Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в селе Старосеславино
Интеллектуально-познавательная игра
«Эти забавные животные» Гладышева М. В.,
учитель начальных классов
Тамбовская область
Первомайский район
Село Старосеславино
2013
Интеллектуально-познавательная игра
«Эти забавные животные»
Цель – развитие творческого мышления детей, систематизация знаний о животных.
Задачи: 1) расширить и углубить знания детей о животных и их повадках;
2) развивать познавательный интерес к окружающему миру, коммуникативные способности, умение работать в команде;
3) воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к игре, грамоты победителям.
Учитель. На протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные!
Вечер зажигает в небе звезды,
Снова приходит долгожданный миг.
Нам пора в дорогу, он зовет нас
Загадочный мир, таинственный мир
Там мы, конечно, встретим
Тысячи приключений.
Там будут с нами рядом
Верные друзья:
Пугливые и беззаботные,
Коварные и благородные,
Смешные и славные
Эти забавные животные! Представление команд, знакомство с правилами игры. 1 тур «Лиса Патрикеевна»
Учитель. Каждый из вас знает кумушку – лису. Лису обычно называют Патрикеевна. Многих ли животных величают по имени-отчеству? А вот нашу славную кумушку, рыжую лисицу величают именно так. Да еще и отчество у нее необычное. А знаете ли вы, что примерно лет 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна в народе считается зверем очень хитрым, то, как верная «наследница» знаменитого князя, она получила отчество Патрикеевна.
А теперь поговорим о повадках лисы.
Вопрос 1. Какая основная пища лисы?
(Варианты ответов: зайцы, мыши, кора дуба).
Учитель. Существует мнение, что основная еда лисы – зайцы. Конечно, лиса не против зайчатины, но догнать зайца ей трудно. Если она случайно наткнется на растерявшегося зайца, то не упустит своего, но зайцы попадаются лисе, увы, не часто. Поэтому, 85% еды лисы составляют грызуны, то есть обыкновенные мыши-полевки.
Вопрос 2. Может ли лиса отличать опасные капканы, от безобидных консервных банок?
(Варианты ответов: да, нет, иногда).
Учитель. Живя часто поблизости от людей, лисица многому научилась. Знает, например, кого и когда надо опасаться, а кого нет. Поэтому она без труда стала отличать опасные капканы от безобидных консервных банок.
Вопрос 3. По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе?
(Варианты ответов: по свежему следу, по неприятному запаху, по маленьким лисятам).
Учитель. Обнаружить присутствие лисы в норе можно по сильному и неприятному запаху. Лисы – неряхи, они захламляют свое жилище и все вокруг.
Вопрос 4. Зачем лисе нужен хвост?
(Варианты ответов: для укрытия носа в стужу, для заметания следов, для красоты).
Учитель. Лиса в морозную зимнюю ночь укрывает пышным хвостом свой нос.
Песня «Я - лисичка, я – сестричка»
2 тур «квартиры в лесу»
Учитель. Умение выбрать себе в лесу удобный дом спасает многих животных и птиц от неприятностей и врагов.
Вопрос 1. Как называется квартира бобра?
(Варианты ответов: нора, логово, хатка).
Вопрос 2. А где же дом у соловья?
(Варианты ответов: на ветке дерева, у корней дерева, в траве).
Учитель. Устраивает гнездо соловей у самых корней дерева или куста, а замаскирует так, что волк рядом пройдет и не заметит.
Вопрос 3. У кукушки, где дом?
(Варианты ответов: на высокой сосне, нет дома, в траве).
Учитель. Кукушку называют бомжем, потому что она своего гнезда не вьет, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда.
Вопрос 4. А какая квартира у зайца?
(Варианты ответов: нора, берлога, любой куст).
Учитель. Нет, не роет длинноухий норы, не устраивает берлоги. Может потому и дрожит он всю жизнь, что нет у него надежного дома.
Чтение стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»
Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шел домой, - Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой веселый крик. И еще, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под елкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.
3 тур Домашнее задание «Продолжи разговор»
(команды задают друг другу вопросы)
Воробей и Синица.
- Угадай, Синица, какое оружие самое страшное?
- Знаю, знаю – ружье!
- Не угадала.
- Знаю, знаю – пушка!
- Снова не угадала.
- Знаю, знаю… Ой, не знаю…
Вопрос. Что сказал Воробей? (Рогатка)
Сорока и Волк.
- Эй, Волк, ты, что хмурый такой?
- От голода.
- И ребра торчат – выпирают.
- От года.
- И воешь тоскливо.
- От голода.
- Вот и поговори с тобой. Заладил одно: от голода да от голода. Чего это ты такой неразговорчивый?
Вопрос. Что ответил Волк? ( От голода)
Лисица и Еж.
- Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, лиса, я с колючками некрасивый что ли?
- Да не то, чтобы некрасивый…
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то, чтобы неуклюжий…
- Так какой же я такой, с колючками-то?
Вопрос. Что ответила Лиса? (Несъедобный)
Кто как спит?
- Ты, Заяц, как спишь?
- Как и положено лежа.
- А ты, Серая цапля?
- А я стоя!
- Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех сплю, удобнее всех отдыхаю.
Вопрос. Как спит летучая мышь? (Вниз головою)
4 тур «Капитаны, вперед!»
Учитель. Наблюдая за животными, русский народ сложил о них много пословиц и поговорок. Сейчас выясним: знают ли капитаны народную мудрость.
Задание капитанам: вынуть из конверта начало пословицы, прочитать ее и продолжить.
Знает кошка, чье мясо съела.
Волка ноги кормят.
Медведь на ухо наступил.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Вертится, как белка в колесе.
Слово не воробей – выскочит, не поймаешь.
Волков бояться – в лес не ходить.
Кошки игрушки, мышки слезки.
Как волка не корми, он все в лес глядит.
От волка убежал, да на медведя напал.
Трус и таракана считает за великана.
Цыплят по осени считают.
Молодей против овец, а против молодца - сам овца.
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Гусь свинье не товарищ.
Чтение стихотворения В. Орлова «Наша планета Земля»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
И при своей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
5 тур «Удивительное рядом»
Учитель. В этом туре речь пойдет о домашних животных, которые живут рядом с человеком и не перестают нас удивлять.
Первая гостья нашей игры – корова. Вроде бы, что нового можно узнать об обычной буренке? Но ученые продолжают изучать коров и делают порой удивительные открытия.
Вопрос 1. Что лучше всего различают коровы?
(Варианты ответов: мелодии, цвета, вкус).
Учитель. Вкус у коров хороший. Они различают сладкое и кислое, соленое и горькое, предпочитая, как и люди, сладенькое. А вот цвета корову различать почти не могут. К музыке коровы не равнодушны. Они различают разные мелодии, да и в самом их мычании специалисты насчитали одиннадцать музыкальных тем.
Следующая гостья нашей игры – обыкновенная кошка Мурка. У нее недавно родились котята, но их у нее отняли. Как она горевала!
Вопрос 2. Как поведет себя кошка, когда ей подложат маленьких цыплят?
(Варианты ответов: съест, будет опекать, убежит от хозяина).
Учитель. Одна деревенская кошка горевала-горевала, а потом пошла в поле и нашла там трех зайчат. Принесла по одному домой, облизала, покормила. Так и вырастила трех длинноухих красавцев-сыновей. С цыплятами произойдет такая же история. Наверное, пушистые комочки напоминают кошке собственные детей.
А теперь поговорим о собаке. Вы знаете, что собачий хвост – это переводчик с песьего языка на человеческий.
Вопрос 3. Что означает у собаки хвост, поднятый вверх?
(Варианты ответов: интересно, все в порядке, боюсь).
Учитель. Хвост вниз – что-то мне не по себе. Поджат – боюсь. Мелко дрожит – интересно. Ну, а вверх – все в порядке.
Вопрос 4. Зачем собака лижет рану?
(Варианты ответов: чтобы не было больно, так она лечит себя, просто так).
Учитель. Каждая собака знает: любую царапину нужно как можно скорее зализать. Ведь слюна у животных убивает вредных микробов, как йод или марганцовка.
Песня «Не дразните собак»
6 тур «Самые знаменитые»
Вопрос 1. Если бы среди животных устроить соревнования едоков, кто бы стал победителем?
(Варианты ответов: медведь, волк, мышка-бурозубка).
Учитель. Волк – малоежка: ухватит каких-нибудь четыре-пять килограммов мяса и сыт.
Медведь любит поесть, особенно осенью, 40-50 кг умнет за сутки, но ведь он и сам весит около 150 кг.
Бурозубка – один из самых маленьких зверьков на Земле. Ее и зовут соответственно: крошечная бурозубка. Рост – 4 см, вес – 2,5 грамма. За сутки съедает в 4 раза больше собственного веса. Вот какой аппетит!
Вопрос 2. У кого из животных зубов больше всего?
(Варианты ответов: у курицы, у слона, у садовой улитки).
Учитель. У курицы нет ни одного зуба. Но она нашла выход: стала глотать мелкие камешки – они у нее прямо в желудке зернышки перетирают.
У слона всего по паре зубов на каждой челюсти.
А вот самая зубастая – это садовая улитка. На ее языке 135 рядов по 105 зубов в каждом ряду, то есть 14 175 зубов. Это вам не ваши 32 зуба, которые нужно оберегать и не подвергать опасностям.
Следующая гостья нашей игры - обыкновенная крыса. Издавна живут они рядом с человеком, ждут момента, чтобы что-нибудь утащить, сгрызть, испортить. Что остается человеку? Изучать их повадки!
Вопрос 3. Что будут делать крысы, если обнаружат бутылку с маслом, не закрытую пробкой?
(Варианты ответов: опрокинут и вылижут, попробуют прогрызть, достанут хвостами).
Учитель. Чтобы добраться до содержимого, крысы не станут опрокидывать бутылку. Просто одна крыса опустит хвост в бутылку и даст полизать его другой, а потом они поменяются местами.
Следующий вопрос посвящен льву. Царственная грива, величественная походка отличают его от других животных. Но и у этой царской особы есть один существенный недостаток.
Вопрос 4. Какой недостаток есть у льва?
(Варианты ответов: мало шерсти на туловище, много спит, не участвует в воспитании детей).
Учитель. Любит царь зверей поспать. Бывает, дрыхнет по 20 часов подряд. Ни один хищник столько не спит.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»
Все-все, все на свете, На свете нужны, На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки!
И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!
Подведение итогов игры, награждение победителей
Учитель. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых животных. А сколько их еще забавных и удивительных живут рядом с нами. Берегите, охраняйте, любите всех животных, которые вы встречаете в природе. Ведь они часть природы, а природа наш с вами общий дом.
Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей!
Песня «Давайте сохраним»
|