задекорировать мхом, галькой, то получится комнатный садик. Очень красиво смотрятся террариумы. Это цветочные композиции внутри стеклянного сосуда. При размещении растений необходимо помнить об их декоративно-художественной ценности, размерах и обязательно учитывать своеобразие пространства помещения.
Учитель из имеющихся комнатных растений показывает варианты их размещения.
Беседа с учащимися по вопросам: Для чего нужны комнатные растения? Что такое уход за растениями? Какие способы размножения комнатных растений вам известны? Каковы способы размещения цветов в жилой комнате? Выполнение заданий по карточкам: зарисовать схемы расположения комнатных растений в жилых помещениях (спальня, кухня, прихожая, гостиная).
Сегодня на уроке вы узнали о роли комнатных растений в жизни человека, способах их размножения и размещения в жилых комнатах. Используя эти знания, вы сможете украсить, оживить свою квартиру.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Роль комнатных растений в жизни человека. Разновидности комнатных растений и уход за ними» | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Ознакомить уч-ся с видами комнатных растений, их роль в жизни человека, способы размещения в интерьере | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающиеся знакомятся с многообразием растений – однолетних, двулетних, многолетних, комнатных растений, их изучение, размножение,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» в рамках декады естественно -математического цикла. Зайцевой Дианой и Леухиной... | Программа дисциплины дпп. Р. 03 Цветоводство цели и задачи дисциплины:... Знакомит студентов с видовым составом, основными особенностями по уходу, условиям содержания, морфологическими и биологическими особенностями... | ||
Тематическое планирование Задавайте вопросы 1 ч Что и кто? 20 ч Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель. Познакомить детей с новым растением, дать сведения о нем. Упражнять детей в узнавании комнатных растений по внешним признакам.... | ||
Программа «Экология комнатных растений» Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления | Использование комнатных растений ... | ||
Создание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме | Конспект урока по теме: Класс Однодольные. Семейство Лилейные Однодольные; признаки растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека; уметь определять по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ознакомление с особенностями комнатных растений, формирование умений и навыков ухода за ними | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: на основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных... | ||
Урока в теме Дата Тема урока Тип урока Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,... | 2 Тип урока: урок-практикум Технологическая карта изучения темы «Комнатные растения» Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с разнообразием комнатных растений;... |