Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
СОГЛАСОВАНО:
|
| УТВЕРЖДАЮ:
| Заместитель директора по УВР
|
| Директор МОУ СОШ № 20
|
| О.А. Мокеева
|
|
| И.В.Кузьмин
| «29» августа 2013 года
|
| Приказ № 96-ОД
от «29» августа 2013 года
|
ПРИНЯТО:
| На заседании педагогического совета
| Протокол № 1
от «29» августа 2013 года
|
Рабочая программа
по
| обществознанию
|
| (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
|
Рабочую программу составил учитель:
| Семёнова О.А.
|
| (Ф.И.О. учителя-составителя)
| Шуя 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И.Кравченко.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем освоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета. Рассчитана на 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Учебно-тематический план по обществознанию 8 класс
№
п/п
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| В том числе
| Практические (лабораторные, проверочные) работы
| Уроки контроля (обобщающие уроки)
| 1
| Раздел I. Общество и человек
| 10
| 1
| 1
| 2
| Раздел II . Экономическая сфера общества
| 10
| 0
| 2
| 3
| Раздел III .Социальная сфера общества
| 10
| 1
| 1
| 4
| Раздел IV. Повторение и систематизация изученного
| 5
| 0
| 1
|
| ИТОГО
| 35
| 2
| 5
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
Список литературы
Литература для учителя:
Алексеев В.П. Становление человечества.- М.,1984.
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. М.,1995
Ермакова И.В. Начала экономики. - М., 2001
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1993.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001. Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
Права человека: Сборник документов. М., 2005.
Философия. Человек и жизнь. -М.,2002 Литература для обучающихся:
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов
с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл . доп. образования.— М., 1998. Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 1998.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
| Дата проведения
| Примечание
| По плану
| По факту
| Раздел I. Общество и человек
| 1
| Что такое общество
| Урок изучения нового материала
| Общество; сферы общества, признаки общества
| Знать понятия: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мировое сообщество, глобализация
|
|
|
| 2
| Человек, природа, общество
| Комбинированный урок
| Глобальные проблемы человечества, их характеристика
| Знать понятия: природа, глобальные вопросы человечества, экологические программы
|
|
|
| 3
| Типология обществ
| Комбинированный урок
| Типы общества и их характеристика
| Знать понятия: дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество
|
|
|
| 4
| Социальный прогресс и развитие общества
| Комбинированный урок
| Закон ускорения истории и его характеристика; особенности социального прогресса; виды социального прогресса (реформа, революция)
| Знать понятия: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция
|
|
|
| 5
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек»
| Урок проверки знаний
| Повторение изученного материала
| Научатся решать проблемные и творческие задания
|
|
|
| 6
| Личность и социальная среда
| Урок изучения нового материала
| Различия между следующими понятиями: «человек», «индивидуальность», «личность»
| Знать понятия: личность, индивид, человек
|
|
|
| 7
| Потребности человека
| Комбинированный урок
| Человеческие потребности и их характеристика; виды потребностей
| Знать понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей
|
|
|
| 8
| Социализация и воспитание
| Комбинированный урок
| Социализация и его стадии; особенности воспитания
| Знать понятия: социализация, культурные нормы, воспитание, роль
|
|
|
| 9
| Общение
| Комбинированный урок
| Общение и его формы
| Знать термин общение и его виды (речевое и неречевое)
|
|
|
| 10
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек»
| Урок контроля знаний
| Повторение изученного материала
| Научатся решать проблемные и творческие задания
|
|
|
| Раздел II . Экономическая сфера общества
| 11
| Что такое экономика
| Урок изучения нового материала
| Экономика и её элементы; основные ресурсы экономики
| Знать понятия: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль
|
|
|
| 12
| Товар и деньги
| Комбинированный урок
| Деньги и их функции
| Знать понятия: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль
|
|
|
| 13
| Спрос и предложение
| Комбинированный урок
| Спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; маркетинг
| Знать термины: спрос, предложение, цена, маркетинг, закон спроса, закон предложения
|
|
|
| 14
| Рынок, цена, конкуренция
| Комбинированный урок
| Что такое рынок; цены и их функции; конкуренция и её виды
| Знать понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция, олигополия
|
|
|
| 15
| Предпринимательство
| Комбинированный урок
| Кто такой предприниматель; черты предпринимателя; формы предпринимательства
| Знать понятия: предпринимательство, предприниматель, прибыль, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес
|
|
|
| 16
| Итоговая контрольная работа за I полугодие
| Урок контроля знаний
| Материал, изученный за I полугодие
| Уметь применить полученные знания при выполнении заданий итоговой контрольной работы за I полугодие
|
|
|
| 17
| Роль государства в экономике
| Урок изучения нового материала
| Формы вмешательства государства в экономику в зависимости от экономических систем; налогообложение и его виды
| Знать понятия: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги
|
|
|
| 18
| Бюджет государства и семьи
| Комбинированный урок
| Что такое бюджет и его виды; структура бюджета; способы решения проблем дефицита государственного бюджета
| Знать понятия: доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета
|
|
|
| 19
| Труд
| Комбинированный урок
| Что такое труд; различия между производительным и непроизводительным трудом; виды вознаграждений за труд; безработица и её причины
| Знать понятия: труд, заработная плата, работа, досуг, безработица
|
|
|
| 20
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества»
| Урок контроля знаний
| Повторение изученного материала
| Научатся решать проблемные и творческие задания
|
|
|
| Раздел III. Социальная сфера общества
| 21
| Социальная структура
| Урок изучения нового материала
| Что такое социальная структура; социальный статус, социальная роль и их взаимосвязь
| Знать понятия: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, страта
|
|
|
| 22
| Социальная стратификация
| Комбинированный урок
| Социальная стратификация и её критерии
| Знать понятии: социальная стратификация, класс, образ жизни
|
|
|
| 23
| Богатые
| Комбинированный урок
| Богатство; способы получения богатства, образ жизни богатых
| Знать понятия: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»
|
|
|
| 24
| Бедные
| Комбинированный урок
| Различия между относительной и абсолютной бедностью; причины бедности людей в современной России; образ жизни бедных людей и нищих
| Знать понятия: бедность, порог бедности, прожиточный минимум, нищета
|
|
|
| 25
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера общества»
| Урок проверки знаний
| Повторение изученного материала
| Научатся решать проблемные и творческие задания
|
|
|
| 26
| Этнос: нации и народности
| Урок изучения нового материала
| Что такое этнос и факторы, влияющие на его образование; сравнительная характеристика нации и народности
| Знать понятия: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация
|
|
|
| 27
| Межнациональные отношения
| Комбинированный урок
| Межнациональные отношения и различия между ними; причины этнических конфликтов
| Знать понятия: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты
|
|
|
| 28
| Конфликты в обществе
| Комбинированный урок
| Конфликты и их классификация; виды конфликтов в современной России; способы разрешения конфликтов, разрешение конфликтов
| Знать понятия: конфликт, компромисс, переговоры, арбитраж
|
|
|
| 29
| Семья
| Комбинированный урок
| Семья; виды семьи; причины развода
| Знать понятия: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод
|
|
|
| 30
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера общества»
| Урок контроля знаний
| Повторение изученного материала
| Научатся решать проблемные и творческие задания
|
|
|
| Раздел IV. Повторение и систематизация изученного
| 31
| Итоговая контрольная работа за 2013-2014 учебный год
| Урок контроля знаний
| Материал, изученный за 2013-2014 учебный год
| Уметь применить полученные знания при выполнении итоговой контрольной работы за 2013-2-14 учебный год
|
|
|
| 32-34
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
| 35
| Подведение итогов года
|
|
|
|
|
|
| Прохождение программного материала МОУ СОШ № 20
ФИО учителя
| Класс
| Предмет
| По программе
| Фактически проведено
| Причина невыполнения программы
| Компенсирующие мероприятия
| Часов
| К/Р
| П/Р
| Часов
| К/Р
| П/Р
| Семёнова О.А.
| 8
| Обществознание
| 35
| 5
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выводы: |