Скачать 85.02 Kb.
|
Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать” Блонский П.П. Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой знаний учащихся. Если ученик овладел минимально допустимым уровнем знаний, то какой отметки он заслуживает? Учителя обычно за этот уровень усвоения ставят 3, за средний – 4, за повышенный – 5. Но если ученик овладел материалом на уровне государственного стандарта, почему ему ставится тройка? Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне знаний, умений и навыков. И очень важно, чтобы оценка была “справедливой” в глазах ребенка. И это только одна проблема. Следующая проблема, которая связана с дифференциацией обучения и в том числе с дифференциацией при опросе – это проблема реального знаний учителя о каждом своем ученике, о возможностях ребенка, индивидуальных и возрастных его особенностях развития. Реальные условия нашей жизни к сожалению таковы, что многие из учителей среднего и старшего звена в среднем обучает 150 учащихся и может ли учитель знать и учитывать особенности каждого своего ученика. Кроме того, в новом государственном стандарте значительно увеличено содержание учебного материала и максимально уменьшено количество часов. В связи с этим возникла еще одна проблема дифференцированного опроса. У учащихся со средними и низкими учебными способностями пропала возможность повышения уровня обученности. Практически каждый урок – это урок усвоения новых знаний, на этапе закрепления которого учащиеся выполняют задания своего уровня сложности. Возможности выполнить задание более высокого уровня сложности у учащихся нет за отсутствием времени на уроке. Последнюю проблему, на мой взгляд, возможно решить в рамках средней школы, для чего педагогам необходимо изучить современные образовательные технологии, такие как, например, модульное обучение, технология укрепления дидактических единиц и т.д. И прежде чем мы перейдем ко второй части, практической, я предлагаю вам результаты исследования психологов, которые выявили, что традиционный вид опроса у доски – это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.
И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий “разбор полета” с учениками. А теперь я хочу предложить вашему вниманию те формы дифференциации при опросе, которые используются в нашей работе. Условно разобьем приемы работы на традиционные и нетрадиционные. К традиционным отнесем следующие приемы работы:
А не традиционные приемы я попыталась свести в таблицу по уровням обученности.
Предложенную таблицу можно продолжать еще очень долго, все зависит от опыта и желания учителя. Другими словами, в основе всех форм опроса и распределения их в соответствии с уровнем обученности лежит таксономия Блума. Задания 3 уровня (“облегченного”) предполагают усвоение темы на уровне простейших знаний и понимания. Знание Назовите … В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … Понимание Закончите фразу … Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами … Задания 2 уровня (отвечающие требованиям государственного стандарта образования) предполагают усвоение на уровне применения и анализа знаний. Применение Объясните цель применения … Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление … Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … Анализ Какова структура … Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … Задания 1 уровня (“сверхстандартные задания”) повышенной степени сложности, ориентированы на уровень синтеза и оценки знаний. Синтез Найдите собственное решение … Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Составьте из элементов … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … Оценка Оцените логику … Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Насколько верны выводы … Сделайте выводы … И в заключении хотелось бы сказать, что постоянное использование разных традиционных и не традиционных приемов обучения позволяет осуществлять дифференцированный подход одновременно к нескольким учащимся, что позволяет сократить разрыв между отстающим учеником и учеником со средней успеваемостью. Еще большее значение практические приемы играют в развитии творческого потенциала учащихся, раскрытии и проявлении их индивидуальных способностей в процессе продуктивной деятельности на уроке (кто-то красиво рисует, кто-то красиво пишет, у кого-то хорошо получается оформлять работы одноклассников). Значит, возможен дифференцированный подход не только к обучению, но и к объективной оценке знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся с разными учебными возможностями. Список используемой литературы:
|
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Контроль на уроках информатики Охватывают все разделы курса | ||
Контроль и оценка знаний на уроке обж «контроль», «проверка», «оценка» и «учет» знаний учащихся. Нередко они смешиваются и употребляются в разных значениях. Общим родовым... | «Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный... Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна... | ||
Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | Уроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов... В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный... | ||
«использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | Тема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания» Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | ||
Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | Отчет «Тестовый контроль на уроках информатики» Она способствует формированию научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;... | ||
Урока : Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках алгебры... Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках алгебры и информатики в процессе изучения тем «Степень с рациональным показателем»... | Анализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики | ||
Контроль Тематический контроль Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций | Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности... | ||
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) | Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка... Итоговую аттестацию в форме гиа и егэ. Следовательно, урок и контроль знаний необходимо организовать, учитывая современные требования.... |