Скачать 194.21 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» Витамины - путь к здоровью Разработали: Курчина Е. М. – учитель технологии МОУ «СОШ№7» г. Губкин Сурженко Н. В. – учитель технологии МОУ «СОШ№40» г. Старый Оскол Белгород 2011 План-конспект урока Класс 5 Тема программы: Кулинария Тема урока: Витамины - путь к здоровью. Цель урока:
Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Форма проведения урока: ролевая игра «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!». Методы ведения урока: словесные, наглядно-демонстрационные, практические. Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка. Учебное задание: подготовка сообщений, вопросов, выпуск номера газеты «Здоровым быть – здорово», приготовление салатов. Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ, русский язык, литература, информационные технологии. Материально-техническое обеспечение урока:
Подготовка к уроку проводится заранее. Обучающихся разделить на четыре группы: корреспонденты, врачи, экологи, эксперты по питанию. Наиболее сильных детей объединить в группу корреспондентов и дать задания подготовить вопросы по следующим направлениям: витамины их плюсы и минусы, тепловая обработка овощей и нитраты в овощах и фруктах. Группам врачей, экологов и экспертам по питанию подготовить теоретический материал по тем же направлениям. Пригласить врача или медицинского работника школы, который будет, выполнять функции главного редактора газеты «Здоровым быть – здорово!». Ход урока
Учитель. Мы проснулись, Мы здоровы И к занятиям готовы. Здравствуй небо ясное, Здравствуй, солнце красное. Дорогие друзья! Здоровье одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Общеизвестно, что самое дорогое у человека - это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного питания. Недаром существует пословица: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь”. Название ВИТАМИНЫ мы слышим довольно часто, и, слава Богу, большинство из нас понимает, что это что-то нужное и полезное, но при этом не зная и не понимая, какой из витаминов какую функцию выполняет, за что отвечает и какие нарушения возникают в организме при дефиците того или иного витамина. Цель нашего занятия — в краткой форме показать, какую важную роль в нашем здоровье играют витамины, А разобраться в этом нам помогут: врачи, эксперты по питанию и экологи. Итогом нашей работы на уроке будет выпуск тематического номера газеты «Здоровым быть – здорово!», ответственными за это являются корреспонденты и главный редактор газеты.
Учитель. Итак, мы начинаем нашу работу, корреспонденты могут задавать свои вопросы специалистам. К. Вопрос врачам. Среди учеников 5 класса мы провели анкетирование и выяснили, что они практически ничего не знают о пользе витаминов, а также о том в каких овощах и фруктах они содержатся, поэтому первый вопрос мы подготовили врачам. Известно, что для четкого функционирования организма необходимо правильное питание, а в частности обеспечение нашего организма разнообразными витаминами. Наших читателей интересует вопрос – какую роль играют витамины в питании человека? Спасибо. Врачи. Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме. Витамины поступают в организм вместе с пищей и «следят» за тем, чтобы обменные процессы в организме протекали «правильно». Витамины бывают водорастворимыми и жирорастворимыми. Все витамины играют свою роль в организме, и поэтому каждый из них необходим организму в определённом количестве. Врачи. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Является жирорастворимым витамином. Этот витамин необходим для нормального функционирования слизистых оболочек, а в глазах – для зрительного пурпура. Он является возбудителем роста и отвечает за красоту нашей кожи, способствует выводу холестерина из крови и тем самым помогает нашему сердцу. Содержится в моркови, сладком красном перце, петрушке и во всех овощах и фруктах оранжевого цвета. (Наклеивает на корзину овощи). Врачи. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, пиридоксин). Витаминов данной группы около 30 разновидностей. Все они растворяются в воде. Данные витамины необходимы для наших нервов, памяти, помогают поддерживать работу пищеварительных органов, иметь хорошую кожу. Содержится в картофеле, сое, фасоли, семенах подсолнечника, кукурузе, лесных орехах, плодах облепихи, шиповника, чёрной смородине, винограде. (Наклеивает на корзину овощи). Врачи. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Относится к группе водорастворимых витаминов. Действует как стимулятор обменных процессов, способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Аскорбиновой кислотой этот витамин назван потому, что он предупреждает цингу (скорбут – цинга). От этой болезни погибло гораздо больше моряков, чем во всех морских катастрофах и битвах. Содержится в шиповнике, петрушке, луке, чесноке, чёрной смородине, цитрусовых, помидорах, капусте, клубнике, практически во всех овощах и фруктах. (Наклеивает на корзину овощи). К. Вопрос экспертам по питанию. Корреспондент газеты «Здоровым быть – здорово!» Наших читателей интересует вопрос – о степени разрушения витаминов во время тепловой обработке и их хранении. Спасибо. Эксперты по питанию. Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, тепловая обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов. Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке частично разрушаются витамины. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он разрушается при повышенной температуре. Отсюда вытекает совет: продукты богатые витамином «С», следует, есть сырыми, а если сырыми употреблять невозможно, то варить при закрытой крышке в небольшом количестве воды. Кроме этого витамин «С» не любит соприкосновения с железом и медью. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Он не боится высокой температуры, но «не любит света», поэтому продукты богатые витамином «А», следует хранить в тёмном месте. Так как это жирорастворимый витамин, то его нужно употреблять в пищу с маслом, сметаной, сливками, майонезом. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин никотиновая кислота, пиридоксин). Он не боится высокой температуры, но варить содержащие данный витамин продукты нужно в небольшом количестве воды. К. Читатели нашей газеты хотели бы знать, к чему может привести недостаточное или избыточное употребление различных витаминов? Спасибо. Врач. Избыток витамина «С» организму не грозит, т.к. лишнее его количество организм выводит. Недостаток: приводит к кровоточивости дёсен, частым простудным заболеваниям, развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов. Врач. Избыток витамина «А» приводит к нежелательным последствиям: зуд кожи, кровоточивость губ, повышенная нервная возбудимость организму. Недостаток: «куриная слепота», «гусиная кожа», без него снижается иммунитет, и человек часто становится подвержен различным заболеваниям. Врач. Недостаток витамина «В» приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость. Ответы врачей сопровождаются заполнением таблицы (приложение 1). К. Нередко употребление в пищу овощей и фруктов приводит не к оздоровлению организма, а к его отравлению Проблема присутствия нитратов в продуктах питания волнует сейчас практически всех. Как велика опасность отравления нитратами и как этого «избежать»? Спасибо. Экологи. Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. На накопление нитратов влияет сорт растения. Обычно в ранних сортах овощей, накапливается больше нитратов, чем в поздних. Зелёные листовые овощи самые активные накопители нитратов. Отравлений можно избежать, если знать, в каких частях растения преимущественно накапливаются нитраты: у капусты – в верхних кроющих листьях и кочерыжке, у кабачков, огурцов – в поверхностных слоях, у зелёных культур – в стеблях. Эти части растений при обработке лучше удалить. Например, у огурцов надо отрезать хвостик и снять кожицу, у столовой свеклы – отрезать верхнюю часть и самую нижнюю часть корнеплода. (слайд) Экологи. Вот ещё несколько эффективных приёмов борьбы с нитратами, которые доступны каждому. Перед употреблением тепличных зелёных овощей их надо поставить в воду на подоконник на яркий солнечный свет или под электрическую лампу на 1-2 часа. Очищенный картофель нужно залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты. Опасность отравления не стоит преувеличивать, т.к. при обычном хранении нитраты разлагаются и их содержание к весне снижается на 30-50%. При мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – на 40-70%. Поэтому, продукты которые не употребляются в пищу сырыми, менее опасны. Физкультминутка – закрепление первичных знаний (2 мин.) Дети встают, занимают положение произвольного стояния. Учитель произносит предложения - утверждения, если обучающиеся соглашаются, они поднимают руки вверх, если нет – в стороны.
