Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре





НазваниеПрактика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре
Дата публикации24.12.2014
Размер74.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся.Выступление Яровой О.А. на районном семинаре

20.02.2008 года.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его исследовательским умениям и навыкам становится одной из важнейших задач современного образования.

Современное понимание истории как учебного предмета базируется на определении образования как сложного социокультурного явления, назначение которого состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека.

Цель исследовательской деятельности - не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

В современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они требуются каждому человеку, в самых разных сферах жизни.

Это - неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой деятельности, как стиль жизни современного человека.

Что же помогает нам осуществить и активизировать исследовательскую работу детей?

В учебном процессе мы стараемся использовать исследовательское обучение. Главная его цель — формирование у школьников способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. Ученики ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Это относится к построению занятий в нетрадиционной форме.

Творчество выступает в качестве наиболее яркого проявления исследовательского поведения. Творческие способности помогают активизировать мыслительные процессы.

Для выявления и развития познавательных, творческих способностей, гибкости мышления существуют различные методы и приёмы.

1. Использование загадки-головоломки (друдла). Это рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое.

Примеры ответов: бантик на верёвочке, украшение, рисунок на бумаге, заколка, бабочка, застёжка, дверь, лифт, подарок, бабочка к смокингу, шкаф, створки окна, холодильник, изображение волейбольного поля на компьютере, геометрические фигуры (см. Приложение)

2. использование методик визуального мышления.

Например, ученики 6,7 класса давали названия картинам и дополняли их (См. приложение)

3. использование заданий на развитие воображения:

3.1. . Какая ассоциация возникает у вас к словосочетанию «Идёт дождь».

Примеры ответов учащихся: «Скучно», «Печаль», «Наводнения», «Радость», «Прогулки», «Романтика», «Разочарование», «Разлука», «Начало учёбы», «В школу со сменкой», «Сон», « Смерть», «Виктор Цой», «Свежий воздух».

3.2. Представьте себе меховую шапку на столе, которую вы видите в полумраке. Что иное вы могли увидеть?

Примеры ответов учащихся: медведь, ёжик, кошка, парик, домовой, шерсть, меховая сумка, силуэт.

3.3. Даны слова «газета» и «мышь». Составьте вопросы, в которых используются эти слова.

Примеры ответов учащихся: Если бы мышь умела читать, смогла ли её заинтересовать газета? Как газеты и мышь влияют на жизнь индонезийского общества? Что в газете пишут про жизнь полевых мышей? Зачем мышь сидит на газете? В какой газете описывается компьютерная мышь? Как компьютерная мышь влияет на изготовление газеты? Может ли мышь прогрызть газету из 30 листов?

3.4. Изобразите слово «равнодушие».

Это задание оказалось очень сложным. В основном были попытки нарисовать человека в разных ситуациях (одного избивают, другой стоит, улыбаясь). Необычные ответы: камень, прямая линия.

4. использование различных видов творческих домашних заданий: письмо историческому лицу, составление исторических и биографических справок, комментарий газетной или журнальной статьи, сочинение-рассуждение, эссе, работа с дополнительной литературой, поиск информации по вопросам викторины, интервьюирование персонажей (примеры работ на выставке).

5. использование нетрадиционных приёмов на уроке, например, составление синквейна, который помогает выделять самое главное в историческом материале, запоминать его, развивает креативные способности.

Учащиеся 8-9-ых классов в курсе обществознания проводят мини-исследование своей семьи «О чём рассказывает семейная фотография, реликвия, история», «Как вы представляете свою будущую семью?»

Ученики 7 класса брали своеобразное интервью у Ивана Грозного, Бориса Годунова. В интервью обозначали тему, цель, делали выводы.

Дети пишут сочинения-рассуждения на различные исторические и обществоведческие темы, например, «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н.В.Гоголь), «Мои достижения», «Достижения молодых». (на выставке).
Написание исторического эссе позволяет выйти на проблемное исследование. Исторический факт, высказывание является стимулом к самостоятельному суждению. Мнение необходимо аргументировать фактами и обобщениями, рассуждения должны быть логическими и завершёнными. (пример выступления Карапетян А.)
Использование методов анкетирования и опроса учащимися помогает расширить представление по какой-либо теме, сформулировать собственные выводы. Ученикам интересно не только использовать готовые образцы анкетирования, но и попробовать составить собственное. Такие методы могут быть чаще использованы в обществознании, например по теме «Семья в современном обществе» ( выступления Герасимук Н., Приходченко Д.).
На элективных курсах «Правоведение» и «Планирование карьеры и жизни» учащиеся 10 - 11классов разрабатывают свои проекты, например, программа в защиту прав ребёнка, планирование своей карьеры и жизни (выступление Самохотиной Н.). На «Правоведении» ученики самостоятельно знакомятся с практической деятельностью знаменитых юристов, анализируют различные судебные процессы (выступление Солдатовой Ж.). Для этого пользуются дополнительной литературой и консультациями современных юристов, например, по трудовому и уголовному праву.
Практикуем исследовательские работы и во внеурочное время.

Много лет выпускники 9-ых и 11-х классов писали экзаменационные рефераты по истории и обществознанию. Выбор темы исследования – сложный процесс. Ученикам предлагается много тем для выпускной работы, но допускается своя тема. По моему мнению, выбор должен быть связан с личностными потребностями и интересами ребят. Интерес может возникнуть в ходе учебного процесса, из собственного кругозора и дополнительных увлечений детей. Начинающих исследователей нацеливаю брать узкие темы. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально.

(выступления Ланина А., Пикты А., Хайновского Д,)

Подготовка и защита рефератов развивает интерес к предмету, углубляет знания, формирует навыки исследовательской работы (примеры работ на выставке).
В школе существует исторический кружок «Юный историк». На занятиях кружка дети знакомятся со вспомогательными историческими дисциплинами, работой архива, библиотеки, музея. Учащиеся особенно заинтересовались археологией, ономастикой и геральдикой. Дети учатся навыкам анализа, систематизации и учёта исторических материалов, узнают возможные направления собирательской работы, получают методические рекомендации опроса, интервьюирования, анкетирования (программа кружка на выставке). Выполняют мини-исследования. Например, сравнительный анализ учебников по истории России, советского за 1980г. и российского за 2001г. Самостоятельно выработаны вопросы для сравнения по содержанию, оформлению, выявлены достоинства и недостатки, сделаны выводы (выступление Остапенко М.)
В школе работает поисковый клуб, который занимается сбором краеведческого материала. Поисковая работа также помогает научиться проводить интервью, использовать и анализировать материал, выбирать тему для тщательного исследования. Собранные сведения используются для дальнейшего исследования. По инициативе поисковиков к 65-летию Сталинградской битвы среди старшеклассников проведена викторина. Учащиеся искали информацию в различных источниках. Эта работа привлекла внимание мальчиков из 6-го и 7 го классов, они с ней успешно справились.
Первые Юношеские чтения в 2004 году, Всероссийский конкурс «Человек в истории России. Россия XX век», Всероссийские конференции также стали стимулом для написания исследовательских работ. Конкурс «Человек в истории России. Россия XX век» призывает участников обратиться прежде всего к истории повседневности, которая помогает лучше понять и представить эпоху XX столетия. Рекомендации и пожелания подготовки к ним были изучены и использованы учащимися (выступления Кузьминой М., Морозовой Ю., Дорофеева Р., Ступивцевой А.)
Свои исследования дети оформляют и представляют, используя компьютер. Ищут дополнительные сведения в Интернете. Эта работа помогает осваивать информационные технологии,  средства коммуникации.

Исследовательская деятельность — это творческая деятельность, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается.
Есть мнение, что исследовательская деятельность старшеклассников непосредственно влияет на профессиональное самоопределение. Однако исследовательская деятельность старшеклассников оказывает лишь опосредованное влияние на профессиональное самоопределение. У человека, занимающегося исследованиями, прежде всего, повышается уровень самоорганизации, вследствие чего он подходит к профессиональному выбору осознаннее.

Самоорганизация – это показатель личной зрелости человека.

В самоорганизации  выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.

Высокий общий уровень самоорганизации  свидетельствуют об автономности человека в организации собственной жизни, его способности самостоятельно и осознанно ставить цели, анализировать ситуацию, моделировать работу по достижению выдвинутой цели, выделять критерии ее оценки и контролировать ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности, адекватно и оперативно реагировать на любые изменения. Чем выше уровень самоорганизации, тем легче он овладевает новыми видами деятельности, тем увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных сферах жизни. У человека с низким общим уровнем самоорганизации  потребность в осознанной, самостоятельной организации собственной деятельности не сформирована. Он более зависим от ситуации и мнения окружающих людей, часто и некритично следует чужим советам. Его цели и планы действий вырабатываются под влиянием других людей, несамостоятельно. При отсутствии посторонней помощи у него неизбежно возникают проблемы в организации собственной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях, развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ. Исследовательская деятельность создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, для освоения творческого подхода к любому виду деятельности. Исследовательская деятельность помогает формировать развивающую образовательную среду для ребенка, помогает профессиональному самоопределению детей, получению предпрофессиональной подготовки. Она вносит содержательный смысл в организацию свободного времени детей и предъявляет дополнительные требования к педагогам.

Значение исследовательской деятельности школьников всесторонне и многогранно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconТехнологическая карта
Урок на широкую аудиторию (русский язык) «Практическое занятие по подготовке учащихся 11 классов к выполнению заданий на репетиционном...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мгу «Новые образовательные программы мгу и школьное образование» выступление по теме «Проблемы организации исследовательской и проектной...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПроценко И. И., учитель начальных классов мбоу сош №11 имени Г. С....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconВнеклассное мероприятие учащихся 8-х классов на районном семинаре...
Татевосова М. И., учитель истории и обществознания высшей категории моу «сош №32»,уполномоченный по защите прав участников образовательного...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведен на районном семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз»
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconТопонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся
Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.] Психологи отмечают, что умственная деятельность...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconСпецкурс «Основы исследовательской деятельности»
Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам,...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
Практика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление Яровой О. А. на районном семинаре iconАктуальность темы
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск