Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека»





Скачать 296.69 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека»
Дата публикации30.03.2015
Размер296.69 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Биология > Методическая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 53

Методическая разработка
Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности.
Учебный предмет: Биология, экология

Класс: 8
Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека».

Выполнила: Бердникова Елена Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального района

Нижегородской области




2013 г.

Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Поэтапное описание реализации школьниками исследовательской деятельности.

Приложение к методической разработке – реализованный ученический проект. Презентация. Буклет (отдельными документами).

Список использованной литературы.


  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка описания учебно-исследовательского проекта составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. (Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.: Дрофа, 2013. - (УМК «Сфера жизни»).

Также в рамках школьного компонента изучается курс «Экология человека. Культура здоровья» (Программа И.М. Швец и др. Учебное пособие для учащихся 8 класса ОУ авторов М.З. Федорова и др., Допущено Министерством образования РФ).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, экологии в объеме 1 часа в неделю.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание охране природной среды, личной гигиене, гигиене питания.

В курсе экологии человека рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния антропогенных факторов на здоровье. Также уделяется большое внимание основам здорового образа жизни. Кроме того, в данное пособие включены лабораторные работы по оценке функционирования состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности, размещенные в конце изучаемых разделов, позволяют разнообразить формы организации учебного процесса и расширять рамки учебного предмета.

В числе ведущих метапредметных образовательных результатов в ФГОС ООО выделено непосредственно формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Таким образом, согласно требованиям ФГОС ООО, на основе межпредметной связи биологии и экологии, в ходе изучения тем «Гигиена питания» (биология) и «Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний» (экология), а также во внеурочное время было организовано освоение обучающимися опыта учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса «Человек и его здоровье».

Восьмиклассники научатся (регулятивные УУД):

  • понимать проблемы, сформулированную учителем;

  • описывать проблемную ситуацию;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе выделенного учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • понимать и принимать цель, сформулированную учителем;

  • с помощью учителя формулировать задачи, соответствующие целям проекта;

  • планировать пути достижения целей;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Восьмиклассники получат возможность научиться (регулятивные УУД):

  • формулировать проблему, аргументировать ее актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • формулировать цель и планировать задачи для ее реализации;

  • определять ожидаемый результат;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах деятельности;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Творческий уровень:

  • формулировать цель и задачи, определяя их достижимость через анализ ресурсов и рисков;

  • определять ожидаемый результат проекта с критериями его оценки

Восьмиклассники научатся (коммуникативные УУД):

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,

  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Восьмиклассники получат возможность научиться (коммуникативные УУД):

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

Восьмиклассники научатся (познавательные УУД):

  • давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

  • структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),

  • анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Восьмиклассники получат возможность научиться (познавательные УУД):

  • делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • реализовывать установки здорового образа жизни;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Личностные универсальные учебные действия:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

-экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

-уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

-признание ценности здоровья, своего и других людей;

-потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного компонента будут сформированы:

-готовность и способность к выполнению норм и требований;

-умение конструктивно разрешать конфликты;

-устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

-готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-адекватной самооценки и Я-концепции;

-компетентности в реализации основ здорового образа жизни.

  1. Поэтапное описание реализации школьниками исследовательской деятельности.

  1. Урочная деятельность учащихся (предыстория создания проекта).

На интегрированном уроке биологии и экологии в 8 классе по теме «Гигиена питания» и Чужеродные примеси пищи» учащиеся осуществляли решение традиционных учебных задач как мини-проектов учебной деятельности.

Основополагающим вопросам урока стал вопрос «Продукты питания: вред или польза?». Для ответа на данный вопрос учащиеся при непосредственном руководстве учителя выполняли самостоятельные задания. Работая с текстом учебника, учащимся необходимо было ответить на вопросы и выстроить логическую карту мысли по основным понятиям темы.

Вопросы: Что такое питание, питательные вещества, продукты питания? Какие вещества относятся к питательным? Чем питание отличается от пищеварения? Как диетологи классифицируют пищу?

Могут ли продукты питания содержать вредные вещества? Приведите примеры. Как вредные добавки в пище могут влиять на организм человека?

Данный вид работы осуществлялся в парах.

Демонстрацией результатов деятельности являлся «кластер», изображенный на листе бумаги в формате А3

Выполнение данного проектного задания неизбежно, для формирования системы предметных знаний по теме, выявление способов деятельности учащихся. Далее учащимся предлагалось мини-исследование «О чем может рассказать упаковка?».

На данном этапе, обсудив с учителем тему, проблему и план действий, учащиеся самостоятельно проводили исследование предложенных упаковок от соков, молочных продуктов, этикеток крупяных, кондитерских изделий, консервов. В ходе работы учащиеся самостоятельно определяли:

1.Срок годности продуктов. 2.Соства продуктов. 3.Энергетическую ценность.

4.Дополнительные сведения.

По итогам работы учащиеся выработали необходимые рекомендации по использованию информации о продуктах питания. Кроме того, учащимся было предложено выбрать свой вариант представления необходимой информации о продукте на упаковке.

Проектный продукт данного исследования – таблица «Информация об упаковке», выводы и рекомендации в виде памятки или буклета.

Данная работа осуществлялась в группах.

Далее подводился итог урока. Учащиеся сделали выводы о том, что не любая пища может быть полезной, некоторые продукты питания могут нанести ущерб здоровью. Вопрос учителя: «Каково значение изученной темы для вас лично?» подтолкнул учеников обратить внимание на такую проблему, как отказ школьников от горячих завтраков и обедов, но при этом они покупают и едят чипсы, сухарики или пьют газированные напитки. Многие из этих ребят страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Возникло противоречие между высоким уровнем заболеваний желудочно-кишечного тракта, аллергией и положительным отношением к продуктам питания, имеющим в своем составе большое количество пищевых добавок.

Исходя из актуальности проблемы, тема нашего исследования была сформулирована следующим образом: «Влияние пищевых добавок на организм человека».

  1. Внеурочная деятельность учащихся.

Участники исследовательского проекта: 6 учащихся 8 класса основной школы.

Руководитель проекта: учитель биологии и экологии

Предмет: междисциплинарный (биология, экология, химия).

Цель проекта: создание условий для формирования и развития проектных компетенций школьников средствами технологии организации исследовательской деятельности от поиска проблемы до получения продукта и его презентации в интеграции предметов естественнонаучного цикла.

Данное учебное исследование включает в себя следующие этапы: подготовительный, проектировочный, технологический (этап реализации) и оценочно-рефлексивный.

Учебный исследовательский проект отвечает следующим требованиям:

  1. Имеет личную и общественно полезную значимость.

  2. Соответствует возрастным особенностям учащихся.

  3. Требует от учащихся активного применения теоретических знаний, а также выполнение практических заданий, разработку плана действий с учетом наличных возможностей.

  4. Предусматривает возможности групповой исследовательской деятельности учащихся.

Образовательный продукт: печатная исследовательская работа по данной проблеме, презентация, буклет.
3.Достижение метапредметного результата на этапах реализации исследовательской деятельности учащихся.

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по достижению

метапредметной цели


Результат этапа

Метапредметный результат

  1. Подготовительный этап.



Актуализация имеющейся системы предметных знаний и способов деятельности

Организует группу учащихся, желающих работать по данному проекту

Организует обсуждение актуальных вопросов: по теме «Гигиена питания. Чужеродные вещества»

Организует работу учащихся по созданию анкеты «Отношения подростков к продуктам питания, содержащие чужеродные вещества» и интервью у врача «Часто встречающиеся заболевания среди подростков».

Создает условия для проведения анкетирования и интервьюирования в течение 2-х дней

Создает условия для обработки полученной информации.

Заинтересованные учащиеся в данном исследовании объединяются в группу. Выбирают руководителя – наиболее организованного и продвинутого в данном вопросе исследовательского проекта.

Формулируют и перечисляют, какие вещества являются питательными, а какие могут оказаться в продуктах питания чужеродными.

Составляют вопросы для проведения анкетирования и проводят его среди 8, 9-х классов «Отношение к пищевым добавкам».

Составляют вопросы к педиатру, беседуют с врачом, фиксируют информацию в тетрадях



Сформирована группа заинтересованных учащихся.

Разработана анкета «Отношение учащихся 8, 9 классов к пищевым добавкам»

Составлены вопросы к педиатру.

Личностные УУД:

осознают потребности в самовыражении и самореализации.

умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные УУД:

-учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные УУД:

-принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров

  1. Проектировочный этап

Проблематизация

Организует деятельность учащихся в группе по анализу социологического опроса

и на основе проведенного социологического опроса предлагает определить несогласованность между желаемым и действительным. Организует работу по формулировке

противоречия.


Обрабатывают результаты анкет и анализируют полученный результат, заносят в таблицу данные (всего 125 анкет, каждый обрабатывает 10-11 анкет)

2 ученика знакомят группу с итогами беседы с врачом.

На основе анализа анкет и бесед с врачом высказывают мнения и выявляют противоречие: между высоким уровнем заболеваний желудочно-кишечного тракта, аллергией и положительным отношением к продуктам питания, имеющим в своем составе большое количество пищевых добавок;

Проблемные вопросы: «Всё ли полезно то, что мы едим?»

«Как убедить подростков отказаться от употребления продуктов, содержащих большое количество пищевых добавок?»


1.Результаты анкетирования: положительное отношение к продуктам питания, содержащие пищевые добавки.

2.Итоги интервью: высокий уровень заболевания ЖКТ, аллергии

3.Сформулирована проблема

Личностные УУД: устойчивый познавательный интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД: понимают и формулируют противоречие-проблему Коммуникативные УУД:

учитывают разные мнения, аргументируют свою точку зрения, Познавательные УУД:

строят логическое рассуждение,

-сравнивают и обобщают полученные результаты

Целеполагание

Организует работу в группах, на основе сформулированной проблемы предлагает сформулировать цель и задачи исследовательского проекта

Формулируют цель исследовательского проекта: выявить влияние пищевых добавок в продуктах питаниях (чипсах, сухариках, газированных напитках) на организм человека, доказать их вредность и убедить в этом школьников 8-9 классов.

Каждый ученик формулирует задачи исследования, выделяются общие задачи и частные, анализируются и отбираются задачи для реализации поставленной цели.

Сформулирована цель

Сформулированы задачи

Регулятивные УУД: формулируют под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения

Концептуализация


Организует действия учащихся по формулировке объекта, предмета исследования.

Оказывает помощь в формулировке гипотезы, напоминает, что гипотеза – это обоснованное предположение о результатах разрешения проблемы

Организует работу учащихся по оценке ресурсных возможностей исследования.


Создает условия для выработки критериальной базы исследования, создания индивидуальной карты рейтинговой оценки проекта учащегося. Приложение 1.

Оцените критерии достоверности результатов.

/критерии – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо/

Определяют объект исследования: пищевые продукты, содержащие пищевые добавки.

Определяют предмет исследования: влияние пищевых добавок продуктов питания на организм человека.

Поочередно каждый ученик предлагает свои варианты

Выбирают методы исследования:

-анкетирование;

-беседа;

-наблюдение;

-химические опыты, анализ

Рассуждают, выдвигают различные гипотезы, совместно с учителем конкретизируют гипотезу, формулируют окончательный вариант:

если информировать школьников о влиянии пищевых добавок на здоровье, то возрастет их мотивация на употребление натуральных продуктов питания отказ от употребления продуктов питания, содержащих большое количество пищевых добавок и можно ожидать снижения заболеваемости (аллергии, гастритов, ожирения и т.д.).

Определяют возможный ресурс исследования, высказывая мнение:

-Респонденты - учащиеся 8-9 классов

-Врач местной поликлиники.

-Анкета, вопросы для интервью.

-Источники информации: учебник, литература по данной теме, Интернет-ресурсы.

-Продукты, часто употребляемые подростками (сухарики, чипсы, газированные напитки).

-Химическое оборудование кабинета химии: химическая посуда, горелки, держатели, штативы и др.

-Компьютерные программы.

Высказывают мнение, предлагают критерии оценки проекта. Анализируют задачи и определяют критерии достоверности результатов:

- Отношение подростков к продуктам питания, содержащие пищевые добавки.

-Употребление подростками продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

-Оценка состава продуктов, содержащих пищевые добавки.

-Оценка хронических заболеваний среди подростков.

-Оценка свойств пищевых продуктов: цвет, запах, растворимость, жирность, кислотность.

Сформулированы:

-объект,

-предмет;

-методы исследования

Сформулирована гипотеза исследования

Определен ресурс для реализации исследовательского проекта

Создана индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта

Определены критерии достоверности результатов.


Личностный УУД:

приобретают устойчивый познавательный интерес,

осознают важность знаний о пищевых добавках, влияющих на здоровье человека, Регулятивные УУД:

-выделяют альтернативные способы достижения цели и выбирают наиболее эффективные методы исследования;

-совместно с учителем выдвигают обоснованное предположение о результатах разрешения проблемы

Коммуникативные УУД:

-описывают объект, предмет исследования,

-высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают

-формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Познавательные УУД:

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- оценивают ресурсные возможности проведения исследования;

Пошаговое планирование способов достижения целей

Создает условия для распределения между участниками проекта обязанностей

Организует деятельность учащихся для разработки плана исследования. Формулирует вопросы-ориентиры для составления плана:

-Что вам уже известно по изучаемой проблеме?

-Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

-Какие способы поиска и сбора информации вы будете использовать?

-Где можно найти нужную информацию?

-Какие виды работ будут выполняться?

-В каком порядке будет выполняться работа?

-Какие виды работ будут выполняться параллельно?

-Как распределить работу между членами группы?

-Кто и за что будет отвечать?

-Где будет проводиться работа?

-В какие сроки будет проводиться работа?

Обсуждают поставленные вопросы.

I. Известно: 1. Что такое питательные вещества и какие они бывают.

2.Что такое пищевые добавки. 3. Пищевые добавки сохраняют длительный срок годности продуктов, но при этом вредят организму человека. 4. Школьники отказываются от горячих завтраков, заменяя их чипсами, сухариками и газированными напитками. 5.Что можно узнать по упаковке.

/Теоретический этап/

II.Необходимо изучить историю пищевых добавок, их классификацию, влияние на организм человека, о чем говорит упаковка –4 ученика выполняют дома.

/Эмпирический этап/

III.Разработать анкету для подростков 8-9 класса, ее провести до информирования и после, проанализировать - 2 ученика выполняют в школе.

IV.Составить интервью с медицинскими работниками, организовать и провести беседу, проанализировать материалы и сделать выводы – 2 ученика выполняют сначала дома, затем в поликлинике. V.Проанализировать качественный состав продуктов питания: чипсов, сухариков, газированных напитков – 3 ученика анализируют по 3 продукта питания и 2 фиксируют результаты в таблицу в школе.

VI. Проделать элементарные химические опыты: определить цвет, запах, кислотность, жирность, растворимость продуктов.6 учеников (4 проделывают опыт, 1 фиксирует результаты, 1 фотографирует до и после проведения опытов) в школе.

VII. Необходимую информацию найдем с помощью Интернет-ресурсов, из беседы с врачом, из результатов анкетирования.

VII. Параллельное выполнение работ: изучение теоретического материала, его структурирование и оформление в виде печатной работы.

VIII. Выработка рекомендаций 2 ученика выполняют дома.

IX. Оформление печатной работы, презентации и буклета осуществляется в школе.

Распределение обязанностей между членами группы:

Практическая часть (октябрь)

5 и 6 ученик. Анализ анкетирования обучающихся 8, 9-х классов. Повторное анкетирование проводят в феврале.

1 и 2 ученик разработка беседы, проведение интервью, анализ материалов.

Теоретическая часть (ноябрь-декабрь)

1ученик: Из истории пищевых добавок: с древности до наших дней.

2 ученик: Классификация пищевых добавок.

3 ученик. Вредное воздействие пищевых добавок на организм человека.

4 ученик. О чём говорит упаковка?

Практическая часть (ноябрь)

(январь-февраль)

Совместно 6 учеников. Приобретение в магазине и анализ качественного состава продуктов питания: чипсов, сухариков, газированных напитков (всего 9 наименований). Составление таблицы.

Совместно 6 учеников. Проведение опытов с продуктами питания. Наблюдение и фиксирование результатов в таблицу. Выводы.

Совместно 6 учеников: общие выводы исследования.

3 и 4 ученик. Выработка рекомендаций по употребления продуктов питания.

(февраль-март)

5и 6 ученик. Оформление печатной работы.

1 и 2 ученик. Оформление презентации.

3 и 4 ученик. Разработка буклета.

5 и 6 ученик. Информирование учащихся школы на классных часах о вреде пищевых добавок на организм человека

(апрель)

6 учеников, каждый представляет свои материалы в общей логике построения исследования. Презентация исследовательского продукта.

1 и 2 ученик проводит социологическое анкетирование после информирования учащихся о вреде пищевых добавок на организм человека.

Создан план действий.

Распределены обязанности между учащимися группы

Личностные УУД:

- уважительно относятся к личности и ее достоинству,

-осознают потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании;

- осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Коммуникативные УУД:

-формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Регулятивные:

-распределяют обязанности между членами группы;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действия;

-выделяют альтернативные способы достижения цели и выбирают наиболее эффективные способы деятельности.

Коммуникативные:

- задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- организовывают и планируют учебное сотрудничество;

Познавательные УУД:

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


  1. Этап реализации (технологический этап)

Стадия проведения исследования (решения конкретно - практических задач), включает теоретический и эмпирический этапы

Оказывает стимулирующую поддержку, консультирует, направляет деятельность учащихся для достижения поставленной цели

В соответствии с планом исследования осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность:

-работают с различными источниками информации;

-анализируют и систематизируют полученную информацию;

-строят логическую структуру теоретической части от введения до заключения;

-проводят анкетирование*;

-проводят интервью с медицинским персоналом*;

-проводят анализ упаковок;

-составляют таблицу: название продукта, производитель, ингредиенты и анализируют полученную информацию;

-проводят опыты с продуктами питания, наблюдают результаты опытов, фиксируют в виде таблицы, фотографируют изменения до и после опытов, формулируют выводы;

-обсуждают полученные результаты с учителем, вносят необходимые коррективы;

-делают общие выводы исследовательской работы; -

-вырабатывают рекомендации-советы о том, как сделать своё питание наиболее безопасным для себя, информируют учащихся 8, 9 классах об итогах проведения результатов работы, -дают рекомендации-советы;

-проводят повторное анкетирование, проверяют выдвинутую гипотезу;


Систематизированная информация по теме исследования
Обработаны итоги соцопроса.
Обработаны итоги интервью.
Построены графики.
Проанализированы упаковки продуктов и составлена таблица.
Проведены опыты.

Зафиксированы результаты проведения опытов с продуктами питания в виде фото (до и после)
Сделаны выводы.


Выработаны рекомендации-советы

Информированы учащиеся

Проведено повторное анкетирование

Проверена гипотеза - подтвердилась

Личностные УУД:

- ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- конструктивно разрешают конфликты;

Регулятивные УУД:

- контролируют свое время и управляют им;

-принимают решение в проблемной ситуации, при возникновении трудностей на основе переговоров;

-осуществляют констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

-самостоятельно оценивают правильность выполнения действия, и вносят необходимые коррективы;

-проверяют истинность выдвинутой гипотезы;

Коммуникативные:

-учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

-описывают и объясняют содержание совершаемых действий;

- устанавливают рабочие отношения в группе;

Познавательные УУД:

-проводят анкетирование, беседу, опыты и наблюдения;

-осуществляют расширенный поиск информации;

-структурируют информацию, включая умение выделять главное, второстепенное, выстраивают последовательность описываемых событий.

Стадия оформления результатов

Консультирует учащихся, оказывать помощь в оформлении исследовательской работы: в структурировании материала теоретической части , обработка и оформление результатов практической части.

Создает условия для подготовки к презентации результатов исследовательской работы


Оформляют результаты в форме совместной исследовательской работы;

-составляют доклад (на 2-3 минуты каждый) и презентацию исследовательской работы;

-разрабатывают буклет,

Распределяют ответственных за представление результатов в общей логике исследовательской работы:

1 ученик – актуальность, итоги анкетирования и беседы с врачом – слайд 1-6; 2 ученик – проблема-цель-гипотеза- объект предмет-методы исследования-слайд 7-10; 3 – теория вопроса 11-13 слайд;4-5ученик анализ упаковок14-21 слайд; 6 ученик –опыты -22-24 слайд; 1 ученик выводы исследования и общий вывод с рекомендациями – 25-27 слайд.


Исследовательская работа в печатном варианте

Презентация

Буклет

Доклад

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес;

-признание ценности ЗОЖ;

Регулятивные УУД:

-вносят необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

-осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные УУД:

-систематизируют материал в виде таблицы,

-описывают и анализируют полученные результаты опытов и повторного соцопроса – делают выводы с аргументацией,

-создают буклет для решения задач.

Стадия презентации полученных результатов


Создает условия для презентации полученных проектных продуктов

Представляют результаты исследовательского проект на общественных слушаниях (межшкольное научное общество учащихся). Раздают учащимся 8-9 классов буклеты.


Представление результатов исследовательского проекта на общественных слушаниях.

Презентация

Буклет

Доклад

Исследовательская работа в печатном виде

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес;

-признание ценности ЗОЖ;

Коммуникативные

УУД:

-строят монологическое контекстное высказывание,

-отвечают на поставленные вопросы;

-вступают в диалог,

-участвуют в коллективном обсуждении проблем;

-адекватно используют речевые средства.

-умеют убеждать

  1. Оценочно-рефлексивный этап

Самооценка и рефлексия результатов исследования

Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты исследования, оценить правильность выбора методов исследования.

Обобщает полученные знания, выполненные действия.

Использует критерии для оценки результатов.

Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями.

Соотносят задачи и результаты исследования.

Оценивают правильность выбора методов.

Осознают практическую значимость полученного результата.

Осмысливают и учитывают оценку, полученную на общественной экспертизе исследовательской работы.

Оценивают полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями.

Оценка уровня проектных действий

Личностные УУД:

- позитивная самооценка;

-осознание готовности к дальнейшему самоопределению

Регулятивные УУД:

-оценивают свои возможности достижения цели определенной сложности.

Коммуникативные

УУД:

-вступают в диалог,

-участвуют в коллективном обсуждении результатов исследования в соответствии с критериями;

-учитывают разные мнения и интересы,

-обосновывают собственную позицию.

-осуществляют самооценку и дают оценку деятельности партнера, коммуникативную рефлексию


*Данные этапы плана действий включены в подготовительный этап, как необходимая составляющая в формулировке противоречия.

Приложение 1.

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.


Критерии оценки

Самооценка

Оценка педагога

Оценка одноклассника

1.Достигнутый результат (из 15 баллов)










2.Оформление проекта

(из 15 баллов)










Защита проекта

3.Представление (из 15 баллов)











4.Ответы на вопросы

(из 15 баллов)










Процесс проектирования

5.Интеллектуальная активность (из 10 баллов)











6.Творчество (из 10 баллов)










7.Практическая деятельность (из 10 баллов)











8.Умение работать в команде (из 10 баллов)










Итого:










Среднеарифметическая величина










от 85 до 100 баллов –«5»

от 70 до 85 баллов – «4»

от 50 до 70 баллов – «3»

менее 50 баллов - «2»










Оценка










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconМетодическая разработка урока. Предмет- математика. Класс Тема: «Как узнать человека»
Уровень представления результатов творческого труда педагогов, публикации, форум (педсовет, конференции, слушания)
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconНаучно-практическая конференция «Эврика» мбоу сош №63 г. Краснодара
...
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconРабочая программа по экологии животных для учащихся 7 класса на 2011-2016 учебный год
...
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconМетодическая разработка учебный предмет: история России XX век. 11...
Тсо (ноутбук, мультимедийный проектор), школьный химический эксперимент (ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам...
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconРеферат По физике На тему: «Влияние электромагнитного излучения на организм человека»
Влияние электромагнитных лучей, исходящих от сотовых телефонов, на организм человека
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconЭтика и эстетика как научные дисциплины. Предмет этики. Предмет эстетики
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconПлан работы мо учителей предметов гуманитарного цикла Китовской мсош на 2013-2014 учебный год
Методическая тема школы Профориентация – как фактор формирования положительной мотивации в учебно-познавательной деятельности
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconКол-во баллов
«Внеурочная деятельность по предмету биология как способ формирования исследовательских компетенции учащихся»
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconУрок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека»
Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм...
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconПроект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира
Из опыта работы Филипповой И. А., учителя русского языка и литературы моу сош №4 г. Грязи Липецкой области
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconРеферат Тема: «Что знают люди о пищевых добавках»
«Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003 г.)
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconРеферат Пищевые добавки
Целью исследования является изучение и обработка данных о пищевых добавках и их свойств; о некоторых химических компонентах пищи...
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconМетодическая разработка уроков по теме: «Многообразие биогеоценозов....
«Многообразие биогеоценозов. Влияние деятельности человека. Проблемы и пути их решения»
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» icon«Разработка безотходной технологии лекарственных препаратов, пелоидов...
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Методическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности. Учебный предмет: Биология, экология Класс: 8 Тема исследовательского проекта: «Влияние пищевых добавок на организм человека» iconВоздействие музыки на организм человека
Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск