Выступление на областной методической конференции





Скачать 135.67 Kb.
НазваниеВыступление на областной методической конференции
Дата публикации31.03.2015
Размер135.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа

села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
Инновационные технологии в работе школьного краеведческого музея


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОЙ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Дорогобед Ольга Ивановна

высшая категория

МОУ «СОШ с.Ивантеевка»
Адрес:

413950 Саратовская область,

Ивантеевский район,

село Ивантеевка,

ул. Советская, д.23
Контактный телефон:

(8 845 79) 5-12-76


Март 2008 год
Инновационные технологии в работе школьного краеведческого музея

Автор: Дорогобед О.И., учитель истории, руководитель школьного краеведческого музея

России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.

Н.М. Карамзин

1. Актуальность гражданско – патриотического воспитания на современном этапе

Рассмотрение вопроса гpaждaнского патриотического воспитания имеет в педагогике давнюю историю. IIлатон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопocлyшанию. К.Д. Ушинский, сформировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального сознания в воспитании гpaждaнина и патриота. Патриотизм нашего народа издревле был связан с духовно-нравственными ценностями, отражающими специфику фор­мирования нашего общества и государства, образа жизни, миропонимания и веры.

Современной России предстоит переосмысление и возрождение ценностных основ патриотического воспитания. В настоящий момент Россия пережи­вает духовный кризис. Наиболее оче­видное проявление кризиса - упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров.

Ценности различных соци­альных групп российского общества за последние десятилетия стали материально-прагматическими. Речь идёт, прежде всего, о деформации высших человеческих добродетелей: честности, порядочности, мило­сердия, доброты, стремления отстаивать интересы страны.

Дискредитированы по­нятия общего блага и социальной спра­ведливости, ут­рачено естественное для прочной обще­ственной морали представление о связи прав с общественными обязанностями и гражданским долгом, личной свободы с общественными интересами. Не раз отмечалось, что духовным стержнем патриотического воспитания на современном этапе должна стать национальная идея, ко­торая обеспечит преемственность традиционных духовно-нравственных ценностей. Но поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и объединить общество, не принесли желаемых результатов

Вместе с тем изучение истории нашего Отечества свиде­тельствует о том, что одна из традиционных ценностей россий­ского патриотизма — преобладание духовного начала над материальной стороной жизни. Люди, конечно же, всегда стреми­лись к различным благам, но главной целью их жизни было не только материальное благополучие, но и совершенствование души. Жизнь России имела преимущественно духовно-нравст­венную направленность в отличие от Запада.

Духовные и культурные ценности являются ключевыми компонентами пат­риотического воспитания, способствующими пониманию сути патриотизма. Обесценивание идеалов советского прошлого привело к отсутствию у нынешней молодежи стройной системы зна­чимых понятий, которые помогли бы новому поколению достойно представлять Россию на мировой арене и защищать ее национальные интересы. Но, как из­вестно, "свято место пусто не бывает", и сегодня образовавшийся вакуум в сфере патриотического воспитания стихийно заполняется искусственно создан­ными ценностями, навязываемыми юным гражданам современной массовой культурой. Но вряд ли она может воспитать в детях патриотические чувства, так как в ней духовность человека, его способность думать о судьбе Родины, гордиться ее историей, искренне сопереживать ее бедам и невзгодам, прикладывая все свои силы и таланты на их преодоление, вытесняется заинтересованностью в самом себе и личном материальном благополучии.

Анализ, проведённый в наши дни, показывает, что лишь 15% представителей российской молодёжи признали у себя нали­чие качеств духовности в общепринятом понятии: высокой культуры, знания истории Отечества, готовности соизмерять свои поступки с идеалами высшего духовного порядка и др. Было признано, что на формирование подобных качеств "про­сто нет смысла и времени".

В центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Разве не является учителем край, в котором живет человек, природа окружающая его? И разве не является учителем наша история? Поистине ее воспитательная роль огромна! Второй год работаю над методической темой «Исследовательская деятельность учащихся в преподавании истории», эту тему реализую через работу детей в школьном краеведческом музее.

И одним из важных направлений в своей работе считаю гражданско-патриотическое воспитание, основной целью которого является воспитание у молодежи готовности к достойному служению Отечеству, формирование у нее профессионально – значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в верности к Родине, высокой значимости национальной принадлежности. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой. Поэтому работа школьного краеведческого музея имеет огромное значение в гражданско - патриотическом воспитании личности.

2. Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школы.

Наш музей существует с 1964 года. Его основателем был учитель географии, участник Великой Отечественной войны Барыкин Федор Иванович. Начал свое существование музей с находки монет на территории пришкольного участка. Школьники заинтересовались и пошли по домам, музейная комната в старом здании школы быстро пополнялась экспонатами. В 80-е годы его перевели в здание Дворца пионеров, т.к. экспонаты не вмещались в отведенное помещение. В 90-е годы музей переезжает в здание новой школы, где он сейчас и находится, сначала он занимал одну комнату. Большой вклад в развитие музея внесла учитель нашей школы Черепкова Н.В.: музей был расширен, в нем появились новые отделы, собран богатый материал по истории нашего села. Я возглавляю школьный краеведческий музей с 2002 года.

Наш музей имеет следующие отделы:

  • Далекое прошлое Ивантеевки,

  • Орудия труда и домашняя утварь жителей нашего села

  • Одежда и народное творчество

  • История русского оружия

  • Нумизматика и бонистика

  • Зал Боевой Славы

  • История нашей школы

  • Ивантеевка в советское время

  • Время выбрало нас (ивантеевцы – участники Афганской и Чеченской войн)

В своей деятельности краеведческий музей МОУ «СОШ, с. Ивантеевка» руководствуется следующими целями:

  • знакомство учащихся с историей родного края;

  • воспитание патриотизма и гражданственности на примере жизни и деятельности знаменитых земляков;

  • освоение знаний о важнейших событиях в истории малой Родины;

  • овладение навыками исторического познания, умения работать с различными историческими источниками, формирование ключевых компетенций учащихся;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашего края;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся социальных нормах и ценностях малой Родины для жизни в обществе, участия во взаимодействии с представителями других народов.

В соответствии с данными целями музеем проводится работа по 4-м основным направлениям: организационная, поисковая, пропагандистская, культурно - массовая;

  • творческая группа учащихся 6, 10-11-х классов ведет работу в 6-ти отделах музея: экскурсионно-массовом, поисково-шефском, документальном, художественно-оформительском, хранители фонда, отделе технического обеспечения;

  • учащиеся, возглавлявшие отделы, входят в Совет музея, в который также входят ветераны войны, учителя школы, родители. Отделы музея работают в соответствии с составленным Советом музея планом и графиком работы;

Отдел экскурсионно-массовой работы музея занимается проведением экскурсий, лекций, внеклассных мероприятий, помогает учителям истории в проведении уроков на краеведческие темы, изучает собранные экспонаты и материалы, готовит новые экскурсии. В начале учебного года готовятся экскурсоводы. Все мероприятия проводятся в соответствии с составленным графиком. В среднем мы проводим 70 мероприятий в год. Посетителями нашего музея являются:

  • Учащиеся нашей школы и школ района

  • Учащиеся Ивантеевской гимназии

  • Воспитанники детских садов

  • Учителя школ района

  • Выпускники школы разных лет

  • Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла

Стенды и выставки музея используются для проведения уроков и внеклассных мероприятий мной и учителями школы. Перед посещением музея даю детям познавательное задание: собрать материал и составить сообщения по теме, подготовить буклет, план сообщения, уметь построить рассказ по плану. Домашнее задание после посещения музея: написать творческий отчет об экскурсии или составить план проекта, буклета, публикации по теме. Многие ученики создают мультимедийные презентации по теме экскурсии. Использую такую форму урока, как «Ученик ведет урок», когда дети заранее готовят исследовательский материал по теме урока, затем сами проводят экскурсию, индивидуально или по группам. Провожу закрепление материала экскурсии разнообразными методами: «Найди ошибку», «Вставь пропущенное слово», викторина, «Поле чудес», кроссворд и др. Учащиеся используют материалы стендов, выставок, архива музея для подготовки рефератов, творческих работ, статей в СМИ на краеведческие темы, материалов для различных конкурсов, итоговой аттестации, посылают материалы для областной выставки и опубликования в методическом журнале.

На уроках и во внеурочное время проводятся экскурсии и лекции по следующим темам (в том числе и с использованием мультимедийных презентаций):

  1. Далекое прошлое Ивантеевки

  2. Быт и народно-прикладное искусство нашего села

  3. Гражданская война в Ивантеевке

  4. Коллективизация села

  5. Далекий 1937-й

  6. История религии в Ивантеевке и районе

  7. Отметины войны

  8. Они тоже были солдатами (женщины-участницы ВОв)

  9. Солдатами не рождаются (учителя-участники ВОв)

  10. Он защищал Сталинград

  11. На Курской огненной дуге

  12. И тыл был фронтом

  13. Ивантеевцы - Герои Советского Союза

  14. Открытие памятника Павшим героям – ивантеевцам

  15. Они учились в нашей школе

  16. Юность, опаленная войной

  17. Останется героем в наших сердцах

  18. Старинные обряды нашего села

  19. История нашей школы

  20. История русского оружия

Совместно с классными руководителями на базе музея проводятся внеклассные мероприятия:

  1. Урок мужества, посвященный Дню Победы

  2. Викторина «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

  3. «Поле Чудес» «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны»

  4. «Брейн - ринг» «Ивантеевка в годы Великой Отечественной войны»

  5. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва…»

  6. «Защитникам Ленинграда посвящается…»

  7. «Песни военных лет»

  8. «Свет мой, Родина моя!»

  9. Викторина «Мой отчий край»

  10. Встречи с ветеранами войн, тружениками тыла, интересными людьми

  11. История русского народного костюма

  12. История российской армии

  13. Символы России и нашего края

  14. «Ты тоже родился в России…»

  15. «Облик русской деревни»

Одним из главных направлений работы музея является учебно-исследовательская деятельность. На базе музея работает краеведческий кружок «Исследователи истории родного края», в котором занимаются учащиеся 10-11 классов. Работа кружка ведется по авторской программе, главной целью которой является – обучение учащихся навыкам исследовательской работы. Учащиеся по желанию выбирают тему исследования. При проведении исследовательской работы учащимися используется метод социологического опроса, разрабатываются анкеты, проводятся подворные обходы, берутся интервью. Разработаны положения о проведении поисковой работы.

Отдел поисково – шефской работы музея руководит

1) общешкольными исследовательскими проектами:

  • Неизвестная война

  • Изучаем родной край

  • Пишем историю школы

  • Судьба моей семьи в судьбе страны

2) индивидуальными и групповыми проектами:

- 1943 год: судьба района в судьбе страны

- Останется героем в наших сердцах ( о В. Корябкине)

  • Судьба моей семьи в судьбе страны в годы Великой Отечественной войны.

  • Победа в моем доме.

- Почетные граждане Ивантеевского района

- Время выбрало нас

- Пишем историю школы

- Моя родословная

- Жемчужина родного края – Вавилов дол

- История православной религии в Ивантеевке

- Современная Ивантеевка

Результаты исследований оформлены в виде постоянных и временных стендов, выставок, рефератов, сочинений учащихся, презентаций на бумажных носителях. Идет работа по созданию Банка мультимедийных презентаций:

  • Военные поколения ивантеевцев

  • История Ивантеевки

  • Энциклопедия истории Ивантеевки

  • История моей школы

  • Моя семья – чудное место для жизни

  • Наши учителя

  • Жемчужина Ивантеевской земли - Вавилов Дол

  • История музея

  • Ивантеевцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.

  • Останется героем в наших сердцах ( о В. Корябкине)

  • История православной религии в Ивантеевке

  • Испытание Чечней

В соответствии с Планом работы музея с ветеранами Великой Отечественной войны над ними ведется шефство. Каждые год уточняется список ветеранов Великой Отечественной войны, распределяются зоны милосердия между классами, за каждым классом закреплен 1-2 ветерана. Учащиеся еженедельно совершают рейды милосердия, во время которых ветеранам оказывается помощь по хозяйству, поздравляют ветеранов с праздниками и с днем рождения, приглашают на встречи, чествуют ко Дню Победы. Ежегодно проводится конкурс сочинений «Великая Отечественная война: судьба моей семьи в судьбе страны», лучшие сочинения печатаются в районной газете. Ведем переписку с Героем Советского Союза - нашим земляком Кузьминым В.М., живущим в Ялте.

Отдел документальной работы занимается оформлением документации музея. Составлен тематический каталог материалов музея, обновляем таблички на экспонатах, составляем экспозиционный план музея, продолжается работа над систематизацией архива и составлением паспорта музея.

Отдел художественно-оформительской работы занимается созданием экспозиции. Оформлен стенд о Виталии Корябкине – выпускнике школы, погибшем в Чечне. На презентацию стенда была приглашена мама В. Корябкина – Путнева О.Л., с которой музей постоянно поддерживает связь.

Были оформлены временные выставки:

- «Время выбрало нас» (об участниках Афганской войны),

- «Первый полет человека в космос» (к 45-летию полета Ю.А Гагарина ),

- Проекты парка « 60 лет Победы»,

- «1943 г.: судьба района в судьбе страны»,

- «И тыл был фронтом»,

- «История православной религии в Ивантеевском районе».

В планах - подготовка выставки «Почетные граждане Ивантеевского района». Ежегодно переоформляется стенд «Информация музея».

Хранители фонда ведут учет и хранение музейных экспонатов основного и вспомогательного фондов, работают с библиотекой музея. Проведена ревизия экспонатов музея, систематизированы материалы об участниках Великой Отечественной войны;

Отдел технического обеспечения отвечает за аудио- и видео- обеспечение мероприятий, использование ИКТ в работе музея.

Постоянно ведется учеба актива музея, в ходе которой рассматривается: как работать с источниками, как проходит краеведческая экспедиция, как провести встречу, как оформить результаты поиска, как вести документацию музея, как работать с фондами музея, как составить экскурсию и т.д. Это способствует профориентации учащихся, которые осваивают навыки музееведения, научно-исследовательской работы. Активистами музея являются учащиеся профильного класса.

Работа в музее помогает учащимся успешно защищать рефераты на итоговой аттестации.

Дети становятся победителями и получают грамоты за активное участие в районных и областных конкурсах:

- исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско - краеведческого движения «ОТЕЧЕСТВО», «Саратовский край в истории России»,

- «Хранитель памяти»,

- «Моя малая Родина»,

- туристско – краеведческих слетах.

Обобщаю и распространяю опыт музейной педагогики, неоднократно выступала с докладами на ШМО, РМО, в марте 2008 г. давала мастер-класс в музее: экскурсия «Останется героем в наших сердцах» о В.Корябкине, погибшем в Чечне, получивший высокую оценку педагогов.

   3.  Зачем же нам нужна, музейная педагогика?
     Она оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания:

- Помогает ребенку стать творческой личностью.

- Помогает формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения.

- Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней.

- Включает ребенка в сферу культуры, где нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать. Становится неинтересно писать на стенках домов, заборах или в подъездах. Интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.

- Поможет начать задумываться над тем, что нас окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, над тем, в каком доме ты живешь, и когда его построили, кто я есть и зачем я живу. И что я оставлю своим потомкам.

И главное, что дает музейная педагогика: духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Иванами, родства не помнящими», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример во всем.

Таким образом, история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.


Источники:

  1. Казарин В.В., Анучина Е.А., Дубовицкая Ю.В. Гражданское и патриотическое воспитание школьников. – Справочник классного руководителя, №4 – 2007, стр.60

  2. Киреева И.А. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории. E-mail: festival@1september.ru

  3. Кулакова В.И. Патриотическое воспитание на материале истории. E-mail: festival@1september.ru

  4. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. - Воспитание школьников, № 6 – 2002, стр. 6

  5. Минер В.Воспитание патриотизма. – Военные знания, №4 – 2004, стр.25

  6. Паршутин И.А. Патриотическое воспитание школьников в условиях села. – Справочник руководителя сельской школы, №1 – 2007, стр.37

  7. Следзевский И.В. Гражданско – патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. – Преподавание истории и обществознания в школе, № 7 – 2007, стр.9




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступление на областной методической конференции iconМбоу «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Выступление по данной теме на областной экологической конференции в тоипкро, ноябрь 2011
Выступление на областной методической конференции iconКонференция проводится в два этапа. Первый этап в образовательных...
Областной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова («Ломоносовские чтения»)
Выступление на областной методической конференции iconIii. Организационные вопросы проведения конференции
Положение о проведении областной экологической конференции обучающихся «Природа встречает друзей»
Выступление на областной методической конференции iconПрограмма региональной научно-практической конференции профилизация...
Открытие конференции: выступление представителя департамента образования Владимирской области
Выступление на областной методической конференции iconСтатья Лингвокультурологический подход к гуманитарному образованию....
Лингвокультурологический подход к гуманитарному образованию. Материалы 2 областной филологической конференции
Выступление на областной методической конференции iconВыступление руководителя отдела образования и по делам молодежи Л....

Выступление на областной методической конференции iconПоложение об областной экологической конференции обучающихся «Природа встречает друзей»
Конференция в 2012 году посвящена 15-летию Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и 20-летию Конференции...
Выступление на областной методической конференции icon«Колыбельная. Инсценирование песни»
Выступление на республиканской научно-практической конференции учителей музыки 27 марта 2013 года
Выступление на областной методической конференции iconО проведении научно-практической конференции
В соответствии с планом методической работы лицея, положением о научно-практической конференции, с целью развития творческих способностей...
Выступление на областной методической конференции iconСценарий выступление девятиклассников 25 мая (в архиве выступление...
Сценарий выступление девятиклассников 25 мая (в архиве выступление уч-ся 9 класса, классного руководителя и презентация, автор Л....
Выступление на областной методической конференции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выступление на районной научно – практической конференции учителей технологии 28. 10. 2013
Выступление на областной методической конференции iconУрок музыки урок творчества
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности»...
Выступление на областной методической конференции iconНазвание образовательного учреждения
Критерии оценивания I тура Областной студенческой конференции «Боевая летопись Смоленщины»
Выступление на областной методической конференции iconВыступление Жариковой И. Н. на конференции, посвященной 85-летию...
Жариковой И. Н. на конференции, посвященной 85-летию Государственного бюджетного образовательного учреждения
Выступление на областной методической конференции iconВыступление заместителя главы Саткинского муниципального района (Челябинская...
Ирины Викторовны Акбашевой на Межрегиональной конференции по новым туристским возможностям моногородов России
Выступление на областной методической конференции iconО проведении I научно-практической областной конференции школьников естественников
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск