Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко). В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов, из них – уроков изучения и первичного закрепления знаний -18, уроков обобщения и систематизации знаний – 7, лабораторных работ – 11, тестирование – 2.Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года.
Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/
И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года:
В результате изучения биологии ученик должен
-знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение
уметь
-объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. УМК для учащихся
Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:
Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (под ред. И.Н. Пономаревой).
УМК для контроля
Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
«Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки. Распределение часов по темам
№
| Тема
| Часы
| 1
| Введение
| 2
| 2
| Клеточное строение организмов
| 2
| 3
| Органы цветковых растений
| 9
| 4
| Основные процессы жизнедеятельности растений
| 7
| 5
| Основные отделы Царства Растений .
| 6
| 6
| Основные отделы Царства Растений .
| 6
|
| Бактерии.
| 2
|
| Грибы.
| 3
|
| Природные сообщества
| 1
| Итого -35 часов
|
7 класс Настоящая рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
Рабочая программа составлена на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IXклассов .примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Распределение уроков: Уроки изучения и первичного закрепления знаний-48, уроки систематизации и обобщения знаний-15, лабораторные работы-23, итоговые контрольные работы в виде тестовых зачетов-7.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
На начало учебного года обучающиеся должны иметь знания:
основных биологических и экологических понятий;
о биологии как науке;
о клетке как единице живого;
о способах питания и дыхания животных и растений;
о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;
называть (приводить примеры):
общие признаки живого организма;
примеры природных и искусственных сообществ, приспособленности растений к среде обитания;
характеризовать (описывать):
строение и функции клеток растений и животных;
деление клетки;
строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;
обмен веществ и превращение энергии;
особенности питания растительных и животных организмов;
размножение, рост и развитие растений и животных;
среды обитания организмов, экологические факторы среды;
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений и животных в пищевой цепи, приспособленность растений и животных к жизни в сообществе;
обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы растений и животных;
клетки, органы и системы органов растений и животных;
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных региона;
соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
поведения в природе;
здорового образа жизни человека;
выращивания культурных растений.
владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
использовать рисунки;
самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны
знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
УМК для учащихся
Учебник «Биология, 7 класс» . К., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. М., ВентанаГраф, 2012 УМК для контроля
Программа Биология – 7 класс «Животные.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
«Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 7 класс: дидактические карточки.
Тестовые задания по биологии для 7 класса. М., Дрофа, 2012 г Распределение часов по темам
№
| Тема
| Часы
| 1
| Введение.
| 5
| 2
| Тема1. Строение тела животных.
| 3
| 3
| Тема 2. ПодцарствоПрстейшие.
| 4
| 4
| Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
| 4
| 5
| Тема 4. Типы Плоские, круглые черви. Кольчатые черви.
| 6
| 6
| Тема 5. Тип Моллюски.
| 4
| 7
| Тема 6. Тип Членостоногие.
| 8
| 8
| Тип Хордовые 32 часа
Тема 7. Подтип Бесчерепные
| 1
| 9
| Тема. 8 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы 5
| 5
| 10
| Тема 9. Класс Земноводные или Амфибии.
| 5
| 11
| Тема10. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.
| 4
| 12
| Тема 11. Класс Птицы.
| 6
| 13
| Тема 12. Класс Млекопитающие или Звери.
| 10
| 14
| Тема13. Развитие животного мира.
| 2
| 15
| Итоговый урок по курсу «Биология животных»
| 1
| Итого -70 часов
|
8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю, из них – уроков изучения и первичного закрепления знаний – 60, уроков обобщения и систематизации знаний – 6, лабораторных работ – 12, уроков практикумов – 1, уроков итогового тестирования – 3. Цели обучения биологии
— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
— подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны: Знать /понимать – основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение); – особенности строения и жизнедеятельности клетки; – особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов; – биологический смысл разделения функций и органов; – как обеспечивается целостность организма; – интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов; – о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза); – как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств; – о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти; – о строении и функциях органов размножения; – элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека; – элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле; – основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; – приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях. Учащиеся должны уметь: – находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций; – соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков; – оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах; – пользоваться медицинским термометром; – объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития человека.
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
-работать с микроскопами и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований.
- работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план конспект, реферат.
- владеть языком предмета. УМК для учащихся
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек. М., Дрофа, 2008 г.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
«Готовимся к ГИА, биология». М., Дрофа, 2009 г. УМК для учителя
« Методическое пособие к учебнику 8 класса « Биология. Человек». М., «Дрофа», 2005г.
«Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии». М., «Дрофа», 2001 г.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.
В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология.
Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г.
Распределение по темам и часам
№
| Темы
| Часы
| 1
| Введение. Место человека в системе органического мира.
| 2
| 2
| Происхождение человека.
| 3
| 3
| Общий обзор строения и функций организма.
| 4
| 4
| Регуляция и координация.
| 11
| 5
| Опора и движение.
| 8
| 6
| Внутренняя среда организма.
| 8
| 7
| Дыхание.
| 5
| 8
| Пищеварение.
| 6
| 9
| Обмен веществ и энергии.
| 2
| 10
| Выделение. Покровы тела.
| 5
| 11
| Размножение.
| 3
| 12
| ВНД человека.
| 7
| 13
| Человек и его здоровье.
| 5
| Итого- 70 часов
|
9 класс Рабочая программа по биологии 6-11 классы, созданная на основе авторских программ (по программам В.Б. Захарова, Н.И Сонина) 2008 год, составлена с учётом требований нового Государственного образовательного стандарта 2005 года, примерной программы основного общего образования по биологии и примерных программ среднего (полного) образования по биологии для базового уровня.
Программа изучения курса рассчитана на 70 часов, из них получения и первичного получения знаний -61, уроков обобщения и систематизации знаний – 2,
лабораторных уроков - практикумов– 4,, итоговых зачетных работ- 3 . При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности. УМК для учащихся Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология.10-11 классы. Учебник для базового уровня. М., «Дрофа», 2009 г.
«Готовимся к ЕГЭ, биология». М., Дрофа, 2007 г. УМК для контроля
«Рабочая тетрадь по общей биологии. 10 -11 класс.». М., «Дрофа», 2012 г.
«Общая биология. Методическое пособие к 10 -11 класса ». М., «Дрофа», 2002 Г.
Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс, Методическое пособие к учебнику. М., дрофа, 2006 г.
«Оценка качества подготовки учеников средней школы по биологии». М., «Дрофа», 2002 г
«Готовимся к ЕГЭ, биология». М., Дрофа, 2007 г.
Биология: реальные тесты и ответы.- Сергиев Посад:ФОЛИО, 2010 г. Цель
- Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости систем.
Задачи - Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии
- Формирование основополагающих понятий и опорных знаний;
- Развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
- Формирование представлений общебиологических проблемах, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета;
- Создание представлений о теориях происхождения жизни на Земле;
- Раскрытие принципа единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс.
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина; хромосомную теорию наследственности, антропогенеза.сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику,
- особенности жизни как формы существования материи;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
-основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; составлять план, конспект, реферат;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Распределение часов по темам
№
| Тема
| Часы
| 1
| Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.
| 26
| 2
| Раздел 2. Структурная организация живых организмов.
| 13
| 3
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
| 5
| 4
| Раздел. 4. Наследственность и изменчивость организмов.
| 17
| 5
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
| 7
| 6
| Зачетное занятие по основным понятиям изученных тем
| 2
| Итого -70 часов
| |