Государственный университет





Скачать 191.56 Kb.
НазваниеГосударственный университет
Дата публикации10.07.2013
Размер191.56 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации




Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет социологии

Программа дисциплины



«Теории социетальной эволюции»
для направления 040200.68 "Cоциология" подготовки магистра

Автор: Девятко Инна Феликсовна, ideviatko@hse.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов


Председатель Зав. кафедрой: И.Ф. Девятко
/_______________/ /_______________/
“___” _________ 2006 г. “___” __________ 2006 г.
Утверждено УС факультета

социологии

Ученый секретарь
/_______________/

“___” ___________ 2006 г.

Москва 2006



  1. Пояснительная записка


Требования к студентам:

Данный курс рассчитан на студентов магистратуры, имеющих базовую подготовку бакалавра или специалиста в области социологии.

Аннотация:

Курс ориентирован на краткий, но достаточно полный обзор основных идей и концепций, описывающих социетальную эволюцию на уровне фундаментального теоретического знания. Цель данного курса заключается в том, чтобы предложить ясное и систематическое рассмотрение ключевых идей теории социально-экономических систем и современного социетального эволюционизма, представленных в социологической науке. Изложение материала в лекциях по темам данного раздела организовано в согласии с нежестким хронологическим принципом. Таким образом, во вводной части курса суммированы теоретические взгляды на природу социальных систем, эволюции и дифференциации, представленные в работах Сен-Симона, Конта, Спенсера, Маркса, Дюркгейма и Вебера, а дальнейшее обсуждение даёт интерпретацию ключевых идей и терминов современного эволюционного теоретизирования, не привязанную к определенной историко-социологической перспективе: от идей, унаследованных из “классического” периода становления социологии и сохранивших теоретическую релевантность (адаптация, прогрессирующая дифференциация, функциональная автономия и т.п.) до современных неоэволюционистских концепций многолинейной эволюции, общей и специфической эволюции, отбора социальных групп, культурных “мемов” и т.д. В темах 3 и 4 общие теоретические подходы и эволюционные модели рассматриваются применительно к анализу исторических стадий социетальной эволюции – от основанных на этнографических и исторических данных представлений о развитии “обществ охотников и собирателей” до постиндустриальных обществ и всё ещё несколько туманных образов единого глобального общества будущего.

Учебная задача курса:

Данная дисциплина является базовой теоретической составляющей подготовки социологов, формирующей знания в области макросоциологии и неоэволюционной теории общества.

Все разделы программы строятся на сравнительном анализе современных концепций и ранее сформировавшихся теорий. Это требует от студентов (при отсутствии основного базового учебника) проработки широкого круга литературы и активного участия в носящих творческий характер семинарах.

Формы контроля:

  • текущий контроль: осуществляется на семинарских занятиях, где проверяется качество усвоения материала;

  • промежуточный контроль: реферат (3000 слов);

  • итоговый контроль: экзамен (120 мин.);

  • итоговая оценка складывается из оценки за работу на семинарах (20 % итоговой оценки), оценки за реферат – (50% итоговой оценки) и оценки, полученной на экзамене (30 % итоговой оценки)1.




  1. Тематический расчет часов




    № п/п


    Наименование разделов и тем


    Всего часов

      Аудиторные часы


    Самостоятельная работа



    Лекции

    Семинары

    или практич.

    занятия

    1

    Тема 1. Становление системного мышления в социальных науках.

    12

    2

    2

    8

    2


    Тема 2. Социетальный эволюционизм: происхождение и интеллектуальный контекст

    27

    6

    6

    15

    3

    Тема 3. Стадии эволюции и проблема классификации исторических типов общества

    18

    4

    4

    10

    4

    Тема 4. Теории эволюции первобытного и традиционного обществ.

    27

    6

    6

    15

    5

    Тема 5. Концепции эволюции индустриальных обществ

    24

    5

    4

    15




    Всего часов:


    108

    23

    22


    63



    Базовый учебник: электронная хрестоматия по курсу «Теории социетальной эволюции» (сост. – проф. И.Ф. Девятко).

  2. Содержание программы


Тема 1.

Становление системного мышления в социальных науках



Понятие «системы» в социальной теории. Предыстория системных представлений об обществе (Аристотель, Г.Гегель, О.Конт, Г.Спенсер. Э.Дюркгейм). Главные черты системных теорий в общественных науках. Интеллектуальные предпосылки и ключевые постулаты современной теории общества как социетальной системы: от общей теории систем к системной теории общества

Интеллектуальные предпосылки формирования современной теории общества как социетальной системы: возникновение общей теории систем и системного анализа. Тектология, или “всеобщая организационная наука” А.А. Богданова. Общая теория систем Л. фон Берталанфи. Кибернетика Н. Винера. Современные модели динамического хаоса и системной самоорганизации и их влияние на социальную теорию (И.Пригожин, Г.Хакен и др.).

Особенности системного объяснения в социологии: от классического функционализма (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Б. Малиновский, А.Р. Радклиф-Браун) к структурному функционализму и неофункционализму (Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман, Ю.Хабермас, Дж.Александер и др.). Критика Мертоном постулатов классического функционализма. «Сильная схема» функционального объяснения (Р.Мертон, А.Стинчком, М.Даглас).

Р. Мертон о наличии функциональных, дисфункциональных и нейтральных (по отношению к системе) институтов. Критика Р. Мертоном взгляда Т. Парсонса на роль системы ценностей. Отношения между системой ценностей и социальной структурой. Разнородность общества, конфликты и аномия. Радикальная критика структурного функционализма (Ч.Р.Миллс, А.Гоулднер, Р.Дарендорф).

Восполнение Дж. Александером теории социетальной системы Парсонса в 1990-е годы. Возвращение на сцену: неофункционализм 1990-х годов и перспективы системного теоретизирования.
Вопросы к семинарскому занятию (промежуточный контроль):

  • Существуют ли универсальные функции (базовые императивы) социальных систем? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Сравните обыденное и научное представление о социальной системе (выделите черты сходства и различия)

  • Приведите пример использования «сильной схемы» функционального объяснения



Тема 2.

Социетальный эволюционизм:

происхождение и интеллектуальный контекст


«Классический» период формирования эволюционных теорий общества. Вклад Сен-Симона и Конта: знание как источник и человечество как субъект эволюции. Г.Спенсер: концепция линейной эволюции; структурная дифференциация и функциональная специализация как механизмы эволюции; адаптация и селективное выживание как формы отбора.

К.Маркс: развитие производительных сил и последовательная смена способов производства; экономический детерминизм; концепция докапиталистических формаций. Насилие и конфликты как системные факторы динамики социально-экономической системы. Теория конфликта, неомарксистская версия функционирования и развития социальных систем.

Э.Дюркгейм: разделение труда и проблема интеграции; типы солидарности и социетальная интеграция в традиционных и современных обществах. М.Вебер: критика экономического детерминизма; ценности и институциональный контекст социальных изменений, система стратификации индустриального общества.

Эволюционные императивы: прогрессирующая дифференциация, функциональная специализация, адаптация. Механизмы интеграции. Социальная и социетальная интеграция (Д.Локвуд). Теория «социального роста». Стадии социетальной эволюции. От стадий эволюции к типам общества: классификации Дж. и Г.Ленски, Т.Парсонса, Ш.Эйзенштадта, Ю.Хабермаса, Э.Гидденса. Эволюция как «устойчивый паттерн» социальных изменений. Типологические критерии социальных изменений: источники изменений (экзо- и эндогенные), причины изменений (структурные, когнитивные, технико-экономические, институциональные) направление изменений (возрастание/уменьшение сложности, увеличение/снижение социетальной интеграции, дифференциация/де-дифференциация), масштабы и темпы изменений (революции как «далеко идущие изменения», локальные и глобальные изменения, кумулятивные изменения и эмерджентные свойства социальных систем). Носители эволюционных изменений: кто или что эволюционирует («мемы», сообщества, индивиды, институты, цивилизации)?

Критика неоэволюционных теорий: критика с позиций методологического индивидуализма, антиисторизм, проблема критериев изменения, критика концепций линейной эволюции.


Вопросы к семинарскому занятию (промежуточный контроль):

  • Сопоставьте марксистские и структурно-функциональные теории эволюции с точки зрения характерных для них представлений об источниках социальных изменений?

  • На какой стадии эволюции находятся современные аборигенные сообщества, не обладающие собственной письменностью? Обоснуйте свою точку зрения на конкретном примере.

  • Эволюционизм в естественных и социальных науках: в чем сходство и различия?

  • Анализ факторов и механизмов социальной эволюции в теории Г.Спенсера.


Тема 3


Стадии эволюции и проблема классификации исторических типов общества
Проблема соотношения классификаций исторических типов общества в разных науках (социологии, истории, археологии, этнографии). Проблема классификации обществ в античной и средневековой социальной мысли (Платон, Аристотель, Ибн Хальдун). Социально-научные периодизации в классической социологии и попытки создания объяснительных таксономий (Дж. Вико, А. Сен-Симон, О. Конт). Археологическая и палеоантропологическая типология К.Ю. Томсена и её значение для социальных наук. Взгляды Л.Моргана и их влияние на классическую социологическую теорию (от Ф. Энгельса до Л. Хобхауса и М. Гринберга).

Синтетическая таксономия В. Гордона Чайлда: от «орудийного» подхода к механизмам «революционных сдвигов» в системе поддержания существования и социальной организации. Обобщающая таксономия базовых типов общества У. Голдшмидта. Перспективы создания единой социетальной таксономии: эколого-эволюционный подход Г. Ленски.

Альтернативные критерии классификации в современной социальной теории: тип социально-политической организации (М. Салинз и Э. Сёрвис), континуум «открытое – закрытое общества» (А. Бергсон, К. Поппер) и др.
Вопросы к семинарскому занятию (промежуточный контроль):


  • Сопоставьте «орудийную» классификацию Томсена и синтетическую типологию Чайлда (выявите преимущества и недостатки двух подходов для различных исследовательских целей)

  • Можно ли «вписать» глобальное общество в известные Вам социетальные таксономии?

  • Классифицируйте 2-3 досовременных общества (в том числе существовавших на территории современной России) по Томсену, Ленски, Салинзу и Сёрвису.



Тема 4

Теории эволюции первобытных и традиционных обществ


Биологические основания эволюции примитивных человеческих сообществ: от пищевых стратегий к типам хозяйствования. Элементы социально-экономической организации у гоминид (Дж.Тернер и А.Марьянски). Коэволюция и теория «мемов». Как распространяются убеждения и практики: современные версии «диффузионизма» (Р.Доукинз и социобиологи). Механизмы институциональной эволюции и возникновение сложных обществ (Дж. Тёрнер, П. Ричерсон и Р. Бойд).

Родоплеменные общества: от «экономики каменного века» к сетям власти. Воздействие популяционного давления и территориальности на прогрессирующую дифференциацию. Формы дифференциации и специализации. Реципрокация, редистрибуция и обмен в родоплеменных обществах (дарообмен, брачный обмен, примитивная торговля). Императив интеграции и возникновение «организованных сетей власти» (теория М.Манна). Четыре источника власти и IEMP-модель. Исторические и этнографические приложения модели.


Традиционные государства и социальные изменения. Теория возникновения мир-империй и цивилизаций древности и средневековья (И.Уоллерстайн vs. М.Манн). Факторы изменений и типология перемен в традиционных обществах: теория Ш.Эйзенштадта. Культурные ориентации, институциональные организаторы и типы изменений в имперских, имперско-феодальных и патримониальных обществах. Протест, восстание и инакомыслие в традиционных обществах. Эволюционная парадигма и разнообразие форм изменения. Структурные и символические предпосылки “эпохи революций”.
Вопросы к семинарскому занятию (промежуточный контроль):

  • Сохраняется ли роль территориальности в современных обществах? Проиллюстрируйте свою точку зрения.

  • К.Маркс о причинах и движущих силах революционных изменений (дать систематический анализ).

  • Структура власти в ранних «империях господства» (привести примеры).

  • Научение, социальная память и социальная организация у приматов как биологические предпосылки социальной эволюции (описать существующие подходы к исследованию и доказательства).

  • Объясните возникновение феномена моды с точки зрения социобиологического подхода.

  • Воздействие социально-экономических моделей реципрокации, редистрибуции и обмена на социетальную интеграцию.

  • Социобиологические теории коэволюции: каковы их возможные приложения к анализу повседневных и хозяйственных практик?

  • Неоинституциональная теория развития организаций и социетальный эволюционизм: перспективы синтеза.



Тема 5

Концепции эволюции индустриальных обществ.

Структурно-функциональная теория модернизации: ядро и модификации (Д.Аберле и др., М.Леви, Т.Парсонс, Дж. Александер). Социетальное сообщество и его окружение. Система современных обществ. Способы интеграции в ускоренно дифференцирующихся сообществах. Досовременные основы современных обществ: институциональное наследие “материнских обществ” и средневековье. Политика, экономика и социетальное сообщество. Механизмы институционального изоморфизма в индустриальных и постиндустриальных обществах (У.Пауэлл и П.ДиМаджио). Зоны: “западное” социетальное сообщество Новейшего времени, Советский Союз, модернизирующиеся “незападные” общества.

Историческая смена мир-систем и теория мир-хозяйства И.Уоллерстайна. Механизмы дифференциации и интеграции в мир-системе. Н.Луман: теория прогрессивной дифференциации и автономизация подсистем общества. Теория эволюции современности Ю.Хабермаса: система и “жизненный мир”.

Современные концепции глобализации (Э.Гидденс, М.Кастельс, Р.Робертсон, Дж.Ритцер). Движение к информационному (постиндустриальному) обществу. Концепции информационного (постиндустриального) общества. Информационно-технологическая революция: модели и акторы. Информационная экономика и процессы глобализации. Фрагментированные общества (Э.Минджони). Информационные потоки и глобальный город (С.Сассен).

Вопросы к семинарскому занятию (промежуточный контроль):

  • Верно ли, что глобализация неизбежно ведёт к возрастанию культурной однородности? Обоснуйте Вашу позицию.

  • Является ли антиглобализм транснациональным политическим движением? Приведите факты, подтверждающие Вашу точку зрения.

  • Тезис «де-территориализации» и судьбы национальных государств в глобальную эпоху: аргументы «за» и «против»

  • Трансформация институтов культуры и идеологии в глобальном обществе: основные подходы.

  • Эволюционная теория экономических изменений (изложите основные положения).



ЛИТЕРАТУРА

Основная литература к теме 1.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РосАН-TEMPUS/TASIS, 1996. С. 39-48 («Функционализм»). (www.ecsocman.ru)

Луман Н. Общество как социальная система (Общество общества I). / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2004. Гл. 4, 5.

Парсонс Т., Э.Шилз. Ценности, мотивы и системы действия // Т.Парсонс. О структуре социального действия. М., 2000. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. / Сокр. пер. с англ. В.В.Воронина и Е.В.Зиньковского, под общ. ред. Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1972. Сс. 341 – 359. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

Marion R. The Edge of Organization: Chaos and Complexity Theories of Formal Social Systems. Thousand Oaks: Sage, 1999.
Дополнительная литература к теме 1.

Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество / Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. Редакторы–составители: Григорьев С. И., Ж. Коэнен-Хуттер. М.: РУСАКИ, 1999. С. 186-205.

Будон Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения. М.: Аспект-Пресс, 1998. Гл. 2, 4.

Ковалев А.Д. Становление теории действия Т.Парсонса // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М.: Наука, 1994. Сс.168-197.

Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры //Социологические исследования. 2000, № 7.

Луман Н. Власть / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2001. Гл. 3.

Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №2. Сс.118-124; №3. Сс.91-96; №4. Сс.104-114.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. №2. Сс.94-122.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М. Эдиториал УРСС, 2000

Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190-220.

Alexander J. and P.Colomy. Neofunctionalism today // Frontiers of Social Theory. Ed. by G.Ritzer. NY: Columbia Press, 1990.

Parsons T. Societies. Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs. Prentice-Hall, Inc. 1966.

Parsons T. The Social System. N.Y.: Free Press, [1951], 1964.

Основная литература к теме 2:

Давыдов Ю. Н. и соавторы. История теоретической социологии. М.: Канон. Т. 1, 1997. С.. 94-118; 243-279; 331-334.

Луман Н. Эволюция (Общество общества III). / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2005. Гл. 2, 3, 7, 8.

Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998.
Дополнительная литература к теме 2:

Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М.: Изд-во «Восточная литература РАН», 2003. Гл. 1, 4, 5.

Lenski G. and Lenski J. Human Societies: An Introduction in Macrosociology. 5th edn. New York: McGraw-Hill, 1987.

Noble T. Social Theory and Social Change. Basingstoke and London; Macmillan Press Ltd., 2000.

Parsons, T. Societies. Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs. Prentice Hall, Inc. 1966.
Основная литература к теме 3:

Девятко И.Ф. Открытое общество: от идеалов к концептуализации и измерению. Доклад на Интернет-конференции «Экспертиза открытого общества: анализ современной ситуации». М., 2003. http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php

Сусоколов А.А. Типология доиндустриальных обществ // Культура и обмен: введение в экономическую антропологию.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А.В. Гордона под ред. Б.С. Ерасова. М.: Аспект-пресс, 1999. С. 105-111.

Lenski G. Societal Taxonomies: Mapping the Social Universe // Annual Review of Sociology. 1994. Vol.20. P.1-26.
Дополнительная литература к теме 3:

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

Nolan P., Lensky G.  Human Societies.  (9th edition.) NY: Paradigm Publishers, 2004.

Мердок Дж.П. Социальная структура / Пер. и комм. А.В. Коротаева. М.: О.Г.И., 2003.

Goldschmidt W. Man’s Way: A Preface to the Understanding of Human Societies. New York; Holt, 1959.

Основная литература к теме 4:
Докинз Р. Эгоистичный ген / Пер. с англ. Н.О. Фоминой. М.: Мир, 1993. Гл. 11. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

Парсонс Т. Досовременные основы современных обществ // Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А.Седова под ред. М. С. Ковалевой. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1998, Гл.2. С.46 – 71. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

Салинз М. Экономика каменного века. М.: О. Г. И., 1999. С. 19-46, 170-210.

(ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

Diamond J. Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies. N.Y.: W.W. Norton and Company, Inc., (1997) 1999. Pp. 13-32, 104-113, 115-130.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-пресс, 1999. Гл. 5, 6. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)
Дополнительная литература к теме 4:

Девятко И. И.Уоллерстайн о возникновении глобальной социальной системы: дифференциация, интеграция и эволюция // История теоретической социологии. Т. 4. М.: Канон-Пресс, 1999.

Крадин Н.Н. Империя хунну. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2002. Гл. 1, 4, 5.

Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1998, Гл.2.

Уоллерстайн И. Современные мир-системы. М., 2001.

Mann M. The Sources of Social Power. Vol.1: A History of Power from the Beginning to A.D.1760. Cambridge: University Press, 1986. P.1-33, 49-70, 130-176.
Основная литература к теме 5:

Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества / Пер. М.Л. Коробочкиной. М.: Весь мир. Гл. 3.

Гидденс Э. Последствия модернити / Пер. англ. // Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 1999.

Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество (Аспекты-2001) / Под ред.А.Согомонова и С.Кухтерина. Вып.2. М.: Ин-т социологии РАН – Изд-во Стови, 2001. Сс.8-38. (www.ecsocman.ru)

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М: ГУ-ВШЭ, 2000. Пролог. Сеть и «Я». С. 25-48; Глава I. Информационно-технологическая революция. С. 49-80; Глава II. Информациональная экономика и процесс глобализации. С. 81-156; Заключение. Осмысливая наш мир. С. 491-513. Предисловие редактора. М. Кастельс - мыслитель и исследователь. С. 10-18.

Луман Н. Теория общества (вариант San Foca’89)/Теория общества: фундаментальные проблемы / Под. ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц-Кучково Поле, 1999. С. 196-235.

Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать общество / Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. Редакторы–составители: Григорьев С. И., Ж. Коэнен-Хуттер. М.: РУСАКИ, 1999. С. 128-143.

Полани К. Общества и экономические системы. Эволюция рыночной модели // Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. А.А. Васильева, С.Е. Федорова и А.П. Шурбелева под ред. С.Е.Федорова. СПб: Алетейя, 2002. Гл. 4, 5. С. 55-81. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.:Наука, 2000. Сс. 173-286.
Дополнительная литература к теме 5:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. Гл. 3.

Нельсон Р., С. Уинтер. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000, сс.41-68, 122-162, 437-447.

Нольте Х.-Х. Европейский Союз и его место в современной мировой системе (world-system) // Европа: Журнал Польского института международных дел. Т.2. №1 (2). 2002. С.49-98. (ХРЕСТОМАТИЯ К КУРСУ)

P.DiMaggio, W.Powell. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective

Rationality in Organizational Fields // Am. Sociological Review. 1983. Vol.48. #2.

Robertson R. Globalization. L.: Sage, 1992.

Wallerstein I. The Modern World-System. Vols.1-3. NY: Academic Press, 1974-1989.

Therborn G. Globalisations: Dimensions, Historical Waves, Regional Effects, Normative Governance // International Sociology. Vol.15. 2000, №2. P.151-179.

Bartelson J. Three Conceptions of Globalisation // International Sociology. Vol.15. 2000, №2. P.180-196.

IV. Вопросы к экзамену

(Примерные вопросы для итогового контроля по курсу «Теории социетальной эволюции»)

  1. Системное теоретизирование в социальных науках: понятие «системы» и особенности системного объяснения в социологии.

  2. Общая характеристика системных теорий.

  3. Логическая схема причинного функционального объяснения (Мертон – Стинчком).

  4. Эволюционизм и неоэволюционизм в социальных науках: общая характеристика и примеры теорий.

  5. «Классический» период формирования эволюционных теорий общества. Вклад Сен-Симона и Конта: знание как источник и человечество как субъект эволюции.

  6. «Классический» период формирования эволюционных теорий общества. Г.Спенсер: концепция линейной эволюции; структурная дифференциация и функциональная специализация как механизмы эволюции; адаптация и селективное выживание как формы отбора.

  7. «Классический» период формирования эволюционных теорий общества. Э.Дюркгейм: разделение труда и проблема интеграции; типы солидарности и социетальная интеграция в традиционных и современных обществах.

  8. Неоэволюционистские теории модернизации (М.Леви, Н.Смелзер).

  9. Теория универсальной модернизации Т.Парсонса.

  10. Неофункционализм Н.Лумана.

  11. Эволюция глобальной социальной системы (И.Уоллерстайн): движущие силы и механизмы.

  12. Факторы и стадии социальной эволюции: сравнительный анализ классических теорий эволюции и неоэволюционных теорий (на примере теорий Спенсера, Парсонса, Лумана и Уоллерстайна).

  13. Теории глобализации о будущем национальных государств и международной политической системы (Р.Робертсон, У.Бек, Э.Гидденс).

  14. Модель эволюции «сетей власти» М.Манна (IEMP-модель).

  15. Проблема классификации исторических типов общества: основные подходы (критерии, функции классификаций, сравнительные преимущества существующих подходов).


V. Темы рефератов.

Темы рефератов выбираются индивидуально и подлежат согласованию с преподавателем.

Примерные темы рефератов:

1. Марксистская концепция истории и тектология А.А. Богданова: преемственность и отличия.

2. Исследовательская программа «культурного материализма» М. Харриса в социологии и социальной антропологии.

3. Эколого-эволюционный подход Г. Ленски: возможности применения к анализу современных обществ.

4. Сравнительные возможности основных социетальные таксономий (на примере анализа конкретного этнографического или археологического материала).

5. Понятие «культурного отбора»: истоки, современные подходы, объяснительные возможности.

6. Социобиологические и эволюционно-психологические концепции происхождения человеческой ультрасоциальности.

7. Механизмы институциональной эволюции в раннем голоцене.

8. Территориальные империи господства и кочевые империи: сравнительный анализ особенностей социально-политической организации.

9. Мир-системный подход и «культурный материализм»: перспективы неоэволюционного синтеза.

Автор программы: Девятко И.Ф.





1 Пропуск 20% аудиторных занятий приводит к утрате 10% итоговой оценки (утраченные баллы накапливаются).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственный университет iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...
Государственный университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Государственный университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Государственный университет iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году
Государственный университет iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Государственный университет iconИздательства или провайдера
Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к...
Государственный университет iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Государственный университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Государственный университет iconРеферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Государственный университет iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Государственный университет iconРеферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Государственный университет iconТеоретические основы комплексной технологии окончательной влажно-тепловой...
«Орловский государственный технический университет» (Орелгту) и Государственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Государственный университет iconSylvestris, Acer negundo, Fraxinus pennsylvanica, и Platanus occidentalis...
Томский государственный университет (Томск), Огайский государственный университет (сша)
Государственный университет iconПервый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...
Государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Государственный университет iconПротокол №7 Декан
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск