Скачать 271.52 Kb.
|
Разработка темы «Спрос и предложение» УЧИТЕЛЯ экономики МБОУ СОШ №19 города Заволжье Нижегородской области Морцевой Елены Сергеевны 8 класс. Введение. Тема «Спрос и предложение», на мой взгляд, базовая тема в изучении экономики. Только зная, как функционируют спрос и предложение, можно говорить о рынке товаров и услуг, рынке ресурсов (факторов производства),рынке финансов, взаимодействии основных экономических агентов в условиях смешанной экономики. Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является : 1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ),который заключается в параллельном изучении дидактических объектов, имеющих точки соприкосновения (понятия, следующие друг из друга, взаимообратные понятия и т. д.) К таким понятиям можно отнести спрос и предложение. Преимуществом метода УДЕ при изучении данной темы является то, что учащиеся, изучив понятие спроса под контролем учителя, самостоятельно выводят понятие предложения и всех его характеристик. Таким образом, продукт труда учащихся увеличивается в разы. 2.Использование учащимися знаний, полученных на уроках информатики (владение текстовым процессором Word, табличным процессором Excel и программой компьютерных презентаций Power Point) и использование компьютера на уроках экономики не только учителем, но и учениками, что помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение экономики. 3.Использование учащимися знаний, полученных на уроках математики (понятие функции, графика функции, области определения, области значений функции, возрастания и убывания функции, решение линейных уравнений и систем из двух линейных уравнений с двумя неизвестными), что также помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение не только экономики, но и математики. 4.Акцент при проектировании темы ставится на уроки когнитивного типа (постановка и решение проблемы), креативного типа (урок-составление и решение задач) и особенно коммуникативного типа (урок в малых группах), что позволяет развивать творческие способности учащихся, умение высказывать и доказывать свою точку зрения на базе проанализированных понятий, прислушиваться и принимать мнения других учащихся. Разработка темы «Спрос и предложение» 8 часов 1.Спрос и предложение. Величина спроса. Величина предложения. Шкала спроса, шкала предложения 1час. 2.Закон спроса. Закон предложения. График спроса, график предложения. 1час. 3 Функция спроса и предложения. 3часа. 4.Неценовые факторы спроса и предложения. 3часа. Урок 1. Тема: Спрос и предложение. Величина спроса. Величина предложения. Шкала спроса, шкала предложения. Тип урока: креативный с элементами моделирования и дискуссии. Цель урока: -Изучить понятие спроса и величины спроса, предложения и величины предложения, шкалы спроса и предложения Образовательные: подвести обучаемых к формулировке определений спроса, предложения, величины спроса и величины предложения, научить приводить примеры спроса, предложения, величины спроса и предложения, шкал спроса и предложения, сравнивать и выделять различия между спросом и предложением, между спросом и величиной спроса, предложением и величиной предложения, анализировать данные и выводить определения спроса…, предлагать свою модель предложения, аргументированно доказывать её целесообразность, отбирать из предложенных вариантов необходимые, приводить примеры, переносиьт знания с урока в обычную жизнь. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей. Воспитывающая: учить правильному построению фраз, владению аудиторией, высказыванию и доказательству своего мнения, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента. Дидактические средства: заготовки таблицы для учащихся , готовая таблица на экране проектора. Ход урока:
Урок 2. Тема: Закон спроса, закон предложения. График спроса, график предложения. Тип урока: когнитивный с элементами исследования. Цель урока: -изучить закон спроса, закон предложения, рассмотреть график спроса, график предложения. Образовательная: формулирует и выдвигает гипотезу, демонстрирует своё доказательство, создаёт словесную, символическую и графическую модель законов спроса и предложения, выносит свои суждения, оценивает суждения других, решает прямые и обратные задачи на закон спроса и закон предложения, составляет свои задачи. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей. Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента. Дидактические средства: заготовки таблицы для учащихся , готовая таблица на экране проектора, карточки с заданиями. Ход урока.
Урок 3. Тема: Функция спроса и предложения. Тип урока: традиционный урок в стиле прямого преподавания. Цель урока: Обучающая: изучить функцию спроса и функцию предложения. Развивающая: применяет математические знания при выведении уравнения спроса и предложения,выделяет различия между функцией спроса и функцией предложения, анализирует предложенные функции и выбирает из них нужную, доказывает правильность выбора. Воспитывающая:учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
–Мы выяснили, что спрос и предложение имеют графики. С точки зрения математики,на основе чего строится график? -На основе функции. -Что показывает функция? -Функция показывает зависимость одной величины от другой на основе заданного уравнения. 2. Проблемная ситуация: -Тогда на основе какой функции строится график? Попробуем на сегодняшнем уроке ответить на данный вопрос и занесём в таблицу новые понятия функции спроса и функции предложения. 3.Восприятие: -Что является упрощенной графической моделью спроса или предложения? -Прямая. -Графиком какой функции является прямая? -Прямая является графиком линейной функции. -Приведите примеры линейных функций. -y=5x+3, y=7x-4,…(названные функции учитель заносит на доску). -Назовите зависимую и независимую величины. -х-независимая величина,у-зависимая, т. к. при изменении х будет изменяться у в соответствии с заданным уравнением. -Как будет выглядеть общий вид уравнения линейной функции? -у=кх+b -Вернёмся к спросу и предложению, что и от чего будет зависеть? -Величина спроса и величина предложения зависят от цены товара или услуги. -Как можно охарактеризовать зависимость величины спроса от цены? -Как обратную зависимость. -Величины предложения от цены? -Как прямую зависимость. -Как выглядит график при прямой зависимости? -Возрастает. -При обратной? -Убывает. -Общий вид уравнения при прямой зависимости? -у=кх+b -При обратной? - у=-кх+b, или у=b+кх при k<0 (заносится учителем на доску). -b показывает,на сколько единиц произошёл сдвиг прямой у=кх к показывает угол наклона графика к осям. -Как тогда будет выглядеть общий вид уравнения спроса?Почему?(учителем и учениками выстраивается логическая цепочка:) 1.Qd зависит от р уравнение функции спроса: 2.зависимость обратная Qd=b+кр Эта цепочка заносится в таблицу, уравнение функции спроса выделяется. Аналогичные действия с уравнением предложения выполняются учащимися самостоятельно и сверяются с записями учителя.
-Приведите примеры уравнений спроса и предложения. (Учащиеся приводят примеры, параллельно объясняя, почему данная функция-функция спроса или предложения.) Затем каждому учащемуся предлагается карточка с заданием выбрать из имеющихся уравнений уравнения функций спроса и предложения.Работы сдаются учителю и проверяются, но оценки пока не выставляются. Домашнее задание: повторить построение графиков линейных функций по уравнению и ,конечно, выучить записи в тетради. В конце третьего урока начатая на первом уроке таблица закрывается . Урок 4. Тема: Функция спроса и предложения. Тип урока: прямое преподавание с элементами игры и групповой работы. Цель урока: научиться строить график спроса и предложения по заданному уравнению и находить функцию по заданному графику. Образовательная: сравнивает функции и графики спроса и предложения, находит между ними различия, анализирует функции и графики спроса и предложения, иллюстрирует уравнения функций спроса и предложения, решает задачи на построение графика по уравнению, выводит уравнение по заданному графику или параметрам цены и величины спроса или предложения, придумывает обратную задачу к данной. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей. Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента. 1.Актуализация: Во-первых каждому учащемуся предлагается выполнить то же задание, что и на прошлом уроке, работы проверяются, сравниваются с предыдущими работами и ставится максимальная оценка.( На первый взгляд, много работы учителю, но это прекрасная возможность проанализировать уровень домашней подготовки учащихся, ведь если оценка понизилась, ребёнок дома не работал, если повысилась- он старался и разобраться с достаточно сложным материалом.) Во-вторых: -На математике вы строили графики линейных функций по заданным уравнениям, сможем мы это делать на экономике? -Да, конечно, мы сможем строить графики спроса и предложения. 2.Проблемная ситуация: Учитель предлагает поиграть в « школу».Только теперь он будет учеником, а учащиеся-учителями. -У меня есть уравнения функций спроса и предложения, а вот их графики построить не могу, не помню школьный курс математики! Дети «учат» учителя строить графики предложенных функций по двум характеристическим точкам,параллельно строя и в своих тетрадях. Учитель благодарит учащихся за урок и ставит новую проблему: -Если мы смогли по уравнениям построить графики, сможем ли мы по графику составить уравнение?(Каждому учащемуся выдаётся карточка с одним и тем же графиком спроса, на котором указаны координаты двух характеристических точек.) 3. Восприятие: -Известны р1 и Q1 p2 и Q2 Известен общий вид уравнения спроса: Qd=b+кр Как найти частное уравнение( т. е. как найти b и р)? -Составить систему уравнений и решитьеё: Дано: Решение: Р1=8руб. 1. Общий вид уравнения функции спроса: Qd=b-кр Р2=16руб. 2.Известны р1 и Q1 ,p2 и Q2,тогда составим систему уравнений: Q1=70шт. 70= b-8к Q2=60шт. 60=b-16к При решении системы получаем к=1,25, b=10, следовательно, частный вид уравнения спроса, исходя из графика: Qd=10-1,25р
Предлагается выполнить то же задание, но уже по заданному графику предложения. (Если учащиеся не успевают выполнить задание на уроке, можно задать его на дом, тем, кто правильно выполнил на уроке, поставить оценку и дать на дом дополнительную карточку.) Урок 5. Тема: Функции спроса и предложения. Тип урока: креативный (урок составления и решения задач) Цель урока: учится строить графики спроса и предложения, составлять уравнения функций спроса и предложения., Образовательная: сравнивает функции и графики спроса и предложения, находит между ними различия, анализирует функции и графики спроса и предложения, иллюстрирует уравнения функций спрса и предложения, решает задачи на построение графика по уравнению, выводит уравнение по заданному графику или параметрам цены и величины спроса или предложения, придумывает обратную задачу к данной, придумывает прямые и обратные задачи. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей. Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента. Дидактические средства: карточки с заданиями, табличный процессор Excel . Ход урока. 1 часть: Работа в группах за компьютером: Используя программу Excel, построить графики функций спроса и предложения, указанных в карточке. Пример выполнения задания: Построить график функции Qd=24-4р 2 часть: Индивидуальная работа по карточкам (дифференцированная): Карточка состоит из трёх заданий: 1.Решить задачу на построение графика по уравнению. Придумать задачу, обратную к ней. 2.Решить задачу на вывод формулы из уравнения. Придумать обратную к ней. 3.Придумать и решить прямую и обратную задачи. Ставится оценка за работу в группе и за индивидуальную работу. Домашнее задание: подумать, от чего ещё, кроме цены могут зависеть спрос и предложение. Урок 6-7. Тема урока: Неценовые факторы спроса и предложения. Тип урока: коммуникативный (кооперирование). Цель урока: изучить неценовые факторы спроса и предложения. Образовательная: анализируют и выделяют основные моменты в предложенном тексте, умеют объяснить на примере любой неценовой фактор, графически его проиллюстрировать, разрабатывают план изучения неценовых факторов спроса и предложения на компьютерной презентации, при этом высказывая и аргументируя свою точку зрения, классифицируют и различают неценовые факторы спроса и предложения. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей. Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента. Дидактические средства: листы с информацией на каждую группу, программа компьютерных презентаций Power Point. Ход урока.
Урок 8 Тема: Неценовые факторы спроса и предложения. Тип урока: коммуникативный (урок-эстафета) Цель урока: изучить неценовые факторы спроса и предложения. Образовательная: анализируют и выделяют основные моменты в предложенном тексте, умеют объяснить на примере любой неценовой фактор, графически его проиллюстрировать, разрабатывают план изучения неценовых факторов спроса и предложения на компьютерной презентации, при этом высказывая и аргументируя свою точку зрения, классифицируют и различают неценовые факторы спроса и предложения. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей. Воспитывающая:учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента,учится проигрывать. Дидактические средства: -5 карточек с примерами -листы для ответов -слайд с ответами-графиками -карточки с заданиями-графиками
Приложение. 1.Таблица спроса и предложения.
Примеры заданий к уроку 5: Карточка 1 (простое задание) 1.Построить график функции предложения по заданному уравнению:Qs=30-4p.Придумать задачу, обратную данной. 2. Записать уравнение прямой предложения яблок, если известно, что продавец по цене30 руб. за кг готов продать 20 кг яблок, а по цене 50 руб. за кг -40 кг яблок. Ставится оценка за работу в группе и за индивидуальную работу. Придумать задачу, обратную к данной.
Карточка 2 (задание средней сложности)
Qd=25-4p. Придумать задачу, обратную к данной. 2.Вывести уравнение предложения по данному графику: Придумать задачу, обратную к данной. 3.Придумать и решить прямую и обратную задачи. Карточка 3 (задание повышенной сложности)
Qs=100+100p. Придумать задачу, обратную к данной. 2.При понижении цены на огурцы с 6 до 5 руб. за кг объём продаж увеличился с 300 до 350 в день.Построить график спроса и найти аналитический вид функции спроса, если известно,что она линейна. Придумать задачу, обратную к данной. 3Придумать и решить прямую и обратную задачи. Примеры заданий к уроку 8: Карточка с примерами. 1.Спрос на купальники летом.
Графики-ответы. 1,4,6,8 примеры 9 пример 3,5,10 примеры 2,7 примеры Карточка с графиками. 1. 2. 3. 4. Используемая литература: 1.«Основы экономической теории» под редакцией С.И.Иванова. 2.»Уроки экономики в школе» Травин Е.Н. Всё остальное придумано мной, включая и задания. |
Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: «Спрос и предложение» Задачи: познакомиться с новыми терминами, научиться приводить примеры, узнать, как взаимосвязаны спрос, предложения, цена | 4. Механизм рынка. Спрос. Предложение. Цена равновесия План Базовые понятия рыночной экономики: товар, стоимость, закон стоимости, благо, полезность, законы Госсена | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назаровского района, управленцы и учителя школ Назаровского района, управленцы и учителя мбоу «Крутоярская сош» Ужурского района,... | В. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу... Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления... | ||
О ведении электронного классного журнала успеваемости и электронных... «Сетевой город. Образование» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее... | Реферат «Совокупный спрос и совокупное предложение. Проблемы равновесия» При объяснении убывающего характера кривой ad указывают на три важнейшие причины | ||
Урока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных» Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А | Отдел образования администрации Дубровского района Брянской области... «Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную... | ||
Закон предложения. График закона. Факторы влияющие на предложение... | Конкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош» Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»... | ||
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных... В мбоу сош с. Новый Артаул учителей работают 6 учителей. Из них имеют высшее образование – Высшую квалификационную категорию имеют... | 9 класс мбоу сош №17 Учитель экономики – Зиборова Н. В. Что такое экономика? Время Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,... | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине Микроэкономика Рыночный спрос: регрессионный анализ, графическое объяснение, спрос и резервные цены | Лекция 3 анализ макроэкономического равновесия: базовая модель «совокупный... «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 27. 03. 2000 г. (номер государственной регистрации... | ||
Приказ №1/1 от 1 сентября 2013г «О режиме работы мбоу города Костромы... После предварительного звонка учителя и ученики готовятся к уроку в учебном кабинете | "Равновесие на рынках совершенной и несовершенной конкуренции." (Использовать... Реферат на тему: "Национальная экономика: цели, инструменты анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение" |