Утверждено приказом
№ 30-ОД от «13» июня 2013г.
ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2013
Волхов Общие требования к организации учебного процесса
Преподаватели обязаны: – проводить обучение студентов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов; – обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса в целях всестороннего и гармоничного развития личности студента; – использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии; – формировать у студентов профессиональные умения и навыки, готовить их к применению полученных знаний в практической деятельности; – организовать и контролировать их самостоятельную работу; – участвовать в разработке образовательных программ, нести ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество подготовки выпускников; – соблюдать права и свободы студентов; – поддерживать учебную дисциплину, контролировать режим посещения занятий; – обеспечивать выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда (противопожарной безопасности) в учебном процессе; – проводить вспомогательную работу; – изучать личные качества студентов, осуществлять связь с родителями; – повышать свою профессиональную квалификацию. Преподаватель должен знать: – Конституцию Российской Федерации; – Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; – Конвенцию о правах ребенка; – содержание и принципы организации обучения по преподаваемой дисциплине; – основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности; – основы экономики, организации производства и управления;
– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; – современные формы и методы обучения и воспитания студентов; – основы трудового законодательства; – правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты – на каждый учебный год иметь рабочую программу дисциплины (профессионального модуля), КТП, планы уроков, методические указания по выполнению лабораторно-практических работ, фонды оценочных материалов и др. документы , изложенные в локальных актах по методической работе. – В общении соблюдать дидактические принципы: – научность обучения – отбор, раскрытие и объяснение изучаемых явлений, событий и фактов; – воспитание в процессе обучения – привить студентам не только определенную систему знаний, умений и навыков, но и способствовать формированию диалектического мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность и др. качества, необходимые квалифицированному специалисту; – наглядность обучения; – занимательность и активность в обучении – обеспечивать целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческую переработку и применение; – прочность усвоения знаний; – системность и последовательность в обучении; – доступность обучения; – индивидуальность в обучении. Урок – весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока: четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы студентов и за собственной педагогической деятельностью.
Многоплановость и многогранность урока:
Дидактические требования: – реализация на уроке основных принципов дидактики: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядность, прочности знаний и умений индивидуального подхода к студентам и др.;
– четкое определение целей урока в целом и места конкретного урока в общей системе учебных занятий; – определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями программы по дисциплине и целями урока; – высокое педагогическое мастерство преподавателя, творческое применение различных методов и приемов обучения, умелое владение современной дидактической техникой; – обеспечение высокой познавательной активности студентов на уроке, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском студентами решений проблемных задач и выполнения заданий творческого характера; – взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке; – дифференцированный подход к студентам в соответствии с их уровнем и готовностью к усвоению учебного материала, широкое использование дидактического материала разной степени сложности; – рациональное чередование различных видов деятельности студентов на уроке; – преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями на основе осуществления внутри – и межпредметных связей с целью формирования системы знаний и умений, научного мировоззрения); – применение рациональных методов контроля, объективность и мотивированность оценки знаний и умений студентов. Воспитательные требования: – постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-нравственной направленности; – реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения; – воздействие на мотивационную сферу личности, стимулирование и формирование положительного отношения к учению, развитие самостоятельности и творческих способностей студентов; – высокая требовательность преподавателя, сочетающаяся с уважением к личности студентов, соблюдение педагогического такта. Психологические требования: – направленность урока на развитие познавательных психических процессов: внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.; – учет психологических особенностей и психического состояния студентов на уроке;
– собранность преподавателя, его умение распределить свое внимание между всеми студентами, самообладание и самоконтроль, доброжелательность и справедливость. Организационные требования: – четкая структура урока, соответствующая его цели, содержанию, методам обучения; – рациональное использование времени урока для полезной обучающей работы. Гигиенические требования: – предупреждение умственного и физического утомления (обеспечение чистого воздуха в аудитории, благоприятного для учебных занятий температурного режима, норм освещения, соответствие учебной мебели физическим данным обучающихся). |