Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования





Скачать 343.24 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования
страница1/3
Дата публикации06.10.2014
Размер343.24 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) авторов В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Данная программа является адаптированной для профильных классов.

На изучение биологии в 10 - 11 классах отводится 204 часов, 3 часа в неделю.

Данная программа является адаптированной и на изучение биологии на профильном уровне отводится в 11 классе - 105 часов.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

• освоение знаний: об основных биологических теориях, идеях и принципах,

являющихся частью современной ЕНКМ, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;

• овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;

• воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для:

оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,

здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне лежит знание – центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе.

В рабочей программе предусмотрено изменение порядка изучения тем: в 11 классе изучаются темы «Введение», «Возникновение и развитие эволюционной биологии», «Механизмы эволюции», «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Возникновение и развитие человека – антропогенез», «Организм и окружающая среда», «Сообщества, экосистемы», «Биосфера»,«Биологические основы охраны природы»; в 10 классе - темы «Молекулы и клетки», «Клеточные структуры и их функции», «Обеспечение клеток энергией», «Наследственная информация и реализация её в клетке», «Индивидуальное развитие и размножение организмов», «Основные закономерности явлений наследственности», «Основные закономерности явлений изменчивости», «Генетические основы индивидуального развития», «Генетика человека» «Селекция и биотехнология». Это связано с тем, что обучающиеся 10 класса не имеют базовых знаний по химии (органические вещества) и физике (волны, строение атома) для качественного усвоения тем на профильном, связанных с жизнедеятельностью клетки. Изменено количество часов, отведённых на изучение учебного материала (на 2-3), связанного с формированием научного мировоззрения, экологического мышления:

«Раздел III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА» - увеличено на 8 часов за счёт

переноса изучения темы «Селекция и биотехнология» в 11 класс;

«Раздел IV. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ» - уменьшено на 3 часа.

«Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И

ИЗМЕНЧИВОСТИ» - уменьшено на 6 часов за счёт внесения темы «Селекция и

биотехнология».

Для формирования ЕНКМ в графе «Элементы содержания» выделены следующие

единицы: ключевые понятия, факты, процессы, объекты, закономерности.

Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение биологическими методами исследования.

Приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного)

общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка,

самостоятельный поиск информации в различных источниках.
Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез

в формировании научного мировоззрения – носит обобщающий характер и включает в

себя следующие умения:

• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

• отличать научные методы, используемые в биологии;

• определять место биологии в системе естественных наук;

• доказывать, что организм – единое целое;

• объяснять значение для развития биологии выделения уровней организации живой

природы;

• обосновывать единство органического мира;

• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

• отличать теорию от гипотезы.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез

в формировании научного мировоззрения – носит интегративный характер и включает в

себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации

живого;

• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой

природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Для приобретения практических умений и навыков и повышения уровня знаний в

рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной

программой и программой среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Основная форма занятий – лекционно-семинарская.

Поурочное календарно-тематическое планирование


Раздел

Тема урока

Часы

Тип урока

Оснащение

Содержание

Форма

контроля

Дата

план

факт

Возникновение и развитие эволюционной биологии.

1.Развитие эволюционных идей в додарвиновский период

1

Лекция

Интерактивная доска

Научные и религиозные представления о эволюции. Идеи креационизма, трансформизма, униформизма. Суть эволюционных преобразований.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







2.Система органической природы К.Линнея

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Значение трудов К. Линнея. Система органического мира. Искусственная классификация видов. Идея о постоянстве видов. Принцип иерархичности.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







3.Эволюционная теория Ламарка.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Лекция. Электронное учебное пособие

Значение учения «Философия зоологии». Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий среды. Ошибочность взглядов на механизмы эволюции.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







4.Естествено-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Естествено-научные предпосылки:- в области биологии, - в других областях. Социально- экономические предпосылки в Англии. Основные этапы жизненного пути Дарвина. Экспедиционные исследования Дарвина.

Самостоятельная работа







5,6.Эволюционная теория Дарвина. Движущие силы эволюции. Учение Дарвина о естественном отборе. Результаты эволюции.

2

Комбинированный урок.

Практическая работа

Электронное учебное пособие

П.р. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Размножение организмов в геометрической прогрессии. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции: приспособленность и многообразие видов. Теории и гипотезы: теория Дарвина –Уоллеса. Учение Дарвина о искусственном отбое.

Тестовые задания, выполнение П.р.







7,8.Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Доказательства эволюции.

2

Лекция. Электронное учебное пособие

Палеонтологические доказательства: филогенетические ряды. переходные формы, типы ископаемых остатков. Биогеографические доказательства, сравнительно –анатомические доказательства. Рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства. Молекулярные свидетельства эволюции. Законы и правила: закон Бэра, Геккеля – Мюллера, Северцова.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







9.Вид, его критерии и структура

1

Урок – практикум.

Лабораторная работа.

Л.р. « Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»

П.р. « Сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию»

выполнение П.р. и Л.р.







10.Зачет по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии»




Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тесты.




Тестирование







Механизмы эволюции 23ч.

11.Синтетическая теория эволюции. Популяция элементарная единица эволюции. Закон Харди – Вайнберга.

2

Лекция. Электронное учебное пособие

Популяция – элементарная единица эволюции. Генетическая структура популяций. Популяционно- генетические закономерности. Исследования Четверикова. Закон Харди – Вайнберга.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







12.Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Элементарное эволюционное явление – длительное и направленное изменение генофонда популяции. Мутационный процесс.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







13.Элементарные факторы эволюции: генный поток, популяционные волны.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Комбинативная изменчивость, генный поток, популяционные волны.

Тест







14.Элементарные факторы эволюции: Генетический дрейф, изоляция.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Генетический дрейф, изоляция.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







15.Естественный отбор – направляющий элементарный фактор эволюции. Формы естественного отбора.

1

Урок – практикум.

Практическая работа.

П.р. «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

Выполнение П.р.







16.Результаты эволюции.

1

Комбинированный урок.

Электронное пособие.


Возникновение новых видов, приспособленных к среде обитания. Многообразие приспособленности организмов.

Устный опрос с элементами самостоятельной работы







17.Формирование приспособленности к среде обитания. Относительный характер приспособленности.

1

Урок – практикум.

Лабораторная работа.

Л.р. « Выявление приспособленности организмов к среде обитания».

Приспособительные особенности строения , окраски тела. Приспособительное поведение. Проявление заботы о потомстве.

Выполнение Л.р.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







18.Образование новых видов.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Видообразование – результат микроэволюции. Пути появления новых видов: филитическое, гибридогенное, дивергентное.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







19.Способы видообразования.

1

Комбинированный

урок.

Текст, схемы, рисунки

П.р. « Сравнение процессов экологического и географического видообразования».

Выполнение П.р.







20.Зачет по теме «Основные положения синтетической теории. Микроэволюция»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




Тестирование







21.Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса.

1

Комбинированный

урок.

Динамическое пособие «Основные направления эволюции»

П.р. « Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции»

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Выполнение П.р.







22.Пути достижения биологического прогресса.

1

Комбинированный

урок.

Текст, рисунки

П.р. «Сравнительная характеристика направлений эволюции»

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Выполнение П.р.







23.Арогенез. Выявление ароморфозов у растений.

1

Комбинированный

урок.

Текст, рисунки

П.р. «Выявление ароморфозов у растений».

Выполнение П.р.







24.Выявление ароморфозов у животных.

1

Комбинированный

урок.

Текст, рисунки

П.р. «Выявление ароморфозов у животных».

Выполнение П.р.







25.Аллогенез. Примеры идиоадаптаций.

1

Комбинированный

урок.

Текст, рисунки

П.р. «Выявление идиоадаптаций у растений».

Выполнение П.р.







26.Выявление идиоадаптаций у растений и у животных.

1

Комбинированный

урок.

Текст, рисунки

П.р. ««Выявление идиоадаптаций у животных».

Выполнение П.р.







27.Катагенез- одно из направлений прогрессивной эволюции.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Общая дегенерация. Примеры дегенерации. Формирование дегенерации.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







28.Соотношение путей и направлений эволюции.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Взаимосвязь главных направлений и путей эволюции. Отличительные особенности.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







29.Основные закономерности биологической эволюции.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Дивергенция, конвергенция, гомологи, аналоги, параллелизм.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







30.Правила эволюции.

1

Лекция. Электронное учебное пособие

Правило необратимости эволюции. Правило прогрессирующей специализации. Правило чередования главных направлений.

Задания со свободным ответом по выбору учителя







31.Семинар «механизмы эволюции»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.


Движущие силы эволюции. Элементарные эволюционные факторы. Роль в процессе эволюции. Взаимодействие элементарных факторов эволюции. Механизмы макроэволюции. Отличительные особенности и взаимосвязь главных направлений и путей эволюции.

Задания со свободным ответом по выбору учителя






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая»...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа по Отечественной истории...
Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по курсу «Математика 10 класс. Профильный уровень»...
Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории 10-11...
Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для реализации процесса обучения школьников на этапе полного (среднего) образования в условиях
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconОбразовательная программа среднего (полного) общего образования на...
Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Государственного стандарта среднего(полного) общего образования и авторской программы А. И. Кравченко, Е. А певцовой к учебнику «Обществознание»....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного...
Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования  iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому...
Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск