Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования





Скачать 224.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования
страница1/2
Дата публикации08.08.2013
Размер224.29 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего(полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, И.И. Сонин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Прuродоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М: Дрофа, 2006. - 138с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, учебного плана МБОУ «Бухарайская СОШ» на 2012-2013 учебный год.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 140 часов, в том числе: в 10 классе – 70 часов, в 11 классе - 70 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю и 1 час в неделю выделяется из компонента общеобразовательного учреждения.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных. представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины. мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить. наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование прио6ретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении, биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез, формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;.

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий и принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ

Название лабораторной работы

Название практической работы



10 класс



Клетка

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

Сравнение строения клеток растений, животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Составление простейших схем скрещивания

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их poдcтва

Решение простейших генетических задач.

Организм




Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.




Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Итого: 3 лабораторных работ.

Итого: 5 практических работ.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учебный материал структурирован по блокам. Блоки - модули представляют разделы (темы), которые включают определённое количество уроков, виды и типы уроков, виды контроля и сроки (даты) их проведения. При внедрении блочно-модульной технологии в образовательный процесс необходимо рассмотреть новые критерии оценочной системы знаний учащихся. Для реализации поставленной задачи используются все виды инновационного обучения, одним из которых является рейтинговая система контроля качества образовательного процесса.

Рейтинг как организационно-педагогическая технология контроля качества образовательного процесса и, соответственно, метод ранжирования учащихся в соответствии с индивидуально набранными балами обладает существенными преимуществами перед традиционной 5-бальной шкалой оценивания.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Календарно-тематическое планирование по биологии ( 10 класс)

№ п/п

тема

Кол-во

часов

Тип урока


дата

примечание

план

Факт.

Тема1.Биология как наука. Методы научного познания.

4 часа














1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

1

к

03.09.







2

Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира.

1

к

07.09.







3

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

инм

10.09.







4

Методы познания живой природы.

1

к

14.09.










Тема 2. Клетка.

8+ 12час из компонента













5


Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден, Т. Шванн).

1

инм

17.09.







6

Клеточная теория.

1

инм

21.09.







7

Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

к

24.09.







8

Химический состав клетки.

1

к

28.09.







9

Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

1

к

01.10.







10

Строение клетки.

1

к

05.10.







11

Практическая работа№1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

1

пр

08.10.







12

Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

1

инм

12.10.







13

Практическая работа №2. Сравнение строения клеток растений и животных.

1

пр

15.10.







14

Контрольная работа

1

кр

19.10.







15

Практическая работа №3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1

пр

22.10.







16

Вирусы.

1

инм

26.10.







17

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

1

к

29.10.







18

Профилактика СПИДа.

1

к

02.11.







19

Строение и функции хромосом.

1

к

12.11.







20

ДНК – носитель наследственной информации.

1

инм

16.11.







21

Удвоение молекулы ДНК в клетке.

1

инм

19.11.







22

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

1

инм

23.11.







23

Ген. Генетический код.

1

к

26.11.







24

Роль генов в биосинтезе белка.

1

к

30.11.










Тема3. Организм.


18 + 24час компонент













25

Организм – единое целое.

1

к

03.12.







26

Многообразие организмов.

1

инм

07.12.







27

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.

1

инм

10.12.







28


Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.

1

изз

14.12.







29


Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

1

к

17.12.







30


Размножение – свойство организмов.

1

к

21.12.







31

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

1

к

24.12.







32

Половое и бесполое размножение.

1

к

28.12.







33

Половое и бесполое размножение.

1

к

11.01.







34

Оплодотворение, его значение.

1

инм

14.01.







35

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

1

инм

18.01.







36

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1

к

21.01.







37

Практическая работа № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

1

пр

25.01.







38

Причины нарушений развития организмов.

1

к

28.01.







39


Индивидуальное развитие человека.

1

Инм

01.02.







40

Репродуктивное здоровье .

1

к

04.02.







41


Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

1

к

08.02.







42

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1

к

11.02.







43

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

инм

15.02.







44

Г. Мендель – основоположник генетики.

1

инм

18.02.







45

Генетическая терминология и символика.

1

к

22.02.







46

Практическая работа№5.Составление простейших схем скрещивания.

1

пр

01.03.







47

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

1

к

04.03.







48

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

1

к

08.03.







49

Хромосомная теория наследственности.

1

к

11.03.







50

Контрольная работа

1

кр

15.03







51

Современные представления о гене и геноме.

1

инм

18.03.







52

Практическая работа №6. Решение элементарных генетических задач.

1

пр

22.03.







53

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

к

01.04.







54

Влияние мутагенов на организм человека.

1

к

05.04.







55

Практическая работа №7

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм».

1

пр

08.04.







56

Значение генетики для медицины и селекции.

1

инм

12.04.







57

Наследование признаков у человека.

1

инм

15.04.







58

Половые хромосомы.

1

к

19.04.







59

Сцепленное с полом наследование.

1

к

22.04.







60

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

к

26.04.







61

Генетика – теоретическая основа селекции.

1

инм

29.04.







62

Селекция.

1

инм

03.05.







63

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

к

06.05.







64

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

1

к

10.05.







65

Биотехнология, её достижения, перспективы развития.

1

к

13.05.







66

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

1 1

к

17.05.







67

Практическая работа№6. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1

пр

20.05.







68

Контрольная работа по теме: «Организм».

1

кр

24.05.







69

Повторение по теме: «Генетика».

1

узз

27.05.







70

Повторение по теме «Строение клетки».

1

узз

31.05.







Примечание:

К- комбенированный

Инм- изучение нового материала

Пр – практическая работа

Кр – контрольная работа

Узз – урок закрепления знаний

СОДЕРЖАНИЕ курса (70 час)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по курсу «Математика 10 класс. Профильный уровень»...
Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа по Отечественной истории...
Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Государственного стандарта среднего(полного) общего образования и авторской программы А. И. Кравченко, Е. А певцовой к учебнику «Обществознание»....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории 10-11...
Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для реализации процесса обучения школьников на этапе полного (среднего) образования в условиях
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconОбразовательная программа среднего (полного) общего образования на...
Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая»...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка «рабочая программа по Мировой художественной...
Ного компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск