Скачать 317.19 Kb.
|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность» 5 класс
Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования. Цели и задачи Цель: Знакомство школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствующей становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности в связи с содержанием учебных предметов «Биология» как на уроках, так и во внеурочной среде. Задачи:
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности:
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
Принципы организации исследовательской деятельности на ступени основного общего образования: - практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности; - структура учебно-исследовательской деятельности включает компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; - компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация; - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации. Формы организации исследовательской деятельности обучающихся Программа предусматривает проведение внеаудиторных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках. Исследовательская деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие учащиеся.
Итогами исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования и сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практических конференциях различных уровней. Ценностные ориентиры содержания Программа по исследовательской деятельности призвана помочь учащимся осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются: - акцент на сравнение позиций, связанных с темой исследования, показ общих тенденций и уникальной специфики выбранной темы; - ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, формирование собственной позиции при оценке ключевых проблем темы исследования. Курс исследовательской деятельности обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся: - правильного использования терминологии; - потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; - способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Уровни воспитательных результатов: В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.). Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Проявляется в участии школьников в реализации социальных исследований по самостоятельно выбранному направлению. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Критерии оценки выполнения исследовательских работ - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием; - практическое использование предметных и универсальных учебных действий; - количество новой информации, использованной для выполнения исследования; - степень осмысления использованной информации; - уровень сложности и степень владения использованными методиками; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - осмысление проблемы исследования и формулирование его цели; - уровень организации и проведения презентации исследования: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; - владение рефлексией; - творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; - социальное и прикладное значение полученных результатов. Основные принципы программы
Программа «Исследовательская деятельность» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ гимназии №10 на проектную деятельность в 5 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часа. Курс имеет практико-ориентированную направленность. В тематическом планировании предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Обучение методике исследовательской работы проводится параллельно с работой учащихся над собственными исследованиями. В Приложении № 1 к программе дан примерный список тем исследовательских работ учащихся.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие компетенции: Универсальные компетенции: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные компетенции: - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления; - развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания; - формирование умения ориентироваться в информационном пространстве; - заинтересованность в личном успехе; - оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и общие интересы с сверстниками. Метапредметные компетенции: - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - умение учиться отражается в освоении навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации; - овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование собственного мнения и позиции. По окончании курса исследовательской деятельности учащийся научится: - характеризовать виды различных исследовательских работ; - определять структуру научно-исследовательской работы; - выбирать методы научного исследования; - работать с различными источниками информации; - обосновывать актуальность выбранной темы; - составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.; - выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы. - использовать элементы причинно-следственного анализа при работе с литературой и библиографией по теме исследовательской деятельности; - описывать реальные связи и зависимости в ходе проведения исследования; - формирование положительного отношения к занятию исследовательской и научной деятельности; - сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования; - высказывать суждение о значении и актуальности своего исследования. Возможные результаты исследовательской деятельности:
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.) Цели, задачи, содержание курса исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Основные виды исследовательских работ по этнографии и краеведению: доклад, тезисы, обзор литературы, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (20 ч.) Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, ключевое слово, метод исследования, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Возможные темы исследований по биологии. Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования. Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Популярные и справочные издания по истории и этнографии. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования. Специализированные сайты. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности. Работа с научной литературой. Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы. Способы обработки полученной информации. Методы исследования. Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент, наблюдение и сравнение, их отличие. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Метод полевой. Экспериментальные методы. Анализ текста. Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме. Раздел 3. Оформление работы (5 ч.) Структура научно-исследовательской работы. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Требования к оформлению научных работ. Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (8 ч.) Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,... | Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.... | ||
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Интегрированная проектная деятельность» Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | ||
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса Программа курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего... | Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного... Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности (направление общественно-полезная... «Программы начального и основного общего образования. Технология» Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2007г., авторы: Симоненко... | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | ||
Программа внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения... | Рабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская... «краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному... Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | ||
Конспект лекций по курсу " промышленная санитария" «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала |