Курчина Е. М





Скачать 194.21 Kb.
НазваниеКурчина Е. М
Дата публикации03.10.2013
Размер194.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»


Витамины - путь к здоровью


Разработали:

Курчина Е. М. – учитель технологии

МОУ «СОШ№7» г. Губкин

Сурженко Н. В. – учитель

технологии МОУ «СОШ№40»

г. Старый Оскол

Белгород 2011

План-конспект урока

Класс 5

Тема программы: Кулинария

Тема урока: Витамины - путь к здоровью.

Цель урока:

  • Формировать навыки культуры здорового питания;

  • развивать память, умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;

  • воспитывать культуру труда и коммуникативные способности обучающихся.


Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Форма проведения урока: ролевая игра «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!».
Методы ведения урока: словесные, наглядно-демонстрационные, практические.
Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.

Учебное задание: подготовка сообщений, вопросов, выпуск номера газеты «Здоровым быть – здорово», приготовление салатов.

Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ, русский язык, литература, информационные технологии.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, принтер;

  • нарезка различных овощей и фруктов, орехи, заправка для салатов, салатники, ложки, салфетки, скатерти;

  • таблицы, карточки – задания, лист ватмана, иллюстративный материал, план-задание, презентация.


Подготовка к уроку проводится заранее. Обучающихся разделить на четыре группы: корреспонденты, врачи, экологи, эксперты по питанию. Наиболее сильных детей объединить в группу корреспондентов и дать задания подготовить вопросы по следующим направлениям: витамины их плюсы и минусы, тепловая обработка овощей и нитраты в овощах и фруктах. Группам врачей, экологов и экспертам по питанию подготовить теоретический материал по тем же направлениям.

Пригласить врача или медицинского работника школы, который будет, выполнять функции главного редактора газеты «Здоровым быть – здорово!».
Ход урока

  1. Организационный этап (3 мин.)

Учитель. Мы проснулись,

Мы здоровы

И к занятиям готовы.

Здравствуй небо ясное,

Здравствуй, солнце красное.

Дорогие друзья! Здоровье одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Общеизвестно, что самое дорогое у человека - это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного питания. Недаром существует пословица: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь”. Название ВИТАМИНЫ мы слышим довольно часто, и, слава Богу, большинство из нас понимает, что это что-то нужное и полезное, но при этом не зная и не понимая, какой из витаминов какую функцию выполняет, за что отвечает и какие нарушения возникают в организме при дефиците того или иного витамина. Цель нашего занятия — в краткой форме показать, какую важную роль в нашем здоровье играют витамины, А разобраться в этом нам помогут: врачи, эксперты по питанию и экологи.

Итогом нашей работы на уроке будет выпуск тематического номера газеты «Здоровым быть – здорово!», ответственными за это являются корреспонденты и главный редактор газеты.


  1. Теоретический этап (10 мин.)

Учитель. Итак, мы начинаем нашу работу, корреспонденты могут задавать свои вопросы специалистам.

К. Вопрос врачам. Среди учеников 5 класса мы провели анкетирование и выяснили, что они практически ничего не знают о пользе витаминов, а также о том в каких овощах и фруктах они содержатся, поэтому первый вопрос мы подготовили врачам. Известно, что для четкого функционирования организма необходимо правильное питание, а в частности обеспечение нашего организма разнообразными витаминами. Наших читателей интересует вопрос – какую роль играют витамины в питании человека? Спасибо.

Врачи. Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме. Витамины поступают в организм вместе с пищей и «следят» за тем, чтобы обменные процессы в организме протекали «правильно». Витамины бывают водорастворимыми и жирорастворимыми. Все витамины играют свою роль в организме, и поэтому каждый из них необходим организму в определённом количестве.

Врачи. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Является жирорастворимым витамином. Этот витамин необходим для нормального функционирования слизистых оболочек, а в глазах – для зрительного пурпура. Он является возбудителем роста и отвечает за красоту нашей кожи, способствует выводу холестерина из крови и тем самым помогает нашему сердцу. Содержится в моркови, сладком красном перце, петрушке и во всех овощах и фруктах оранжевого цвета. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, пиридоксин). Витаминов данной группы около 30 разновидностей. Все они растворяются в воде. Данные витамины необходимы для наших нервов, памяти, помогают поддерживать работу пищеварительных органов, иметь хорошую кожу. Содержится в картофеле, сое, фасоли, семенах подсолнечника, кукурузе, лесных орехах, плодах облепихи, шиповника, чёрной смородине, винограде. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Относится к группе водорастворимых витаминов. Действует как стимулятор обменных процессов, способствует повышению устойчивости  организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды,  влияет на функцию кроветворения. Аскорбиновой кислотой этот витамин назван потому, что он предупреждает цингу (скорбут – цинга). От этой болезни погибло гораздо больше моряков, чем во всех морских катастрофах и битвах. Содержится в шиповнике, петрушке, луке, чесноке, чёрной смородине, цитрусовых, помидорах, капусте, клубнике, практически во всех овощах и фруктах. (Наклеивает на корзину овощи).

К. Вопрос экспертам по питанию. Корреспондент газеты «Здоровым быть – здорово!» Наших читателей интересует вопрос – о степени разрушения витаминов во время тепловой обработке и их хранении. Спасибо.

Эксперты по питанию. Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, тепловая обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов. Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке частично разрушаются витамины.

Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он разрушается при повышенной температуре. Отсюда вытекает совет: продукты богатые витамином «С», следует, есть сырыми, а если сырыми употреблять невозможно, то варить при закрытой крышке в небольшом количестве воды. Кроме этого витамин «С» не любит соприкосновения с железом и медью.

Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Он не боится высокой температуры, но «не любит света», поэтому продукты богатые витамином «А», следует хранить в тёмном месте. Так как это жирорастворимый витамин, то его нужно употреблять в пищу с маслом, сметаной, сливками, майонезом.

Витамин «В» (тиамин, рибофлавин никотиновая кислота, пиридоксин). Он не боится высокой температуры, но варить содержащие данный витамин продукты нужно в небольшом количестве воды.

К. Читатели нашей газеты хотели бы знать, к чему может привести недостаточное или избыточное употребление различных витаминов? Спасибо.

Врач. Избыток витамина «С» организму не грозит, т.к. лишнее его количество организм выводит. Недостаток: приводит к кровоточивости дёсен, частым простудным заболеваниям, развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.

Врач. Избыток витамина «А» приводит к нежелательным последствиям: зуд кожи, кровоточивость губ, повышенная нервная возбудимость организму. Недостаток: «куриная слепота», «гусиная кожа», без него снижается иммунитет, и человек часто становится подвержен различным заболеваниям.

Врач. Недостаток витамина «В» приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость.

Ответы врачей сопровождаются заполнением таблицы (приложение 1).

К. Нередко употребление в пищу овощей и фруктов приводит не к оздоровлению организма, а к его отравлению Проблема присутствия нитратов в продуктах питания волнует сейчас практически всех. Как велика опасность отравления нитратами и как этого «избежать»? Спасибо.

Экологи. Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. На накопление нитратов влияет сорт растения. Обычно в ранних сортах овощей, накапливается больше нитратов, чем в поздних. Зелёные листовые овощи самые активные накопители нитратов. Отравлений можно избежать, если знать, в каких частях растения преимущественно накапливаются нитраты: у капусты – в верхних кроющих листьях и кочерыжке, у кабачков, огурцов – в поверхностных слоях, у зелёных культур – в стеблях. Эти части растений при обработке лучше удалить. Например, у огурцов надо отрезать хвостик и снять кожицу, у столовой свеклы – отрезать верхнюю часть и самую нижнюю часть корнеплода. (слайд)

Экологи. Вот ещё несколько эффективных приёмов борьбы с нитратами, которые доступны каждому. Перед употреблением тепличных зелёных овощей их надо поставить в воду на подоконник на яркий солнечный свет или под электрическую лампу на 1-2 часа. Очищенный картофель нужно залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты. Опасность отравления не стоит преувеличивать, т.к. при обычном хранении нитраты разлагаются и их содержание к весне снижается на 30-50%. При мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – на 40-70%. Поэтому, продукты которые не употребляются в пищу сырыми, менее опасны.

Физкультминутка – закрепление первичных знаний (2 мин.)

Дети встают, занимают положение произвольного стояния. Учитель произносит предложения - утверждения, если обучающиеся соглашаются, они поднимают руки вверх, если нет – в стороны.


  1. Практическая часть (20 мин.)

    1. Вводный инструктаж

Учитель. Итак, мы услышали ответы на самые волнующие вопросы, а теперь настало время корреспондентам приступить к разработке страниц газеты «Здоровым быть – здорово!». Для вас, уважаемые корреспонденты, представлены и дополнительные материалы по данной теме в электронном виде. Предлагаю выполнить работу в соответствии разработанным положением (приложение2):

-актуальность материалов,

-разнообразие и достоверность информации,

-качество и стиль оформления.

А наши специалисты для рубрики «Практические рецепты» разработают рецепты лечебных витаминных салатов, которые бы способствовали укреплению здоровья учащихся и учителей. Но чтобы мы могли узнать не только о пользе, но и ощутить вкусовые качества салатов их необходимо приготовить и продегустировать. Для этого вам нужно самостоятельно, выбрать из имеющихся нарезанных овощей необходимый набор для салата,

придумать название и обосновать выбор ингредиентов.

Перед тем как вы приступите к работе, я хочу вам сказать, что в результате столетнего опыта составления салатов выработались правила их приготовления и одно из них это, что для каждого салата необходима своя заправка. Она зависит от продуктов, входящих в данный салат. Иногда несоответствующая заправка может испортить хорошо подобранный салат. Поэтому нельзя сразу заправлять весь салат, следует отложить его часть для пробы. Кроме этого хочу напомнить о важности соблюдения санитарно гигиенических требований.

Группам специалистов (врачи, экологи, эксперты по питанию) предлагается путем жеребьевки выбрать назначение салатов (приложение 3):

  • способствующие улучшению зрения;

  • способствующие снижению нервной возбудимости организма;

  • способствующие сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы.


3.2.Самостоятельная работа учащихся

3.2.1. Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и подбор овощного набора согласно назначению салата;

Второй обход: проверить соблюдение обучающимися санитарно- гигиенических требований;

Третий обход: проверить правильность оформления рубрик газеты.
3.2.2. Дегустация.

Главный редактор (медработник школы) и группы дегустируют салаты. Главный редактор дает оценку правильному подбору овощей в соответствии с назначением и выставляет оценки за выполненную работу по следующим критериям:

  1. эстетические – оформление блюд;

  2. вкусовые – вкус, запах и цвет, соответствуют используемым продуктам.

Учитель. Думаю, наша совместная работа не пройдет бесследно, а материал, который был собран корреспондентами, обобщен, творчески обработан, имеет большую ценность для развития каждого и умения работать сообща. Наша газета будет находиться в школьном коридоре, и все обучающиеся школы смогут её прочесть.

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам.
4.Заключительный этап (5 мин.)

1. Сообщить отметки за урок.

2. Оценить тематический номер газеты «Здоровым быть – здорово!».

3. Выдать задание на дом. (Подготовить сообщения об истории открытия витаминов).
5. Рефлексия (2 мин.)

(Метод незаконченных предложений)

Теперь я знаю, что…

Теперь я могу….

Теперь я хочу…
6. Уборка рабочих мест (3 мин.)

Библиографический список.

1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. “ Разговор о правильном питании” М., 2006

2.Клеймёнова Т. И. Питательные вещества в жизни человека. Курск, 1998 3. Осадчая А.И. Общественное питание М., “Просвещение” 1985

4. Школа и производство. Нитраты в нашей пище. М., 2008

Методические рекомендации.

Урок «Культура питания», является первым уроком в разделе «Кулинария» в 5 классе, на изучение которого отводится один час (45 минут). Поэтому проведение урока в форме ролевой игры «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!» возможно в том случае, если изучение данного раздела приходиться не на первые уроки учебного года, так как подготовка к проведению данного урока предполагает:

  • разделение обучающихся на группы;

  • объединение наиболее сильных детей в одну группу;

  • подготовка обучающимися теоретического материалу к уроку.

А для этого у обучающихся должно быть время на подготовку, а учителю необходимо узнать индивидуальные особенности школьников.

Приложение 1.

Таблица 1.

Действие авитаминоза на организм

Витамины

Действие авитаминоза на организм

А




В




С




Приложение 2.

Выпустить тематический номер газеты в соответствии разработанным положением:

-актуальность материалов;

-разнообразие и достоверность информации;

-качество и стиль оформления.

Приложение 3.



употребление данного салата будет способствовать улучшению зрения (профилактики)



Таблица 2

Содержание витаминов в 100 г овощей и фруктов

Овощи и фрукты

С

мг

А

мг

В

мг

Капуста белокачанная

50

0,02

0,08

Морковь

5

9

0,03

Свекла столовая

10

0,01

0,03

Огурцы

7

0,02

0,03

Помидоры

25

1,2

0,05

Лук

10

следы

0,06

Перец красный сладкий

250

2

0,1

Петрушка

150

1,7

0,05

Укроп

100

1

0,06

Апельсины

60

0,05

0,04

Бананы

10

0,12

0,25

Лимон

40

0,01

0,03

Яблоки

13

0.03

0,02

Название салата:___________________________________________________

Состав:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Таблица 2

Содержание витаминов в 100 г овощей и фруктов

Овощи и фрукты

С

мг

А

мг

В

мг

Капуста белокачанная

50

0,02

0,08

Морковь

5

9

0,03

Свекла столовая

10

0,01

0,03

Огурцы

7

0,02

0,03

Помидоры

25

1,2

0,05

Лук

10

следы

0,06

Перец красный сладкий

250

2

0,1

Петрушка

150

1,7

0,05

Укроп

100

1

0,06

Апельсины

60

0,05

0,04

Бананы

10

0,12

0,25

Лимон

40

0,01

0,03

Яблоки

13

0.03

0,02

Название салата:_______________________________________________

Состав:____________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



употребление данного салата будет способствовать снижению нервной возбудимости организма


Таблица 2

Содержание витаминов в 100 г овощей и фруктов

Овощи и фрукты

С

мг

А

мг

В

мг

Капуста белокачанная

50

0,02

0,08

Морковь

5

9

0,03

Свекла столовая

10

0,01

0,03

Огурцы

7

0,02

0,03

Помидоры

25

1,2

0,05

Лук

10

следы

0,06

Перец красный сладкий

250

2

0,1

Петрушка

150

1,7

0,05

Укроп

100

1

0,06

Апельсины

60

0,05

0,04

Бананы

10

0,12

0,25

Лимон

40

0,01

0,03

Яблоки

13

0.03

0,02

Название салата:__________________________________________________

употребление данного салата будет способствовать сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы

Состав:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курчина Е. М iconРабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования (фгос), Рабочей программы для общеобразовательных учреждений....
Курчина Е. М iconРабочая программа курса гнографии в 6-11 классах
Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина – М.: Дрофа, 2010
Курчина Е. М iconКурчина М.: «Дрофа», 2010. Умк: 1 Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «География»
Курчина Е. М iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Курчина Е. М iconПояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа...
География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск