Скачать 282.89 Kb.
|
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 6—9 классов общеобразовательных учреждений ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа систематического курса биологии для основной школы (6—9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии. Содержание программы систематического курса биологии для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Основными целями изучения биологии в основной школе являются: • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение биологии выделено 245 ч. В 6 классе — 35 учебных часов (из расчета по 1 ч/нед.). При этом для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, из регионального компонента рекомендуется использовать 35 часов учебного времени. В 7—9 классах — по 70 учебных часов (из расчета по 2 ч/нед.). Поэтому систематический курс биологии для основной школы состоит из разделов: 1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (6 класс). 2. Многообразие живой природы (7 класс). 3. Человек и его здоровье (8 класс). 4. Основы общей биологии (9 класс). Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторно-практические работы и экскурсии. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от конкретных условий. В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне. 1 Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. 2 Утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ 6 класс 35 ч/год (1 ч/нед.) Введение. Биология как наука (2 ч) Биология — наука о живой природе. Разнообразие живой природы: царства бактерий, грибов, растений, животных. Среды обитания организмов. Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы. Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (6 ч) Методы изучении клетки. Строение и химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Размножение, рост и развитие. Раздражимость. Демонстрации: опыты, иллюстрирующие поступление веществ в клетку, химический состав клетки. Лабораторные работы: • Рассматривание клеточного строения растений с помощью, лупы. • Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. • Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. Глава 2. Разнообразие организмов (7 ч) Бактерии — одноклеточные организмы. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль в природе и жизни человека. Грибы-одноклеточные и многоклеточные организмы. Разнообразие грибов. Роль в природе и жизни человека. Растения — одноклеточные и многоклеточные организмы. Среда обитания. Разнообразие растений. Роль в природе и жизни человека. Животные, их особенности. Среда обитания. Разнообразие животных. Роль в природе и жизни человека. Демонстрации: натуральные объекты: мукор, трутовик, одноклеточные и многоклеточные растения и животные; организмы — обитатели аквариума; гербарные экземпляры растений; муляжи плодовых тел шляпочных грибов; чучела животных. Лабораторные работы: • Особенности строения мукора и дрожжей. • Внешнее строение цветкового растения. Глава 3. Жизнедеятельность организмов (10 ч) Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме. Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных. Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий. Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных. Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных. Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение. Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме. Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов (3 ч) Размножение, его роль в преемственности поколений, расселение организмов. Бесполое и половое размножение. Рост организмов. Рост органов растений. Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка. Практическая работа: • Вегетативное размножение комнатных растений. Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов (7 ч) Значение регуляции жизнедеятельности организма. Общее представление о нервной системе. Поведение организмов. Движения у растений. Передвижение животных. Организм — единое целое. Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; опыты, иллюстрирующие движения у растений. Практическая работа: • Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов. 7 класс 70 ч/год (2 ч/нед.) Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч) Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов. Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы. Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 ч) Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторная работа: • Изучение строения плесневых грибов. Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч) Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана. Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование. Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком. Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания. Лабораторные работы: • Изучение внешнего строения водорослей. • Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). • Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). • Изучение строения и многообразия голосеменных растений. • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. • Изучение органов цветкового растения. • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. • Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. • Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень). Практические работы: • Распознавание наиболее распространенных растений своей местности. • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей. Глава 3. Многообразие животного мира (28 ч) Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира. Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь. Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека. Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека. Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека. Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана. Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц. Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей. Лабораторные работы: • Изучение многообразия одноклеточных животных. • Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. • Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры. • Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. • Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам. • Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам. • Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня). • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям. • Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода. • Наблюдение за живыми членистоногими. • Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб. • Наблюдение и уход за аквариумными рыбами. • Описание видового состава рыб местных водоемов. • Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами). • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. • Изучение строения куриного яйца. • Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.). • Изучение внешнего строения млекопитающих. • Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.). Экскурсии: • Разнообразие и роль членистоногих в природе. • Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны. • Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк). Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе основной... | Рабочая программа по учебному предмету «Биология» Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии... | ||
Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной... | Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой... | Рабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Программа курса «Биология» Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов И. Н. Пономаревой, в соответствии с федеральным компонентом... | Аннотация рабочей программы по учебному предмету «Биология» Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Федерального Государственного стандарта,, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»... | ||
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... |