Скачать 222.17 Kb.
|
МБОУ Сагутьевская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии России (природа) 8 класс Кудинова Татьяна Михайловна I – ая квалификационная категория д. Сагутьево 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «География»; 2. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2013-2014 учебный год; 3.География. Программы для общеобразовательных учреждений по географии для 6-11 классов/ сост. С.В.Курчина М.: «Дрофа», 2010. УМК: 1 Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010. 2Атлас. География России 8 класс (с комплектом контурных карт). Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю. В курс географии России включены темы по изучению географии своей местности, т. е. Брянской области География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты. В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. На уроках географии сами школьники создают модели: строят графики и диаграммы, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей. Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Содержание программы Введение (3 ч,) Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия. Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно. Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют. Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны. Практические работы. 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. Особенности природы и природные ресурсы ( 28 ч.) ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.) Геологическая история и геологическое строение территории России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России. Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны. Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников. Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере. Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу. Практические работы. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (7 ч) Факторы, определяющие климат России. Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения. Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека. Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса. Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными. Практические работы. 2. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 ч) Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники. Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды. Практические работы. 3 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч) Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв. Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России. Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Практические работы. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (5 ч) Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы. Природные комплексы России (32 ч.) ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (10 ч) Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях. Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов. Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России. Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность. Природа регионов России (25 ч .) Русская (Восточно- Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ Природные комплексы Северного Кавказа. Урал Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в Западной Сибири. Восточная Сибирь Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири -Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока Природные комплексы России Человек и природа (5 ч) Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии В результате изучения географии ученик должен Называть и (или) показывать:
Определять (измерять):
Описывать:
Объяснять:
Оценивать и прогнозировать:
Содержание программы
|
Программа по курсу География России / Природа / для 8 класса Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг | Тематическое планирование по географии 8 класс Учебник под редакциейДронов В. П, Баринова И. И, Ром В. Я., ЛобжанидзеА. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.... | ||
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... География России. Природа. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И. И. Баринова – 11-е изд., стереотип. –... | ||
Программа по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы.... | Рабочая программа по географии 8класс базовый уровень (2 часа в неделю) ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией... | ||
Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник География России. Природа. 8 класс / И. И. Баринова/ параграфы 1, 3, 4, 5-20, стр. 5-99 | ||
Реализация развития кадрового потенциала гимназии в 2010-2011 учебном... Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г | Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии... Программа предполагает использование учебника «География России. Природа 8 класс» автор И. И. Баринова (Москва «Дрофа» 2009 г.),... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... | Публикации по результатам инновационной работы и темам самообразования 2002-2012год Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г | ||
Электронное портфолио учителя – репортаж с урока в информационной образовательной среде школы Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г | Конспект урока с использованием эор тема «Пищевая промышленность... Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г |