Скачать 495.79 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования РФ Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Институт экономики и управления кафедра экономики и менеджмента ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой экономики и менеджмента _______________________Л.К. Субракова «_______»______________________1999г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Совершенствование нормативного регулирования как важнейшего направления реформ бухгалтерского учета Студентки специальности 060500 – Бухгалтерский учет и аудит Медниковой Виты Анатольевны Научный руководитель: Доцент каф. экономики и менеджмента Харитонова Альбина Васильевна Абакан, 1999 СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………………………………………… 03 Глава 1. Сущность реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами ………………… 06 §1.1. Необходимость, цель и задачи реформ бухгалтерского учета ……………………………………………………………………………………………………… 06 §1.2. Международные стандарты, их применение в российском бухгалтерском учете …………………………………………………………………… 12 §1.3. Нормативное регулирование в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета ………………… 17 Глава 2. Исследование применения нового стандарта бухгалтерского учета об основных средствах и изменения связанные с ним …………………………………………………………………………………………… 26 §2.1. Сравнительный анализ методов начисления амортизации основных средств ………………………………………………………………………… 28 §2.2. Сравнительный анализ методов начисления амортизации нематериальных активов, особенностей их учета ……………………………………………………………………………………………………………………… 40 Глава 3. Предложения по выбору вариантов применения учета активов предприятия ………………………………………………………………… 44 Заключение ………………………………………………………………………………………………………… 50 Список литературы ……………………………………………………………………………………… 53 ВВЕДЕНИЕТема дипломной работы «Совершенствование нормативного регулирования как важнейшего направления реформ бухгалтерского учета» выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что в процессе «изменения системы общественных отношений, а так же гражданско-правовой среды»1 в России, остро встал вопрос о «необходимости адекватной трансформации бухгалтерского учета»2, то есть приведение существующих стандартов бухгалтерского учета в соответствие с международными. Эта необходимость вызвана тем, что система учета в бывшем СССР, сложившаяся в условиях централизованного управления и жесткого управления жесткого планирования оказалась неприемлемой в новых условиях хозяйствования в системе рыночных отношений. ЦЕЛЬ научного исследования в дипломной работе – раскрыть содержание нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и механизмы его совершенствования как одного из самых важных направлений. Для достижения цели поставлены следующие ЗАДАЧИ:
Источником исследования данной работы являются нормативные документы по реформированию бухгалтерского учета в России, в частности Программа реформирования. А так же учебные пособия и книги различных авторов – отечественных и зарубежных. Актуальность проблемы подтверждается тем, что темой реформирования бухгалтерского учета в России интересуются современные российские ученые-экономисты. Над этими вопросами работают Н.П. Кондраков, Л.П. Краснова, А.Д. Шеремет, В.Д. Палий, С.Г. Пепеляев, С.И. Полякова и многие другие. Хочется отметить, что данную тему нельзя отнести к глубоко изученной в литературе. Хотя проблемами реформирования занимаются многие авторы книг и публикаций по бухгалтерскому учету, все же нет четко выработанного общего подхода, нет систематизации основных проблем реформирования, нет конкретных четких решений и предложений по данным вопросам, которые устраивали бы всех и были готовы к практическому применению. Являясь ОБЪЕКТОМ изучения дипломной работы, реформирование требует аккуратного и последовательного применения приемов и методов исследования для решения поставленных задач. Чтобы достичь поставленной цели и решить задачи - дипломная работа построена следующим образом:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ §1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Реформирование учета – важнейшее условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций и успешного функционирования предприятий и организаций. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности – обеспечивает поддержку предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. А так же экономическую поддержку в целом, со стороны МВФ и западных кредиторов. «Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформ следующие:
При достижении цели путем решения поставленных задач будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые оценки имущества и обязательств. Созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности»1. Необходимость реформирования бухгалтерского учета и разработки российских стандартов на базе стандартов, существующих в странах с рыночной экономикой, вызвана следующими обстоятельствами:
Важнейшие факторы объясняют целесообразность и вынужденность проведения реформ в области бухгалтерского учета на современном этапе, аспекте того, что «процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России»1. Сложность проведения реформ усугубляется условиями, в которых они проводятся – трудностью перехода к современной системе бухгалтерского учета и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточностью опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных принципов, несовершенство и противоречивость законодательных актов. Дополнительные трудности и проблемы создает и то, что в РФ вопрос перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности возник спонтанно, без глубоко предварительного изучения. На основании распоряжения председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 года «О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики». Была разработана, с использованием результатов экспериментальных работ, проведенных Госкомстатом и Министерством экономики РФ, специальная Государственная программа перехода на международные стандарты учета и статистики. «Именно с этого времени в России стало модно проповедовать непригодность национальной бухгалтерской системы для рыночной экономики и требовать срочного перехода на международные стандарты учета и отчетности. И процесс, как говорится, пошел. Сегодня перестройка Российского бухгалтерского учета напоминает плохо организованный, бессистемный, непрерывно идущий ремонт в квартире»1. Ознакомившись с определением и назначением реформ, в следующем параграфе рассмотрим существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского учета и посмотрим возможность их применения. §1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИЙСКОМ БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ В силу существующих экономических противоречий и объективных национальных различий после длительного и неоднократного согласования появились международные стандарты, бухгалтерского учета во многом похожие на американские принципы GAAP, и европейские стандарты, в основу которых были положены французские и немецкие правила учета. И те, и другие стандарты носят рекомендательный характер для формирования национальных систем бухгалтерского учета, с целью достижения сравнимости их друг с другом. Основные организации, занятые работой в области международных стандартов учета и способствующие их внедрению:
Проблема стандартизации заключается в том, что для России не сделан выбор конкретной модели (система) бухгалтерского учета. «Если бы тот, кто это начал (перевод на международные стандарты) знал, что международные стандарты взяли себе из-за экономии средств разработку своих национальных бухгалтерских стандартов слаборазвитые страны, как Малави, Зимбабве, Ботсвана, то он не стал бы замахиваться на свою национальную систему учета, а сначала глубоко бы ее изучил. Уже в который раз нас подвела некомпетентность»1. Судя по изобилию переведенной американской литературы по методологии бухгалтерского учета, российский учет, скорее всего, хотят организовать на американский лад, а именно ориентировать на принципы англо-американо-голландской модели. Эти страны имеют развитый рынок ценных бумаг, через которые в большей степени осуществляется финансирование организаций. Их отличают высокий образовательный уровень, как профессионалов, так и всего населения. Эта модель наиболее гибкая и либеральная с точки зрения регламентации. Основная идея этой модели – ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В организации бухгалтерского дела доминирующую роль сыграют общепринятые принципы бухгалтерского учета (General Accepted Accounting Principles - GAAP). Они могут быть закреплены в законодательном порядке или рекомендованы профессиональными бухгалтерскими органами на основании теории и практики учета и хозяйственных традиций. Принципы служат основой общей концепции бухгалтерского учета. Стандарты GAAP:
При изучении американских источников становится ясным, что в США теория бухгалтерского учета, прежде всего, постоянно меняющаяся интерпретация его принципов, правил, анализов методов исчисления прибыли. Но американская практика не всегда соответствует теории. Формы отчетности не стандартизированы, а унифицированы только по содержанию. Типовой план счетов отсутствует, формы счетоводства никаких преимуществ, по сравнению, например, с нашей контрольно-шахматной формой, не имеют. В связи со всеми обстоятельствами все-таки нашими определившимися «родственниками» в области бухгалтерского учета являются европейцы, прежде всего французы и немцы, которые осуществляют учет по принципам Континентальной модели. Она характеризуется достаточно жесткой регламентацией в области бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне. Наиболее ярко это представлено во Франции, где применяется обязательный общенациональный план счетов, включающий стандартные формы бухгалтерской отчетности. Государством регулируется деятельность профессиональных бухгалтерских организаций и правила и практика аудита; система учета ориентирована на макроэкономике потребности планирования, регулирования и налогообложения. Общим для этой модели является такая зависимость организаций от банковского кредитования, что сказывается на концепции бухгалтерского учета. «Прежде всего, России предстоит сделать выбор между англо-американо-голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета»1. Хочется надеяться, что при решении этого аспекта будут учтены исторические традиции регулировки общественной жизни в России, сложившаяся практика и методика отечественного бухгалтерского учета. Не следует забывать, что в нашей стране существует огромная литература по ведению бухгалтерского учета и сделать ее в один момент ненужной не возможно и нелогично. Не целесообразно слепо принимать все западное, следуя принципу «советское» - значит плохое», а нужно развивать российскую практику бухгалтерского учета. Конечно, реформировать систему бухгалтерского учета, приводить ее в соответствие с международными стандартами необходимо, но лишь для удобства, сопоставимости данных, единства с мировыми моделями, а не для полного перевода существующей практики на западные варианты, забывая и выбрасывая собственные устои, традиции, правила. Лишь после того, как Россия определится с выбором модели бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале реформирования в соответствии с международными стандартами. А пока работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой Программе реформирования не указывается конкретно, какие международные стандарты следует принимать России. Здесь можно обратиться к опыту и примеру Германии. Несмотря на разработанные европейские и мировые стандарты, немцы составляют свою финансовую отчетность на основе собственного законодательства, в качестве которого выступает «Торговый кодекс», а концерны, акции которых котируются на международных рынках ссудных капиталов, предполагается предоставить возможность на основе подготовленного закона об обеспечении условий займа капитала, составлять свои годовые отчеты по модели международно-признанных правил. Насколько позволяют рамки данной работы, в этой главе в общих чертах рассмотрены существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского учета. Можно сделать вывод, что реформы следует проводить в соответствии с континентальной моделью бухгалтерского учета, как более близкой к нам по принципам, но не в коем случае не следует полностью на нее переориентироваться, забывая свою практику ведения бухгалтерского учета. В следующем параграфе рассмотрим Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, в частности, одно из ее главных направлений – нормативное регулирование. |
Допустить к защите в гак Вычислительная геометрия, гис, модели данных, трассировка лучей, численное моделирование, акустика, распространение шума, транспортный... | Факультет кти кафедра асоиу к защите допустить: Заведующий кафедрой Гайя предлагает нам свои собственные решения самых насущных проблем, с которыми сталкивается человечество в нынешнее непростое, переходное... | ||
Слайд 1 Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а... | Выступление Айдаровой М. В Как разумно и практически организовать духовно-нравственное воспитание, не допустить пустоты души у подрастающего поколения | ||
Методические указания по специальности «Юриспруденция» Настоящие требования уточняют и конкретизируют правила подготовки выпускных работ к защите, их оформлению и продвижению в процессе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: расширить кругозор учащихся об информационной защите, о видах вирусов, о существующих законах о защите информации | ||
Допустить к вступительным экзаменам Ректору федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Волгоградский... | Фамилия, имя, отчество полностью Прошу Вас допустить меня к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки в весеннюю (осеннюю) (подчеркнуть) сессию | ||
Фамилия, имя, отчество полностью Прошу Вас допустить меня к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки в весеннюю (осеннюю) (подчеркнуть) сессию | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема 1: "Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... | ||
Заявление Прошу допустить меня к итоговой государственной аттестации по освоенной мною в полном объеме основной образовательной программе подготовки... | Приказ допустить к государственным экзаменам Министерства внутренних... Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области | ||
Реферата – до 15 страниц плюс одна страница тезисов Тезисы будут заслушаны при защите рефератов. Каждый реферат нужно проиллюстрировать слайдами (до 5 слайдов, демонстрируемых при защите... | Дипломники, темы которых не попадут в приказ ректора о допуске к... Все, что изложено в этом тексте, относится к студентам, обучающимся по специальности 021800 «Теоретическая и прикладная лингвистика»... | ||
Ректору московского государственного унивесрситета леса о т Прошу допустить меня к вступительным испытаниям и участию в конкурсе для поступления на первый курс формы обучения на бюджетной/контрактной... | Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края |