Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология





Скачать 370.07 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
страница1/2
Дата публикации14.11.2014
Размер370.07 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2011г.
ТЕРИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 - Биология,

профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Сорокина Н.В./

«_____»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра зоологии и ихтиологии



Сорокина Н.В.


Териология

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения.

Тюменский государственный университет

2011


Сорокина Наталья Владимировна. Териология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 17 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Териология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич





© Тюменский государственный университет, 2011.

© Сорокина Н.В., 2011.


  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью дисциплины «Териология» является получение базовых знаний по биологии и экологии различных систематических групп класса Млекопитающие.

В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: изучить вопросы происхождения и эволюции млекопитающих; рассмотреть видовой состав различных систематических групп класса Млекопитающие; познакомиться с диагностическими признаками различных систематических групп млекопитающих; усвоить значимость рассмотрения териофауны с точки зрения изучения и охраны видового разнообразия животных; выявить антропогенное влияние на природные популяции млекопитающих.

Учебно-методический комплекс «Териология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Териология» относится к циклу Б.3. Вариативная часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: зоологией позвоночных, биологией размножения и развития; физиологией человека и животных. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии позвоночных, биологии размножения и развития, физиологии, умение работать с определителями, владение компьютерными программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии позвоночных животных, физиологии человека и животных.



1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека – ОК 1;

-приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии - ОК 3;

-демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы – ПК 1;

- демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем - ПК 3:

- понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, иметь современное представление об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции - ПК 7.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основы систематики класса Млекопитающие.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по териологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания териологии и ведения дискуссии.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 8. Форма аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество баллов

Лекции*

Практические занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

7

8




9




Модуль 1. Основы териологии






















1.

Введение в териологию

1

2

1

4

7




0-5

2.

Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих

1-2

2

1

6

9




0-10

3.

Экология млекопитающих

3

2

2

6

10

4

0-15




Всего

3

6

4

16

26

4

0-30




Модуль 2. Систематика класса Млекопитающие






















4.

История становления класса и основные теории происхождения млекопитающих

4

2

2

8

12




0-5

5.

Характеристика основных систематических групп млекопитающих

5-7

4

10

28

42

6

0-35




Всего

4

6

12

36

54

6

40




Модуль 3. Териофауна Тюменской области






















6.

Териофауна Тюменской области

7-8

2

4

8

14




0-15

7.

Проблемы изучения и охраны млекопитающих

8

2

4

8

14




0-15

Всего

2

4

8

16

28




0-30

Итого (часов, баллов):

8

16

24

68

108

10

0 – 100

Из них в интерактивной форме







10







10





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

опрос по теме

работа в музее

практическая работа

круглый стол

контрольная работа

реферат

глоссарий

эссе

программы компьютерного тестирования


компьютерная игра

Презентации

Модуль 1

1.

0-5































0-5

2.







0-5




0-5



















0-10

3.

0-5













0-5










0-5




0-15

Всего

0-10




0-5




0-5

0-5










0-5




0-30

Модуль 2

4.































0-5

0-5

5.




0-5

0-5

0-5

0-5

0-5




0-5

0-5







0-35

Всего




0-5

0-5

0-5

0-5

0-5




0-5

0-5




0-5

0-40

Модуль 3

6.

0-5













0-5







0-5







0-15

7.

0-5
















0-5










0-5

0-15

Всего

0-10













0-5

0-5




0-5




0-5

0-30

Итого

0-20

0-5

0-10

0-5

0-10

0-15

0-5

0-5

0-10

0-5

0-10

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение в териологию

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.

1

4

0-5

2.

Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих

Подготовка к контрольной работе.

Конспектирование дополнительной литературы.

1-2

6

0-10

3.

Экология млекопитающих

Изучение отдельных тем

(для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Просмотр и аннотация видеофильма.
Конспектирование дополнительной литературы.

3

6

0-15




Всего по модулю 1:

3

16

0-30

Модуль 2
















4.

История становления класса и основные теории происхождения

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Чтение дополнительной литературы.

4

8

0-5





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

5.

Характеристика основных систематических групп млекопитающих

Изучение отдельных тем (для работы в музее).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Подготовка эссе.

Подготовка ответов на вопросы теста.

Подготовка к проведению круглого стола.

Реферирование периодической литературы. Чтение дополнительной литературы

Просмотр и аннотация видеофильма.



5-7

28

0-35




Всего по модулю 2:

4

36

0-40

Модуль 3
















6.

Териофауна Тюменской области

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Подготовка к тестированию. Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).


Конспектирование дополнительной литературы.

7-8

8

0-15

7.

Проблемы изучения и охраны млекопитающих

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Подготовка глоссария.

Работа со словарями и справочниками.

Работа с Красной книгой России Красной книгой Тюменской области.

8

8

0-15




Всего по модулю 3:

2

16

0-30




ИТОГО:

8

68

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Экология популяций и сообществ




+

+




+




+

2.

Зоогеография и история фаун










+

+







3.

Палеозоология










+




+




4.

Экология позвоночных животных (магистратура)




+

+




+









  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1. Основы териологии.

  1. Введение.

Определение териологии как науки, ее цель и задачи. Связь териологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Значение охраны и изучения видового разнообразия животных. История взаимоотношений человека с млекопитающими. История классификации млекопитающих. Достижения Аристотеля, Линнея, Рэя, Гексли, Симашко и других исследователей. Количество видов в основных систематических таксонах териофауны.

2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих.

Общая характеристика класса млекопитающих. Основные черты организации. Организм млекопитающих: анатомо-морфологическое строение зверей различных систематических групп (покровы, скелет, мышечная система, системы внутренних органов), водно-солевой обмен, газообмен и дыхание, теплообмен и терморегуляция.

3.Экология млекопитающих.

Многообразие жизненных форм. Сезонная и суточная цикличность животных. Демография: половая и возрастная структура популяций. Половой диморфизм. Яйцекладущие и живородящие виды. Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве. Рост, продолжительность жизни. Репродуктивная тактика. Питание и трофическая экология. Методы изучения питания. Специфика: экология, этология пищевых отношений. Популяционная экология. Структура и динамика популяций. Пространственная и временная модели активности. Территориальность и агрессивность. Локомоция и экология поведения. Коммуникация и социальное поведение. Конкуренция, ее виды. Методы изучения конкуренции. Пути ослабления конкурентных отношений. Эволюция и значение конкуренции. Непрямые межвидовые взаимодействия. Тактика избегания паразитов и хищников. Место и роль млекопитающих в экосистемах. Практическое значение, их использование и охрана.
Модуль 2. Систематика класса Млекопитающих.

4. История становления класса и основные теории происхождения.

История становления класса млекопитающих (зверозубые ящеры, примитивные млекопитающие), филогенетическое древо млекопитающих. Основные теории происхождения.

5.Характеристика основных систематических групп млекопитающих.

Отряд Однопроходные (Monotremata). Особенности систематики и образа жизни. Отряд Сумчатые (Marsupialia). Основные черты биологии опоссумов, хищных сумчатых, бандикутов, кенгуру.

Отряд Насекомоядные (Insectivora). Особенности образа жизни ежей, кротов, тенреков, щелезубов, землероек, прыгунчиков.

Систематические особенности отряда Кагуанов (Dermoptera). Характеристика отряда Рукокрылых (Chiroptera). Особенности строения в связи с приспособлением к полету.

Таксономические особенности и распространение отряда Приматов (Primates). Подотряд низших приматов (особенности биологии тупай, лемуров, индри, руконожек, лори, долгопятов). Подотряд Высших приматов. Особенности образа жизни капуцинов, мармозеток, мартышек, человекообразных обезьян.

Характеристика отрядов Неполнозубых (Edentata) и Ящеров (Pholidota). Образ жизни и морфологические особенности семейств пищуховых и зайцевых отряда Зайцеобразных (Lagomorpha).

Таксономические особенности отряда Грызунов (Rodentia). Биология семейств беличьих, летяговых, гоферов, прыгунчиков, бобровых. Основные черты строения семейств шипохвостовых, долгоноговых, хомяковых, слепышовых, бамбуковых крыс, мышиных, соневых, селевиний, мышовок, тушканчиковых, дикобразовых отряда грызунов.

Особенности строения, физиологии, распространения млекопитающих, приспособленных к постоянной жизни в воде на примере отрядов Китообразных (Cetacea), Ластоногих (Pinnipedida) и Сирен (Sirenia).

Таксономические особенности отряда Хищных (Carnivora). Особенности строения животных в связи с типом питания. Биология и систематика семейств волчьих, медвежьих, енотовых, куньих, виверовых, гиеновых, кошачьих.

Распространение и видовое разнообразие отрядов Трубкозубые (Tubulidentata), Хоботные (Proboscidea), Даманы (Hyracoidea).

Особенности биологии образа жизни отряда Парнокопытные (Artiodactyla). Видовое разнообразие представителей семейств свиных, пекаривых, бегемотовых. Многообразие и распространение Жвачных (Ruminantia).

Приспособление представителей отряда Мозоленогих (Tylopoda) к обитанию в степях и пустынях. Практическое значение представителей отряда.

Распространение и систематика внутри отряда Непарнокопытные (Perissodactyla).
Модуль 3. Териофауна Тюменской области.

6.Териофауна Тюменской области.

Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Флуктуации численности животных. Охотничье-промысловые животные как индикатор состояния природной среды.

7. Проблемы изучения и охраны млекопитающих.

Методы и проблемы изучения экологии млекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность, распространение и образ жизни отдельных видов млекопитающих. Проблемы оптимизации использования популяций млекопитающих. Доместикация. Охрана редких и исчезающих видов млекопитающих, реконструкция и реабилитация популяций редких видов. Виды млекопитающих Тюменской области, занесенные в Красную Книгу.


  1. Планы практических занятий.

Устный опрос (по теме №1).

Обсуждаемые темы:

1. Связь териологии с другими научными дисциплинами.

2. Значение изучения териологии для решения проблем человечества.

Практическое занятие «Вскрытие млекопитающего» (по теме №2).

Объекты исследования: свежеумерщвленные мелкие млекопитающие.

Оборудование: ванночка, пинцет анатомический, ножницы хирургические, скальпель, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки - 2-3.
Для проведения вскрытия можно использовать следующую литературу:

  • Гуртовой Н.Н., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Птицы, млекопитающие. М.: Высшая школа. 1992. - 414 с.

  • Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных. М.: Изд-во Аспект Пресс. 2005. – 304 с.


Устный опрос (по теме №3).

Обсуждаемые темы:

1. Экологические группы млекопитающих.

2. Репродуктивные особенности млекопитающих.

3. Место и роль млекопитающих в экосистемах.
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Сорокина Н.В. Экология млекопитающих. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.- 166 с.


Интерактивные формы обучения: компьютерная игра «Хищник - жертва» (по теме №3).
Практическое занятие «Определение млекопитающих по черепам и чучельному материалу» (по теме №5) .

Материалы и оборудование: Черепа и чучельный материал млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ.

Объекты исследования: лупы, бинокуляры.

Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Павлинов И.Я., Крускоп С.В. Наземные звери России. Справочник-определитель. М.: Изд-во КМК. 2002. 298 с.


Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ» (по теме №5).

Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Млекопитающие»).
Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Млекопитающие» (по теме №5).
Устный опрос (по теме №6)

Обсуждаемые темы:

1.Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам.

2. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами.
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Гашев С.Н. Зоогеография и история фаун. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 256 с.

  • Бобринский Н.А. География животных. М.:Учпедгиз, 1951. – 384 с.

  • Машкин В.И. Зоогеография. М.: Академический проект, 2006. – 384 с.


Устный опрос (по теме №7).

Обсуждаемые темы:

1. Методы изучения млекопитающих.

2. Охрана и изучение видового разнообразя млекопитающих.

3. Значение млекопитающих в жизни человека.

4.История взаимоотношений человека и млекопитающих.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Азаров В.И. Редкие животные Тюменской области и их охрана. Тюмень, Вектор-Бук, 1996. - 238 с.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).


Модуль 1. Основы териологии.

2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих.

Контрольная работа

  1. Наиболее важные черты общей организации млекопитающих.

  2. Строение кожи и производные кожи млекопитающих. Значение и разнообразие у различных представителей класса.

  3. Скелет млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  4. Пищеварительная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  5. Дыхательная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  6. Кровеносная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  7. Выделительная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  8. Половая система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса. Особенности размножения млекопитающих.

  9. Особенности развития млекопитающих.

  10. Нервная система млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.

  11. Органы чувств млекопитающих. Особенности строения у различных представителей класса.


3. Экология млекопитающих.

Темы рефератов:

  1. Приспособления млекопитающих к активному и пассивному полету.

  2. Приспособления млекопитающих к подземному образу жизни.

  3. Приспособления млекопитающих к жизни в воде и околоводных биотопах.

  4. Приспособления млекопитающих к жизни в лесу (древолазы, наземные формы).

  5. Приспособления млекопитающих к жизни в открытых наземных ландшафтах.

  6. Приспособления млекопитающих к жизни в горах.

  7. Приспособления млекопитающих к жизни в населенных пунктах человека.

  8. Трофические группы млекопитающих: растительноядные животные, хищники (плотоядные животные), всеядные животные.


Модуль 2. Систематика класса Млекопитающие.

4. История становления класса и основные теории происхождения.

Темы компьютерных презентаций:

1.Характеристика древних млекопитающих.

2. Характеристика климата и фауны Земли в период становления класса Млекопитающие.
5. Характеристика основных систематических групп млекопитающих.

Контрольная работа

  1. Систематические особенности отряда Сумчатых.

  2. Систематика отряда Приматов.

  3. Особенности таксономии отряда Грызунов.

  4. Характеристика отряда Рукокрылых.

  5. Систематика отряда Китообразных.

  6. Характеристика и систематика отряда Хищных.

  7. Особенности систематики и распространение отряда Парнокопытных.

  8. Систематика и распространение отряда Непарнокопытных.


Дидактические задания (тест)

  1. Соответствие между видом и отрядом:




нарвал




хищные




цивветта африканская




китообразные




дюгонь




парнокопытные




окапи




сирены




  1. Какой из 4-х инфраклассов класса млекопитающих, является вымершим?

  1. атерии

  2. аллотерии

  3. сумчатые

  4. плацентарные




  1. Наиболее примитивным отрядом из ныне живущих млекопитающих является…

  1. сумчатые

  2. насекомоядные

  3. однопроходные

  4. рукокрылые




  1. Семейства ежовые, кроты, тенреки, землеройки и прыгунчики относятся к отряду…

  1. хищные

  2. насекомоядные

  3. кагуаны

  4. неполнозубые




  1. Семейства муравьеды, ленивцы и броненосцы относятся к отряду…

  1. зайцеобразные

  2. грызуны

  3. неполнозубые

  4. ящеры

  5. трубкозубые




  1. К какому отряду относится семейство летяги?

7. Отряд китообразные включает в себя около … видов.

  1. 200

  2. 450

  3. 80

  4. 3



8. Семейства собачьи, медвежьи, еноты, куньи, кошачьи и ряд других относятся к отряду …

  1. кошачьи

  2. хищные

  3. зубатые

  4. жиряки


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск