Скачать 377.28 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии Института «__ »____________ 2011г. Протокол №______ Председатель УМК _______________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины « Онтогенез функциональных систем » Блок дисциплин - ОПД. В Направление 020200.62 «БИОЛОГИЯ» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр - 7 Всего учебных занятий: 144 часов В том числе: Аудиторных: 36 часов, Лекций: 24 часов Практических часов Лабораторных 12 часов Самостоятельных: 25 часов КСР 2 часа Контроль ______контрольные работы Итоговый контроль: зачет Cыктывкар, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии Учебно-методический комплекс Дисциплины: «Онтогенез функциональных систем» Блок дисциплин: ДС Направление: Биология Институт естественных наук Форма обучения: очная Сыктывкар, 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана специальности 020201 “Биология”. Составитель (или автор) УМК: Петрова Н.Б. Должность, ученое звание: к.б.н., доцент кафедры биологии Сведения о рецензентах: Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания № 1 от «14» сентября 2011 г. Заведующий кафедрой Д.б.н., проф.___________________Г.Н.Доровских ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пояснительная записка Цель настоящего курса - способствовать накоплению у студентов объема знаний в области одной из фундаментальных биологических дисциплин - эндокринологии. Введение этого курса в программу обучения (1993г.) связано с весьма ограниченными и разрозненными представлениями о роли эндокринной системы в регуляции основных жизненных процессов, которые слушатели получают при изучении таких общих дисциплин, как физиология, биохимия, гистология и др. В то же время "эндокринология объединяет проблемы и методы этих дисциплин, рассматривает роль эндокринной системы в контроле основных процессов жизнедеятельности - роста, развития, размножения и адаптации" (Розен, 1984). На протяжении последних лет этот спецкурс был переработан и расширен, что вызвано огромным потоком новой информации о секреции и действии различных гормонов, особенно на клеточном уровне. "Из каждых 100 ученых, наиболее часто цитируемых, 30 работают в области эндокринологии" (Ткачук, 1994). Кроме того, расстройства эндокринных функций занимают значительное место в патологии человека. Эндокринология представляет собой также видную область клинической медицины. Она разрабатывает не только проблемы первичной патологии желез внутренней секреции, но и занимается вопросами гормональной терапии множества неэндокринных заболеваний. В соответствии с учебным планом на изучение спецкурса "Эндокринология" отведено 40 лекционных часов, читается он на 5 курсе (9 семестр). На самостоятельную работу студенту отводится 20 часов. Последняя включает работу с конспектом лекций, учебником, справочной литературой и статьями в рецензируемых журналах (Эндокринология, Физиология человека, Журнал общей биологии, Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, Соросовский журнал и др.) составление таблиц, схем, работу с компьютерной программой « Виртуальная физиология». Курс включает одиннадцать разделов, некоторые разделены на отдельные темы. Для каждой темы предусмотрены лекционные занятия и самостоятельные упражнения (в виде вопросов для самоконтроля и таблиц). Для основных разделов дана справочная литература, в том числе и статьи из журналов. При чтении лекций используется мультимедийный демонстрационный материал по темам « Пути трансдукции гормонального сигнала», «Молекулярные механизмы действия гормонов». Эти материалы могут в дальнейшем использоваться студентами и в самостоятельной работе. Программа Раздел 1. Общая часть Тема 1. Предмет, задачи, основные направления эндокринологии. История науки. Студент должен знать: основные направления эндокринологии и современное состояние науки. Студент должен уметь: сопоставлять экспериментальные факты и клинические данные с уровень развития науки и основными направлениями. Содержание темы. Введение. История эндокринологии (И.Миллер, А.Бертольд, Броун-Секар, И.П.Павлов, Бейлис, Старлинг, Соболев, Фейртер, Пирс и др.). Физиологическое, химическое, клиническое и биохимическое направления развития науки. Взаимосвязь и взаимообусловленность нервной и гуморальной регуляции. Значение эндокринологии для фундаментальных разделов биологической науки и медицины. Достижения российской и мировой эндокринологии, задачи на современном этапе. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
Тема 2. Архитектоника эндокринных желез и функции гормонов. Эволюция эндокринной системы. Студент должен знать: общий план строения и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных животных, развитие гуморальной и гормональной регуляции в эволюции. Студент должен уметь: использовать знания цитологии, гистологии в приложении к физиологии (молекулярно-клеточные основы функционирования). Содержание темы. Архитектоника и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных. Эволюция эндокринной системы. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Составление плана и тезисов ответа. Самостоятельная работа по учебнику: Розен В.Б. Основы эндокринологии. М. Высш.шк.1984. Глава «Структурно-функциональная организация эндокринной функции». Литература:
Тема 3 . Главные и периферические эндокринные железы позвоночных. Свойства истинных гормонов. Студент должен знать: развитие представлений о внутренней среде организма и гомеостазе, гормональной регуляции процессов жизнедеятельности. Студент должен уметь: выделять главные и периферические эндокринные железы и принципы их разделения, различать понятия биологически активное соединение, гормон, гормоноид и фермент, уметь анализировать основные свойства и функции гормонов. Содержание темы. Типы гуморальных влияний. Свойства истинных гормонов, отличия их от гормоноидов, ферментов и др. информонов. Основные функции гормонов. Классификация желез внутренней секреции. Главные и периферические. Гипофиз-зависимые и гипофизнезависимые. Главные эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны: гипоталамус и рилизинг-факторы (либерины и статины); гипофиз и гормоны передней, средней и задней долей (ЛГ, ФСГ, АКТГ, липотропины, ТТГ, СТГ, пролактин, МСГ, вазопрессин и окситоцин); эпифиз и мелатонин. Периферические эндокринные железы: гонады и половые гормоны; кора надпочечников и кортикостероиды (глюко - и минералокортикоиды); щитовидная железа и тиреоидные гормоны (трийодтиронин и тироксин); околощитовидные железы и паратгормон,; островковый аппарат поджелудочной железы и его гормоны (инсулин, глюкагон, секретин, соматостатин); энтериновая система; тимус и его гормоны (тимозины, тимопоэтины и др.); эндокринная функция печени и почек; эндокринные функции плаценты. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Вопросы для самоконтроля: 1.Укажите различия между нервной и эндокринной регуляцией жизнедеятельности. 2.Каков характер взаимодействия гипоталамуса с передней долей и задней долей гипофиза? 3. Назовите основные гормоны гипоталамуса и их функции. 4.Назовите основные гормоны гипофиза, какими клетками они секретируются и каковы их функции? Роль СТГ у низших и высших позвоночных животных. 5.Перечислите основные гормоны щитовидной железы, клетки их секретирующие и основные функции гормонов. 6.Перечислите гормоны поджелудочной железы, морфо-функциональные особенности клеток их секретирующих и основные влияния на обмен веществ. 7. Перечислите гормоны надпочечников, морфо - функциональные особенности клеток их секретирующих, и роль гормонов надпочечников в поддержании гомеостаза и развитии стрессорных реакций. 8.Половые железы, особенности секреторной активности, гормоны и их роль в процессах развития, роста и дифференцировки. 9. Гормоны неэндокринных органов (сердце, печень, почки, ж.к.т., сосуды, кожа). Литература:
Раздел 2. Физиологическая организация эндокринной функции. Студент должен знать: 5 звеньев физиологической организации эндокринной функции. Студент должен уметь: анализировать основные составляющие эндокринной функции. Содержание темы. Физиологическая организация эндокринной функции. Пять звеньев: синтез и секреция в железе, специфическая регуляция и саморегуляция, транспорт гормонов кровью, метаболизм и экскреция, взаимодействие гормонов с реагирующими тканями. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
Раздел 3. Химическая структура гормонов. Студент должен знать: основные группы гормонов по химической структуре. Студент должен уметь: сопоставлять свойства и механизм действия гормонов с их химической структурой, выделять основные факторы, влияющие на биологическую активность гормона. Содержание темы. Химическая структура гормонов: три основных класса гормонов. Классификация гормонов по Розену В.Б. (1984), Теллю Л.З., Агаджаняну Н.Я.(1992), связь химической структуры с биологической активностью гормонов. Классификация белково-пептидных гормонов по семействам. Биосинтез, секреция и метаболизм белково-пептидных, стероидных, тиреоидных гормонов, производных аминокислот. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
Раздел 4. Механизм действия гормонов на клетки. |
Комиссии Института Естественных Наук «03» сентября 2012г протокол... Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления... | Протокол № Председатель умк фамилия И. О., подпись рабочая программа... Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | Протокол № Председатель умк юранёва И. Н. Рабочая программа дисциплина «фитопатология» Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Правоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение» | Учебного процесса умк по физической культуре № Содержание Примечание... Умк дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Урок Тема: Онтогенез Онтогенез – индивидуальное развитие особей, начиная с момента оплодотворения и заканчивая их гибелью. В онтогенезе выдеяют два этапа:... | ||
Утверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24. 06. 2011 г.) председатель... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния... | Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа обществознание Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | Опись дела умк по физической культуре Рабочая учебная программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года | Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины... Автор: преподаватель предметов профессионального цикла аоу нпо «Профессиональный лицей №46» Е. В. Белешева | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики 26. 01. 2008. Протокол № | Рабочая учебная программа по дисциплине «Международный протокол и... Международный протокол и этикет (на английском языке) [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. –... |