Скачать 374.37 Kb.
|
На правах рукописи СЕРГЕЕВ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва 2013 Работа выполнена в рамках п. 1.6.111 «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования» паспорта специальности 08.00.05. ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации на кафедре экономической теории государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия». Научный руководитель: доктор технических наук, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации АНИСИМОВ Евгений Георгиевич Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы КОНОВАЛОВ Владимир Викторович, директор научно-информационного центра развития регионального налогового потенциала Института налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Кандидат экономических наук ДЕВОЧКИН Эдуард Валерьевич, советник отдела международного сотрудничества по вопросам антимонопольного регулирования Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Ведущая организация: Государственный университет управления Защита состоится 23 мая 2013 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 310.001.01, созданного на базе Российской таможенной академии, по адресу: 140009, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д.4, ауд. 233. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской таможенной академии». Автореферат разослан 19 апреля 2013 года. Ученый секретарь диссертационного совета, канд. экон. наук, доцент В.Н. Ревин I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. В условиях интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, вступления во Всемирную торговую организацию, перехода экономики государства на инновационный путь развития, совершенствования деятельности Евразийской экономической комиссии одной из основных задач таможенной службы Российской Федерации является организация деятельности по развитию системы таможенного администрирования. Выполнение поставленной задачи предусматривает эффективное управление деятельностью кадрового потенциала таможенных органов, который является ключевым ресурсом таможенной системы. Результативность кадровой политики в таможенных органах возможна при условии формирования их профессиональным кадровым составом и повышении уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов. ФТС России предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов. Основу этого уровня составляет высшее профессиональное образование, которое имеют более 90% должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах. Кроме того, ежегодно должностные лица таможенных органов проходят переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования, при этом общее количество прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации ежегодно увеличивается и составляет в среднем около 20 % от фактической численности кадрового состава таможенных органов. Однако по данным ФТС России, 47% таможенников имеют образование, напрямую не связанное с выполнением должностных обязанностей: педагогика, сельское хозяйство, естественные науки. Кроме того, из 53% должностных лиц таможенных органов, имеющих высшее профессиональное образование, только 3% имеют таможенное образование, остальные 50% поровну делят между собой должностные лица, имеющие юридическое (24%) и экономическое (26%) образование (рис 1). Рис. 1. Уровень образования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации Такое состояние кадрового потенциала таможенных органов приводит к значительному снижению эффективности деятельности таможенных органов. Это проявляется, прежде всего, в недостаточном качестве выполнения таможенных процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Так, в период с 2006 по 2012 г. по данным региональных таможенных управлений, увеличилось количество отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля неправомерно принятых решений и признанных незаконными действий, связанных с определением страны происхождения товаров, их классификацией, решениями, принимаемыми в связи с контролем таможенной стоимости и взиманием таможенных платежей. Из числа рассмотренных в порядке ведомственного контроля решений были признаны неправомерными и отменены (изменены) 181 293 решения нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Количество неправомерных и отмененных (измененных) решений в 2012 г. увеличилось в девять раз по сравнению с 2006 г. (рис. 2). Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что имеет место важная практическая проблема подготовки кадрового потенциала таможенных Рис. 2. Количество отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля неправомерно принятых решений и признанных незаконными действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в 2006 – 2012 гг. органов Российской Федерации, обеспечивающего качественное выполнение возложенных на таможенные органы задач. Проведенный в диссертации анализ показал, что уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов является сдерживающим фактором дальнейшего развития таможенной службы и эффективного управления ее деятельностью. Переломить сложившуюся ситуацию возможно путем совершенствования управления подготовкой кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации. Острая необходимость решения указанной практической проблемы обусловила актуальность проведенного исследования и определила его объект и практическую цель. В качестве объекта исследования принята подготовка кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации, а практическая цель состоит в совершенствовании процесса подготовки кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации. Вопросы укрепления кадрового потенциала таможенных органов отражены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. В ней кадровая составляющая определяет приоритетные долгосрочные направления деятельности по укреплению кадрового потенциала таможенной системы. Основными направлениями развития таможенных органов Российской Федерации в этой области являются:
Следовательно, совершенствование управления подготовкой кадров для таможенных органов Российской Федерации в настоящее время является ведущим направлением развития их кадрового потенциала. Это обстоятельство обусловило предметную область проведенного в диссертации исследования: предметом исследования является управление подготовкой кадров для таможенных органов Российской Федерации. Для реализации указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации, а следовательно, совершенствования их кадрового потенциала, необходим соответствующий научно-методический аппарат, т.е., совокупность научно разработанных методик оценки подготовки кадрового потенциала. В Российской Федерации понятие «кадровый потенциал» используется с 90-х г. прошлого века применительно к персоналу предприятий и организаций. При этом такие ученые, как В.В. Федин, А.П. Лялин, И.В. Вотякова рассматривают кадровый потенциал как часть организации, а Ю.Г. Одегова, Т.В. Никонова, В.М. Корнев, К.Е. Щесняк, Т.В. Берглизова – только отдельного работника организаций. Вопросы совершенствования кадрового потенциала зарубежных организаций как основного фактора их развития широко рассмотрены в трудах зарубежных ученых: Г. Кунца, С. Доннела, У. Питерса, Р. Уотермена, Дж. Трейси, Д. Харрингтона. Существенные наработки в области научного анализа теоретических проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров таможенных органов отражены в работах отечественных ученых: М.К. Иванова, Ю.С. Алисултанова, А.Ю. Красильникова, В.Б. Кухаренко, Е.Н. Махова, а также трудах ученых Российской таможенной академии: В.В. Карачуна, Н.И. Судоргина, Т.Н. Белецкой, В.А. Колобковой, В.Ю. Диановой, В.Т. Тимофеева и др. При этом в работах В.В. Карачуна, Н.И. Судоргина изложены современные взгляды на проблемы оценки и эффективности кадрового потенциала таможенных органов. В.В. Карачун предлагает осуществлять данную оценку с использованием показателя качества управленческого потенциала, а Н.И. Судоргин с использованием показателя качества кадрового потенциала. В.Н. Иванов, В.Б. Кухаренко, Е.Н. Махов, В.А. Колобкова с целью уменьшения степени риска при подборе, оценке и расстановке кадров таможенных органов предлагают использовать методику оценки качества кадров административно-управленческих структур таможенных органов. Методика базируется на построении профессиограмм, которые разрабатываются для рассматриваемой должности, а также для каждого из претендентов на эту должность. В качестве критерия оценки качеств должностного лица, влияющей на получение конечного результата, ученые предлагают использовать показатель уровня соответствия профессиональных и личностных качеств должностного лица отличительным (профессиообразующим) требованиям по отношению к рассматриваемой должности. В целом указанные работы представляют существенный вклад в развитие методических основ совершенствования кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что в области научного анализа теоретических и методологических проблем оценки, подготовки и переподготовки кадров таможенных органов Российской Федерации имеются определенные наработки, в результате проведенных исследований так и не была создана методическая база для оценки уровня профессиональной подготовки кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации. В настоящее время нет достаточно четкого определения кадрового потенциала таможенных органов, вследствие чего не разработана конструктивная методика для оценки уровня его профессиональной подготовки. Кроме того, имеет место необходимость разработки методики для оценки эффективности образовательного процесса образовательных учреждений ФТС России и методики для формирования решений по распределению кадров для таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающих необходимое повышение их кадрового потенциала. Все это обусловило научную задачу проведенных исследований, суть которой заключается в развитии научно-методических положений и выработке рекомендаций по управлению подготовкой кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации. Решение этой общей задачи в диссертации достигнуто решением ряда частных задач, включающих:
Теоретической основой решения вышеперечисленных задач послужили труды российских и зарубежных ученых, специалистов в области подбора и расстановки кадров, теории государственного управления и таможенного дела. Учитывая, что кадровое обеспечение таможенных органов должно осуществляться на научно обоснованных методах, с учетом возрастающих требований к кадрам и прогнозирования будущих потребностей, в период проведения диссертационного исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, при этом исследование осуществлялось на основе системного подхода по методологическому принципу единства теории и практики. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы, международные соглашения, рекомендации и комментарии Всемирной таможенной организации, Евразийской экономической комиссии, Таможенного союза и Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Цель исследования: совершенствование процесса подготовки кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации Объект исследования: подготовка кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации Предмет: управление подготовкой кадров для таможенных органов Российской Федерации Федерации Научная задача: развитие научно-методических положений и выработка рекомендаций по управлению подготовкой кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации Структура и взаимосвязь глав диссертации Глава 1. Анализ современного кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации и задача его совершенствования 1.1 Кадровый потенциал как важнейший элемент ресурсного потенциала таможенных органов Российской Федерации и его современное состояние. 1.2 Управление подготовкой кадров как ведущее направление совершенствования кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации.
Выводы по главе. Глава 2. Развитие научно-методических положений по подготовке и распределению кадров для таможенных органов Российской Федерации 2.1 Сущность и формализованное представление кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации 2.2. Разработка методики для оценки уровня профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях ФТС России. 2.3. Разработка методики оценки эффективности образовательного процесса в образовательных учреждениях ФТС России. 2.4. Разработка методики для формирования решений по распределению кадров для таможенных органов Российской Федерации. Выводы по главе. |
Совершенствование управления финансовой деятельностью таможенных... «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | 4 «применение ит при взаимодействии таможенных органов с резидентами сэз» 4 Автоматизация процессов взаимодействия таможенных органов и резидентов сэз 5 | ||
Формирование кадрового потенциала Икт, в частности в Канаде и Украине. Внедрение электронного управления необходимое условие и приоритетное направление развития образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административно-правовые... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Федеральная таможенная служба письмо от 9 декабря 2010 г. N 04-30/60121... Решением Комиссии Таможенного союза от 18. 06. 2010 n 311, направляем перечень таможенных органов, расположенных на казахстанском... | Онтрольно-счетных органов субъектов российской федерации Публичного управления. Справедливо утверждение Р. Стапенхерста и Дж. Титсуорта о том, что «среди государственных органов, высшие... | ||
Единые педагогические требования к организации учебного процесса ... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства... Оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации1 в 2012 году осуществлялась в условиях совершенствования... | ||
Учебная программа «И збирательное право и избирательный процесс в... Российской Федерации (для председателей и кадрового резерва территориальных избирательных комиссий Орловской области) | Реферат «Модель комплексного сопровождения медицинской техники» Объявленная политика модернизации в Российской Федерации коснулась самых различных направлений государственного устройства: материально-технической... | ||
В коллективной монографии "Капиталистическое управление: уроки 80-х"... России может сделать механизм управления более гибким и восприимчивым к любому нововведению, эти нововведения в большей степени способствуют... | Методические рекомендации «действия сил и средств мчс россии (рсчс)... Методические рекомендации предназначены для территориальных органов мчс россии, органов управления субъектов Российской Федерации,... | ||
Совершенствование правового регулирования таможенных процедур переработки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | 1. Цели и задачи изучения дисциплины Целями преподавания дисциплины являются создание целостного представления о процессах зарождения таможенных пошлин и сборов, формирования... | ||
Правительство российской федерации Ции при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, важнейшей... | Российской федерации Курс «Маркетинг персонала» является важным элементом процесса подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих знаниями в области... |