Скачать 73.78 Kb.
|
Из опыта работы. Тема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания» Учитель истории и обществознания МОУ Брединская СОШ № 97 Суслина Светлана Николаевна Тема: Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся – контрольно-оценочная и обучающая. В дидактике считается, что главная функция – контрольно-диагностическая. Ее виды: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля. Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ. Слайд№3 I.Устные. Устные – в 5 и 6 классах:
План:
2.Повод. 3.Цели. 4.Движущие силы 5.Характер 6.Этапы, ход событий. 7.Итоги. 8.Историческое значение Я использую подобные модули «Народное восстание», «Реформы», «Культура», «Экономическое развитие».
II. Письменные.
Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Основные требования, предъявляемые к тестам – это надежность, объективность и валидность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежность включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм. Валидностью это действенность. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения (качества) тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя. Я применяю тесты как для текущего контроля, начиная с 5 класса (см: приложение №2), так и для тематического (см: приложение №3) и для итогового (см: приложение №4).
II. Практические. 1.Работа с документами 2.Составление таблиц 3.Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-6 классы). 4.Составление схем 5.Составление опорных конспектов 6.Составление планов ответа Для контроля знаний на уроках истории и обществознания я также применяю индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач (7 класс. История Отечества. Почему ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий I, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский, не смотря на наличие, многочисленных сторонников не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте XVII?). Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом). Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например: Экологический проект по обществознанию. 8 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами. Мною используются нетрадиционные формы контроля:
Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество.
При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты: 1)письменные: а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ, б) сочинение на тему. Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников (например: «Какую роль играли выдающиеся личности в развитии России в начале ХХ века?»). 2) устные: а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета, б) групповой зачет. Ученики объединяются в группы по 3-4 человека, выбирается старший группы. Получив вопрос, группа обсуждает его в течение 20 минут. Затем старший опрашивает всех членов группы и заносит их самооценки в специальный лист, который передает учителю. Затем коллективный рассказ, в любом месте рассказа преподаватель может прервать и предложить продолжить другому. Зачеты тоже дифференцированы. При проведении зачетов предусматривается время для доработки помощи учителя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний. Применение ИКТ. В современных условиях – условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ 1.Использование учебных электронных изданий. Например: Учебное электронное издание Всеобщая история (5, 6, 7, 8 кл.) предполагает тестовые задания после каждой изученной темы; заполнить схему; вставить пропущенные слова в тексте. 2.Составление ЦОРов Кроме готовых учебных электронных изданий я составляю сама задания: подписать имена историческим деятелям (тема «Дворцовые перевороты» 7кл., тема «Внешняя политика Екатерины II»), заполнить схему (тема «Пирамида власти» 5кл.),решите кроссворд(Ранние цивилизации Индии.5кл.) 3.Использование учебных электронных заданий. Если есть возможность (при работе в компьютерном кабинете) каждый работает индивидуально. При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления. Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ. Мною используются не все формы и виды контроля. Потому что работа учителя - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать. Я хотела бы освоить новую образовательную технологию «ТОГИС» (Технология образования в глобальном информационном сообществе ) Литература, которую я использую:
|
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся... | ||
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | Использование модульной технологии на уроках истории и обществознания Благодаря использованию блочно-модульной технологии, вся система знаний по истории и обществознанию становится монолитной, системной,... | ||
Тема обобщения и демонстрации педагогического опыта Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация проверки знаний, умений и навыков на уроках истории и обществознания | ||
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой... | ||
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | Педагогического совета: «Реализация проекта «Модернизация образовательного... Тема выступления на педагогическом совете: «Возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов на уроках истории... | ||
Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» |