Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации12.01.2014
Размер0.65 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2   3   4
Международный фестиваль педагогического мастерства

«Образовательные технологии нового поколения»

(07.10.2013 – 07.04.2014)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Выполнила: Плакса А.В.,

учитель истории и

обществознания МБОУ

СОШ №1

г.Камышин Волгоградской

области.


Камышин 2013 год.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

I. Основная часть. Теоретические основы.

II.Практическая часть. Использование на практике.

Заключение.

Литература.

Презентация.

1

Введение.
Мы живем на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют главную роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства.

Устойчивое развитие рассматривается как будущее Российской Федерации. как общенациональная идея, способная сплотить все слои общества во имя возрождения России. Одним из ключевых моментов перехода России к устойчивому развитию является широкомасштабная информатизация общества и становление постиндустриального информационного общества. Устойчивое развитие страны требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации — способности людей производить и усваивать новые знания, создавать и поддерживать высокую техническую культуру сложного наукоемкого производства, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Развитие интеллектуального потенциала нации — задача всей системы образования. Новые условия образовательной деятельности: активизация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций: социальных (умение сотрудничать и работать в различных социальных группах, способность брать на себя ответственность, участвовать в коллективном принятии решений, прогнозировать их последствия); коммуникативных; компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение новыми информационно – коммуникативными технологиями для получения информации, понимание необходимости использования мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий для ее обработки, систематизации, презентации). Развитие интеллектуальных, познавательных качеств, мотивации к обучению.

Идея изменений состоит в построении работы, ориентированной на развитие личностного потенциала: интеллектуальных способностей каждого ребенка, его познавательной инициативы. Использование коммуникационно-информационных технологий, методов развивающего, проектного, проблемного обучения позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Основной задачей современной школы является формирование социально активной, самостоятельной, ответственной личности, способной к успешной социализации в обществе, адаптации на рынке труда, что невозможно без формирования у учащихся в процессе обучения ключевых компетенций.

Изменение места и роли ребенка в процессе обучения, превращение его из

объекта в субъекта собственного учения. Разрабатывая проблему, интересную и значимую для него, он превращается в активного и заинтересованного участника обучения. В процессе работы над проектом происходит формирование аналитического мышления, навыков целеполагания, умений самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения возникающих проблем. Участие в коллективном проекте позволяет приобрести неоценимый опыт работы в различных социальных группах, умение сотрудничать, предотвращать конфликты, способность брать ответственность на себя, анализировать результаты деятельности. Современное информационное общество предъявляет к своим членам достаточно жесткие требования. Без умения использовать возможности новых информационных технологий для получения знаний, успешная социализация в нем практически невозможна. Поэтому использование ИКТ в процессе учебной деятельности является велением времени. Новые

2

технологии позволяют не только получить полную и разнообразную информацию

(текстовую, графическую, иллюстративную, видео), но и осуществить с ней медийные преобразования на основе навыков синтеза и анализа, приобретенных в процессе учебной деятельности. Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования. Сформировать стойкий познавательный интерес к предмету, сделать процесс обучения доступным, интересным, захватывающим – одна из задач сегодняшнего учителя. Как это сделать при огромных объемах информации для усвоения на уроках истории? В качества варианта решения проблем – использование электронных образовательных ресурсов.

Интернет сегодня наиболее развивающая область образовательного пространства, которая, к тому же, по отношению к традиционному образованию ведет себя достаточно агрессивно. В самом деле, электронные образовательные ресурсы постепенно и неумолимо (и достаточно быстро) вытесняют обычные учебники, электронные библиотеки – бумажные книги, а очная форма образования по мере возможности заменяется дистанционной.

Этот неудержимый процесс, конечно, многих шокирует, а его постоянное ускорение может поставить в тупик любого, даже достаточно «продвинутого» школьного преподавателя. В такой ситуации, как правило, только дети – учащиеся способны более или менее быстро адаптироваться к бесконечным технологическим инновациям, и именно они, в первую очередь, пытаются их использовать в учебном процессе, правда, не в том русле, в каком хотелось бы нам, учителям.

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

Для современной школы очень важно расширение  образовательной  информационной среды, которая состоит из совокупности условий для осуществления деятельности обучающегося человека.  Образовательная  среда школы становится творческой в той мере, в какой отдельные люди включены в общую деятельность. В процессе целенаправленного, последовательно изменяющегося взаимодействия решаются задачи образования, воспитания  и   развития  личности  учащегося .  Развитие  нельзя свести к формированию мышления, оно охватывает все сферы личности. Особенностью функции  развития  является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием  образовательной   и  воспитательной функции обучения. Все три функции обучения находятся в сложно переплетающихся связях:  образовательная   и  воспитательная являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, влияет на предыдущие.  Развитие  информационного общества меняет содержание деятельности человека, предъявляет высокие требования к постоянному совершенствованию, умениям непрерывного самообразования, саморазвития. Основой самообразования,  развития   личностного   потенциала  становятся знания, являющиеся «фундаментальным ядром»,  и  умения работать с информацией, критическое мышление, уровень коммуникативной культуры, толерантности, т.е. ключевые компетенции,

3

овладение которыми позволит реализовать себя, стать мобильным, успешным. Информационная среда современной школы включает инструментарий для познавательной деятельности, способствует разнообразию форм  и  методов, расширению

 и  углублению содержания. Задачи современной школы диктуют необходимость перехода

от использования  средств  информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) только для поддержки традиционного  образовательного  процесса  и  репродуктивных методов обучения (повышение уровня наглядности, оперативный контроль усвоенных знаний, тренинг типовых умений  и  т.д.)

на обеспечение внедрения методов  и   средств , ориентированных на  развитие  универсальных умений, творческих, исследовательских способностей  учащихся .

Новые  образовательные  результаты не могут быть эффективно  и  полноценно сформированы в рамках прежней  образовательной  среды  и  традиционных методов, организационных форм  и   средств   образовательного  процесса. Поэтому одним из главных факторов модернизации образования, придания  образовательному  процессу инновационного характера является использование в образовании  средств  ИКТ, создания на их основе новой  образовательной  среды, направленной на  развитие   личностного   потенциала   учащихся . Информационная  образовательная  среда школы должна стать условием продуктивной творческой  и  исследовательской деятельности.

Целенаправленная организация обучения с использованием преимуществ информационной среды способствует формированию и  развитию  ключевых компетенций, умений учиться: процесс познания включает и осмысление отдельного явления и системы явлений, основой создания нового знания являются освоенные интеллектуальные действия. Наглядность и удобство работы учителей с интернет-технологиями, возможность образного предъявления новой информации с разных точек зрения повышает эффективность овладения материалом, проникновение в содержание изучаемой темы, возможность для учителя управления учебными проектами.  Учащиеся  могут получать разнообразные задания, инициировать сами выполнение тех или иных исследований по тематике, интересной для каждого.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело».

Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно

стремящуюся к самореализации.

  Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему

4

направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного

исследования, анализа и преобразования действительности. Цель использования электронных ресурсов - сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.

5

I. Основная часть. Теоретические основы.

“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является развитие личностного потенциала: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Привлечение на основе использования интернет-технологий дополнительной внешкольной информации, интегрируемой в содержание  урока, внеклассной деятельности предоставляет возможности для организации познавательной продуктивной деятельности более сложного интеллектуального уровня: сравнения, анализа, обсуждения, обоснования, оценки. Познание окружающего мира в продуктивном сотрудничестве с другими участниками  образовательного  процесса составляет основу  развития  личности.

Результаты исследований по эффективности использования ИКТ в
учебном процессе показали, что качество подготовки  учащихся  за
контрольное время обучения может возрастать на 20 - 30 % при усвоении
учебного материала на уровне знакомства  и  на 30-40% при решении
практических задач. При этом прочность знаний также возрастает на 10-20%.Формы представления учебного материала повышают качество подготовки на15-20%. Наибольший эффект - до 40% - достигается, когда учащийся вовлекается в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ситуациях, предлагаемых учебными проектами, практическими занятиями. Более высокий прирост качества подготовки наблюдался у «слабых» учеников.

