Скачать 45.61 Kb.
|
Тема: Использование модульной технологии на уроках истории и обществознания. Тужилина Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания, дистанционный педагог, МБОУ СОШ №14 «Зелёный шум», г. Волжский, Волгоградская область Современное школьное историческое и обществоведческое образование призвано дать учащимся знания об историческом пути России, её месте в мире, выработать у них исторический и критический подход к изучению истории, развивать интерес и уважение к прошлому; сформировать преставление о всех сферах общественной жизни. Благодаря использованию блочно-модульной технологии, вся система знаний по истории и обществознанию становится монолитной, системной, взаимосвязанной. Тема статьи выбрана мной в качестве обобщения опыта работы, а также, ввиду того, что она является научно обоснованной и актуальной в свете новых требований ФГОС и отвечает целям современного образования: осуществлять деятельностный подход, реализовывать принцип индивидуализации, формировать компетенции и социализировать учеников. Технология позволяет расширять образовательное пространство детей в области истории и обществознания. Есть классическое понимание технологии модульного обучения: предполагается предварительное деление материала на систему отдельных модулей, каждый модуль представляет собой логически выделенный в учебном предмете раздел, имеющий определённую целостность и законченность; после изучения каждого модуля ученики получают отметку на дифференцированном зачёте. Но блочное обучение находит сейчас усовершенствованное, более эффективное применение в модульном конструировании преподавания истории в современной школе. Использование данной технологии, пожалуй, особенно оправдано и необходимо в старшем звене. К её использованию толкает сама жизнь. Такое изложение и изучение материала обеспечивает лучшее усвоение, долговременное сохранение в памяти, быстрое и надёжное запоминание, ассоциативность. Большим преимуществом считаю возможность реализации при использовании модульной технологии принципов педагогики сотрудничества. Работая не только в традиционной классно-урочной системе учителем истории и обществознания, но и являясь последние два года дистанционным педагогом, я нашла и здесь активное применение модульной технологии, учитывая особенности учеников, обучающихся дистанционно. Целевые ориентации модульной технологии: 1-функция учителя-консультант, координатор; 2-создание условий для совместного выбора учителем и учащимся оптимального пути обучения; 3-формирование умений самотоятельного учения, самообразования; 4-развитие рефлексивных способностей учащихся; 5-создание для учащихся адаптивного развивающего образовательного пространства; 6-формирование критического мышления; 7-формирование ключевых компетенций (особенно информационной и коммуникативной) Принципы модульной технологии: -алгоритмизация; -модульность; -дифференциация; -системность; -сотрудничество; -динамичность. Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, творческие, мультимедийные, кейс-методы. Формы реализации методов: беседа, рассказ, продуктивное чтение и слушание, самостоятельная работа, ресурсы сети Интернет. Средства обучения: наглядные, дидактический материал, документы, атласы, технологическая карта, использование ИКТ. Большим подспорьем в работе является использование технологической карты темы или урока. В неё входят разделы: 1-тема (количество часов); 2-планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); 3-межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы, ресурсы); 4-этапы изучения темы (на каждом этапе определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) 5-контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Система контроля на уроках: сочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля; промежуточная и итоговая диагностика. Новые продуктивные подходы в повышении качества образования определяются переходом в модульной технологии: -к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; -к динамически структурированным системам умственных действий; -к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; -к внутренней мотивации и нравственно-волевой регуляции. Преимущества данной технологии: 1-возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока, модуля); 2-создание условий для развития коммуникативных навыков; 3-создание условий для осознанного мотивированного изучения личностно-значимых предметов; 4-здоровьесберегающие факторы: снижение процента стрессовых ситуаций (в том числе, на контрольных и самостоятельных работах), создание психологически комфортного климата. Модульная система- прежде всего личностно-ориентированная технология. Учащиеся могут реализовывать себя в различных видах деятельности (в том числе, внеклассной): выполнении познавательных заданий, написании творческих работ, участии в семинарах, конкурсах, фестивалях, изготовлении стенгазет, плакатов, ученических презентаций ... Причём, как индивидуально, так и взаимодействуя в группе. Данная технология предполагает, что ученик должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт: проект, реферат, презентация, защита в группе, эссе, творческий отчёт, аналитическая справка, памятка, кластер и т. п. Технология позволяет учителю разнообразить учебный процесс, используя альтернативные формы проведения уроков: лабораторные занятия (по учебнику и документам), уроки-практикумы, уроки-конференции, семинары, круглые столы, диспуты, интерактивные лекции. Методика применения модульной технологии предполагает наличие блоков (модулей), например, таких как: этап вызова, этап осмысления, информационный блок, входной, промежуточный или итоговый контроль, блок обсуждения проблем, обмен мнениями, дискуссия, историческая параллель, блок альтернативных сценариев событий, блок обобщающих выводов, рефлексия. Из опыта работы к несомненным «плюсам» технологии отношу возможность активного использования дифференцированных заданий на разных этапах урока, в том числе, при выполнении домашних заданий. Ученики обязательно увидят и оценят систему в преподавании учителем своего предмета, а нам важно, что дети выстроят свою систему знаний, вырастет их познавательный интерес к нашим урокам и качество знаний, динамика успеваемости будет повышаться. |
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | ||
План проведения районного семинара учителей истории и обществознания... Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,... | Педагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование... ... | ||
На уроках английского языка Возникновение модульной технологии. Отличие от других систем. Научная актуальность данной технологии | Использование кластер-технологии на уроках истории и обществознания Введение Время проведения: 40 – 10. 20 Дата проведения: 23 октября 2007 год. Инвентарь: гимнастические маты (2 шт.), гимнастические скамейки... | ||
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование икт на уроках истории и обществознания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида | ||
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии ... | Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской... Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня... |