10 КЛАСС
РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ/СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.
Программа рассчитана на 70 часов при двухчасовой учебной нагрузке.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Данилов, А. А. История : программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Просвещение, 2009.
Данилов, А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. - М. : Просвещение, 2010.
Данилов, А. А. Россия и мир. 10 класс : метод, рекомендации / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт, П. А. Баранов. - М. : Просвещение, 2009.
Вышеназванный учебник вместе с учебником: Алексашкина Л. Н. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2010 - составляют единую линию учебников по истории для средней (полной) школы.
Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Предусматривается рас-
6
смотрение основных блоков: геополитика, социум, экономика и культура. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей истории. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.
- Учащиеся должны освоить периодизацию истории человечества с древнейших времен до конца XIX в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема раздела
| Количество часов
| 1
| Исторический процесс и историческая наука
| 4
| 2
| Первобытность. Цивилизации Древнего мира
| 8
| 3
| Россия и мир в эпоху Средневековья
| 21
| 4
| Россия и мир в раннее Новое время
| 17
| 5
| Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества
| 14
| 6
| Обобщающее повторение
| 2
| 7
| Резерв
| 4
|
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип, вид урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| S
| 9
| 10
| 11
| Раздел I. Введение в историю Тема 1. Исторический процесс и историческая наука
| 1
| История и исторический процесс
| 1
| Урок изучения новых знаний. Вводная лекция с элементами беседы
| Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Критерий исторического времени. Вопрос о единстве всемирной истории. Периодизация исторического процесса
| Знать: что такое история; как формировалось историческое пространство; ответы на вопрос о единстве всемирной истории; понятия: история, всемирная история. Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, «линии времени»
| Беседа; тестовые задания, тезисный план, «линия времени»
| Системы летоисчисления. Календари: древнеегипетский, вавилонский, древнекитайский, юлианский, григорианский
| § 1, рефераты: «Системы летоисчисления по олимпиадам, от основания города, сотворения мира, рождества Христова, хиджры», «Календари»
|
|
| 2-3
| История и познание истории
| 2
| 1. Комбинированный урок.
| История в системе гуманитарных наук. Социальное познание и историческая наука.
| Знать: особенности социального познания; отличие истории от других социальных дисциплин; подходы к пониманию термина «исторический факт»; трудности, возникающие при использовании информации источ-
| Беседа, анализ мнений, документов, схема, тезисный план, конспект,
| Основные концепции исторического развития: историко-
| 1- § 2,
вопросы, записи.
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
| 2. Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция
| Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки
| ника в исследовании историка; особенности языка исторической науки; понятия: социальное познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, менталитет, цивилизация. Уметь: определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к исследованию истории в исторической науке XX в.; анализировать мнения, мысли, документы; высказывать свое отношение; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана
| познавательные задания
| культурологические (цивилиза-ционные), формаци-онная теории, теория модернизации. Школа «анналов». Смысл истории
| 2. Подготовиться к семинару, с. 22-24
|
|
| 4
| Введение в историю
| 1
| Урок практического применения знаний и умений. Семинар
| История в век глобализации. Альтернативы в истории и тайны истории. Судить или понимать?
| Знать: направления в глобальной истории;
понятия: глобализация, альтернативы. Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; дискутировать по вопросу: «Судить или понимать?»; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата, эссе
| Беседа, анализ документов, дискуссия, эссе, рефераты
|
| Познавательные задания, эссе, проекты (по выбору учителя)
|
|
| Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира
| 5
| Пред-
цивили-
зацион-
ная
| 1
| Урок изучения новых знаний.
| Антропогенез. Научные представления о формировании человека
| Знать: что такое предцивилизацион-ная стадия истории человечества; этапы в становлении человека; проблемы социогенеза; сущность и зна-
| Беседа; работа с документами, до-полнитель-
| Современные научные концепции
| §3 до с. 28,
вопросы
1-3
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| стадия истории человечества
|
| Лекция
| современного типа. Периодизация пред-цивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение
| чение неолитической революции; понятия: антропогенез, первобытное, доисторическое общество, человек умелый, человек разумный, родовая община, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, цивилизация, социогенез, революция, неолитическая революция. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать исторические события; составлять словарь темы
| ной литературой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, понятийный аппарат; схема «Линия времени»
| происхождения человека и общества
|
|
|
| 6
| Архаичные цивилизации Древнего Востока
| 1
| Урок практического применения знаний и умений. Лабораторный урок
| Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы
| Знать: какие цивилизации относят к архаичным; особенности социальной структуры общества на Древнем Востоке; суть относительной социальной статичности древневосточных обществ;
понятия: деспотия, государство, во-ждество, социальная структура, социальные нормы.
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать восточную деспотию; определять ее роль в истории древневосточных цивилизаций; выделять особенности архаичных цивилизаций;
| Беседа; работа с документами, дополнительной литературой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, характеристика, понятийный аппарат
| Особенности материальной культуры. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Возникновение религиозной картины мира
| § 3 со с. 28, проблемные вопросы, с. 34
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| устанавливать причинно-следственные связи; работать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами
|
|
|
|
|
| 7-8
| Антич-
| 2
| 1. Урок
| Зарождение антич-
| Знать: когда возникли древнейшие
| Беседа; те-
| Своеобра-
| 1. §4-5,
|
|
|
| , ные ци-
|
| изучения
| ной цивилизации.
| цивилизации в Европе и какую роль
| зисный план,
| зие антич-
| вопросы.
|
|
|
| вилиза-
|
| новых
| От «темных веков»
| в их формировании и развитии сыг-
| конспект;
| ных циви-
| 2. Эссе,
|
|
|
| ции
|
| знаний.
| к классической
| рали природно-климатические усло-
| сравнитель-
| лизаций
| рефераты,
|
|
|
| Среди-
|
| Лекция.
| Греции. Античный
| вия Средиземноморья; социальные
| ная характе-
| Европы
| проекты
|
|
|
| земно-
|
| 2. Урок
| полис: расцвет и кри-
| и экономические последствия вступ-
| ристика
| по сравне-
| (по выбо-
|
|
|
| морья
|
| практи-
| зис. Греческая ко-
| ления Древней Греции в железный
| (таблица)
| нию с ци-
| ру учите-
|
| ■
|
|
|
| ческого
| лонизация. Древне-
| век; причины, значение и последст-
| «Афины
| вилизация-
| ля, уча-
|
|
|
|
|
| применения знаний и умений. Семинар
| греческая философия. Древнегреческая мифология. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: античный мир, переход от республики к становлению Великой Римской империи. Причины кризиса; падение Западной Римской империи. Римское право
| вия Великой греческой колонизации; роль реформ Солона в развитии Афин; признаки античного полиса; особенности Афин и Спарты как полисов; причины и сущность полиса; этапы римской цивилизации; причины борьбы патрициев и плебеев и ее значение для становления римской гражданской общины; отличие античного классического рабства от рабства на Древнем Востоке; переход от республики к империи в Риме; причины кризиса и падения Западной Римской империи;
понятия: колонизация, демос, тирания, полис, гражданская община, республика, гражданская война, империя, Великое переселение народов, эллинизм.
Уметь: анализировать греческие мифы; высказывать свои предположе-
| и Спарта»,
понятийный
аппарат
| ми Древнего Востока. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Ранняя христианская церковь
| щихся)
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| ния; сравнивать древнейшие цивилизации на территории Европы с цивилизациями Древнего Востока и устанавливать причинно-следственные связи; определять особенности гражданской общины; высказывать свое мнение и аргументировать его; составлять сравнительную характеристику Афин и Спарты; сопоставлять точки зрения на характер римской цивилизации; сравнивать характеристики античного рабства разных авторов; находить сходство и различие греческого полиса и римской циви-тас; определять статус раба в римском праве
|
| ■
|
|
|
| 9
| Древнейшая история нашей Родины
| 1
| Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция
| Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны - варяги - русы
| Знать: античное наследие в истории Европы и нашей страны; участие славян в Великом переселении народов; точки зрения в исторической науке по поводу происхождения слова «русь»; понятия: колонизация, варяги, Русь. Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной
| Беседа; работа с картой; конспект, понятийный аппарат
| Великое переселение народов и его влияние на формирование праславян-ского этноса Место славян среди индоевропейцев
| § 6, вопросы
|
| '
| 10
| Духовный мир
| 1
| Урок практического
| Мифологическая картина мира. Мифы о культурных
| Знать: особенности мифологической картины мира; идеи буддизма, иудаизма, христианства; причины быстрого
| Работа с текстом учебника; анализ
| Космогонические, антропо-
| Доклады и сообщения о жиз-
|
|
| Продолжение табл.
1
| ■ 1, 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| древних обществ
|
| применения знаний и умений. Лабораторный урок
| героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности
| распространения христианства в Римской империи; особенности религий спасения и древней науки; понятия: картина мира, миф, осевое время, даосизм.
Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологической картины мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; находить отличие конфуцианства от буддизма, научных знаний от мифов; структурировать учебный материал в виде тезисов, таблицы, схемы, конспекта
| мифов, информации; тезисы, таблица, схема, конспект, понятийный аппарат
| тонические, теогониче-ские мифы
| ни и открытиях выдающихся ученых и философов древности (§7)
|
|
| 11
| Венок мудрости
| 1
| Урок практического применения знаний и умений. Урок-конференция
| Жизнь и открытия выдающихся ученых и философов древности. Платон. Плиний. Сенека. Цицерон. Демокрит. Пифагор. Сократ. Аристотель. Авиценна. Конфуций. Эпикур
| Знать: выдающихся ученых и философов древности, их открытия; взгляды древних мыслителей на развитие природы и общества; понятия: философия. Уметь: работать с дополнительной литературой, различными источниками, СМИ, интернет-ресурсами; представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата; владеть основными видами публичных выступлений
| Рефераты, сообщения, работа с источниками разного типа
|
| § 8, вопросы, подготовиться к семина-РУ
|
|
| 12
| Историческое насле-
| 1
| Урок практического приме-
| Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза-
| Знать: суть единства мира древних цивилизаций; шумерской картины мира; ключевые идеи полиса; значение римского права и его роль
| Работа с документом; беседа, тезисный план,
|
| Проекты (по выбору учащихся)
|
|
| |