Скачать 0.51 Mb.
|
Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» Автор опыта: Сосницкая Ольга Ивановна учитель географии высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ст. Ленинградская 2013 год Содержание: ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 3 ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА………………………………………… 4 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..................... 24 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 25 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАСосницкая Ольга Ивановна МБОУ СОШ №2, учитель географии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Ленинградский район, методическое объединение учителей географии. Дата рождения автора ППО: 12 марта 1962 года Базовое образование автора ППО: Кубанский государственный университет, 10 июня 1989 г. Тема педагогического опыта: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии». Педагогический стаж и квалификационная категория: 32 года Звания, награды, премии, ученая степень автора ППО: ________ Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: призер Всероссийского конкурса «Лучший урок естественных дисциплин» - 2013год Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема): ___________________________________________________________________________ Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта газеты, статьи: _________________________________________________________ Данный педагогический опыт внесен в школьный банк передового педагогического опыта решением педагогического советапротокол № 7 от 06.01.2012 Рабочий адрес, телефон автора: Краснодарский край, станица Ленинградская, ул. Школьная,14 а , 8(86145)3-71-61 Домашний адрес, телефон автора: Краснодарский край, станица Ленинградская, ул. Ленина, 95,а Мобильный телефон автора: 8(961)-59-639-59 Адрес электронной почты: Olga-sosnitskaya@mail.ru 1. ОБЗОР СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. 1.1. История изучения темы педагогического опыта в педагогике, в образовательном учреждении и муниципальном образовании. Методологической основой исследования явилось изучение применения тестов в образовательном процессе. Педагогика, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других, так называемых, поведенческих наук. Ключевыми понятиями тестологии, как одной из методических теорий, являются измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения. Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и др. Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др. Однако, начиная с 30-х годов наука о тестах стала называться буржуазной, все её цели считались "реакционными". После известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной. Однако, в последние годы мы наблюдаем активное внедрение тестов в образовательный процесс. Использование такой формы контроля и оценки знаний как тестирование занимает довольно прочную позицию. Мною был изучен опыт учителей Бойко Е. В., Михайлиной С. А., Архиповой Т.Н., работающих по данной технологии. В своей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию тестовых технологий в обучении. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения географии учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки. На своих уроках использую, по рекомендациям И.С. Якиманской, уровневую дифференциацию обучения, в основе которой лежит планирование результатов обучения; выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку и познавательную деятельность. Длительность работы над опытом – сентябрь 2006 – 2013 гг. Диапазон опыта – единая система «урок – внеклассная работа по географии» 1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта Глоссарий. Педагогический тест- система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся. Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. Валидность - мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. Выборочная совокупность - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Методы - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся. Регрессия - зависимость среднего значения какой-либо случайной величины от некоторой другой величины или от нескольких величин. Тестология- междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. 2.ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. В Краснодарском крае ЕГЭ по географии проводится уже 9 лет, столько же лет выпускники девятых классов проходят аттестацию в новой форме ГИА. Единый государственный экзамен – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ и ГИА по географии – он не является обязательным для всех учащихся 11 и 9 классов. Основная цель введения ЕГЭ и ГИА – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Показателем и условием эффективности использования контроля знаний учащихся в форме тестирования служит глубина и прочность знаний, применяемых при выполнении заданий итоговой аттестации учащихся на экзаменах ГИА-9 и ЕГЭ, а так же при участии школьников во внеклассной деятельности: олимпиады и викторины, работа с успешными и одарёнными детьми. Это даёт возможность реализации личностного подхода к обучению и воспитанию учеников и ведёт к общему развитию личности и привитию интереса к изучаемому предмету и за страницами учебника. Использую возможности педагогических тестов могут проявляться только при условиях изменения общей организации учебного процесса: перехода от привычных групповых форм занятий к индивидуальным, автоматизированным, создания системы стимулов, повышающих персональную ответственность учащихся за результаты своего труда. Одним из условий этого процесса является преодоление, распространенного мнения о кажущейся простоте теста и о простоте методов его создания. В своей работе использую с изучения начального курса географии различные формы тестов: индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, компьютерные, вербальные и невербальные, научно-познавательные. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных и ПК (Приложение I). Еще один важный момент: на повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность выбора с учётом индивидуальных особенностей его подготовки. Иными словами вполне правомерно включать в проверку избыточное количество задач повышенного уровня, учитывающие разные направления в развитии умений, и предлагать учащимся самостоятельно выбирать из них задачи. Это дает возможность моим учащимся не только получать высокие баллы по ЕГЭ и ГИА, но и быть победителями и призерами олимпиад, конкурсов и викторин (Приложение II). 3.СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Актуальность исследования вытекает из необходимости разработки научно обоснованных тестов для проверки соответствия знаний образовательным стандартам. Их введение в практику управления образовательными учреждениями предусмотрено Законом Российской Федерации об образовании. Разрыв, образовавшийся между запросами реформирующегося образования в качественных тестах объективного контроля подготовленности учащихся и сложившейся традиций оперирования упрощенными схемами субъективного выставления пятибалльных отметок, отсутствие достаточного числа научных разработок по ключевым вопросам методологии и теории тестового контроля является еще одним указанием на актуальность исследования. Работа с тестами олимпиад и викторин с успешными и одарёнными детьми даёт возможность реализации личностного подхода к обучению и воспитанию учеников и общему развитию личности и привитию интереса к изучаемому предмету. Научный аспект актуальности исследования вытекает из различий в развитии тестовой науки: статистические аспекта теории тестов хорошо разработаны на Западе и слабо изучены у нас. Ведущая педагогическая идея опыта Педагогическая идея опыта состоит в обосновании ключевых сторон тестового контроля, а именно: формы и содержания тестовых заданий; предмет, цели, функции, принципы, критерии качества и эффективности тестового контроля. Гипотезы, проверяемые в эмпирических разделах исследования: - оценки преподавателя, по валидизации теста, по конкордантности между собой и корреляции с тестовыми баллами - предлагаемая модель оценки прироста тестовых результатов соответствует задаче объективной оценки прироста результатов обучения - использование полученных умений и навыков по формированию универсальных учебных действий (олимпиады, конкурсы и викторины). 3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте. По мнению О. Доснока «творчество касается продуцирования нового поведения, новых идей (знаний), создающих новые перспективы». Используя в процессе обучения тестовые технологии, применяя интерактивные и эвристические методы обучения, грамотно планируя работу, возможно формирование у школьников универсальных учебных знаний. Удачная комбинация элементов существующих методик позволяют осуществить эвристические пробы и формировать практическую деятельность для развития эрудиции школьников. Значимым практическим умением является способность просчитывать, прогнозировать, моделировать и анализировать результаты своей деятельности. 3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте. По мнению О. Доснока «творчество касается продуцирования нового поведения, новых идей (знаний), создающих новые перспективы». Научный аспект актуальности исследования вытекает из различий в развитии тестовой науки: статистические аспекты теории тестов хорошо разработаны на Западе и слабо изучены у нас. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - выявлены основы формирования системы качеств знаний учащихся по географии посредством тестирования; - определены возможности применения для диагностики и управления процессом формирования у учащихся системы качеств знаний по географии; - разработаны дидактические и методические принципы отбора банка тестовых заданий, позволяющих целенаправленно формировать систему качеств знаний; - определены требования к дистракторам при конструировании тестовых заданий. Удачная комбинация элементов существующих методик позволяют осуществить эвристические пробы и формировать практическую деятельность для развития эрудиции школьников. Значимым практическим умением является способность просчитывать, прогнозировать, моделировать и анализировать результаты своей деятельности 3.3. Результативность педагогического опыта. Апробация результатов исследования проводилась многократно в процессе учебной деятельности на уроках географии, при проведении муниципальных и административных диагностических работ, ГИА и ЕГЭ, олимпиад, конкурсов и викторин по географии. В работе прослеживается ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. Наблюдается тенденция к увеличению численности участников, победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов и викторин школьного и муниципального уровней. Результативность отображает мониторинг участия в районных и Всероссийских олимпиадах школьников. Мониторинг участия в муниципальных и Всероссийских олимпиадах и викторинах (2009-2012гг.) Таблица 1.
|
Тестирование как одна из форм контроля Электронный справочник по школьной алгебре и геометрии, а также по некоторым разделам высшей математики. Определения и иллюстрированные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся на уроках математики | ||
Как узнать отношение вашего малыша к школе, учебному процессу, учителям,... В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Содержание педагогических измерительных материалов (пим) В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | ||
Демо-версия теста по второй части курса «Практикум по прикладным экономическим исследованиям» В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления... В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент... В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | Тесты на контрольном уроке, учитель имеет возможность получить объективные... В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся... | ||
Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема гиа (в новой форме) как одна из форм итогового контроля иноязычной компетенции выпускников IX классов. Организация и проведение... | ||
Тестирование тестирование быстрый и эффективный способ контроля и... Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | Материалы для подготовки к текущему и промежуточному контролю знаний... По курсу «Функциональный менеджмент» предусматривается две формы промежуточного контроля – зачет в устной форме и написание реферата.... | ||
Различные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | Различные формы и методы контроля знаний учащихся Поэтому считаем целесообразным, чтобы все участники с одного класса проходили тестирование в одно и то же время, например, в компьютерном... |