Этому способствовала возможность выбора наиболее оптимальной для каждого учащегося индивидуальной траектории обучения (выполнения индивидуальных заданий), что обеспечило существенное сокращение разрыва уровнем подготовки хорошо и слабо успевающих учащихся. Более 90% опрошенных  учащихся  отметили удовлетворение предоставленной образовательной  услугой. 100% восприняли положительно технологию организации  и  представления содержательной части  образовательного  продукта и системы контроля знаний.

Информатизация образовательного процесса на уроке - это подготовка и передача информации обучающимся, основным средством осуществления которых является компьютер, который в силу своей универсальности помогает эффективно решать задачу развития личности ученика, увеличивает скорость овладения им учебным материалом, создаёт условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач, расширяет информационное пространство вокруг школьника, предоставляя ему право выбора источника учебной информации. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома. Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация учения.
6

Ученику становится интересно при помощи компьютера осваивать новый материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимую от субъективизма преподавателя.

В чем же особенности использования компьютера в процессе обучения? Мы пришли к выводу, что уроки истории в этом случае становятся более интересными, развивающими мотивацию к обучению. У учащихся появляется больше возможностей для участия в коллективной работе, у них развиваются социальные навыки. Работа на уроках истории с использованием мультимедийных пособий облегчает ученикам восприятие и усвоение сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. В то же время она помогает учителю в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся к изучению истории. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей. Еще одним преимуществом является удобство установки программ на компьютере, которое не требует от учителя истории каких-то специальных технических знаний. По окончанию обучения в средней общеобразовательной школе учащиеся должны уметь осуществлять коммуникацию.

Как учителя средней общеобразовательной школы мы должны формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы должны создавать условия для развития сотрудничества между учащимися, умения работать в группах неоднородного состава. Задания на основе ресурсов Интернета и международные Интернет-проекты — одни из самых эффективных способов достижения вышеперечисленных целей. Они способствуют развитию самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Организация Интернет заданий обычно проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет:

1. Подготовка —актуализация ранее полученных знаний, изучение понятий и определений, мотивация учащихся и настрой на дальнейшую работу, введение в тему.

2. Работа в сети Интернет — поиск в сети Интернет, чтение, поиск специфичной информации и занесение ее в бланки для ответов, поиск ответов на вопросы и т. д. На этом этапе учащиеся должны четко понимать, что им надо сделать и сколько времени у них на это есть.


3. Работа в классе вне сети Интернет — обмен полученной информацией и обсуждение того, что ученики нашли, узнали во время работы в сети.

7


Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2.Повышение производительности урока.

3. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей.

4. Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от изучаемого предмета, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

5. Изменяется у учащихся отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке.

Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Таким образом, можно утверждать, информационные технологии обучения достаточно эффективны. По сравнению с традиционной технологией обучения компьютерная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового. Изучение истории и обществознания должно достигнуть следующих целей:

• развитие коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

• развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, формирование активной жизненной позиции как гражданина, а также как субъекта межкультурного взаимодействия;


• развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению предмета, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.

Одним из наиболее распространённых вариантов организации процесса обучения, при котором достигаются эти цели, является урок. «Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени (И. В. Кузьмина). Урок по своим целям и дидактической структуре — достаточно гибкая форма организации занятий. Он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий.
Нам бы хотелось рассмотреть в этой работе внешние факторы, влияющие на развитие и

8

совершенствование урока, как объекта развития личностного потенциала учащихся.

Изменение внешних условий подразумевает развитие материальной базы, появление новых опытно-экспериментальных работ и новых средств информационных и коммуникационных технологий. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся информационно коммуникативные компетенции (умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска информации, использовать электронные ресурсы, в том числе Интернет). Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

• восполнить дефицит источников учебного материала;

• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;

• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов:

• обучающие;

• информационно-поисковые;

• демонстрационные;

• моделирующие;

• тренажёры;

• контролирующие;

• учебно-игровые и т. п.

Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна, по нашему мнению, оцениваться исходя из принципов

доступности её представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся. На своих уроках я часто использую электронные ресурсы. Использование этих средств позволяет обеспечить усвоение необходимых знаний за минимальное время и индивидуальный контроль за работой учащихся. При этом на уроках создаётся спокойная, деловая обстановка, т. к. учащиеся всегда могут проанализировать результаты своей работы самостоятельно, вернуться к теоретическому материалу, ещё раз вспомнить правила и использовать их в работе. Тесты выдают процентное содержание правильных ответов, показывают правильные ответы, а это позволяет учащимся самостоятельно проверять свои работы, анализировать ошибки и переходить к следующим тестам. Таким образом на уроке создаётся спокойная, деловая обстановка и эффективно осуществляется индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения, что способствует развитию личностного потенциала ученика.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что решающую роль в
9
подготовке и воспитании такого ученика играет полноценное включение в образовательный процесс разнообразных информационных технологий. Практически на каждом уроке, в зависимости от темы урока, уровня подготовки учащихся и т.д., учитель может применять различные средства: использование готовых электронных учебников, собственных электронных приложений к уроку, отдельным темам, модулям, и т.п., в конструкторе тестов может составлять тестовые задания, а также привлекать учащихся к использованию ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проектов, проспектов, презентаций, выпуска бюллетеней, решения экономических задач и т.д., а также решения тестов в форме и по и материалам ЕГЭ в режиме он-лайн, активно использовать интернет-ресурсы.

Выделяются следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ: комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки; применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность, частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций, формирование у учащихся навыков самостоятельного овладения знаниями, развития навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет, стимулирование положительной мотивации обучения.

При всем, притом компьютер не является полной заменой учителя на уроке, и как бы мы не компьютеризировали урок, ничто не заменит живого и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из важнейших составляющих урока, как еще одну методическую единицу. Использование ИКТ изменяет роли ученика и учителя на уроке как субъектов познавательного процесса. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, который учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике, работать в интерактивном режиме. Каждый учитель в современной школе должен владеть в полной мере информационными технологиями, это должно стать одним из критериев его профессионализма. Использование ИКТ позволяет проектировать учителю грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т.е. комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений, различных видов деятельности и развитие способностей.

Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое не хочет работать по стандартным формам и методикам, так как школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий. Сосредоточенность традиционного подхода к образованию преимущественно на передаче знаний не способствует развитию компетенций, без которых не возможен высокий уровень подготовки выпускников. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет изменить взаимодействие «учитель-ученик»: не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя, а в активного участника, соавтора урока, развивать его личностный потенциал. Для осуществления намеченной цели (развитие познавательного интереса учащихся с помощью использования ИКТ) необходимо: – повысить практическую и прикладную направленность обучения: учить детей самостоятельно добывать знания, используя различные источники, привлекая Интернет-ресурсы, а также собственные информационные ресурсы (например, свою презентацию):

- активно использовать ИКТ (слайд-шоу, работа с электронными учебниками, интерактивными картами и тестами, интерактивной доской) для наглядной, эмоциональной, информационной насыщенности урока и активации познавательной деятельности учащихся на уроке;

10

- применение технологии проектных исследований школьников, предполагающих поиск, обработку и подачу ими найденной информации;

- стимулирование познавательной активности учащихся через творческие задания, работу с документами, виртуальные музейные экскурсии.

Решение поставленных задач достигается, прежде всего, путем целенаправленного отбора содержания учебного материала и органичного сочетания различных образовательных технологий: технологий развития

критического мышления, интегральной, информационной и личностно ориентированных технологий. Систематическое использование ИКТ приводит к повышению производительности урока, повышению уровня наглядности, появляется возможность организации проектной деятельности учащихся: создание собственных информационных ресурсов на основе различных типов источников, в том числе использование информации сети Интернет. Деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося. Для достижения положительных результатов в обучении используется технология педагогической поддержки и помощи. Практико-ориентированная система обучения расширяет возможности социализации учащихся, формированию у них различных компетенций, развивает способности учеников к самостоятельному мышлению и конструктивной созидательной деятельности.
Очень важно, чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс, применяя на практике полученные знания и четко осознавая, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены:

- усвоение учащимися способов самостоятельной деятельности при работе на компьютере;

- развитие их познавательных и творческих способностей посредством привлечения новых современных информационных технологий, включающих в себя имитационное обучение, микромиры, демонстрации, программирование, текстовые процессоры, электронные таблицы, базы данных, гипертекст, мультимедиа и др.

- воспитание у учащихся коммуникабельности, доброжелательного отношения к окружающим, высокого уровня нравственности. На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию, подчеркивая важность изучаемого материала при решении практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью и практикой.

При проведении современного урока невозможно отказаться от применения новейших информационных технологий, которыми так хорошо владеют наши дети. Использование ИКТ  в процессе изучения предмета позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет применить свои знания на практике. Вот лишь некоторые примеры использования компьютерной техники на уроках истории и обществознания:


11

Предмет, класс

Изучаемая тема

Средства обучения

Формы работы

История России

11 класс

Российская культура «серебряного века»

CD «Шедевры русской живописи»

Интерактивный видеоурок

 

Первая российская революция 1905-1907 г.г.

CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.г.»

Демонстрация видеофрагментов о жизни Николая II

 

Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

CD «От Кремля до Рейхстага»

Интерактивный видеоурок, викторина

 

Развитие научно-технической мысли

CD «Россия на рубеже третьего тысячелетия»

Демонстрация слайдов, видеолекция

История России

10 класс

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси

CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.г.»

Демонстрация слайдов «Первые русские князья», видеолекция

 

Культура средневекового Запада

CD «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

Интерактивный видеоурок

 

Образование, наука и культура в России 18 века

CD «От плуга до лазера»

Видеолекция, слайдовая презентация

 

Итоги развития стран мира в 19 веке

Слайдовая презентация

Урок - аукцион

Обществознание

9 класс

Уголовное право

 

Административное право

 

Гражданское право

CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Справочные материалы из раздела «Тексты законов РФ»




Уголовное право

 

Административное право

 

Гражданское право

CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Справочные материалы из раздела «Тексты законов РФ»

Искусство стран Запада . 19 век

CD «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

Экскурсия в виртуальный музей


Учителя нашей школы сразу определили для себя приоритеты в этом новом деле: новые информационные технологии внедряются для учащихся и учителей, для повышения уровня информационной культуры, для овладения современными технологиями преподавания, для расширения образовательного и информационного пространства. Конечно, были трудности освоения, преодоления психологических барьеров и даже

12

решения бытовых школьных проблем (старая электропроводка), но видимые и невидимые

препятствия уже преодолены, и можно подвести первые учебные и методические итоги.

Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения очевиден, потому что они позволяют 1) используя разнообразные формы работы, активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке, 2) выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения, 3) наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка, 4) формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность, 5) идти в ногу со временем.

Но достичь этого не так-то просто, потому, что только системное и целесообразное применение ИК средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).

За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания: – работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.; – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы; – работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы,

таблицы; – использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.); – работа в FrontPage: построение web-сайтов как учителем, так и учащимися; – работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов и т.д.

Не могу не сказать, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени, особенно при подготовке к уроку (у меня, например, оно увеличилось в разы), и терпения. К тому же создают некоторые неудобства организационного характера. При всём при этом, такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам.

Первым этапом овладения мною ИКТ стало использование на уроке презентаций, выполненных при помощи программы Power Point. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:

  • лекционная презентация,

  • «плакаты»,

  • «тройное действие»,

  • интерактивные презентации,

  • мультимедийная презентация.

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что на слайдах должен быть крупным:

13

учащиеся не должны напрягаться, читая его. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.

«Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы обучающихся. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию в то или иное место на карте России. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.

«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.

Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. Поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. Материал следует излагать исчерпывающе подробно, чтобы содержание его не вызывало вопросов. Замечательно, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, которые ребёнок может использовать в ходе работы по теме.

Мультимедийная презентация - презентация для целого урока (или цикла занятий) с применением всех форм вышеуказанных презентаций, т.е. использования лекционного материала, интерактивных заданий, видеофрагментов с гиперссылками на них во время демонстрации материала. Какой бы вариант презентации не использовался на уроке, приступая к её созданию, необходимо обдумать следующее:

  • каковы цели и задачи, которых хочу достичь в результате показа данной презентации;

  • какова аудитория, перед которой мне предстоит выступать;

  • какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать;

  • в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться, а их может быть три:

14

  1. проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест;

  2. учащиеся видят содержание презентации на персональных компьютерах, слушая комментарии учителя к ней;

  3. ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (без комментариев учителя или без его присутствия).

На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию по той или иной учебной теме.

Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.

На сегодняшний день рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу. Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:

1) программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

2) задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

3) есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;

4) в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник",

5) программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими историческое явление,

6) дают возможность обучающемуся выбрать индивидуальный темп обучения, благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения.

Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу, в программах использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее и это также способствует развитию личностного потенциала. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

15

Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика.

А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в ИНТЕРНЕТЕ.

Хочу отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными для каждого из нас на различных этапах урока:

 на этапе изучения нового материала,

 на этапе закрепления изученного,

 на этапе контроля, т.е. проверки уровня сформированности ключевых и предметных компетенций обучающихся,

 при выполнении домашнего задания,

 на этапе подготовки к уроку.

Сложность, на наш взгляд, заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием информационных технологий – самое простое и приятное дело. А найти часы на осуществление подготовительного этапа – самого важного в этом процессе – вот основная проблема! Но если вспомнить известную народную мудрость, то, наверное, можно найти и силы, и время и на дистанционное повышение квалификации в том числе.

 При организации урока с использованием ИКТ планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением
  Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. 

  Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому, что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Приходится корректировать фразы и подстраиваться под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям. Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик.

16

По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, становится необходимым либо приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению.

Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности. 

Только использование современных педагогических технологий с учетом особенностей ИКТ не гарантирует успех. Учебный процесс — это система, включающая в себя в качестве компонентов цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, деятельность учителя и деятельность учащихся.

Электронная образовательная среда предоставляет учителю истории богатые возможности по разработке лекционного материала.

В старшей школе необходимость использования лекций как одного из вида занятий актуально по следующим причинам:

  • Лекция уже доказала свою жизненность и заняла достойное место как один из ведущих видов учебных занятий;

  • В условиях вариативности, альтернативности в оценке исторических событий и процессов без лекции в школе не обойтись.

В своей работе автор отдаёт предпочтение лекциям диалогического характера, которые в свою очередь подразделяются на два основных типа: информативно-диалогические и проблемные. Различие между лекциями предложенных типов существенно:

  • На информативно-диалогической лекции диалог строится на постановке преподавателем констатирующих и лишь иногда продуктивно-познавательных вопросов;

  • Проблемная лекция предполагает постановку преподавателем вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует поиска, выхода из неё (разрешения) за счёт напряжённой мыслительной деятельности.

Использование ИКТ на уроках права и обществознания позволяет подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

 Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

17

Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что сотовый телефон с его ICQ и SMS-сообщениями является чуть ли главным инструментом обычного списывания, практически полностью вытеснив традиционные шпаргалки, а Интернет с его бесконечной базой данных – основным источником материалов для рефератов, докладов, презентаций и прочих «учебно-исследовательских» работ. На наш взгляд, самым острым в свете проблемы «Интернет на уроке» сегодня и является вопрос, каким образом наиболее продуктивно и рационально приспособить информационно-познавательные возможности всемирной паутины к нашей достаточно консервативной и трудно поддающейся инновациям классно-урочной системе школьного образования. В связи с этим, можно выделить несколько возможных направлений использования сетевых ресурсов. В принципе, все они применимы на любом из уроков школьной образовательной программы, но мы рассмотрим их на примере истории и обществознания, как дисциплин, оптимально подходящих для такого взаимодействия. «История» и «Обществознание» (как, впрочем, и предметы филологического цикла - «Русский язык» и «Литература») в силу своей специфики – чрезвычайно широкому полю привлекаемого материала (то есть по сути дела, это предметы «обо всем») наиболее удобны для привлечения ресурсов Интернет. Итак, первое направление: Интернет – как информационный источник для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-х классах и Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ). Сюда необходимо включить не только вводные и ознакомительные уроки с демонстрацией сайтов соответствующего содержания (как минимум, «Официального информационного портала ЕГЭ», Федерального института педагогических измерений, «Готов к ЕГЭ» и др.) и объяснения принципов работы с ними, но и уроки обобщающего характера с привлечением пробного online-тестирования. Учащиеся, как и учителя, должны оперативно узнавать всю необходимую информацию об этих экзаменах, а это сейчас возможно только через Интернет. Второе направление – использование всемирной паутины в качестве источника разнообразного иллюстративного материала к урокам. Это могут быть как текстовые иллюстрации, например, материалы многочисленных электронных библиотек, так и визуальные - виртуальные выставки книг, презентации, применительно к истории – анимированные электронные карты, видеофрагменты и т.д., выложенные в свободном доступе на различных образовательных порталах. В ходе таких уроков, если они проводятся в компьютерном классе, оборудованном доступом в Интернет, учащиеся и сами могут подбирать иллюстративный материал к уроку, если обладают уже навыком работы с поисковыми системами («Яндекс», «Rambler», «Google» и др.) Другое возможное направление – проектная и научно-исследовательская работа учащихся.

Помимо общеизвестной «Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов» в Интернете существует множество тематических веб-страниц, где можно почерпнуть информацию практически по любому из школьных предметов. Применительно к истории это, например, «Всемирная история в лицах», «Великая Отечественная война» и т.д. Разумеется, работать с такими источниками также надо учить, иначе вся исследовательская работа сведется к простому «скачиванию» готовых рефератов со специализирующихся на этом сайтов, таких как «Реферат.ру», «Allbest.ru», «5баллов» и т.п. Проблема в том, что школьная проектная и научно-исследовательская работа рассчитана далеко не на каждого ученика и фактически весь объем ее приходится не на урочную, а внеурочную деятельность. На уроке же учитель может лишь продемонстрировать информационные возможности всемирной паутины, и, может быть, показать методы работы с Интернет-источниками. Однако, если серьезно заниматься научно-исследовательской работой в школе с привлечением ресурсов сети, то ей можно задать несколько иной вектор, при котором Интернет автоматически перестает быть

18

простым «наглядным» материалом или библиотекой, а превращается в нечто большее – сам объект для исследования. Здесь, на наш взгляд, решается главная проблема, подстерегающая большинство провинциальных образовательных учреждений, а именно – отсутствие элементарной базы для полноценного научного познания. Учителям истории и обществознания в этом смысле повезло, где бы не находилась их школа, в ней есть доступ к сети Интернет, а следовательно бесконечный объект изучения. Интернет как социальный феномен, как некое виртуальное зеркало, отражающее все происходящее в реальном социуме, на сегодняшний день столь мало изучен и настолько динамично развивается, что исследовать его не только возможно, но и необходимо. С другой стороны, Интернет предоставляет достаточно инструментов и для проектной деятельности, которой можно заниматься отчасти и на уроках. Например, предложить учащимся создать свой собственный сетевой ресурс – например, тематический сайт по истории, воспользовавшись одним из бесплатных конструкторов сайтов, таких как «uCoz». Техника работы в таких конструкторах так проста, что приступить к работе и объяснить учащимся приемы работы вполне реально в течение 45 минут. Мы рассмотрели, разумеется, далеко не все направления возможного использования сети Интернет на уроках истории и обществознания. Интернет представляет такое многообразие различных информационных ресурсов, в том числе и образовательных, что обозреть их более или менее полно можно разве что в рамках крупномасштабного исследовательского проекта, осуществление которого под силу, может быть, только целому научному институту.

19

II.Практическая часть. Использование на практике.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск