Скачать 66.93 Kb.
|
Цель урока: изучить строение насекомого. Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных отрядов. Развивающая: развивать умения работать с натуральными объектами, определять принадлежность насекомого к определённому отряду. Воспитательная: развивать бережное отношение к насекомым. Оборудование: коллекция насекомых, мультимедиа проектор, презентация по теме. Форма урока: комбинированная. Ход урока.
Разминка «Узнай утверждения» На проекторе перечень утверждений, классу предлагается выписать в две колонки цифры, имеющие отношение к ракообразным и паукообразным.
Проверяется по цепочке. Дидактическая игра « Узнай, кто это?» На каждую парту раздаётся карточка с рисунком ракообразных и паукообразных. Задания:
Для проверки задания предлагается слайд с готовыми ответами.
Зачитывается отрывок стихотворения
Учитель: Как выразился один английский зоолог, «большая часть животной жизни на материках и островах облечена именно в форму насекомых». Итак, тема нашего урока «Знакомство с насекомыми». Началом научного изучения насекомых следует считать XII век, когда проводили свои исследования по анатомии и метаморфозу насекомых итальянский учёный М. Мальпиги и голландец Я.Сваммердам. В настоящее время насекомые выделены в отдельный класс, и их изучает наука энтомология. Запишите это в тетради. 4 . Объяснение нового материала. Учитель: Насекомые появились около 400 млн. лет назад, и произошли от древних кольчатых червей, что опровергает поговорку «Рожденный ползать - летать не может». Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду. Настоящее время известно около 1,5 млн. видов насекомых c различной величиной от 0,25мм до 30см. Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Почему? Учитель: Какие общие признаки характерны для всех классов? (Хитиновый покров, членистые ноги, сегментированное тело). Учитель: Сегодня на уроке я познакомлю вас со строением насекомых. Тело насекомых состоит из трёх отделов – это голова, грудь и брюшко. По бокам головы расположены два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько простых мелких глазков. От верхней стороны головы отходит пара антенн, или усиков. Видоизменённые конечности на голове превратились в ротовой аппарат.
Учитель: Верно, твёрдой пищей питаются насекомые, у которых имеются грызущий, грызуще-лижущий ротовой аппарат. Насекомые, питающиеся жидкой пищей – сок растений (нектар) или кровью животных, ротовые аппараты преобразованы в тонкий и длинный хоботок. Это колюще-сосущий, лижущий, трубчато-сосущий. А теперь откройте свои рабочие тетради и выполните работу № 1 на стр. 34. Продолжим знакомство с насекомыми. Грудь насекомых всегда состоит их трёх сегментов – передне-, средне-, заднегрудью. На этих сегментах расположены пары ходильных ног. Основные типы ног сводятся в основном к четырём вариантам: передние ноги могут быть копательные или хватательные, задние – прыгательными или плавательными. Крылья насекомых - совершенные органы полёта. Крылья, одна или две пары, расположены на втором (передние крылья) и третьем (задние крылья) грудных сегментах. У многих передние крылья превратились в жёсткие надкрылья, а задние «настоящие крылья». Крыло имеет вид тонкой пластинки, оно двухслойно. На крыльях имеются нитевидные утолщения – жилки. Жилки образуют сложный рисунок, для каждого вида рисунок постоянен. (Слайд 2). По характеру складывания крыльев в покое выделяют две группы насекомых. Наиболее древние в покое держат крылья направленными в стороны – это стрекозы, поденки. Это несовершенный способ складывания крыльев. Такие насекомые не способны укрываться в различные убежища. В процессе исторического развития насекомых возникли и пышно расцвели группы, которые способны складывать крылья вдоль тела – это новокрылые. Но многие насекомые, такие как камподея, ногохвостки, сахарная чешуйница, вши не имеют крылья и их относят к первичнобескрылым. Как правило, они все приспособлены к паразитическому образу жизни. Брюшко - последний отдел тела насекомых. Прикрепляется оно к грудному отделу тела либо неподвижно как у жуков, либо, наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у перепончатокрылых (Смотри слайд 3). Учитель: По многообразию форм класс Насекомых превосходит все остальные группы животного мира. Зоологи делят класс на множество отдельных отрядов. В один отряд объединяют формы близкие по своему происхождению и сходны между собой по целому ряду признаков: это тип развития, строение ротовых аппаратов, строения крыльев. Систематики выделяют 25 отрядов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Я предлагаю вам ненадолго стать учёными – энтомологами, чтобы изучить представителей отрядов насекомых.
Чтобы изучить их, вам придётся разбиться на 5 групп по 4 человека. У вас в книгах на стр. 65, написана инструкция по выполнению лабораторной работы. (Заранее учащимся заготавливаются таблицы, которые будут заполнять учащиеся по мере выполнения). Лабораторной работы № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых» Оборудование: Коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, поля, продовольственных запасов и др. Ход работы 1. Рассмотрите предлагаемые коллекции. Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз. Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека. 2. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Список исследованных насекомых
6. Обобщение. Учитель: Итак, вы хорошо поработали. Ваши выполненные лабораторные работы вы сдадите на следующем уроке, а сейчас я вам покажу слайд с изображением разных представителей отряда насекомых. Ваша задача определить, к какому отряду относиться оно. Учитель: Посмотрите на это прекрасное творение природы. И помните, все, что нас окружает надо беречь. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков. А нам пора подводить итоги нашего урока.
Я умею: отличать насекомых от других животных. Я знаю: что такое насекомое, представителей насекомых, их особенности. 8. Домашнее задание. Учитель: Дома вы должны будете дописать список местных видов насекомых. Прочитать § 15, выполнить в рабочей тетради работу № 4, 5, 6. |
Урока: Обучающая Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать понятие об насекомых как представителей типа членистоногих; как одной из ступеней развития животного мира по эволюционной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ели: расширять представления детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза); учить различать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: коллекции различных видов насекомых, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», Представители главнейших отрядов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширять представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать... | Роль насекомых в природе Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить знания детей о насекомых,развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное... | Урок IV четверти на тему: «разноцветные букашки» Первый урок: работа парами – изготовление отдельных насекомых, работая по инструкционным картам. Каждая пара по одной карте изготовляет... | ||
Тема урока : “Такое разное многоголосие” ... | Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа... Образовательная: рассмотреть систематику, строение и значение костных рыб, подчеркнуть черты их прогрессивной организации в сравнении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширять и углублять представления детей о насекомых (их внешний вид, пользе, которую они приносят, познакомить с видами насекомых... | Реферат на тему Цель работы: Понаблюдать, сфотографировать и описать собранных насекомых. Узнать и побольше собрать дополнительный материал о каждом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Самостоятельно изучить строение скелета головы и раскрыть их значение и строение | Рабочая программа по дисциплине б лесная энтомология Целью освоения дисциплины является подготовка студентов в овладении теоретическими и практическими навыками в области лесной энтомологии:... | ||
Токсическое и терапевтическое воздействие на человека секрета ядовитых... Перепончатокрылые- один из крупнейших и наиболее развитых в эволюционном плане отрядом насекомых. Группа включает более 155 тыс видов... | Урок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение... Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной... |