Выступление Айдаровой М. В





Скачать 132.13 Kb.
НазваниеВыступление Айдаровой М. В
Дата публикации22.08.2014
Размер132.13 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
Выступление Айдаровой М.В. 

 

Настоящий человек начинается там, где есть святыня души. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Как разумно и практически организовать духовно-нравственное воспитание, не допустить пустоты души у подрастающего поколения.

В связи с этим во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. и в соответствии с приказами № 69 и 74 Минобрнауки от января и февраля 2012года в школе осуществляется преподавание курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» как одной из основ духовно-нравственного воспитания. В рамках установленных законом правовых норм была создана на базе школы рабочая группа, координирующая работу учителей-предметников, преподающих модуль (Шепелева Н.Р., Щербакова А.Ф., Пеледова Е.В.). Основной ее задачей является оказание  методической  помощи учителям в преподавании курса ОРКСЭ в форме:  индивидуальных консультаций, представлении разработок уроков, участие в обсуждении проблемных тем и вопросов по реализации курса. Все учителя, преподающие модуль прошли в разное время курсы по подготовке к преподаванию предмета. В прошлом году он проходил в рамках факультатива. В этом году модуль введен в учебный план в 4 классе вместо 1 часа литературного чтения.

Проведены совещания управляющего совета, родительского комитета, а так же анкетирование родителей и учащихся 3,4 классов по выявлению интересов и религиозной направленности семей учащихся. С целью выявления запросов родителей на образовательные услуги было опрошено 68 родителей обучающихся.

Анализ полученных результатов показал, что 40% родителей указали на значимую роль школы в формировании духовно-нравственных ценностей и основ религиозной культуры обучающихся. Большая часть опрошенных родителей (60%) выразили надежду на положительные результаты преподавания истории и культуры религий, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа.

41% респондентов надеялись, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде (будет меньше криминальных проявлений, наркомании, алкоголизма), помогут воспитанию толерантности в обществе. 36% опрошенных хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, 32%  более образованным, 19,5%  терпимым к людям различных вероисповеданий и этносов, 18% анкетируемых надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание». 

Однако 8% опрошенных полагали, что преподавание курса основ религиозных культур будут перегружать учебную программу и утомлять детей, 2% опрошенных высказали опасения, что неграмотно организованные занятия могут разжигать межрелигиозную и межэтническую рознь, приведут к усилению религиозных организаций в обществе, что противоречит Конституции РФ, закрепляющим принцип светского государства, равенства всех религий и свободы совести.

Данные проведенного инициативной группой среди родителей социологического исследования показали, что среди родителей обучающихся есть запрос на образовательные услуги по изучению истории и культуры религий в общеобразовательном учреждении и его необходимо реализовывать. В этом учебном году и в 4 и в 5 классах ориентир на модуль «ОПК», а вот следующий год проблемный , т.к. 3й класс многонациональный и таким образом, придется выбор модуля пересматривать.

Особое внимание было уделено подготовке кадров для преподавания курса.

С целью обеспечения условий для организации добровольного выбора модуля курса и учёта мнения родителей обучающихся  проведены общешкольные и классные родительские собрания, организовано коллективное ознакомление родителей школьников с учебной программой, проводилась индивидуальная работа с отдельными семьями, родителями с целью определения выбора модулей курса. Результаты выбора были зафиксированы протоколами родительских собраний, письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения детей.

Школа получила учебно-методическое обеспечение по курсу ОРКиСЭ в количестве 32 шт., включающее учебники на каждого ученика и учителя, электронные диски, методические пособия для учителя, книгу для родителей.
В условиях новой системы оплаты труда была обеспечена оплата педагогам, участвующим в апробации курса, за счет кружковой воспитательной и факультативной деятельности. Педагогам школ было сложно начинать преподавать этот модуль, так как не хватало фактических знаний, много пришлось работать с дополнительной литературой, заниматься самообразованием.   Помощь в организации работы оказали институт развития образования Ивановской области в лице Аверьяновой Ирины Юрьевны и ГИМЦ.
Уроки сразу же стали интересны не только администрации школы, но и на уроки были приглашены родители и представители общественности : бабушка Матвея Куликова, ученика 4 класса, Мурашова Н.С, о. Дмитрий Иванов.

При анкетировании учащихся - 77% школьников понятен и 84% - интересен новый учебный курс. 79% детей отметили, что обсуждают дома с родителями изученные в школе темы, получают помощь в выполнении домашних заданий.

Хотелось бы отметить, что 20% детей испытывали затруднения в понимании текстов учебников и новых понятий (об этом скажет зам. директора по ВР), 1% детей на уроках было скучно, 2% детей курс был неинтересен.

74,8% обучающихся 4 класса хотят продолжить в 5 классе изучение выбранного модуля в течении целого года.

Курс помогает учащимся стать толерантными людьми, развивает их творческие способности, формирует у детей нравственные установки на дальнейшую жизнь. Здесь уместен лозунг «От дружбы народов - к дружному народу». И в этом мы видим предназначение курса ОРКСЭ в нашей школе.

Выступление Шепелевой Н,Р,

Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования понимается  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Наша школа – это маленький и дружный коллектив. Здесь одинаково комфортно уживаются представители многих национальностей и многих конфессий. Есть у нас и мусульмане, и православные, есть сектанты, есть протестанты, есть и атеисты.

В связи с этим, особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к дру­гим культурам. В программу духовно-нравственных ценностей удачно вписывается школьный курс «Основы ПК», который адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит соци­ализация ребенка.

  Для проведения уроков наши педагоги используют учебник "Основы православной культуры" для 4 – 5 классов, электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева , руководствуются программой курса ОРКиСЭ, ведут журналы, в которых пишут темы в соответствии с календарным планом, оценки не выставляются. Учебные материалы  модуля направлены на формирова­ние личности ребенка, способного организовать свое пове­дение, обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отно­шения не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Нами учитывались единые требования к результатам освоения содержания учебного модуля; система межпредметных связей, устанавливаемых между модулем и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение); формы и виды организации  учебной деятельности обучающихся в рамках изучения модуля;

Многофункциональный методический аппарат учебника по  модулю  обеспечивает возможность:

-создавать познавательную мотивацию,

-организовывать творческую, поисковую, исследовательскую   деятельность учащихся,

-помогать деятельности учителя.

Методическая система учебников ориентирована на развитие у младших школьников умения самостоятельно анализировать и рассуждать, формировать интерес к познанию, а учителю помогает создавать на уроке атмосферу открытия и удивления, отрабатывать навыки учебной самостоятельности, обеспечивать поэтапность организации обучения.

Психолого-педагогические модели построения тем в учебнике способствует организации совместной деятельности учителя,  учащихся и родителей, включение в процесс обучения технологий проектирования, дискуссий, продуктивного взаимодействия, применения ИКТ, инновационных методик. Наши педагоги отмечают, что материал  учебника сложен для учащихся, определения требуют дополнительного разъяснения, учебник несет много информации. Хорошо иллюстрирован, вместе с тем, содержание учебника погружает детей в религиозное православие, без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей (и в историческом контексте это, скорее всего, так). Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно-нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой.

Таким образом, нарушается культуроведческий принцип, поэтому педагогам приходится уходить в поле культуры, самим искать примеры из жизни и литературы. Мы очень ценим, что к учебнику создано электронное приложение, но и оно требует доработки: текст и иллюстрации невозможно увеличить, нет монологических рассказов, мал иллюстративный ряд, хотелось бы на диске видеть справочную информацию, некоторые задания на диске могут иметь различное решение (задания на соотношение).

Комплексный учебный курс «Основы православной культуры»  даёт возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.

При работе  с учебным пособием по основам православной культуры очевиден недостаток – отсутствие рабочих тетрадей для учащихся. Рабочие тетради могли служить дополнительным источником  информации по содержанию материала, оказывать помощь в организации  творческой, самостоятельной  деятельности учащихся,  а также при выполнении домашних заданий. К каждому занятию необходим раздаточный материал, в качестве которого используется фрагменты рабочих тетрадей, дидактические материалы, памятки по организации проектирования, написания эссе, синквейнов.

Еженедельная рефлексия осуществляется на основе личных бесед с учащимися, анкетирования родителей. Анализ мониторингов доказывает личностное продвижение каждого ученика в содержании и логике курса.

Разработки уроков включают  различные формы и виды организации учебной деятельности, обеспечивая широкий диапазон  выбора и вариативности в моделировании авторских уроков  учителем. Примеры таких уроков вы увидите сегодня.

Особое внимание педагоги уделяют воспитательному значению курса. Каждый этап урока ими организуется в виде проблемного, требующего высказываний детей и анализа ситуаций. Педагогу Капустиной Т.Н. была оказана помощь в разработке подробного плана урока, давались рекомендации как лучше преподнести ту или иную информацию, организовать этап самостоятельной работы с учебником.    При посещении уроков каждый урок был проанализирован, учителям давались методические рекомендации.

Формы проведения уроков различные. Кузьмина О.Н. не новичок в преподавании основ религиозных культур и светской этики. Она использует метод логических цепочек, заканчивающихся выводом или противоречием, из которого учащиеся делают вывод. Учителя используют диалог, иллюстративный ряд, работают над словом, проводят различную работу с текстом, моделируют проблемные ситуации, используют приемы драматизации. Уже 2 года в школе работает театральная студия на базе начальной школы. Ребята проводят праздники, знакомят с русскими традиционными обрядами с помощью театральных представлений. Руководит студией Пеледова Е.В. И вам сегодня будет представлена возможность познакомиться с деятельностью театра.

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто учитель просто направляет беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями.

1.  ФИЛВОРД можно предлагать ребятам

Как закрепление изученных терминов. Это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

3. НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ

Этот вид представлен при проверке домашнего задания.

Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ В ТАБЛИЦЕ

Этот вид хорошо использовать его при повторении, закреплении полученных знаний.

5. РАССКАЖИ, ЧТО ЗНАЕШЬ

 при подведении итогов урока из прикрепленных к доске слов выбрать одно и рассказать о нем все, что знаешь. Это задание позволяет ребенку  вспомнить, что он учил на уроке, развивает монологическую речь, пополняет словарный запас и создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.

Проведя наблюдение за учащимися, поговорив с родителями педагоги отмечают, что данный курс должен быть в школе, вестись на всем протяжении всех лет обучения, так как данный курс востребован временем. Этот курс не требует исполнения религиозных обрядов, но, естественно, допускает ознакомление учащихся с обрядами и другими важнейшими составляющими православной культуры через рассказ, книгу, показ иконы (или какой-либо другой святыни), просмотр видеофильма или экскурсию в храм, монастырь.

  В основу курса положен источниковедческий подход. Образно говоря, учебный курс «Основы православной культуры» - это путешествие в духовный мир более чем тысячелетней православной культуры Руси-России. Совершив такое путешествие, воспитанник российской школы сможет осознанно сделать свой мировоззренческий выбор.

Считаю, что изучение курса   поможет снять многие проблемы, связанные с социализацией детей, и должен занимать в учебных планах образовательных учреждений России  достойное место, т. е. изучаться в будущем со 2 по 10 класс по 1 часу в неделю в течение каждого учебного года.



Выступление О.Н. Кузьминой

На каждом уроке задаю вопрос: «О чём вы рассказали дома?», «Что сказали родители?». Радуюсь каждый раз, когда слышу: «А моя мама, оказывается, не знала…», «А мне папа ещё рассказал…», «А бабушка вместе со мной…». Но есть ребята, которые в ответ только пожимают плечами. За всё время из родителей  41 ученика ко мне подошли только две мамы.

Трудно говорить о том, какие изменения у ребёнка произошли во внутреннем мире за два месяца, но то, что ребята начинают соотносить свои поступки с заповедями, что всё чаще слышишь в замечаниях друг другу: «А совесть твоя где, спит?», вселяет надежду, что уроки не прошли даром.

Начиная преподавание данного курса по модулю ОПК, ставила перед собой цель сделать уроки непохожими на обычный урок, вести уроки в доверительной манере общения, чаще использовать диалог, давать возможность ребёнку спрашивать обо всём, о чём ему хочется спросить. Меня радует, когда на уроках возникает незапланированная дискуссия, значит, ребят интересует эта тема.

Например, на 6 уроке  «Проповедь Христа», читая о мести, некоторых ребят возмутило «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…», они стали спорить, мне осталось только ненавязчиво задать несколько вопросов и мы пришли к тому, что если мстить, то через небольшой промежуток времени мы все станем врагами. И кому от этого хорошо?

 На каждом уроке я вношу хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.

Например: урок 9 «Православное учение о человеке»

Познакомьтесь с разделами сегодняшнего урока

- Что заметили? (Раздел «Душа», «Подумай о душе»)

- Как вы думаете, почему нет раздела о теле?

Или урок 12 «Милосердие и сострадание»

- Подберите слова, которые начинаются с приставки со-

(сопереживание, согласование, совместно, сознание, соединённые, созвездие, соплеменник, соучастие и т.п.)

- Что заметили?

Урок 13 «Золотое правило этики»

- Запишите тему урока.

- В каком значении употреблено слово «золотое»?

- Запишите словосочетания со словом «золотой», употреблённым в переносном значении.

Постоянное копание в незнакомых, а порой казалось бы и в знакомых словах, их разбор, экскурс в историю слова, подбор родственных, помогает не только лучше усвоить понятие, расширить кругозор, но и учит бережно относиться к слову, а этого сейчас ох как не хватает.

Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Предлагаю задания, не имеющие  однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей детей.

Урок 14 «Храм»

- Как вы понимаете слово «храм»?

- Какие храмы вы знаете? (храм науки – школа, храм природы – лес)

- Что вы можете рассказать о внутреннем убранстве храма?

- Что объединяет все храмы?

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

     Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов.  

    Считаю, что не стоит откладывать занятия проектной деятельностью до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. И данный курс как нельзя лучше этому способствует.

Например: На уроке 11 «Заповеди» был запущен мини-проект «Заповеди в русской литературе»

В ходе подготовки и реализации проекта учащимися были проведены самостоятельные исследования, раскрывающие следующие проблемные вопросы:

1. Что считается нарушением каждой заповеди?

2. В каких литературных произведениях нарушались заповеди?

3. Какие последствия нарушения заповедей?

     Результаты исследований были оформлены в виде буклетов, Альманаха «Заповеди в литературе», небольшой сценической постановки.

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступление Айдаровой М. В iconСценарий выступление девятиклассников 25 мая (в архиве выступление...
Сценарий выступление девятиклассников 25 мая (в архиве выступление уч-ся 9 класса, классного руководителя и презентация, автор Л....
Выступление Айдаровой М. В iconМетодика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя...
Выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края
Выступление Айдаровой М. В iconВыступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей...
Выступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей среды в условиях перехода на фгос оо» Ребровой Л. С
Выступление Айдаровой М. В iconОтчет Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии...
Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии в современной финской школе»
Выступление Айдаровой М. В iconВыступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В....
Выступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В. Чепухина «О предварительных итогах реализации Государственной...
Выступление Айдаровой М. В iconВыступление на заседании кафедры начального образования: «Отслеживание...

Выступление Айдаровой М. В iconПрактика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление...

Выступление Айдаровой М. В iconВыступление руководителя отдела образования и по делам молодежи Л....

Выступление Айдаровой М. В iconВыступление на областной методической конференции
Автор: Дорогобед О. И., учитель истории, руководитель школьного краеведческого музея
Выступление Айдаровой М. В iconВыступление младшей группы
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Выступление Айдаровой М. В icon«Колыбельная. Инсценирование песни»
Выступление на республиканской научно-практической конференции учителей музыки 27 марта 2013 года
Выступление Айдаровой М. В iconТема: «Дикие звери зимой»
Оборудование: Рисунки, плакаты, схемы о зимовье животных, выступление учеников (костюмы)
Выступление Айдаровой М. В iconМбоу «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Выступление по данной теме на областной экологической конференции в тоипкро, ноябрь 2011
Выступление Айдаровой М. В iconАнализ по итогам работы Горбатко О. В. 2009-2010 учебный год
Показатель результата (разработка материалов, выступление, обобщение опыта и т д.)
Выступление Айдаровой М. В iconТема: Выступление заместителя директора по увр коваль Н. Б
Предметная – способность анализировать и действовать с позиции отдельных частей человеческой культуры
Выступление Айдаровой М. В iconТ. А. Полилова Мультимедиа презентации
И наверняка выступление лектора сопровождалось показом слайдов, проецируемых на большой экран с помощью проектора, подсоединенного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск