Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий





Скачать 460.03 Kb.
НазваниеПроектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий
страница1/4
Дата публикации22.02.2015
Размер460.03 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
ЕРЕМЕЕВА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

СТУДЕНТОВ ВУЗА средствами

ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Челябинск 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Карпова Ольга Леонидовна




Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор
Кондрух Вячеслав Иванович;


кандидат педагогических наук, доцент

Романова Лариса Анатольевна

Ведущая организация:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Защита состоится 20 сентября 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещён на сайте ВАК Минобрнауки РФ referat_vak.ed.gov.ru и на официальном сайте университета: www.uralgufk.ru 15 августа 2013 г.

Автореферат разослан «15» августа 2013 года


Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор А.М. Кузьмин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ



Актуальность проблемы и темы исследования. Приоритетной проблемой современного образования является повышение качества учебного процесса и соответствие его актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Вопросу качества обучения уделяется большое внимание в государстве и обществе. Это находит отражение в многочисленных выступлениях руководителей страны, образовательной отрасли, академической общественности и СМИ.

В тоже время сфера Российского образования, несмотря на присоединение к Болонскому процессу, переход на новые государственные образовательные стандарты, остается все еще достаточно консервативной. Проектирование учебного процесса осуществляется зачастую на основе традиционных педагогических средств и приемов, что в свою очередь, не может способствовать эффективной интеграции российского высшего образования в Болонскую систему, повышению качества учебного процесса.

В этой связи актуальной задачей становится поиск теоретических подходов, разработка принципов проектирования учебного процесса в современном вузе, поиск эффективных средств с учетом требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, проектирование критериально-оценочной парадигмы динамики качества учебного процесса в высшей школе.

Решению этой проблемы может способствовать проектирование учебного процесса средствами дистанционных технологий. Действующие нормативные документы убедительно указывают на возможность применения дистанционных образовательных технологий при любых формах организации учебного процесса, предусмотренных Государственным образовательным стандартом при освоении конкретной образовательной программы.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения изучаемой проблемы.

Вопросы проектирования учебного процесса находят широкое отражение в научно-педагогической литературе (В. А. Беликов, В. А. Беловолов, В. П. Беспалько, В. И. Кондрух, Г. Н. Сериков, В. И. Слободчиков, И. К. Шалаев, Е. Н. Шиянов и др.).

В связи с присоединением России к Болонскому процессу, в литературе имеются работы, связанные с необходимостью поиска образовательных технологий, способствующих повышению динамики качества учебного процесса, не противоречащего и соответствующего европейским стандартам образования, а также сохраняющего традиции российского образования, удовлетворяющего потребностям общества и личности в качественном и доступном образовании (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Р. А. Литвак, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.). Теоретические основы решения этой проблемы путем применения в образовательном процессе дистанционных технологий заложены в ряде исследований (Е. В. Бурмистрова, В. В. Егоров, Т. Н. Зюзина, В. Л. Капилевич, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков и др.).

В зарубежной литературе представлен опыт использования дистанционных технологий в учебном процессе образовательного учреждения (B. S. Bloom, I. B. J. Seinen, E. Smyrnova-Trybulska, S. D. Sorden, О. Koutsov, R. E. Mayer, R. Moreno, Y. Tatur, R. S. J. Tuninga), который может быть использован в российской системе высшего образования.

Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг в нашей стране ведется разработка глобальной международной программы «Открытая образовательная система XXI века» (приказ Министерства образования РФ 32925 от 12.10.2000 г.), которая включает два базисных проекта: «Всемирный технологический университет» и «Дистанционное образование в новой информационной среде».

Однако проблема проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий остается все еще недостаточно изученной в теории и методике профессионального образования.

Таким образом, изучение теории и практики решения проблемы позволило выявить следующие основные противоречия между:

1) высокой актуальностью и значимостью проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике данного феномена и методических основ;

2) потребностями в развитии динамики качества учебного процесса на основе дистанционных технологий и отсутствием научно-обоснованной критериально-оценочной парадигмы.

Решение перечисленных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: каковы содержание, методика и педагогические условия, обеспечивающие динамику качества учебного процесса средствами дистанционных технологий.

Ведущая идея исследования заключается в создании ценностей, актуализирующих цели личностного развития студентов образовательного учреждения средствами дистанционных технологий.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий.

Объект: учебный процесс образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Предмет: проектирование учебного процесса на основе средств дистанционных технологий.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1) выявить теоретико-методологические основы проектирования учебного процесса бакалавров;

2) изучить педагогические условия повышения эффективности учебного процесса средствами дистанционных технологий;

3) разработать и обосновать модель проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий;

4) в процессе опытно-поисковой работы апробировать модель реализации дистанционных технологий в учебном процессе вуза и разработать методические рекомендации для преподавателей.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулирована следующая гипотеза. Проектирование учебного процесса средствами дистанционных технологий будет способствовать повышению динамики качества учебного процесса, если реализованы следующие педагогические условия:

а) психолого-педагогическая готовность преподавателя к реализации дистанционных образовательных технологий;

б) реализация принципов программированного обучения студентов средствами дистанционных технологий;

в) наполнение дисциплин (модулей) интерактивными формами обучения

Методологическую основу исследования составили: идеи гуманизации образования (В. И. Слободчиков, И. И. Сулима, Г. Л. Тульчинский, П. Г. Щедровицкий и др.); интегративно-развивающий подход (В. А. Беликов, О. Л. Карпова, Л. А. Шипилина и др.); компетентностный подход (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.); моделирование как всеобщий метод педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, А. Н. Дахин, В. И. Загвязинский, А. Я. Найн, И. Б. Новик, В. А. Сластенин, В. А. Штофф и др.); рефлексия педагогической деятельности (А. Адлер, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Л. М. Митина и др.).

Теоретическую базу исследования составили: теоретические подходы к проектированию учебного процесса (В. А. Беловолов, В. П. Беспалько, Г. Н. Сериков, В. И. Слободчиков, И. К. Шалаев, Е. Н. Шиянов и др.), внедрению образовательных технологий (В. П. Беспалько, М. Б. Лебедева, Е. С. Полат, Г. К. Селевко и др.). Дидактические основы построения индивидуального образовательного маршрута (траектории) раскрываются в работах А. С. Гаязова, Э. Ф. Зеера, А. А. Кирсанова, В. А. Сластенина, A. B. Хуторского, И. С. Якиманской и др.

Основной базой исследования являлись: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений». В эксперименте на разных этапах исследования приняли участие 30 преподавателей и 180 студентов. Исследование осуществлялось поэтапно с 2008 по 2013 гг.

Теоретико-методические основы, цель, задачи и гипотеза исследования определили содержание этапов и методы изыскания.

На первом, поисково-диагностическом этапе (2008-2009 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и образовательной практике, выделялись противоречия, формировались категориальный аппарат и логика исследования, систематизировался эмпирический материал исследования. Основными методами на данном этапе явились: анализ нормативных документов и учебно-методического обеспечения, изучение литературы по исследуемой проблеме в теории и практике, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование.

На втором, экспериментально-аналитическом этапе (2009-2011 гг.) изучались различные подходы к проектированию учебного процесса в высшей школе, выявлялись педагогические средства и приемы проектирования учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий, уточнялись концептуальные положения исследования, разрабатывалась модель проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий, определялись критерии, показатели, индикаторы и уровни, проводилась диагностика динамики качества учебного процесса. Организован этап констатирующего и формирующего экспериментов, на основе которых осуществлялась подготовка и разработка методики повышения качества учебного процесса. На данном этапе применялись следующие методы: моделирование, педагогический эксперимент, экспертная оценка, самооценка, тестирование, педагогическое наблюдение, опрос, методы математической статистики.

На третьем, контрольно-обобщающем этапе (2011-2013 гг.) проводился заключительный этап формирующего эксперимента, анализировались и обрабатывались полученные данные, которые подтвердили гипотезу. Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов; обобщены результаты исследования; завершена работа по оформлению текста диссертационного исследования; разработаны методические рекомендации по проблеме исследования. Применялись следующие методы: теоретический анализ, обобщение и систематизация материала, методы математической статистики.

Научная новизна исследования

1 Представлена теоретико-педагогическая интерпретация проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий, обеспечивающая на практике способность и готовность выпускника вуза использовать в профессиональной деятельности имеющиеся умения и опыт, активизирующие профессиональную самореализацию специалиста.

2 Выявлены, обоснованы и внедрены в практику педагогические условия успешной реализации модели проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий, включающие: психолого-педагогическую готовность преподавателя к реализации дистанционных образовательных технологий; реализацию принципов программированного обучения студентов средствами дистанционных технологий; наполнение дисциплин (модулей) интерактивными формами обучения.

3 Разработана модель проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий на основе идеи гуманизации, интегративно-развивающего и компетентностного подходов, включающая концептуальный, содержательный, критериально-оценочный и результативный блоки.

4 Определены ключевые концепты проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий (ориентация на студента как субъекта учебного процесса; построение индивидуального образовательного маршрута; самоуправляемость педагогического процесса).

5 Разработана критериально-оценочная парадигма, позволяющая оценить динамику качества учебного процесса в вузе, включающая уровни (начальный, средний, высокий), критерии (сформированность компетенций, интенсификация качества обучения средствами дистанционных технологий, успеваемость) и показатели (обратная связь, рефлексия деятельности, использование интерактивных приемов в обучении, уровень подготовки студентов, отсутствие академической задолженности и др.).

Теоретическая значимость исследования

– раскрыты приоритетные принципы проектирования учебного процесса в высшей школе (поэтапности, системности, саморазвития, гуманизма, диагностического целеполагания), которые уточняют инвариант гуманистических концепций профессиональной педагогики;

– обоснованы ключевые концепты проектирования учебного процесса средствами дистанционных образовательных технологий (ориентация на студента как субъекта учебного процесса; построение индивидуального образовательного маршрута; самоуправляемость педагогического процесса), выступающие ориентиром в модернизации дополнительного профессионального образования;

– выявлены уровни (начальный, средний, высокий), критерии (сформированность компетенций, интенсификация качества обучения средствами дистанционных технологий, успеваемость) и показатели (обратная связь, рефлексия деятельности, использование интерактивных приемов в обучении, уровень подготовки студентов, отсутствие академической задолженности и др.).

Приведенные теоретические положения способствуют эффективному проектированию учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий.

Практическая значимость исследования

1 Разработано научно-методическое и диагностическое обеспечение проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий, направленное на повышение динамики качества учебного процесса.

2 Подготовлена и внедрена в практику методика обучения преподавателя реализации дистанционных образовательных технологий, включающая дополнительную образовательную программу «Информационная компетентность преподавателя высшей школы» и внедрение авторского спецкурса «Проектирование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе современного вуза». Авторская методика направлена на повышение уровня готовности преподавателя к реализации дистанционных образовательных технологий в вузе. Разработанный спецкурс содержит модульную структуру (теоретический, прикладной и рефлексивный модули), позволяет моделировать индивидуальный маршрут обучения преподавателя.

3 На основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для преподавателей «Методика обучения преподавателя реализации дистанционных образовательных технологий» и учебно-методическое пособие «Организация самообразовательной деятельности студентов вуза с использованием дистанционных образовательных технологий», способствующие повышению динамики качества учебного процесса.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconТема: «Технологии организации учебного процесса»
В течение 1995-2005 гг была сформирована определенная нормативно-правовая база применения дистанционных образовательных технологий...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconОб организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий
Институт разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрактическое занятие Технологии организации (сопровождения) учебного процесса
Одним из принципов реализации дистанционных образовательных технологий (дот) является принцип опережающего развития нормативно-правовой...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрограмма о бластного практико-ориентированного семинара по теме:...
Участники: педагоги, обучающие детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconМониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных...
Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconИспользование дистанционных технологий по математике в 1 классе на 2013-2014 учебный год
Также дистанционное обучение организуется при работе с одаренными детьми, детьми, плохо усваивающими программный материал в виде...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconАнализ дистанционного обучения в мбоу «Волжская сош» Согласно плану...
Согласно плану работы «Использование дистанционных образовательных технологий в школе» в 2012-2013 учебном году была проделана следующая...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПроектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна
Охватывает область художественного проектирования, связанного с использованием электронного оборудования и обязательно содержит в...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconРоссийской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт...
Методические указания предназначены для студентов 1023, 1020 групп заочной формы обучения, а также для студентов факультета дистанционных...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрограмма научно-исследовательской работы ооп впо вуза
Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconИспользование дистанционных информационных технологий при подготовке...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектирование учебного процесса по образовательной профессиональной программе (опп)
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектирование учебного процесса по образовательной профессиональной программе (опп)
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование познавательного интереса студентов вуза в процессе внедрение ик – технологий в образовательный процесс
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине «Источники и приемники излучения») (7 семестр)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск