Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»





Скачать 372.78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Дата публикации07.05.2015
Размер372.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ И МЕТОДЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Лепунова О.Н./

«______»___________2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ____________________/Соловьев В.С./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии, протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы

Института биологии _____________/Киприна Н.И./

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________201__ г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Лепунова О.Н.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ И МЕТОДЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.68 направления «Биология»,

Магистерская программа «Физиология человека и животных»;

форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013

Лепунова О.Н. Физиология системы крови и методы функциональной диагностики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400.68 направления «Биология», Магистерская программа «Физиология человека и животных»; форма обучения - очная. Тюмень, Изд-во ТюмГУ, 2013, 13 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология системы крови и методы функциональной диагностики [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, д.м.н., профессор






© Тюменский государственный университет, 2013.

© Лепунова О.Н., 2013.

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса: ознакомление с основными достижениями в области клеточных и молекулярных механизмов функционирования системы крови; теоретическое освоение современных подходов к исследованию системы крови; обучение профессиональному владению современными методами исследования системы крови.

Задачи курса: систематизация знаний о процессах кроветворения, цитологических и функциональных особенностях клеточного состава крови; рассмотрение взаимосвязей между морфологическими изменениями в организме и функциональным состоянием.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Цикл М.3, вариативная часть (магистерская программа «Физиология человека и животных»). Читается на 1 году магистратуры.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области клеточной биологии, биохимии, биофизики, молекулярной биологии в объеме программы бакалавриата биологии.
1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций магистра биологии: ПК-11, ПК-13.

Умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11).

Самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13).





Результаты обучения

Уровни усвоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

минимальный

базовый

повышенный

ПК-11 Умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы)

Знает: основные достижения в области клеточных и молекулярных механизмов функционирования системы крови; современные подходы к исследованию системы крови; современные методы исследования крови.


Описывает основные достижения в области клеточных и молекулярных механизмов функционирования системы крови; воспроизводит современные подходы к исследованию системы крови; знает современные методы исследования крови.


Описывает и характеризует основные достижения в области клеточных и молекулярных механизмов функционирования системы крови; воспроизводит современные подходы к исследованию системы крови; знает современные методы исследования крови

Характеризует основные достижения в области клеточных и молекулярных механизмов функционирования системы крови; описывает современные подходы к исследованию системы крови; знает и характеризует современные методы исследования крови.



Лекции, самостоятельная работа при подготовке к занятиям

Ответы на занятиях, тесты, презентации



    Умеет: составлять план исследования системы крови; проводить цитохимические исследования крови; выявлять диагностически значимые компоненты клеток крови в ходе морфологического и цитохимического исследования крови

Затрудняется в составлении плана исследования системы крови; затрудняется в проведении цитохимических исследований крови; выявляет компоненты клеток крови в ходе морфологического и цитохимического исследования крови, но затрудняется в их определении

Составляет план исследования системы крови; проводит цитохимические исследования крови; выявляет диагностически значимые компоненты клеток крови в ходе морфологического и цитохимического исследования крови

Составляет план исследования системы крови; проводит цитохимические исследования крови; готовит реактивы; выявляет диагностически значимые компоненты клеток крови в ходе морфологического и цитохимического исследования крови; планирует этапы научно-исследовательского эксперимента

Самостоятельная работа при подготовке к занятиям

Ответы на занятиях, тесты, презентации, рефераты




Владеет: методами морфологического и цитохимического исследования крови; навыками забора периферической крови у человека и животных; методикой расчета цитохимических коэффициентов; методикой оценки состояния организма на основании изучения картины крови; навыками научной дискуссии

Затрудняется в проведении морфологического и цитохимического исследования крови; испытывает трудности при заборе периферической крови у человека и животных; рассчитывает цитохимические коэффициенты; оценивает состояние организма на основании изучения картины крови; испытывает трудности при формулировании суждений

Проводит морфологическое и цитохимическое исследование крови; производит забор периферической крови у человека и животных; рассчитывает цитохимические коэффициенты; оценивает состояние организма на основании изучения картины крови; самостоятельно формулирует суждения

Самостоятельно проводит морфологическое и цитохимическое исследование крови; производит забор периферической крови у человека и животных; рассчитывает цитохимические коэффициенты; проводит оценку состояния организма на основании изучения картины крови; самостоятельно формулирует суждения и делает выводы

Самостоятельная работа при подготовке к занятиям

Ответы на занятиях, тесты, презентации, рефераты, доклады

ПК-13 Самостоятельно использует современные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации


Знает: морфологические и цитохимические особенности клеток крови; их функции; правила использования гематологического анализатора;

Знает морфологические особенности клеток крови, их функции; затрудняется в описании цитохимических характеристик клеток крови; воспроизводит правила использования гематологического анализатора

Описывает и характеризует морфологические особенности клеток крови, их функции; затрудняется в описании цитохимических характеристик клеток крови; воспроизводит правила использования гематологического анализатора

Описывает и характеризует морфологические особенности клеток крови, их функции; приводит аргументы из научной литературы; дает характеристику цитохимических исследований клеток крови; знает правила использования гематологического анализатора;

Лекции, самостоятельная работа при подготовке к занятиям

Ответы на занятиях, тесты, презентации




Умеет: оценивать состояние организма на основании данных клинического анализа крови; проводить дополнительные цитохимические исследования крови; использовать компьютерные программы Stаtistiса (SPSS Inc, vеr 11.5), Stat, Exel для осуществления вычислительных экспериментов

Затрудняется в оценке состояния организма на основании данных клинического анализа крови; проводит дополнительные цитохимические исследования крови; использует компьютерные программы Stаtistiса (SPSS Inc, vеr 11.5), Stat, Exel для осуществления вычислительных экспериментов

Оценивает состояние организма на основании данных клинического анализа крови; проводит дополнительные цитохимические исследования крови; использует компьютерные программы Stаtistiса (SPSS Inc, vеr 11.5), Stat, Exel для осуществления вычислительных экспериментов

Оценивает состояние организма на основании данных клинического анализа крови, приводит убедительную аргументацию в пользу высказанных положений; проводит дополнительные цитохимические исследования крови, интерпретирует полученные данные; использует компьютерные программы Stаtistiса (SPSS Inc, vеr 11.5), Stat, Exel для осуществления вычислительных экспериментов

Самостоятельная работа при подготовке к занятиям

Ответы на занятиях, тесты, презентации, рефераты




Владеет: методиками цифровой микрофотосъемки цитологических и гистологических объектов; навыками работы на гематологическом анализаторе; вычислительными методами исследования и использует их в планировании и осуществлении экспериментов

Владеет методикой цифровой микрофотосъемки цитологических и гистологических объектов; способен работать на гематологическом анализаторе; затрудняется в использовании вычислительных методов исследования для осуществления экспериментов

Владеет методикой цифровой микрофотосъемки цитологических и гистологических объектов; самостоятельно работает на гематологическом анализаторе; использует вычислительные методы исследования для планирования и осуществления экспериментов

Владеет методикой цифровой микрофотосъемки цитологических и гистологических объектов; самостоятельно работает на гематологическом анализаторе; использует различные вычислительные методы исследования для планирования и осуществления экспериментов

Самостоятельная работа при подготовке к занятиям

Ответы на занятиях, тесты, презентации, рефераты, доклады



На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: основные положения современной теории кроветворения; этапы кроветворения в период эмбриогенеза; современную схему кроветворения; цитологические и функциональные особенности клеток крови.

  2. Уметь: научно обосновывать основные положения современной теории кроветворения; дифференцировать клетки крови различной степени зрелости; проводить цитохимические исследования крови; выявлять диагностически значимые компоненты клеток крови в ходе морфологического и цитохимического исследования крови; проводить расчеты цитохимических коэффициентов; оценивать состояние организма на основании изучения картины крови.

3. Владеть: методами морфологического и цитохимического исследования крови; навыками забора периферической крови у человека и животных; навыками научной дискуссии.

Студент должен демонстрировать навыки использования вычислительных методов и уметь использовать эти методы в планировании и осуществлении вычислительных экспериментов.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа и экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 часа. Лекции – 14 часов, практические занятия – 14 часов, самостоятельная работа – 116 часов.

    3. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





п/п



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт ивной форме, в часах

Формы контроля

лекции

Практическая работа

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7




8

1.1

Теории кроветворения

1

1

1

10

12




конспект

1.2

Эмбриональное кроветворение

1

1

1

10

12




тест

1.3

Органы кроветворения: центральные и периферические

2,3

2

2

14

18

2

Реферат

1.4.

Эритроциты. Морфология, кинетика эритроцитов.

4,5

2

2

12

16

2

Семинар

1.5

Цитохимия клеток красной крови. Диагностическая значимость показателей красной крови.

6,7

2

2

14

18

2

Тест

1.6

Кинетика, структура и функция лейкоцитов

8,9

1

1

12

14

1

контрольная работа

1.7

Цитохимия клеток белой крови Бактерицидные системы лейкоцитов.

10,

11

2

2

14

18

2

Собеседование

1.8

Лимфоциты, структура и функции. Формирование иммунного ответа

12


1

1

14

16

2

тест

1.9

Диагностическая значимость показателей белой крови.

13, 14

2

2

16

20

2

Реферат




Итого:




14

14

116

144




Экзамен




Из них в интерактивной форме




10

3







13







    Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.1

Теории кроветворения

конспект

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1

10

1.2

Эмбриональное кроветворение

тест

Самодиагностика по предложенным методикам

1

10

1.3.

Органы кроветворения: центральные и периферические

Реферат

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

2,3

14

1.4.

Эритроциты. Морфология, кинетика эритроцитов.

Семинар

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

Составление презентации

4,5

12

1.5

Цитохимия клеток красной крови. Диагностическая значимость показателей красной крови.

Тест

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

6,7

14

1.6

Кинетика, структура и функция лейкоцитов

контрольная работа

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

8,9

12

1.7

Цитохимия клеток белой крови Бактерицидные системы лейкоцитов.

Собеседование

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

10,

11

14

1.8

Лимфоциты, структура и функции. Формирование иммунного ответа

тест

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

12


14

1.9

Диагностическая значимость показателей белой крови.

Реферат

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

Составление презентации

13, 14

16




ИТОГО:

116


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Сравнительная физиология

+

+

+



















2

Элементы общей патологии и патофизиологии




+

+

+

+

+

+

+

+

3

Методы в современной физиологии

+






















+

5. Содержание дисциплины.

Тема 1. Теории кроветворения

Кровь как ткань. Кровь – соединительная ткань с более выраженными трофическими и защитными свойствами. Дифференциация мезенхимы мезодермального происхождения зародыша в клетки крови. Классификация форменных элементов крови.

Теории кроветворения. Полифилетическая теория (Эрлих, 1891г). Дуалистическая, триалистическая теории кроветворения. Унитарная теория кроветворения (Максимов А.А., 1902 г.). Существование 4-х групп клеток в кроветворных органах: клеточные поколения с неограниченной потенцией развития; клеточные поколения с частично ограниченной потенцией; клеточные поколения со строго ограниченной потенцией развития; полностью дифференцированные клетки, замыкающие и завершающие круг развития. Современная теория кроветворения: молекулярно-генетическая. Опыты Till и McCulloch (1961 г.). Основные положения современной теории кроветворения: полипотентность стволовой кроветворной клетки; стохастичность дифференцировки стволовой клетки; микроокружение кроветворных клеток; взаимное влияние клеточных элементов на дифференцировку клеток; существование прямой линейной зависимости между процессами пролиферации и дифференцировки стволовых клеток.

Тема 2. Эмбриональное кроветворение.

Мезобластический этап кроветворения. Печеночный этап кроветворения. Гемопоэз в селезенке. Костномозговое кроветворение. Развитие лимфатических узлов и вилочковой железы. Эритроциты – первые клетки крови. Первичные и вторичные эритроциты. Виды гемоглобина, синтезируемые в эмбриональный период: примитивный гемоглобин (НbP) – Говер 1, Говер 2, гемоглобин Портленд, фетальный гемоглобин (HbF), гемоглобин взрослого человека (HbA). Возрастные особенности кроветворения у детей.

Тема 3. Органы кроветворения: центральные и периферические.

Кроветворение. Кровяные островки. Стволовые клетки. Первичные и вторичные эритроциты. Кроветворение во взрослом организме. Миелопоэз. Лимфопоэз. центральные и периферические. Костный мозг. Развитие в эмбриогенезе. Строение костного мозга. Красный костный мозг. Желтый костный мозг. Васкуляризация костного мозга. Возрастные изменения костного мозга. Регенерация костного мозга. Тимус – центральный орган лимфоцито- и иммуногенеза. Дифференцировка Т-лимфоцитов. Развитие тимуса в онтогенезе. Строение тимуса: корковое и мозговое вещество. Гематотимусный барьер. Васкуляризация. Лимфатическая система тимуса. Возрастная и акцидентальная инволюция тимуса. Лимфатические узелки пищеварительного тракта. Лимфатические узлы. Топография. Развитие в онтогенезе. Строение лимфатических узлов. Корковое вещество. Паракортикальная тимусзависимая зона. Мозговое вещество. Особенности кровоснабжения лимфатических узлов. Иннервация лимфатических узлов. Селезенка. Топография. Развитие в онтогенезе. Белая пульпа селезенки. Периартериальная зона, герминативный центр, мантийная зона, краевая или маргинальная зона. Красная пульпа селезенки. Васкуляризация. Иннервация. Иммунная система. Лимфоциты – активные компоненты иммунной защиты. Развитие лимфоцитов. В-лимфоциты, Т-лимфоциты – предшественники, клетки памяти, клетки – эффекторы. Клеточные маркеры Т- и В- лимфоцитов. Рециркуляция лимфоцитов. Иммунологическая толерантность.

Тема 4. Эритроциты. Морфология, кинетика эритроцитов.

Морфология, кинетика эритроцитов. Синтез гемоглобина. Особенности ультраструктурной организации. Структура и функции мембраны эритроцитов. Метаболизм эритроцита. Реакции перекисного окисления липидов. Система антиоксидантов. Обмен железа. Общая железосвязывающая способность сыворотки (ОЖСС). Общие механизмы гемолиза.

Тема 5. Цитохимия клеток красной крови. Диагностическая значимость показателей красной крови.

Ретикулоциты. Ретикулярная субстанция. Регенераторная способность красного ростка кроветворения. Синтез гемоглобина. Структура гемоглобина. Обмен железа. Виды гемоглобина. Сродство гемоглобина к кислороду. Деструкция гемоглобина и эритроцитов в норме. Билирубин прямой и непрямой. Количественная и качественная характеристика красной крови. Нормохромия, гиперхромия, гипохромия. Эритроцитометрия.

Тема 6. Кинетика, структура и функция лейкоцитов.

Классификация лейкоцитов. Гемограмма и лейкоцитарная формула.

Нейтрофилы. Стадии развития нейтрофилов. Особенности ультраструктурной организации. Гранулы нейтрофилов – первичные, вторичные. Двигательная и фагоцитарная активность.

Базофилы крови и тучные клетки. Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации. Гранулы базофилов и тучных клеток. Участие в аллергических реакциях, в реакциях местного иммунитета, защите от гельминтных инвазий, в реакциях гемостаза.

Эозинофилы. Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации. Гранулы эозинофилов. Способность к амебоидному движению, хемотаксису. Участие в аллергичесих реакциях немедленного и замедленного типа, в процессах свертывания крови. Цитотоксический (киллерный) эффект эозинофилов.

Моноциты и макрофаги. Система мононуклеарных фагоцитов (СМФ). Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации. Рецепторы мембраны. Способность к амебоидному движению, хемотаксису. Участие в неспецифическом и специфическом иммунитете.

Лимфоциты. Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации. Т-, В-лимфоциты. Гуморальные факторы, принимающие участие в регуляции пролиферации и дифференцировки лимфоидных клеток: интерлейкин-2, интерлейкин-1, интерфероны, В-ростовые и В- дифференцировочные факторы, В-клеточный дифференцировочный фактор, тимический фактор. Т-лимфоциты: хелперы, киллеры и супрессоры. Функции В-лимфоцитов.

Тема 7. Цитохимия клеток белой крови. Бактерицидные системы лейкоцитов.

Цитохимия клеток крови и костного мозга. Гидролазы, оксидазы, липиды, углеводы. Неспецифические щелочные фосфатазы, неспецифические кислые фосфатазы, аденозинтрифосфатазы, неспецифические эстеразы, лизицимы, гликоген, кислые мукополисахариды. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные системы лейкоцитов.

Тема 8. Лимфоциты, структура и функции. Формирование иммунного ответа.

Лимфопоэз. Антигенные маркеры лимфоцитов. Цитологические и цитохимические признаки. Генетический контроль синтеза иммуноглобулинов.

Т-лимфоциты, тимус – зависимые. Влияние тимозина на дифференцировку Т-лимфоцитов. Антиген-реактивные клетки (клетки иммунологической памяти), Т-лимфоциты: цитотоксические, хелперы, эффекторы гиперчувствительности замедленного типа, супрессоры. Антигены тканевой совместимости: HLA – Human Leukocytic Antigens. В-лимфоциты. 0-лимфоциты. Роль В-лимфоцитов в синтезе антител – иммуноглобулинов.

Тема 9. Диагностическая значимость показателей белой крови.

Абсолютное число лейкоцитов. Распределение в сосудистом русле. Депо лейкоцитов. Лейкоцитарная формула – относительное распределение различных форм лейкоцитов. Абсолютное число различных форм лейкоцитов. Реакция системы крови на изменение функционального состояния организма. Картина белой крови при различных патологических процессах. Морфологические и цитохимические изменения лейкоцитов при некоторых патологических состояниях.
Планы практических и семинарских занятий.

Тема 1. Теории кроветворения

  1. Кровь как ткань.

  2. Классификация форменных элементов крови.

  3. Теории кроветворения.

  4. Основные положения современной теории кроветворения.

Тема 2. Эмбриональное кроветворение.

  1. Мезобластический этап кроветворения.

  2. Печеночный этап кроветворения. Гемопоэз в селезенке.

  3. Костномозговое кроветворение.

  4. Развитие лимфатических узлов и вилочковой железы.

  5. Возрастные особенности кроветворения у детей.

Тема 3. Органы кроветворения: центральные и периферические.

  1. Костный мозг. Красный костный мозг. Желтый костный мозг.

  2. Тимус – центральный орган лимфоцито- и иммуногенеза.

  3. Лимфатические узелки пищеварительного тракта. Лимфатические узлы.

  4. Селезенка.

Тема 4. Эритроциты. Морфология, кинетика эритроцитов.

  1. Морфология, кинетика эритроцитов.

  2. Структура и функции мембраны эритроцитов.

  3. Метаболизм эритроцита.

  4. Реакции перекисного окисления липидов. Система антиоксидантов.

Тема 5. Цитохимия клеток красной крови. Диагностическая значимость показателей красной крови.

  1. Ретикулоциты.

  2. Синтез гемоглобина.

  3. Структура гемоглобина.

  4. Виды гемоглобина. Сродство гемоглобина к кислороду.

  5. Деструкция гемоглобина и эритроцитов в норме.

  6. Количественная и качественная характеристика красной крови.

  7. Нормохромия, гиперхромия, гипохромия.

  8. Эритроцитометрия.

Тема 6. Кинетика, структура и функция лейкоцитов.

  1. Классификация лейкоцитов. Гемограмма и лейкоцитарная формула.

  2. Нейтрофилы. Особенности ультраструктурной организации.

  3. Базофилы крови и тучные клетки. Гранулы базофилов и тучных клеток.

  4. Эозинофилы, структура и функции. Гранулы эозинофилов.

  5. Моноциты и макрофаги. Система мононуклеарных фагоцитов (СМФ). Участие в неспецифическом и специфическом иммунитете.

  6. Лимфоциты.

Тема 7. Цитохимия клеток белой крови. Бактерицидные системы лейкоцитов.

  1. Цитохимия клеток крови и костного мозга.

  2. Гидролазы, оксидазы, фосфатазы,

  3. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные системы лейкоцитов.

Тема 8. Лимфоциты, структура и функции. Формирование иммунного ответа.

  1. Лимфопоэз.

  2. Цитологические и цитохимические признаки.

  3. Т-лимфоциты. Влияние тимозина на дифференцировку Т-лимфоцитов.

  4. Антиген-реактивные клетки (клетки иммунологической памяти), Т-лимфоциты: цитотоксические, хелперы, эффекторы гиперчувствительности замедленного типа, супрессоры.

  5. Антигены тканевой совместимости: HLA – Human Leukocytic Antigens.

  6. В-лимфоциты. Роль В-лимфоцитов в синтезе антител – иммуноглобулинов.

  7. 0-лимфоциты.

Тема 9. Диагностическая значимость показателей белой крови.

  1. Определение абсолютного числа лейкоцитов.

  2. Определение лейкоцитарной формулы.

  3. Реакция системы крови на изменение функционального состояния организма.

  4. Картина белой крови при различных патологических процессах.

  5. Морфологические и цитохимические изменения лейкоцитов при некоторых патологических состояниях.


Вопросы контрольных работ:

  1. Трофические и защитные свойства крови

  2. Дифференциация мезенхимы мезодермального происхождения зародыша в клетки крови.

  3. Полифилетическая теория кроветворения (Эрлих, 1891г).

  4. Дуалистическая, триалистическая теории кроветворения.

  5. Унитарная теория кроветворения (Максимов А.А., 1902 г.).

  6. Клеточные поколения в кроветворных органах: с неограниченной потенцией развития; с частично ограниченной потенцией; со строго ограниченной потенцией развития; полностью дифференцированные клетки.

  7. Опыты Till и McCulloch (1961 г.).

  8. Мезобластический этап кроветворения.

  9. Печеночный этап кроветворения.

  10. Гемопоэз в селезенке. Костномозговое кроветворение.

  11. Развитие лимфатических узлов и вилочковой железы.

  12. Первичные и вторичные эритроциты.

  13. Структура гемоглобинов Говер 1, Говер 2, Портленд.

  14. Структура фетального гемоглобина (HbF).

  15. Структура гемоглобина взрослого человека (HbA).

  16. Возрастные особенности кроветворения у детей.

  17. Стволовые клетки.

  18. Первичные и вторичные эритроциты.

  19. Васкуляризация костного мозга.

  20. Возрастные изменения костного мозга.

  21. Регенерация костного мозга.

  22. Гематотимусный барьер. Лимфатическая система тимуса.

  23. Корковое вещество лимфатических узлов.

  24. Паракортикальная тимусзависимая зона.

  25. Особенности кровоснабжения лимфатических узлов.

  26. Иннервация лимфатических узлов.

  27. Иннервация селезенки.

  28. Структура и функции мембраны эритроцитов.

  29. Метаболизм эритроцита.

  30. Обмен железа.

  31. Сродство гемоглобина к кислороду.

  32. Первичные и вторичные гранулы нейтрофилов.

  33. Двигательная и фагоцитарная активность лейкоцитов.

  34. Участие базофилов и тучных клеток в аллергических реакциях, в реакциях местного иммунитета, защите от гельминтных инвазий, в реакциях гемостаза.

  35. Участие эозинофилов в аллергичесих реакциях немедленного и замедленного типа, в процессах свертывания крови. Цитотоксический (киллерный) эффект эозинофилов.

  36. Участие моноцитов и макрофагов в неспецифическом и специфическом иммунитете.

  37. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные системы лейкоцитов.

  38. Антигенные маркеры лимфоцитов. Цитологические и цитохимические признаки.

  39. Генетический контроль синтеза иммуноглобулинов.

  40. Антигены тканевой совместимости: HLA – Human Leukocytic Antigens.

Примеры тестовых заданий

1. Назовите ядросодержащие формы эритроидного ряда

а) нормобласты

б) мегакариобласты

в) лимфобласты

г) монобласты

Ответ: а

2. Увеличение количества молодых нейтрофилов (миелоциты, юные, палочкоядерные) называется

а) сдвиг влево

б) сдвиг вправо

в) нейтрофилез

г) все перечисленное верно

Ответ: а

3) Соотнесите этап эмбрионального кроветворения и место его протекания:

1) мегалобластический А) тимус, кр.кост.мозг, в лимфической системе

2) гепатолиенальный Б) стенка желточного мешка

3) медулярнотимолимфоидный В) печень и селезенка

Ответ: 1б, 2в, 3а

4) К периферическим белкам мембраны эритроцита относятся (несколько ответов):

а)спектрин

б)актин

в)протеин - 4,1

г) протеин - 3

д) гликафорин

е) протеин - 4,9

Ответ: а, б, в, е

5) Специальные суправитальные методы окраски необходимы

а) подсчета эритроцитов

б) подсчета ретикулоцитов

в) подсчета лейкоцитов

г) подсчета тромбоцитов

Ответ: б

Темы рефератов:

  1. Молекулярная структура эритропоэтина. Синтез эритропоэтина в организме и механизм действия эритропоэтина на гемопоэз.

  2. Метаболизм эритроцита.

  3. Нервная и гуморальная регуляция гемопоэза.

  4. Молекулярный механизм фагоцитоза.

  5. Кислородзависимые бактерицидные системы нейтрофилов.

  6. Кислороднезависимые бактерицидные системы нейтрофилов.

  7. Виды гемоглобина, химическая природа окси- и дезоксигемоглобина.

  8. Деструкция эритроцитов и гемоглобина.

  9. Характеристика гемоглобинов, синтезируемых в эмбриональном периоде развития.

  10. Костный мозг – как центральный орган кроветворения.

  11. Лимфатические узлы, участие в процессе кроветворения.

  12. Селезенка, участие в процессе кроветворения и кроверазрушения.

  13. Тимус, участие в процессе кроветворения

  14. Гуморальные факторы свертывания крови.

  15. Клеточные факторы свертывания крови.

  16. Т-лимфоциты, структура. Молекулярный механизм участия Т-лимфоцитов в формировании клеточного иммунитета.

  17. В-лимфоциты, структура. Молекулярный механизм участия В-лимфоцитов в формировании гуморального иммунитета.


Экзаменационные вопросы:

  1. Кровь как ткань. Классификация форменных элементов крови.

  2. Теории кроветворения.

  3. Современная теория кроветворения: молекулярно-генетическая. Опыты Till и McCulloch (1961 г.). Основные положения современной теории кроветворения.

  4. Эмбриональное кроветворение. Виды гемоглобина, синтезируемые в эмбриональный период.

  5. Возрастные особенности кроветворения у детей.

  6. Классификация лейкоцитов. Гемограмма и лейкоцитарная формула.

  7. Нейтрофилы. Стадии развития нейтрофилов. Особенности ультраструктурной организации.

  8. Базофилы крови и тучные клетки. Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации.

  9. Эозинофилы. Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации.

  10. Моноциты и макрофаги. Система мононуклеарных фагоцитов (СМФ). Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации.

  11. Лимфоциты. Стадии развития. Особенности ультраструктурной организации. Т-, В-лимфоциты.

  12. Гуморальные факторы, принимающие участие в регуляции пролиферации и дифференцировки лимфоидных клеток. Функции Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов.

  13. Цитохимия клеток крови и костного мозга.

  14. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные системы лейкоцитов.

  15. Эритроциты. Морфология, кинетика эритроцитов.

  16. Синтез гемоглобина. Метаболизм эритроцита.

  17. Структура и функции мембраны эритроцитов.

  18. Органы кроветворения: центральные и периферические. Строение костного мозга.

  19. Строение тимуса. Развитие тимуса в онтогенезе. Гематотимусный барьер.

  20. Лимфатические узелки пищеварительного тракта. Лимфатические узлы.

  21. Селезенка. Топография. Развитие в онтогенезе.

22.Иммунная система. Неспецифическая и специфическая защита организма, обеспечиваемая системой крови.
6. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов, обучающихся по магистерской программе «Физиология человека и животных» по дисциплине «Физиология системы крови и методы

функциональной диагностики» включает следующие виды учебной деятельности: конспект, подготовка к практической работе, промежуточному тестированию, контрольной работе, составление сравнительных таблиц, систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка реферата, презентации, выступление с докладом.


Выступление с докладом и презентацией является одной из устных форм контроля, составляется в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, разработанными для работ такого рода, обсуждается при индивидуальном собеседовании. Преподавателями и студентами группы оценивается качество и правильность составления доклада и презентации к реферату.
7. Образовательные технологии.

Реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются:

- мультимедийные средства обучения;

- микроскопы;

- программное обеспечение Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8.1 Основная литература:

  1. Лепунова, О.Н. и др. Физиология системы крови и функциональная диагностика организма Физиология системы эритрон. Ч. 1. УМК, Тюмень, ТюмГУ,2010. - 38 с.

  2. Сеин, О. Б. Регуляция физиологических функций у животных. Санкт-Петербург: Лань, 2009. - 288 с. Гриф МОСХ

  3. Караулова, Л. К. Физиология: учеб. пособие для студентов вузов/ Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. – М.: Академия, 2009. - 384 с. Гриф УМО

  4. Нормальная физиология: / ред. В. М. Смирнов. - 4-е изд., испр.. – М.: Академия, 2012. - 480 с. Гриф УМО

8.2 Дополнительная литература:

  1. Агаджанян, Н.А. и др. Основы физиологии человека. М.: Московский университет Дружбы Народов, 2003-05. – 408 c. Гриф.

  2. Биссвангер, Х. Практическая энзимология. М.: Бином, 2010. - 328 с.

  3. Зирбернагль, С. И др. Наглядная физиология. М.: Бином, 2013. – 408 с.

  4. Нормальная физиология. В трёх томах. Т.2.\под ред. В.Н. Яковлева. М.: Академия, 2006. – 288 с.Гриф.

  5. Кузнецов, А.П. и др. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М., 2002. – 374 с. Гриф УМО



8.3 Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

human-physiology.ru

meduniver.com

medkursor.ru

medicusamicus.com
9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебный процесс по дисциплине «Физиология системы крови» проходит в аудиториях Института биологии Тюменского госуниверситета.

Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: 103, 204. Микроскопы, лабораторное оборудование находятся в лаборатории морфологических и цитохимических исследований (аудитория №106) биологического отделения.

Основные приборы: микроскопы, оборудование для презентации мультимедийного материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск