Скачать 261.54 Kb.
|
Контроль на уроках информатикиПлан: I. Введение. 1. Актуальность проблемы. 2. Обзор литературы. 3. Задачи курса. II. Методы, виды, функции контроля. 1. Виды контроля. 2. Методы контроля. 3. Функции контроля. 4. Критерии оценки знаний по информатике. III. Контроль на уроках информатики. IV. Заключение. I. Введение. 1. Актуальность проблемы.Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения. Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки. Учащиеся не достаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки. Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов. В настоящее время проверке, контролю стараются придавать деловое содержание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учитель проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используются различные формы и методы проверки и оценки. На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается несоизмеримым в сравнении с потребностями. Я попыталась внести свой вклад в решение данной проблемы применительно к урокам информатики, сравнительно молодой науки, изучающейся в школе лишь с 1985 года. Преподавание этого предмета находится в стадии становления и имеет тенденцию постоянного изменения. Идет процесс накопления опыта преподавания информатики в различных образовательных учреждениях с различными системами образования и программами. 2. Обзор литературы.Польский педагог и психолог Винценты Оконь в книге «введение в общую дидактику» большое внимание уделил анализу важнейших методологических проблем дидактики и, в частности, классификации методов дидактических исследований. Он описал формы и методы проверки и оценки работы школы и учащихся. Предложил совершенствование традиционных методов проверки знаний учащихся. Подробно разобрал такой вид контроля как дидактические тесты. Автор считает, что первым условием совершенствования традиционных методов проверки результатов обучения является соблюдение их гармоничной связи с принятой таксономией целей образования. Не менее важным является то направление совершенствования методов проверки результатов, которое выступает следствием реализации проблемного обучения. Б. Немерко в книге «Тестовый опрос школьников» рассматривает понятие теста, классификацию и способы разработки тестовых заданий, обработку результатов тестовых исследований, методику проведения тестов в школах. Он определяет тест школьных достижений как комплекс заданий, приспособленных к определенному содержанию обучения таким образом, чтобы на основе результатов тестирования можно было установить, в какой степени это содержание, предназначенное для решения в течение одного учебного занятия, усвоено учащимися». Воронов В. В. в книге «Педагогика школы в двух словах» коротко и четко сформулировал и описал функции, виды и методы контроля знаний учащихся, а также понятия, причины и средства предопределения неуспеваемости. Газета «Информатика», приложение к газете 1 сентября, периодически печатает дидактические материалы для проверки знаний учащихся. Так, в №38 за 1999 год опубликован набор карточек с разно уровневыми заданиями по изучению раздела алгоритмизация и программирование. Каждая карточка содержит 3 задания для контрольной работы. Общепринятой формой итогового контроля за курс обучения по информатике является экзамен. Примерные билеты выпускного экзамена по информатике были опубликованы в газете «Информатика» № 14 за апрель 1998 года. Ещё одна форма проведения итогового контроля – тестирование. Образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки выпускников основной школы по информатике (6 вариантов) опубликованы в газетах «Информатика» №№ 39, 41, 42, 43, 44 за 1999 год. Каждый вариант содержит по 24 вопроса, с помощью которых учитель может проверить качество усвоения пройденного материала по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания. Алипов Н. и Соколов А. в статье «организация контроля знаний» рассказывают о применении программированного контроля, трудностях его применения и путей их преодоления. Здесь же они описывают машинный вариант контроля знаний для компьютерного класса КУВТ «Корвет», до сих пор встречающихся в школах. Статья опубликована в журнале «Информатика и образование» №5, 1989г. А. Г. Юдина, учитель информатики Московской средней школы №112, в статье «Информатика на Лого для старшеклассников» подробно описала структуру тестовой программы. Статья опубликована в журнале «Информатика и образование» №1, 1995г. А. Кузнецов и Д. Смекалин в статье «Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам информатики и вычислительной техники» описали виды, типы, методы и критерии оценки знаний по информатике. Статья опубликована в журнале «Информатика и образование» №1, 1987г. И. Н. Пак, профессор, проректор по информатизации Красноярского государственного университета и В. В. Филиппов в статье « О технологии создания компьютерных тестов» описали структуру педагогической модели знаний, их модулей, определили основные понятия компьютерного тестирования, описали структуру разработки тестовых заданий. |
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой... | ||
«использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | ||
Отчет «Тестовый контроль на уроках информатики» Она способствует формированию научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;... | Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) | ||
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района... | О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Рабочая учебная программа дисциплина: немецкий язык Блок дисциплин:... Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной | Рабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:... Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У «Крапивенская оош» на изучение данного курса выделено 3 часа в неделю (всего 105), включая контроль навыков речевой деятельности:... | Отчет по изучению на семинаре учителей шмо математики, информатики... «Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций на уроках математики, информатики и естествознания» | ||
Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практическое занятие гмо учителей информатики по теме «Повышение мотивации учащихся к изучению информатики на уроках и во внеурочной... |