Учитель. Итак, мы услышали ответы на самые волнующие вопросы, а теперь настало время корреспондентам приступить к разработке страниц газеты «Здоровым быть – здорово!». Для вас, уважаемые корреспонденты, представлены и дополнительные материалы по данной теме в электронном виде. Предлагаю выполнить работу в соответствии разработанным положением (приложение2): -актуальность материалов, -разнообразие и достоверность информации, -качество и стиль оформления. А наши специалисты для рубрики «Практические рецепты» разработают рецепты лечебных витаминных салатов, которые бы способствовали укреплению здоровья учащихся и учителей. Но чтобы мы могли узнать не только о пользе, но и ощутить вкусовые качества салатов их необходимо приготовить и продегустировать. Для этого вам нужно самостоятельно, выбрать из имеющихся нарезанных овощей необходимый набор для салата, придумать название и обосновать выбор ингредиентов. Перед тем как вы приступите к работе, я хочу вам сказать, что в результате столетнего опыта составления салатов выработались правила их приготовления и одно из них это, что для каждого салата необходима своя заправка. Она зависит от продуктов, входящих в данный салат. Иногда несоответствующая заправка может испортить хорошо подобранный салат. Поэтому нельзя сразу заправлять весь салат, следует отложить его часть для пробы. Кроме этого хочу напомнить о важности соблюдения санитарно гигиенических требований. Группам специалистов (врачи, экологи, эксперты по питанию) предлагается путем жеребьевки выбрать назначение салатов (приложение 3):
3.2.Самостоятельная работа учащихся 3.2.1. Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов. Первый обход: проверить организацию рабочих мест и подбор овощного набора согласно назначению салата; Второй обход: проверить соблюдение обучающимися санитарно- гигиенических требований; Третий обход: проверить правильность оформления рубрик газеты. 3.2.2. Дегустация. Главный редактор (медработник школы) и группы дегустируют салаты. Главный редактор дает оценку правильному подбору овощей в соответствии с назначением и выставляет оценки за выполненную работу по следующим критериям:
Учитель. Думаю, наша совместная работа не пройдет бесследно, а материал, который был собран корреспондентами, обобщен, творчески обработан, имеет большую ценность для развития каждого и умения работать сообща. Наша газета будет находиться в школьном коридоре, и все обучающиеся школы смогут её прочесть. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам. 4.Заключительный этап (5 мин.) 1. Сообщить отметки за урок. 2. Оценить тематический номер газеты «Здоровым быть – здорово!». 3. Выдать задание на дом. (Подготовить сообщения об истории открытия витаминов). 5. Рефлексия (2 мин.) (Метод незаконченных предложений) Теперь я знаю, что… Теперь я могу…. Теперь я хочу… 6. Уборка рабочих мест (3 мин.) Библиографический список. 1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. “ Разговор о правильном питании” М., 2006 2.Клеймёнова Т. И. Питательные вещества в жизни человека. Курск, 1998 3. Осадчая А.И. Общественное питание М., “Просвещение” 1985 4. Школа и производство. Нитраты в нашей пище. М., 2008 Методические рекомендации. Урок «Культура питания», является первым уроком в разделе «Кулинария» в 5 классе, на изучение которого отводится один час (45 минут). Поэтому проведение урока в форме ролевой игры «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!» возможно в том случае, если изучение данного раздела приходиться не на первые уроки учебного года, так как подготовка к проведению данного урока предполагает:
А для этого у обучающихся должно быть время на подготовку, а учителю необходимо узнать индивидуальные особенности школьников. Приложение 1. Таблица 1. Действие авитаминоза на организм
Приложение 2. Выпустить тематический номер газеты в соответствии разработанным положением: -актуальность материалов; -разнообразие и достоверность информации; -качество и стиль оформления. Приложение 3. употребление данного салата будет способствовать улучшению зрения (профилактики) Таблица 2 Содержание витаминов в 100 г овощей и фруктов
Название салата:___________________________________________________ Состав:___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Таблица 2 Содержание витаминов в 100 г овощей и фруктов
Название салата:_______________________________________________ Состав:____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ употребление данного салата будет способствовать снижению нервной возбудимости организма Таблица 2 Содержание витаминов в 100 г овощей и фруктов
Название салата:__________________________________________________ употребление данного салата будет способствовать сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы Состав:___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе... Федерального государственного стандарта основного общего образования (фгос), Рабочей программы для общеобразовательных учреждений.... | Рабочая программа курса гнографии в 6-11 классах Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина – М.: Дрофа, 2010 | ||
Курчина М.: «Дрофа», 2010. Умк: 1 Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «География» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... |