Наименование тем
|
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объем
часов
|
Уровень восприятия
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1. Теоретические основы сестринского дела
| 24
|
|
Тема 1.1. История развития сестринского дела
| Содержание учебного материала
Определение понятия «сестринское дело».
Задачи и функции сестринского дела.
Этапы развития сестринского дела в России.
Философия сестринского дела.
Содержание клятвы Флоренс Найтингейл.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата по темам:
«Основные этические элементы философии сестринского дела»
«Основоположники сестринского дела в России»
«Деятельность Флоренс Найтингейл»
«Деятельность сестер милосердия на театре военных действий»
| 3
|
Тема 1.2. Общение в сестринском деле
| Содержание учебного материала
Понятие «профессиональное общение».
Функции общения.
Элементы эффективного общения.
Типы общения.
Стили, средства общения.
| 2
| 1
|
Тема 1.3. Типы лечебно-профилактических учреждений. Лечебно-охранительный режим в ЛПУ.
| Содержание учебного материала
Основные типы лечебно-профилактических учреждений.
Содержание деятельности сестринского персонала в различных лечебно- профилактических учреждениях.
Деятельность сестринского персонала в приемном отделении стационара.
Деятельность сестринского персонала в лечебном отделении стационара.
Понятие «лечебно-охранительный режим», его элементы, значение.
Виды режимов двигательной активности.
Виды транспортировки.
Факторы риска несчастных случаев у пациентов различных возрастных групп.
| 2
| 1
2
|
Практическое занятие
Придание пациенту правильного положения в постели.
Осуществление безопасной транспортировки пациента
| 2
|
Тема 1.4.
Цели и задачи сестринского процесса. Характеристика этапов сестринского процесса.
| Содержание учебного материала
Понятие о сестринском процессе.
Понятие о потребностях. Теория А. Маслоу.
Основные жизненно важные потребности.
Понятие о стандартах сестринского ухода.
Структура сестринского процесса.
| 2
| 1 2
|
Практические занятия
Методы обследования пациента: внешний вид, окраска кожных покровов и слизистых оболочек, определение отеков.
Определение суточного диуреза водного баланса.
Проведение антропометрии.
Наблюдение за дыханием пациента.
Определение ЧДД, глубины, типа дыхательных движений.
Измерение температуры тела.
Осуществление ухода за пациентом в разные периоды лихорадки Неотложной помощи при гипертермии.
Измерение пульса.
Определение свойств пульса.
Измерение АД.
Оказание неотложной помощи при артериальной гипертензии, гипотензии.
| 6
|
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата по теме:
«Из истории сестринского диагностирования».
«Понятия о качестве сестринской помощи»
«Есть ли будущее у сестринского процесса?»
Составление ситуационных задач для осуществления сестринского процесса.
| 5
|
Раздел 2. Инфекционная безопасность. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.
| 15
|
|
Тема 2.1. Внутрибольничная инфекция
| Содержание учебного материала
Определение понятия внутрибольничная инфекция (ВБИ).
Факторы, влияющие на восприимчивость «хозяина» к инфекции.
Способы передачи инфекции.
Правила использования защитной одежды.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции
Подготовка сообщения на тему: «Резервуары возбудителей ВБИ в ЛПУ», «Заболевания, относящиеся к ВБИ»
| 3
|
Тема 2.2. Дезинфекция
| Содержание учебного материала
Определение понятия «Дезинфекция».
Виды и методы дезинфекции.
Характеристика современных средств дезинфекции.
Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами.
Классификация медицинских отходов.
| 2
| 1 2
|
Практическое занятие
Уровни мытья рук. Отработка техники мытья рук.
Приготовление и использование дезинфицирующих растворов различной концентрации в соответствии с методическими рекомендациями.
Изучение документации, регламентирующей санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата по темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Химические виды дезинфекции».
Составление глоссария по теме: «Дезинфекция».
| 2
|
Тема 2.3. Стерилизация. Антисептика
| Содержание учебного материала
Стерилизация: понятие, методы, режимы
Контроль качества стерилизации
Современное оборудование, используемое для дезинфекции, предстерилизационной обработки, стерилизации в ЛПУ.
Понятия «асептика» и «антисептика».
| 2
| 1 2
|
Практическое занятие
Приготовление растворов антисептических средств в домашних условиях.
Проведение контроля качества предстерилизационной очистки инструментария.
Приготовление перевязочного материала.
| 2
|
Раздел 3. Оказание простых медицинских услуг
| 43
|
|
Тема 3.1. Личная гигиена пациента
| Содержание учебного материала
Принципы гигиенического ухода.
Факторы риска образования пролежней.
Стадии образования пролежней.
Профилактика и лечение пролежней.
| 2
| 1
2
|
Практическое занятие
Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.
Укладывание пациента в положение Симса, Фаулера и др.
Проведение подмывания тяжелобольного.
Мытье ног и головы в постели.
Проведение обработки при наличии педикулеза.
| 4
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление памятки родственникам пациента на тему: «Профилактика пролежней».
Составление реферата на тему: «Плохой уход, к чему он может привести», «Принципы биомеханики тела»
| 5
|
Тема 3.2. Питание пациента
| Содержание учебного материала
Основные принципы рационального питания.
Диетотерапия.
Виды искусственного питания.
| 2
| 1
2
|
Практическое занятие
Изучение лечебных диет.
Кормление тяжелобольного пациента из ложки, поильника.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление реферата на темы:
«Питание студента», «Диетотерапия», «Разгрузочные диеты», «Голодание: «за» и «против».
Составление меню, рекомендованного при различных лечебных диетах
| 5
|
Тема 3.3. Методы простейшей физиотерапии
| Содержание учебного материала
Виды и цели физиотерапевтических процедур.
Основные противопоказания для проведения физиотерапевтических процедур.
Возможные осложнения после проведения физиотерапевтических процедур.
| 2
| 1 2
|
Практическое занятие
Применение грелок, пузыря со льдом. Показания, противопоказания.
Применение компрессов. Показания, противопоказания.
Применение горчичников, банок. Показания, противопоказания.
Водолечение: приготовление лечебной ванны. Показания, противопоказания.
| 4
|
Тема 3.4. Применение лекарственных средств
| Содержание учебного материала
Правила хранения и размещения лекарственных средств в лечебном отделении.
Правила использования лекарственных средств списка «А» и «Б».
Пути и способы введения лекарственных средств в организм.
Энтеральный способ введения лекарственных средств.
| 2
| 1 2
|
Практическое занятие
Применение лекарственных средств наружно: закапывание капель в нос, глаза, ухо.
Закладывание мази за веко, смазывание кожи, промывание раны.
Введение лекарственных средств ингаляционным способом: применение карманного ингалятора.
Парентеральное введение лекарственных средств: виды шприцев, игл.
Правила подготовки шприца к проведению инъекции.
Правила набора лекарственных средств из ампулы, флакона.
Правила разведения антибиотиков.
Правила инсулинотерапии.
Техника внутримышечной инъекции.
Техника подкожной инъекции.
Возможные осложнения после инъекций; их профилактика.
| 6
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление ситуационных задач по способам применения лекарственных средств.
Составление ситуационных задач на разведение антибиотиков.
Составление памятки для пациентов по приему лекарственных средств.
| 5
|
Тема 3.5. Клизмы. Газоотводная трубка.
| Содержание учебного материала
Определение понятия «клизма», виды клизм.
Подготовка пациента к различным видам клизм.
Показания, противопоказания при проведении различных видов клизм.
| 2
| 1
2
|
Практическое занятие
Техника проведения очистительной клизмы.
Техника проведения сифонной клизмы.
Техника проведения масленой клизмы.
Техника проведения лекарственной микроклизмы.
Техника постановки газоотводной трубки.
| 2
|
Раздел 4. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
| 15
|
|
Тема 4.1. Сердечно-легочная реанимация
| Содержание учебного материала
Определение «терминальное состояние», стадии терминального состояния.
Признаки клинической биологической смерти.
Причина и признаки обструкции дыхательных путей.
| 2
| 1
2
|
Практическое занятие
Определение состояния клинической смерти.
Подготовка пациента к проведению реанимационных мероприятий.
Проведение сердечно-легочной реанимации на фантоме.
Оценка эффективности сердечно-легочной реанимации.
Оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление реферата на тему: «Принципы паллиативного лечения»
Подготовить информацию по теме «Терминальное состояние. Причины. Стадии»
Составление глоссария по теме: «Сердечно-легочная реанимация»
| 5
|
Тема 4.2. Неотложная помощь при кровотечениях, отравлениях, ожогах, травмах
| Содержание учебного материала
Принципы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.
Классификация кровотечение.
Диагностические признаки кровотечений.
Причины и признаки острых отравлений.
Классификация ожогов.
| 2
| 1 2
|
Практическое занятие
Проведение остановки венозного кровотечения: наложением давящей повязки, максимальным сгибанием в суставе.
Проведение остановки артериального кровотечения: наложением закрутки, кровоостанавливающего жгута.
Решение задач по расчету ОЦК, определению степени кровопотери
Техника промывания желудка зондовым методом, беззондовым методом.
Обработка кожи при наличии ожогов (термических, химических).
Помощь пациенту при травмах.
| 4
|
Итоговое занятие
| Тестирование
| 2
|
|