Утверждаю
директор МОУ Михайловская СОШ
__________________Смирнова И.Н.
(подпись)
______________________
(число,год) Тематическое планирование учебного материала в 8 классе
Подготовила учитель географии
Смирнова Татьяна Васильевна
2010-2011 учебный год Тематическое планирование учебного материала
предмет- география Класс 8 Кол-во недельных часов -2
Учитель –Смирнова Т.В.
Программа по географии. Классическая линия для общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Сост. Курчина С.В. М. «Дрофа» 2010год
Учебный комплекс для учащихся: 1.Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова «Дрофа» 2008 год
2.Атлас, к/карты
3.Рабочая тетрадь по «Географии России. Природа» 8класс И.И.Баринова «Дрофа» 2008г.
Наличие методических разработок для учителя:
1. Журнал «География в школе»
2.Библиотека журнала «География в школе»
3. Поурочные разработки по географии «Природа России» 8 класс Жижина Е.А. «Вако» Москва 2005 г.
4. Поурочные планы по географии 8 класс. Т.Н.Воробцова «Учитель АСТ» Волгоград 2002 г.
5. Тестовый тематический контроль. География России 8 класс Творческий центр «Сфера» М.1999г
6. Практические работы по географии 6-10 класс В.И. Сиротин Аркти-Илекса М. 1998 год
7.Современный урок по географии ч.5 «Методические разработки уроков по курсу «География России
Москва «Школа –пресса 2003 год
8 Таблицы по физической географии.
9. ЕГЭ Тестовые задания География М. «Просвещение» 2003г, 2004г, 2006г, 2007г, 2008 г. и др.
10.Мультимедийные диски: «География России 8 класс» 2 варианта, «География 6-10 класс», «Вокруг света».
Планируемы результаты обучения:
Оценивать: изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
Объяснять: роль географических знаний в решении экологических проблем страны; влияние ГП на особенности природы; образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений п/и; образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога, влияние климата на жизнь человека; как составляют прогноз погоды; распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние ПК и освоение территории человеком; почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; причины возникновения природных явлений, их распространение по территории страны; разнообразие природы и ПК на территории страны; особенности природы; уникальность и общечеловеческую ценность объектов - памятников природы и культуры; причины изменения ПК регионов;; геологическое летоисчисление; циклон, антициклон, солнечная радиация. испарениея. испаряемость; мелиорация;, районирование, ГП;
Описывать: образы природно-хозяйственных объектов;
Определять (измерять) ГП объектов, разницу в поясном времени территорий; погоду по синоптической карте; параметры природных объектов.
Называть и показывать: предмет изучения географии России основные средства и методы получения географической информации; особенности ГП, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ России; основные геологические эры, структуры земной коры; сейсмические и опасные территории; климатообразующие факторы, особенности природы в циклонах и антициклонах; распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники; главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах, основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования.
№
| Дата
| Тема урока
| Цели урока
| Тип урока
| Практические работы
| Номенклатура
| Введение
| 1
|
| Что изучает физическая география России
| Познакомить учащихся с особен-ностями предмета и структурой учебника. Познакомить с допол-нительными источниками информа-
ции: энциклопедиями, справочни-ками
| Изучение нового материала
| № 1. Ознакомление с различными источниками геогр. знаний, решение
простейших задач. О
|
| 2
|
| Географическое положение России.
| Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой России. Дать знания о границах России и пограничных государствах
| Практикум
| № 2. Характеристика и оценка ГП России. И.
| Пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР, Япония , США (морская граница), Канада (в Арктике)
Острова: Земля Франца Иосифа, Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Врангеля, Северная Земля. Новосибирские, Командорские, Курильские, Сахалин
Полуострова: Кольский, Канин, Ямал, Гыданский, Таймыр, Камчатка, Чукотка, Крымский (Украина)
Заливы: Финский, Сиваш, Обская губа, Енисейская губа, Анадырский, Петра Великого, Шелихова
Проливы: Карские ворота, Маточкин Шар, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Лонга, Берингов. Татарский, Лаперуза, Кунаширский, Керченский
Течения: Северо-Атлантическое Курило-Камчатское
| 3
|
| Моря, омывающие берега России
территорию России
| Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и экономические проблемы морей. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Учить составлять характеристику моря.
| Практикум
|
| Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Азовское, Чёрное, Каспийское
| 4
|
| Россия на карте часовых поясов
| Познакомить с видами времени на территории России. Дать понятие линии перемены дат, показать значение знаний о времени для каждого человека. Научить решать практические задачи на определение времени
| Изучение нового материала
| № 3. Определение поясного времени
И.
|
| 5
|
| Как осваивали и изучали в территорию России
| Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России. Рассказать о русских путешественниках и учёных, внёсших большой вклад в изучение нашей Родины. Учить работать с картами.
| Семинар
|
|
| Раздел I. Особенности природы и природных ресурсов
| Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
| 6
|
| Особенности рельефа России
| Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. познакомить с новыми терминами и понятиями. Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов. Продолжить работу с географическими картами.
| Изучение нового материала
| № 4. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения
земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных
закономерностей.+пр/р
| Горы: Хибины, Уральские, Бырранга, Алтай, Саяны, Кавказ, влк. Ключевская Сопка.
Плоскогорья: Среднесибирское, Чукотское, нагорье, Алданское
нагорье, плато Путорана, Енисейский кряж, Тиманский кряж, Донецкий кряж.
Хребты: Срединный, Приволжская, Валдайская, Общий Сырт, Северные Увалы,
Равнины: Русская (Восточно-Европейская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Колымская низменность, Прикаспийская впадина, Кумо-Манычская впадина
| 7
|
| Геологическое летоисчисление и строение территории России
| Сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России. Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической), таблицами
| Изучение нового материала
|
|
| 8
|
| Минеральные ресурсы России
| Изучить состав п/и и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между п/и, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приёму наложения карт. познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей п/и.
| Практикум
| №5 «Обозна-чение основных бассейнов и месторождений п/и на к/к, объяснение причин их размещения И
|
| 9
|
| Развитие форм рельефа
| Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. показать непрерывность развития рельефа. Рассотреть виды стихийных явле-ний, причины возникновения. Рассказать о влиянии человека на рельеф
| Практикум
|
|
| 10
|
| Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
| Определить урвень знаний учащи-хся основных понятий, закономер-ностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показы-вать по карте основные формы рельефа России. Определить пони-мание взаимосвязи между текто-ническими структурами и формами рельефа
| Обобщающий урок-игра «Брейн-ринг»
|
|
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы
| 11
|
| От чего зависит климат России
| Познакомить с основными факто-рами, влияющими на климат Рос-сии: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс. Учить работать с картами и картосхемами.
| Изучение нового материала
|
|
| 12
|
| Закономерности распределение тепла и влаги на территории страны
| Рассмотреть закономерности рас-пределения элементов климата на территории России. Сформировать знания об испаряемости и коэф-фициенте увлажнения. Познакомить с климатическими «рекордами» России. Формировать умение работы с климатическими картами. Закрепить знания ранее изученных понятий и терминов.
| Практикум
|
|
| 13
|
| Типы климатов России
| Познакомить с основными типами климата России, закрепить умение работать с климатической картой и определить тип климата по клима-тической диаграмме.
| Исследование
| П\р №6. «Характеристика и оценка климата отдельных территорий» И
|
| 14
|
| Зависимость человека от климатических условий.
| Расширить знания учащихся о вли-янии климата на жизнь и хозяйст-венную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и при-чинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. Сформировать понятия агроклима-тических ресурсов.
| Практикум
|
|
| 15
|
| Итоговый по теме «Климат России»
| Определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата в России, климатообразу-ющих факторов, понимание законо-мерностей распределения основных элементов климата. Определить уровень умения работать с климати-ческими картами. Составить харак-теристику климата территории.
| Урок-игра
|
|
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
| 16
|
| Разнообразие внутренних вод России . Реки
| Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение, реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек.
| Изучение нового материала
| пр/р (И)№ 7 «Характеристика реки по плану»
| Реки: Северная Двина, Печора, Обь (Бия+Катунь), Иртыш, Енисей (Большой Енисей+ Малый Енисей, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска), Таз, Лена (Алдан, Витим, Вилюй), Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур
(Шилка+ Аргунь, Зея, Бурея, Уссури), Нева, Свирь, Нарва, Волхов, Западная Двина, дон, Днепр, Кубань, Терек, Волга, (Кама, ока, Ахтуба), Урал.
| 17
|
| Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
| Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерз-лоты. Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.
| Практикум
|
|
| 18
|
| Водные ресурсы. Охрана вод
| Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во вре-мени и пространстве. Закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод)
| Практикум
|
|
| 19
|
| Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
| Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знания особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание; основные понятия темы; умение работать с картами; показать на карте реки, озёра, болота, мерзлота. Составить характеристику реки.
| Урок контроля знаний
|
|
| Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
| 20
|
| Образование почв и их разнообразие
| Формировать знания о почвах, показать вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения, познако-мить с новыми терминами. Продол-жить учить работать с картами.
| Изучение нового материала
| пр/р (№ 8.»Определение по картам распространения основных зональных типов почв и условий их
образования» О
|
| 21
|
| Закономерности распространения почв
| Сформировать представления о закономерностях распределения почв на территории России, харак-терных чертах почв России.
| Практикум
|
|
| 22
|
| Почвенные ресурсы
| Изучить закономерности исполь-зования почв человеком, дать зна-ния учащимся о причинах разруше-ния почв и путях повышения плодо-родия почв. Познакомить с поняти-ями земельные ресурсы, мелиора-ция, рекультивация.
| Обобщающий урок
|
|
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
| 23
|
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России
| Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, во-дами. Сформировать представление о причинах разнообразия раститель-ных сообществ. Расширить знания учащихся о животном мире, дать знания о распространении предста-вителей животного мира и приспо-собления к среде обитания.
| Изучение нового материала
| пр/р № 9 «Оценка природных условий района для жизни и деятельности человека»
|
| |