Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки





НазваниеМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки
страница1/5
Дата публикации13.04.2015
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Бухгалтерия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Правила подготовки и оформления курсовых и выпускных работ. Методические рекомендации1
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
1.1. ПОРЯДОК ВЫБОРА ТЕМЫ, ПОДГОТОВКИ

И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры либо сотрудника отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН или подразделения социологического профиля другого института СО РАН. По согласованию с руководством кафедры в качестве соруководителей работ могут выступать специалисты, не работающие в системе высшего образования и науки. Выполнение студентом курсовых работ на первых трех курсах социологического отделения ЭФ НГУ предполагает последовательное освоение всех этапов полного цикла социологического исследования: от реферирования научной литературы и написания программы исследования до анализа и интерпретации социологической информации.

Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор из утвержденного на кафедре списка тем не позднее 10 октября. В отдельных случаях тема курсовой работы может быть предложена самим студентом и согласована с научным руководителем. Изменение утвержденной темы курсовой работы и смена научного руководителя возможны только с разрешения кафедры, но не позднее, чем за месяц до защиты курсовой работы.

Кафедра осуществляет промежуточный контроль над подготовкой курсовых работ. Студенты 1–3-го курсов предоставляют два промежуточных отчета.

Во второй половине ноября студентам 1–3-го курсов необходимо представить на кафедру первый промежуточный отчет – краткое (1–2 страницы) описание замысла курсовой работы, согласованное с научным руководителем и подтвержденное его подписью. В течение месяца заведующий кафедрой и / или преподаватели–члены комиссий по защите курсовых работ на соответствующих курсах на основе отчетов дадут рекомендации по дальнейшей подготовке студентом работы.

Содержание первого промежуточного отчета дифференцировано по курсам.

Промежуточный отчет о курсовой работе 1-го курса должен содержать название, постановку проблемы, цель, основные понятия, используемые в работе, а также список первоисточников, ключевых для раскрытия выбранной темы работ.

В отчете 2-го курса должны содержаться: тема с кратким обоснованием актуальности; объект и предмет исследования; цель; основная гипотеза; «образ» результата.

Промежуточный отчет 3-го курса предполагает описание замысла курсовой работы. В нем должны быть представлены тема с кратким обоснованием актуальности, объект и предмет исследования, основная гипотеза, описание информационной базы, предполагаемые методы анализа данных и «образ» результата.

Второй промежуточный отчет (2–3 страницы) о продвижении в подготовке курсовой работы представляется студентом научному руководителю в первой половине марта. В содержании второго отчета помимо выше обозначенных моментов нужно кратко описать полученные результаты и что планируется сделать за оставшееся до защиты курсовой работы время. Научный руководитель оценивает проделанную студентом работу и отчет и выставляет оценку «зачет / незачет» во время контрольной недели во второй половине марта. Подготовка курсовой работы – один из аспектов контроля текущей успеваемости студентов в весеннюю контрольную неделю.

При отсутствии контактов студента с научным руководителем в ходе подготовки курсовой работы научный руководитель вправе отказаться от руководства работой данного студента, известив об этом докладной запиской руководство кафедры и деканат, но не позднее, чем за месяц до срока защиты.

Срок защиты курсовых работ назначается кафедрой в начале мая. Как правило, защиты курсовых работ происходят во второй половине мая. Курсовая работа сдается на кафедру не позднее, чем за неделю до назначенной в текущем учебном году даты защиты (если другой срок не оговорен специально). Секретарь кафедры передает работу научному руководителю, который выставляет оценку и пишет отзыв о курсовой работе, где аргументирует поставленную оценку.

Защита работы может состояться только при наличии печатного текста курсовой работы и отзыва научного руководителя. Студент, курсовая работа которого получила у научного руководителя оценку «неудовлетворительно», имеет право на защиту в обычном порядке, кроме случаев, когда оценка «неудовлетворительно» выставлена за наличие плагиата в тексте курсовой работы.

Комиссия по защите курсовых работ включает председателя комиссии и двух–трех преподавателей кафедры. Защита курсовой работы студентом состоит из выступления студента (5–7 мин) и ответов на вопросы, заданные членами комиссии и присутствующими на защите студентами и преподавателями. В завершение председатель комиссии зачитывает отзыв научного руководителя. Студенту предоставляется возможность ответить на замечания, содержащиеся в отзыве.

Оценке в ходе защиты курсовой работы подлежат:

  • знание области исследования;

  • владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;

  • степень решения поставленных задач;

  • умение кратко излагать результаты и аргументировано отвечать на вопросы;

  • оформление курсовой работы.

При подготовке курсовой работы чрезвычайно важным моментом является корректное цитирование работ других авторов, изложение мыслей и результатов других исследователей. Студентам всех курсов следует внимательно ознакомиться с Положением кафедры общей социологии ЭФ НГУ по противодействию плагиату в студенческих работах (см. прил. 1).

Особое внимание обращается на самостоятельность студента при выполнении курсовой работы и решении поставленных задач. При оценивании курсовой работы учитываются количество и особенности использованной литературы (наличие первоисточников, исследований, связанных с темой работы и т. п.), четкость изложения замысла работы и полученных результатов, правильность оформления библиографических ссылок, таблиц, а также отсутствие ошибок и опечаток, свидетельствующих о небрежности и поспешности в оформлении работы. Ориентиром при подготовке курсовых работ призваны служить правила оформления библиографических описаний, ссылок и списка литературы представленные в прил. 2, и правила оформления таблиц и иллюстраций в тексте работы (см. прил. 3).

Итоговая оценка курсовой работы выставляется комиссией по результатам защиты с учетом оценки, содержащейся в отзыве научного руководителя. При спорных вопросах и разногласиях комиссия вправе отложить выставление оценки, но не позднее окончания зачетной сессии в весенний семестр или сроков ликвидации задолженностей в сентябре следующего учебного года.

Студентам, не подготовившим курсовую работу в установленные сроки, не явившимся по той или иной причине на защиту курсовой работы, получившим на защите оценку «неудовлетворительно», предоставляется возможность защитить курсовую работу в первой половине сентября следующего учебного года, если ими будет получено разрешение деканата. Дата защиты устанавливается кафедрой. Защита происходит в обычном порядке при наличии текста работы и отзыва научного руководителя.

Студент, выступление которого на секции «Социология» Международной научной студенческой конференции, ежегодно проводимой в НГУ, было отмечено дипломом 1–3-й степени, может быть освобожден от защиты курсовой работы. При этом полный письменный текст курсовой работы представляется студентом на кафедру в общепринятые сроки и выставляется оценка, данная работе научным руководителем. В случае несогласия с оценкой научного руководителя студент может защищать свою курсовую работу в общем порядке.

1.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ НА 1-м КУРСЕ
Курсовая работа на 1-м курсе тесно связана с учебными дисциплинами «Основы социологии» и «Библиография социологической литературы». Она представляет собой научный реферат с преобладанием аналитической составляющей по выбранной студентом теме. Работа не предполагает разработку инструментария и сбор эмпирических данных.

Подготовка курсовой работы на первом году обучения направлена на формирование у студента навыков:

  • формулирования и анализа конкретных социальных проблем в социологических терминах;

  • поиска отечественной и зарубежной научной литературы по конкретной теме;

  • осмысления и структурирования полученной информации;

  • корректного цитирования или описания мыслей и результатов других авторов, исследователей, а также развитие умения писать ясно и логично.

В качестве обязательных требований к работе выступают:

  • четкая социологическая формулировка социальных или научных проблем;

  • постановка цели научного реферата;

  • социологическое определение используемых в работе понятий (с объяснением в случае необходимости различий между повседневным и научным значениями понятия);

  • рассмотрение различных точек зрения на проблему, нашедших отражение в научной литературе, их сопоставление и оценка;

  • изложение в тексте собственного понимания проблемы.

При этом необходимо в тексте работы изложить свое отношение к представленным в литературе точкам зрения, обосновать их принятие или непринятие.

Обязательным для курсовой работы первого курса является знакомство студента с первоисточниками по выбранной теме. Считается недопустимым цитирование первоисточников по учебникам, а также ограничение списка изученной литературы 7–8 наименованиями. Отказ от рассмотрения части (какого-либо раздела) литературы по изучаемому вопросу должен быть специально обоснован во введении к работе.

При обязательном корректном цитировании или изложении своими словами с отсылкой на автора(ов) анализируемых публикаций обоснование схемы анализа материалов первоисточников и научной литературы, собственные интерпретация и рассуждения по поводу этих материалов должны составлять не менее 20 % текста курсовой работы (см. прил. 1).

Работа, не содержащая результатов научного реферирования, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы за первый курс.
1.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ НА 2-м КУРСЕ
Курсовая работа на 2-м курсе выполняется по дисциплине «Методология и методы социологического исследования» на базе одной из социологических дисциплин, включенных в учебный план, и представляет собой программу социологического исследования по выбранной теме.

Составными частями курсовой работы на 2-м курсе являются методологический и процедурный разделы программы исследования.

В методологическом разделе программы содержатся:

  • постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;

  • выделение объекта и предмета исследования;

  • формулировка и обоснование цели исследования;

  • анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

  • теоретическое описание объекта исследования (исходное представление, теоретическая схема и система научных понятий);

  • постановка исследовательских задач данного этапа работы;

  • формулировка рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы должен состоять из информационного и методического блоков программы, содержащих уточнение и эмпирическую интерпретацию основных понятий, систему эмпирических индикаторов, операционализирующих элементы и связи теоретической схемы объекта, предварительное описание эмпирического объекта, характеристику информационной базы на основе целевых и нецелевых источников информации, а также описание методики сбора данных (с обоснованием ее адекватности поставленной задаче и оценкой достоинств и недостатков избранного метода).

Требованием к курсовой работе студента второго года обучения является наличие инструментария, разработанного студентом, и проведение пилотажа этого инструментария. К работе прилагается полное описание инструментария исследования. Эмпирическая часть курсовой работы в обязательном порядке содержит анализ результатов пилотажа, а также доработанный на его основе вариант инструментария и методические выводы исследования.

К результатам курсовой работы 2-го курса может быть отнесено участие студента в создании новой методики сбора или анализа социологической информации (с обязательной апробацией на конкретном примере), в разработке части (блоков) инструментария более крупного обследования (анкеты, схемы интервью, схемы наблюдения, инструкций для анализа документов и т. п.) с участием в пилотаже.

Не является обязательным, но приветствуется наличие эмпирической части, включающей вторичный анализ информации по выбранной теме на основе выполненных студентом расчетов по нецелевым (документальным, статистическим и иным) источникам информации либо на материалах ранее проведенных исследований.

Работа, не содержащая методических результатов, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы по методике и технике социологических исследований за второй курс.
1.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ НА 3-м КУРСЕ
Курсовая работа на 3-м курсе тесно связана с дисциплиной «Методы прикладной статистики для социологов» и поэтому базируется преимущественно на вторичном анализе уже имеющейся информации. В качестве информационной базы может выступать массив данных, подготовленный студентом(-ами) самостоятельно специально для целей курсовой работы.

Курсовая работа на 3-м курсе посвящена решению содержательной задачи по теме, связанной с одной из изучаемых социологических дисциплин, с помощью статистических методов и наличествующего программного обеспечения.

Для курсовой работы на 3-м курсе обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.

В теоретической части содержится программа исследования по выбранной теме, а именно:

  • постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;

  • выделение объекта и предмета исследования;

  • формулировка и обоснование цели исследования;

  • анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

  • теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);

  • постановка исследовательских задач данного этапа работы;

  • формулирование рабочих гипотез.

  • Методическая часть должна содержать:

  • описание эмпирического объекта;

  • подробную характеристику информационной базы (включая систему индикаторов и показателей) с обоснованием ее адекватности для решения поставленной задачи;

  • описание методики сбора данных;

  • описание методики обработки и анализа данных.

Поскольку при написании курсовой работы на 3-м курсе для решения конкретной содержательной задачи студент пользуется нецелевым источником информации, целесообразно в характеристике информационной базы описать ограничения, накладываемые имеющейся базой, в том числе указать, какой именно информации не хватает для решения поставленных проблем.

В эмпирической части работы представляются результаты расчетов, проведенных студентом с использованием математико-статистических методов анализа данных. В этой части работы студент показывает свое понимание сущности методов анализа данных (их возможностей и ограничений) и умение работать с программным обеспечением. Обязательным требованием является наличие содержательной интерпретации результатов, полученных с помощью выбранных методов. Содержательная интерпретация должна быть согласована с представленными в методологической части работы теоретическими положениями и теоретическим описанием объекта и предмета исследования.

Эмпирическая часть обязательна для всех курсовых работ, выполняемых на 3-м курсе. Использование в работе простейших способов анализа данных (описательных статистик, одномерных распределений и таблиц сопряженности) является необходимым, но недостаточным условием для получения положительной оценки.

Студент свободен в выборе методов анализа данных, а также программного обеспечения (SPSS, ВААЛ, программ контент-анализа, сетевого анализа и других статистических программ). При этом необходимо аргументировать адекватность выбора программного обеспечения поставленным в работе задачам.

На 3-м курсе допускается выполнение курсовых работ преимущественно методической направленности, в которых основной акцент делается не на анализе данных конкретного исследования, а на методе исследования. В этом случае в работе должно содержаться описание имеющихся методов для решения определенного класса социологических задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности применения в конкретных случаях и полезности для пользователя-социолога. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, показать возможные области применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном социологическом материале.

В качестве методической компоненты работы могут рассматриваться самостоятельно осуществляемое студентом в соответствии с целью и задачами своей работы кодирование ответов на открытые и полузакрытые вопросы, предложение вариантов шкалирования признаков, содержащихся в информационной базе и т. д.

Работа, не содержащая эмпирических и методических результатов в одной из перечисленных выше форм, не позволяет оценить деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы по анализу данных за третий курс.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ квалификационных РАБОТ бакалавров
Выпускная квалификационная работа бакалавров выполняется студентом социологического отделения ЭФ НГУ на 4-м курсе под руководством преподавателя кафедры либо сотрудника отдела социальных проблем ИЭиОПП СО РАН и является выпускной квалификационной работой, подводящей итог обучения в НГУ. В отдельных случаях кафедра может утвердить в качестве соруководителя сотрудника из другого вуза или организации с подразделениями социологического профиля.

Выпускная работа представляет собой научную работу, отражающую все этапы полного цикла социологического исследования, с четко обозначенными результатами теоретического, методического, эмпирического вида. Выпускная работа должна базироваться на результатах собственного исследования. Это исследование может быть как самостоятельным, так и являться составной частью более крупного исследования, проводимого исследовательским коллективом, в который входит студент. В последнем случае студент должен ясно описать характер своего собственного вклада в коллективное исследование.

Тема выпускной работы определяется совместно студентом и его научным руководителем и представляется на кафедру не позднее 20 октября текущего учебного года для утверждения.

Кафедра осуществляет промежуточный контроль над подготовкой выпускных квалификационных работ бакалавров. Во второй половине ноября студентам 4-го курса необходимо представить на кафедру промежуточный отчет – краткое (1–2 страницы) описание замысла выпускной работы, согласованное с научным руководителем и подтвержденное его подписью. В течение месяца заведующий кафедрой и / или преподаватели члены комиссии по защите выпускной работы сделают заключение по отчетам об успешности продвижения в подготовке студентом выпускной работы и, при необходимости, дадут рекомендации.

В отчете нужно описать общий замысел выпускной квалификационной работы: тема с кратким обоснованием актуальности, объект и предмет исследования, цель, основная гипотеза, предполагаемые методы сбора информации и «образ» результата. Поскольку выпускная работа должна базироваться на результатах собственного исследования (самостоятельного или являющегося частью более крупного исследования, проводимого с участием студента), необходимо четко описать характер своего собственного вклада в исследование. Если выпускная работа выполняется на основе нецелевого источника с помощью вторичного анализа информации, в отчете специально должна быть обоснована научная новизна, которая может содержаться как в постановке проблемы, целей и задач, так и в выбираемых для исследования методах.

В выпускной работе должно содержаться приложение теоретических знаний, полученных студентом за время обучения в университете к решению задачи, сформулированной вместе с научным руководителем. Выпускная работа должна отражать степень освоения студентом навыков научно-исследовательской работы и умение использовать их на практике, знание отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также умение четко изложить в тексте результаты своей работы.

Для выпускной работы обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.

Теоретическая часть включает программу исследования по выбранной теме, а именно:

  • постановку научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы, выделение объекта и предмета исследования;

  • формулировку и обоснование цели исследования;

  • анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

  • теоретическое описание объекта исследования (структурная схема и система научных понятий);

  • постановку исследовательских задач данного этапа работы;

  • формулировку рабочих гипотез.

Методическая часть должна содержать:

  • описание эмпирического объекта;

  • характеристику информационной базы с обоснованием способов отбора объектов для непосредственного изучения в случае несплошного исследования;

  • обоснование методов сбора информации и описание методики сбора данных;

  • краткое описание методики обработки и анализа данных.

В приложении к работе обязательно размещается полный инструментарий исследования.

Работы, в которых используются качественные методы сбора информации, должны содержать в приложении примеры полученных материалов: полных текстов интервью, дневников наблюдения и пр. Принцип отбора материалов, включенных в приложение, обосновывается и описывается в основном тексте работы.

Эмпирическая часть должна базироваться на анализе результатов исследования, проведенного студентом самостоятельно либо в рамках более масштабного исследования, осуществленного совместно с научным руководителем или с другими студентами. Она может включать описание объекта исследования на базе выполненных студентом расчетов по статистическим и иным источникам информации. Допускается вторичный анализ данных исследований, проведенных без участия студента, при условии получения нового результата или апробации новой методики анализа.

В работах эмпирической направленности приветствуется собственный вклад студента в создание методики сбора или анализа социологической информации (с обязательной апробацией на конкретном примере), в разработку инструментария обследования (анкет, схем интервью, схем наблюдения, инструкций для анализа документов и т. п.), его корректировку, непосредственное участие в проведении исследования. При использовании вторичного анализа данных исследований, проведенных без участия студента, обязательным является получение нового результата с обоснованием новизны предпринятых изысканий.

От выпускной работы методической направленности требуется вклад в развитие аппарата социологического исследования, поэтому в таких работах основной акцент делается не на получении эмпирического результата, а на методе исследования. В ней должны быть отражены результаты деятельности студента по определению (уточнению) области применения того или иного метода; уточнению или выработке принципов его применения; по усовершенствованию или разработке новой методики использования данного метода; по адаптации и апробации метода на новом эмпирическом материале. Работа преимущественно методической направленности должна содержать описание имеющихся методов для решения определенного класса социологических задач, анализ предлагаемого студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки), указание на возможные области и ограничения его применения в конкретных случаях и полезность для пользователя-социолога. Использование предлагаемых в выпускной работе методических приемов обязательно должно быть проиллюстрировано на конкретном эмпирическом материале для решения содержательных задач с обоснованием их эффективности и показом преимуществ перед существующими подходами.

Выполнение студентом выпускной работы преимущественно теоретической направленности предполагает, что независимо от того, разработке какого вида теории (объяснительная, эвристическая, аналитическая, экзегетическая и пр.) будет посвящена выпускная работа, в ней будут описаны методологические и методические подходы к возможному эмпирическому исследованию конкретной социальной проблемы на основе этой теории.

Как правило, за месяц, но не позднее, чем за 20 дней до назначенного срока защиты выпускных квалификационных работ бакалавров, осуществляется их обсуждение («предзащита») на заседании кафедры общей социологии для принятия решения о допуске выпускной работы к защите.

При отсутствии контактов студента с научным руководителем в ходе подготовки выпускной работы научный руководитель вправе отказаться от руководства работой данного студента, известив об этом докладной запиской руководство кафедры и деканат, но не позднее чем за месяц до назначенного срока предзащиты работы. Это может привести к недопуску студента к предзащите, а значит, и к защите выпускной работы в текущем учебном году.

К дате предзащиты студент должен:

  • завершить анализ литературы по выбранной теме и представить на предзащиту предварительный библиографический список;

  • иметь четкое представление о теоретическом объекте и предмете исследования, осуществить операционализацию основных понятий, описывающих предмет его исследования в терминах располагаемой эмпирической информации;

  • осуществить основную часть анализа данных, если работа основана на вторичных источниках информации; завершить сбор информации, если работа основана на первичном анализе данных. На предзащите представляется отчет о сформированной информационной базе;

  • получить и представить предварительные результаты своей аналитической работы.

Предзащита призвана дать оценку степени подготовленности выпускной работы к защите. В выступлении (7–10 мин) студент излагает логику работы (цель, задачи, общую гипотезу и используемые методы сбора и анализа данных, обосновывает процедуру формирования информационной базы исследования), а также показывает согласованность всех частей работы друг с другом (например, предмета исследования – с эмпирическим объектом и выбранным методом сбора информации; гипотез и задач исследования – с собранной информацией). Затем студент отвечает на вопросы членов комиссии. Комиссия дает рекомендации, замечания, проверяет правильность оформления библиографического списка. После этого комиссия кафедры по предзащите выносит решение о допуске (недопуске) студента к защите выпускной работы. Здесь же утверждается рецензент выпускной работы. Кандидатура рецензента может быть предложена научным руководителем или членами комиссии по предзащите из числа известных специалистов по теме выпускной квалификационной работы бакалавра. Наличие у рецензента степени кандидата или доктора наук является желательным, но не обязательным.

В случае недопуска студента к защите в текущем году работа может быть представлена на предзащиту в следующем году.

Доработанный с учетом замечаний вариант выпускной работы, оформленный в соответствии с установленными требованиями, представляется на кафедру не позднее, чем за неделю до назначенного срока защиты, регистрируется и передается на отзыв научному руководителю и рецензенту.

Рецензия и отзыв научного руководителя на выпускную работу, заверенные печатью по основному месту работы рецензента и научного руководителя, в двух экземплярах вместе с текстом выпускной работы, оформленным в соответствии с установленным порядком (с необходимыми подписями на титульном листе), передаются студентом секретарю Государственной аттестационной комиссии (ГАК) до защиты.

Студент вправе выходить на защиту при наличии оценки «неудовлетворительно» в отзывах научного руководителя и (или) рецензента, кроме случаев, если в тексте выпускной работы обнаружен плагиат.

Защита выпускной работы студентом состоит из выступления (10 мин) и ответов на вопросы присутствующих на защите.

Оценке в ходе защиты выпускной работы подлежат:

  • знание области исследования;

  • владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;

  • глубина и степень решения поставленных задач;

  • умение кратко излагать результаты и аргументировано отвечать на вопросы.

Итоговая оценка за выпускную работу ГАК выставляет по результатам защиты с учетом оценок, содержащихся в отзывах научного руководителя и рецензента.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ
Работа состоит из титульного листа, аннотации, оглавления, собственно текста, списка использованной литературы и приложений (если они необходимы). Титульный лист оформляется согласно прил. 4 и 5 данных методических рекомендаций.

Аннотация и оглавление размещаются сразу после титульного листа, список использованной литературы и приложения – в конце работы. При этом в выпускную квалификационную работу бакалавра аннотация (с указанием фамилии, имени студента) не подшивается, а вкладывается.

В аннотации курсовой и выпускной работы (не более одной страницы) следует отразить:

  • замысел работы;

  • характеристики информационной базы;

  • основные результаты работы;

  • вклад, который вносит данная работа в познание объекта и (или) предмета исследования.

Оглавление отражает структуру работы и содержит названия глав и параграфов с указанием номера начальной страницы.

Собственно текст курсовой и выпускной работы включает введение, основную часть и заключение.

Во введении, как правило, должны содержаться описание проблемной области социальной действительности, формулировка научной проблемы и обоснование темы исследования с точки зрения ее новизны и значимости.

В заключении отражаются итоги работы, степень выполнения автором поставленных задач, возможные направления дальнейших исследований в данной области.

Основная часть работы делится на главы и параграфы. Их заголовки не должны быть лишь стереотипным повторением общих названий структурных блоков методической программы исследования, они носят содержательный характер и формулируются с учетом конкретного объекта исследования. В конце заголовка точка не ставится. Знаки переноса в заголовках не используются. Если заголовок не помещается на одной строке, его переносят не произвольно, а с учетом логических фрагментов. Например, вместо
ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ

МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

лучше оформить заголовок следующим образом:

ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

НА РЫНКЕ ТРУДА

В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ
Таблицы и графики, содержащиеся в тексте, оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и рекомендациями, данными в прил. 3 настоящего пособия. Для отделения чисел от единиц измерения, знаков §, №, а также для отделения инициалов друг от друга и от фамилий необходим пробел. Чтобы при этом части выражения не отрывались при переносе или выравнивании, используется «неразрывный пробел». Знак % от числа не отделяется пробелом.

Так как курсовая и выпускная работы предполагают обязательное изучение исследованности проблемы, описание и анализ различных подходов к изучению данной проблемы, результатов, полученных другими исследователями, то неизбежны обращение к работам других авторов, их цитирование, использование статистической информации. При цитировании, изложении взглядов и мнений, использовании статистической информации, данных ранее проведенных исследований и другом использовании источников необходимо оформлять библиографические ссылки. Прямое цитирование в тексте обязательно оформляется с помощью кавычек. Принято придерживаться единого для всего текста работы стиля оформления ссылок на источники. Варианты оформления ссылок и образцы библиографических описаний использованной литературы приведены в прил. 2 настоящего пособия.

Все страницы работы, включая страницы, где размещены только таблицы и графики, нумеруются по порядку без пропусков, повторений и литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Номер страницы может проставляться внизу или вверху страницы (в центре либо справа) однообразно во всем тексте работы. Введение, отдельные главы и заключение лучше начинать с новой страницы (это требование не является обязательным). Название глав следует выделять шрифтом полужирного начертания. Рекомендуемый объем курсовой работы – не более 30 страниц, выпускной – 50 страниц (не считая приложения, число страниц которого не ограничивается).

Текст работы представляется на стандартных листах писчей бумаги для машинописи или ксерокопирования формата А4 (210 х 297 мм). Работа печатается на одной стороне листа на принтере. Стандартные поля – 2,54 см (дюйм), шрифт Times New Roman, Courier New (12 пт) либо Arial (11 пт), междустрочный интервал полуторный, текст выравнивается по ширине, абзацный отступ 10 мм.

Курсовая работа представляется на кафедру в одном экземпляре в скрепленном виде.

Выпускная работа студентом представляется секретарю ГАК в сброшюрованном виде в двух экземплярах. Работа должна иметь «фирменную» для НГУ обложку, на которой следует указать название работы, фамилию автора и научного руководителя. Получить обложку и сброшюровать работу можно в типографии НГУ (к. 102 гл. корп.).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ/ Сост. А. Г. Корнилов, Л. Н. Трикула...
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное...
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Л. Г. Лаптев – заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Л. Г. Лаптев – заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы: Курсовая...
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические указания по подготовке и написанию реферата
Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных)
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению выпускных квалификационных...
Защита выпускной квалификационной работы является видом аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников...
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы стр. 4
Методика написания, правила оформления и порядок защиты курсовых, контрольных работ, рефератов
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки iconРекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск