Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем»





Скачать 377.28 Kb.
НазваниеПротокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем»
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер377.28 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Биология > Тематический план
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии


УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии Института

«__ »____________ 2011г.
Протокол №______

Председатель УМК

_______________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины « Онтогенез функциональных систем »

Блок дисциплин - ОПД. В

Направление 020200.62 «БИОЛОГИЯ»

Институт естественных наук

Форма обучения дневная


Семестр - 7

Всего учебных занятий: 144 часов

В том числе:

Аудиторных: 36 часов,

Лекций: 24 часов

Практических часов

Лабораторных 12 часов

Самостоятельных: 25 часов

КСР 2 часа

Контроль ______контрольные работы

Итоговый контроль: зачет


Cыктывкар, 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

Учебно-методический комплекс
Дисциплины: «Онтогенез функциональных систем»

Блок дисциплин: ДС

Направление: Биология

Институт естественных наук

Форма обучения: очная

Сыктывкар, 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана специальности 020201 “Биология”.
Составитель (или автор) УМК: Петрова Н.Б.

Должность, ученое звание: к.б.н., доцент кафедры биологии
Сведения о рецензентах:

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания № 1 от «14» сентября 2011 г.
Заведующий кафедрой

Д.б.н., проф.___________________Г.Н.Доровских
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану




Максимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Лабор работа

1

2
3
4

5
6

7

8
9
10

11



Раздел 1. Общая часть.

Тема 1. Предмет, задачи, основные направления эндокринологии. История науки.

Тема 2. Архитектоника эндокринных желез и функции гормонов. Эволюция эндокринной системы.

Тема 3. Главные и периферические эндокринные железы позвоночных. Свойства истинных гормонов.

Раздел 2. Физиологическая организация эндокринных функций.

Раздел 3. Химическая структура гормонов.

Раздел 4. Механизм действия гормонов на клетки.

Тема 1. Тканевой спектр действия гормонов.

Тема 2. Рецепторы гормонов и инициация гормональных эффектов.

Тема 3. Механизм действия тиреоидных и стероидных гормонов.

Тема 4. Механизм действия белково-пептидных гормонов.

Раздел 5. Иерархия нейро-эндокринных механизмов регуляции.

Раздел 6. Частная эндокринология.

Раздел 7. Гормональная регуляция процессов роста, развития, дифференцировки.

Раздел 8. Гормональная регуляция углеводного и жирового обменов

Раздел 9. Гормональная регуляция процессов размножения.

Раздел 10. Гормоны и адаптация.

Раздел 11. Основные нарушения функции эндокринных желез.


12

4
3
12

1
5

5

4
5
6

5



4

2
3
12

1
5

2

4
2

5


4

2
3
12

1
5

2

4
2

5





8
4
4

3

4
1
4




Пояснительная записка

Цель настоящего курса - способствовать накопле­нию у студентов объема знаний в области одной из фунда­ментальных биологических дисциплин - эндокринологии. Введение этого курса в программу обучения (1993г.) связано с весьма ограниченными и разрозненными представлениями о роли эндокринной системы в регуляции основных жиз­ненных процессов, которые слушатели получают при изуче­нии таких общих дисциплин, как физиология, биохимия, гистология и др. В то же время "эндокринология объединяет проблемы и методы этих дисциплин, рассматривает роль эндокринной системы в контроле основных процессов жиз­недеятельности - роста, развития, размножения и адапта­ции" (Розен, 1984).

На протяжении последних лет этот спецкурс был переработан и расширен, что вызвано огромным потоком новой информации о секреции и действии различных гормонов, особенно на клеточном уровне. "Из каждых 100 ученых, наиболее часто цитируемых, 30 работают в области эндокринологии" (Ткачук, 1994). Кроме того, расстройства эндокринных функций занимают значи­тельное место в патологии человека. Эндокринология пред­ставляет собой также видную область клинической медицины. Она разрабатывает не только проблемы первичной па­тологии желез внутренней секреции, но и занимается во­просами гормональной терапии множества неэндокринных заболеваний.

В соответствии с учебным планом на изучение спецкурса "Эндокринология" отведено 40 лекционных часов, читается он на 5 курсе (9 семестр). На самостоятельную работу студенту отводится 20 часов. Последняя включает работу с конспектом лекций, учебником, справочной литературой и статьями в рецензируемых журналах (Эндокринология, Физиология человека, Журнал общей биологии, Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, Соросовский журнал и др.) составление таблиц, схем, работу с компьютерной программой « Виртуальная физиология». Курс включает одиннадцать разделов, некоторые разделены на отдельные темы. Для каждой темы предусмотрены лекционные занятия и самостоятельные упражнения (в виде вопросов для самоконтроля и таблиц). Для основных разделов дана справочная литература, в том числе и статьи из журналов. При чтении лекций используется мультимедийный демонстрационный материал по темам « Пути трансдукции гормонального сигнала», «Молекулярные механизмы действия гормонов». Эти материалы могут в дальнейшем использоваться студентами и в самостоятельной работе.


Программа

Раздел 1. Общая часть

Тема 1. Предмет, задачи, основные направления эндокринологии. История науки.

Студент должен знать: основные направления эндокринологии и современное состояние науки.

Студент должен уметь: сопоставлять экспериментальные факты и клинические данные с уровень развития науки и основными направлениями.

Содержание темы.

Введение. История эндокринологии (И.Миллер, А.Бертольд, Броун-Секар, И.П.Павлов, Бейлис, Старлинг, Соболев, Фейртер, Пирс и др.). Физиологическое, химическое, клиническое и биохимическое направления раз­вития науки. Взаимосвязь и взаимообусловленность нервной и гуморальной регуляции. Значение эндокринологии для фундаментальных разделов биологической науки и медицины. Достижения российской и мировой эндокринологии, задачи на современном этапе.

Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Литература:

  1. Розен В.Б. Основы эндокринологии. М.Высш.шк.1984

  2. Држевецкая И.А.Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. М.: Высш. шк., 1983.

  3. Ткачук В.А. Физиология эндокринной системы.// Успехи физиологических наук.1994.Т.25. №2.С.47-54.


Тема 2. Архитектоника эндокринных желез и функции гормонов. Эволюция эндокринной системы.

Студент должен знать: общий план строения и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных животных, развитие гуморальной и гормональной регуляции в эволюции.

Студент должен уметь: использовать знания цитологии, гистологии в приложении к физиологии (молекулярно-клеточные основы функционирования).

Содержание темы.

Архитектоника и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных. Эволюция эндокринной системы.

Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Составление плана и тезисов ответа. Самостоятельная работа по учебнику:

Розен В.Б. Основы эндокринологии. М. Высш.шк.1984. Глава «Структурно-функциональная организация эндокринной функции».
Литература:

  1. Розен В.Б. Основы эндокринологии. М.Высш.шк.1984

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1993. Т. 2., с.221-224

  3. Чернышева М.П. Гормоны животных. Введение в физиологическую физиологию: учебное пособие. СПб: Глаголь , 1995. с.7-44.


Тема 3 . Главные и периферические эндокринные железы позвоночных. Свойства истинных гормонов.

Студент должен знать: развитие представлений о внутренней среде организма и гомеостазе, гормональной регуляции процессов жизнедеятельности.

Студент должен уметь: выделять главные и периферические эндокринные железы и принципы их разделения, различать понятия биологически активное соединение, гормон, гормоноид и фермент, уметь анализировать основные свойства и функции гормонов.

Содержание темы.

Типы гуморальных влияний. Свойства истинных гормо­нов, отличия их от гормоноидов, ферментов и др. информонов. Основные функции гормонов.

Классификация желез внутренней секреции. Главные и периферические. Гипофиз-зависимые и гипофизнезависимые.

Главные эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны: гипоталамус и рилизинг-факторы (либерины и статины); гипофиз и гормоны передней, средней и задней долей (ЛГ, ФСГ, АКТГ, липотропины, ТТГ, СТГ, пролактин, МСГ, вазопрессин и окситоцин); эпифиз и мелатонин. Периферические эндокринные железы: гонады и половые гормоны; кора надпочечников и кортикостероиды (глюко - и минералокортикоиды); щитовидная железа и тиреоидные гормоны (трийодтиронин и тироксин); околощитовидные железы и паратгормон,; островковый аппарат поджелудочной железы и его гормоны (инсулин, глюкагон, секретин, соматостатин); энтериновая система; тимус и его гормоны (тимозины, тимопоэтины и др.); эндокринная функция печени и почек; эндокринные функции плаценты.

Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.
Вопросы для самоконтроля:

1.Укажите различия между нервной и эндокринной регуляцией жизнедеятельности.

2.Каков характер взаимодействия гипоталамуса с передней долей и задней долей гипофиза?

3. Назовите основные гормоны гипоталамуса и их функции.

4.Назовите основные гормоны гипофиза, какими клетками они секретируются и каковы их функции? Роль СТГ у низших и высших позвоночных животных.

5.Перечислите основные гормоны щитовидной железы, клетки их секретирующие и основные функции гормонов.

6.Перечислите гормоны поджелудочной железы, морфо-функциональные особенности клеток их секретирующих и основные влияния на обмен веществ.

7. Перечислите гормоны надпочечников, морфо - функциональные особенности клеток их секретирующих, и роль гормонов надпочечников в поддержании гомеостаза и развитии стрессорных реакций.

8.Половые железы, особенности секреторной активности, гормоны и их роль в процессах развития, роста и дифференцировки.

9. Гормоны неэндокринных органов (сердце, печень, почки, ж.к.т., сосуды, кожа).
Литература:

  1. Розен В.Б. Основы эндокринологии. М.Высш.шк.1984

  2. Држевецкая И.А.Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. М.: Высш. шк., 1983.

  3. Старкова Н.Т., Алешин Б.В., Бородин Ю.И. и др. Щитовидная железа //БМЭ.3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1986.Т.21.С.514.


Раздел 2. Физиологическая организация эндокринной функции.

Студент должен знать: 5 звеньев физиологической организации эндокринной функции.

Студент должен уметь: анализировать основные составляющие эндокринной функции.

Содержание темы.

Физиологическая организация эндокринной функции. Пять звеньев: синтез и секреция в железе, специфическая регу­ляция и саморегуляция, транспорт гормонов кровью, мета­болизм и экскреция, взаимодействие гормонов с реагирую­щими тканями.
Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Литература:

  1. Розен В.Б. Основы эндокринологии. М.Высш.шк.1984

  2. Држевецкая И.А.Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. М.: Высш. шк., 1983.


Раздел 3. Химическая структура гормонов.

Студент должен знать: основные группы гормонов по химической структуре. Студент должен уметь: сопоставлять свойства и механизм действия гормонов с их химической структурой, выделять основные факторы, влияющие на биологическую активность гормона.

Содержание темы.

Химическая структура гормонов: три основных класса гормонов. Классификация гормонов по Розену В.Б. (1984), Теллю Л.З., Агаджаняну Н.Я.(1992), связь химической структуры с биологической активностью гормонов. Классификация белково-пептидных гормонов по семействам.

Биосинтез, секреция и метаболизм белково-пептидных, стероидных, тиреоидных гормонов, производных амино­кислот.

Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Литература:

  1. Розен В.Б. Основы эндокринологии. М. Высш.шк.1984.

  2. Семененя И. Н. Функциональное значение щитовидной железы // Успехи физиол. наук. 2004. Т. 35. №2. С. 41-56.

  3. Старкова Н.Т., Алешин Б.В., Бородин Ю.И. и др. Щитовидная железа //БМЭ.3-е изд. М.:Сов. энциклопедия, 1986.Т.21.С.514.

  4. Старкова Н. Т. (ред.) Руководство по клинической эндокринологии. СПб.: Питер, 1996. С. 115-175.

  5. Телкова И. Л., Карпов Р. С. Роль тиреоидных гормонов в регуляции сердечной деятельности // Клин. медицина. 2004. Т. 82. № 1. С. 12-18.

  6. Тель Л.З., Агаджанян Н.Я. (ред.) Физиология человека / Алма-Ата: Казахстан, 1992. Т. 1.

  7. Ткачева Г.А., Балаболкин М. И., Ларичева И.П. Радиоиммуннохимические методы исследования: Справочник.М.: Медицина, 1983.192с.

  8. Фелиг В., Бакгтер Дж.Д. и др. (ред.) Эндокринология и метаболизм / М: Медицина, 1985. Т.2.



Раздел 4. Механизм действия гормонов на клетки.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconКомиссии Института Естественных Наук «03» сентября 2012г протокол...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления...
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconПротокол № Председатель умк фамилия И. О., подпись рабочая программа...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconПротокол № Председатель умк юранёва И. Н. Рабочая программа дисциплина «фитопатология»
Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Правоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconУчебного процесса умк по физической культуре № Содержание Примечание...
Умк дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconУрок Тема: Онтогенез
Онтогенез – индивидуальное развитие особей, начиная с момента оплодотворения и заканчивая их гибелью. В онтогенезе выдеяют два этапа:...
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconУтверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24. 06. 2011 г.) председатель...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния...
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconРабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconРабочая учебная программа обществознание
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconОпись дела умк по физической культуре
Рабочая учебная программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconРабочая учебная программа дисциплины
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины...
Автор: преподаватель предметов профессионального цикла аоу нпо «Профессиональный лицей №46» Е. В. Белешева
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики 26. 01. 2008. Протокол №
Протокол № Председатель умк рабочая учебная программа дисциплины «Онтогенез функциональных систем» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Международный протокол и...
Международный протокол и этикет (на английском языке) [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск