Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка





Скачать 106.08 Kb.
НазваниеРабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка
Дата публикации14.08.2014
Размер106.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
Рабочая программа

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) общего образования
по ЭКОНОМИКЕ (базовый уровень)



Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы общего образования и имеющих государственную аттестацию на 2012-2013 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ № 17.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета


Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Цели

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение».

10 класс – 35 часов

11 класс - 35 часов
В программу внесены изменения.

10 класс. В связи с тем, что количество учебных часов на изучение экономике было увеличено с 35 до 70, были добавлены часы в следующие темы: «Экономика и экономическая наука» - 1 час, «Экономические системы» -3 часа, «Рынок» - 7 часов, «Деньги, банки, инфляция» - 5 часов, «Рынок труда и безработица» - 4 часа. На итоговое повторение отводиться 2 часа.

11 класс. Тема «Рынок труда и безработица» увеличена на 2 часа, тема «Фирма» увеличена на 2 часа, тема «Семейная экономика» увеличена на 2 часа, тема «Роль государства в экономике» увеличена на 5 часов, тема «ВВП, его структура и динамика» увеличена на 1 час, тема «Основные проблемы экономики России» увеличена на 2 часа, резерв сокращ1н на 3 часа.
Для повышения эффективности подготовки к единому государственному экзамену предполагается использование технологий дистанционного обучения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.


Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.



Программа 10 класс экономика базовый уровень (35 час)
Тема 1. Экономика и экономическая наука (3 час)
Потребности. Свободные и экономические блага. Значение специализации и обмена. Что изучает экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Факторы производства и факторные доходы.

Ограниченность ресурсов. Факторы произ­водства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, при­быль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы эконо­мики. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики.

Урок-практикум «Цена выбора» (решение практических задач).
Тема 2. Экономические системы (5 час)

Типы экономических систем. Традиционная система. Рыночная система. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Разделение труда, специализация и обмен. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Командная и смешанная экономические системы. Типы экономических систем.

Урок-практикум «Великая депрессия» (анализ документа).

Урок-практикум «Экономические системы России» (составление сравнительной таблицы о командной и рыночной системах: поиск положительных и отрицательных черт).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономические системы».
Тема 3. Рынок (10 час)
Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса.

Урок-практикум «Закон спроса» (решение практических задач).
Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Кривая предложения.

Урок-практикум «Закон предложения» (решение практических задач).
Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Рынок одного товара. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

Урок-практикум «Тюльпаномания по-голландски» (анализ документа).
Рыночный механизм.

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.

Урок-практикум «Рынок на практике» ((решение практических задач).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Рынок».
Тема 4. Деньги, банки, инфляция (9 час)
Деньги. Причины возникновения и формы денег.

Функции денег в современной экономике. Деньги и их функции.

Банковская система. Причины появления и виды банков. Банковская система. Основные операции коммерческих банков. Процент.

Урок-практикум «Я – и банк» (решение практических задач).

Принципы кредитования.

Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Основы денежной политики государства.

Инфляция. Финансовые институты. Социальные последствия инфляции. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.
Урок-практикум «Как уберечь сбережения от инфляции» (нахождение способов).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деньги, банки, инфляция»
Тема 5. Рынок труда и безработица (6 час)

Труд. Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

Урок-практикум «Куда пойти работать» (интервью с работником центра занятости).

Заработная плата и стимулирование труда.

Проф­союзы. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Социальные факторы формирования заработанной платы.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Рынок труда и безработица».
Итоговое повторение (2 ч.)


Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по химии составлена в соответствии...
России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программы...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география...
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 12 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому...
Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). Пояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Используемые программы: Программа среднего...
Используемые программы: Программа среднего (полного) общего образования по географии. 6-10 кл. Базовый уровень / Под ред. И. В. Душиной....
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа «История России 1800-1917гг» 8 класс (38 часов) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма по физике среднего (полного) общего образования Базовый...
...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования базовый уровень
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по химии для 12 класса составлена...
Рабочая программа по химии для 12 класса составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск