География всемирных экономических отношений





Скачать 70.28 Kb.
НазваниеГеография всемирных экономических отношений
Дата публикации10.10.2014
Размер70.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Тема урока. География всемирных экономических отношений

Автор –

Журавская Марина Борисовна,

учитель географии

МОУ лицей № 49 г. Калининграда

(Урок составлен на основе учебника В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-кл.». Тема 5, § 4). Обычно я провожу этот урок с использованием презентации в формате MS Power Point. Материал рассчитан на 2 академических часа.

Оборудование: политическая карта мира, статистические материалы, компьютер и мультимедийный проектор, презентация в формате MS Power Point

Цели урока:

  • Познакомиться с основными формами всемирных экономических отношений

  • Охарактеризовать и объяснить их современную географию

  • Составить прогноз изменения географии всемирных экономических отношений на будущее

Ход урока.

1. Объяснение учителем понятия «Международные (всемирные) экономические отношения» и их основных форм. Вычерчивание схемы на доске и в тетради (схема может быть в презентации).

Всемирные экономические отношения – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, особая форма деятельности, основанная на международном разделении труда и служащая своего рода «мостом» между национальными экономиками и мировым хозяйством

Формы МЭО


Внешняя (международная) торговля







Кредитно-финансовые отношения

Научно-техническое и производственное сотрудничество

Предоставление различных услуг










-Инженерно-технические

-Консалтинговые

-Лизинговые

-Информационные

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом

  • Ответьте на вопросы, прочитав п.1 Темы 5, § 4 (стр.159-160):

  1. Что означает понятие «страна с открытой экономикой»? Чем определяется степень открытости?

  2. Что такое «свободная экономическая зона»? Где и с какой целью она создаётся?

  3. Какие вы знаете международные экономические организации? Приведите примеры.


3. Фронтальная работа по определению факторов, влияющих на показатель экспортной квоты.

Определение: Экспортная квота - доля экспорта в создании ВВП страны (в процентах)

Формула: Кэ = (Э / ВВП) * 100%

Среднемировой показатель – 20%

  • Сингапур – 80%

  • Малайзия – 80%

  • Ирландия – 74 %

  • Бенилюкс – 63 %

  • Россия – 32%

  • ЮАР – 23%

  • Китай – 17%

  • Австралия – 16%

  • США, Индия – 9%

  • Бразилия – 7%


Факторы, определяющие степень «открытости экономики» (по итогам обсуждения)

  • Абсолютные масштабы производства и потребления

  • Степень обеспеченности собственными природными ресурсами

  • Отраслевая структура хозяйства

  • Особенности ЭГП

  • Государственная политика


4. Объяснение учителем понятия «Внешняя (международная) торговля и её основные элементы»

  1. Внешнеторговый оборот (Э + И)

  2. Торговый баланс:

Э > И – активный (положительное сальдо)

Э < И – пассивный (отрицательное сальдо)

  1. Товарная структура (рисунок 42 стр.161)

  2. Географическое распределение


5. Самостоятельная работа учащихся с таблицами 1 и 2, рисунком 42 на стр. 161 учебника с целью определения и объяснения тенденций изменения внешнеторгового оборота, товарной структуры и географического распределения мировой торговли.

Итог: совместное обсуждение результатов работы.
6. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника § 4 п.3,4.

Задание: в тетрадь выписать основные формы кредитно-финансовых отношений, производственного и научно-технического сотрудничества. Данные отразить в таблице.


Кредитно-финансовые отношения


Международное производственное сотрудничество

Международное научно-техническое сотрудничество

Международные займы и кредиты (вывоз ссудного капитала)- МВФ, Всемирный банк, МБРР, ТНК

Совместное производство на международной основе (подетальная, постадийная специализация)

Купля-продажа научно-технических знаний (патентов, лицензий, «ноу-хау»)


Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в создание собственного производства за границей

Совместное сооружение производственных объектов


Совместные научно-исследовательские проекты (в каких сферах деятельности?)


Портфельные инвестиции – покупка акций предприятия

Совместные предприятия (СП)






7. Учитель может добавить данные учащихся информацией о мировых ареалах финансовой деятельности и мировых финансовых центрах.

Мировые ареалы финансовой деятельности


Мировые финансовые центры


Западная Европа

США

Япония

Страны ОПЕК

Страны «НИС» (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган)


Лондон

Париж

Цюрих

Люксембург

Лихтенштейн

Франкфурт-на-Майне

Нью-Йорк

Токио

Сингапур

Сянган

Бахрейн

ОАЭ



8. Изучение вопросов, связанных с географией международного туризма.

А. Международный туризм - одна из форм обмена услугами

  • 10% мирового экспорта

  • 35% мировой торговли услугами

  • 2 место по доходам в экспорте после торговли нефтью и нефтепродуктами

  • 130 млн занятых, в том числе в экономически развитых странах – 5% ЭАН, в наименее развитых «странах-квартиросдатчиках» – более 50 % ЭАН


Б. Динамика международного туризма (рис 43 на стр. 161), причины «туристического бума»

  • Урбанизация (ухудшение окружающей среды)

  • Автомобилизация

  • Общее повышение уровня и качества жизни, рост доходов, увеличение отпусков и.т.д.

В. География международного туризма

Страны или регионы - лидеры туристического рынка (рис. 44 на стр. 161)
Г. Факторы, влияющие на развитие международного туризма

  • Социально-экономические факторы(общий уровень развития территории, структура хозяйства; качество жизни, образовательный уровень; степень мобильности населения; политическая стабильность)

  • Рекреационно-ресурсный потенциал

  • Инфраструктурный фактор (наличие средств размещения туристов и обеспеченность их транспортом)

  • Фактор географического, транспортного и геополитического положения.


9. Итоговая творческая работа: сделайте прогноз развития всемирных экономических отношений на 2015, 2025 и 2050 годы по их структуре и географии (по вариантам).




Таблица 1.

А) внешнеторговый оборот (экспорт + импорт)


год

в/о, млрд. долл.

Экспорт, млрд. долл.

Импорт, млрд. долл.

1950

125

61

64

1960

263

128

135

1970

645

315

330

1980

4050

2000

2050

1990

6980

3435

3555

2000

13000

6340

6660

2005

16000








Таблица 2.

Б) географическое распределение мирового товарооборота (в %).





1950

1980

1990

2000

СССР/СНГ

3

4

3

2

Зарубежная Европа

44

48

49

40

Зарубежная Азия

12

19

24

32

Северная Америка

23

17

17

17

Латинская Америка

10

6

3

6

Африка

5

4

2

2

Австралия и Океания

3

2

2

1





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

География всемирных экономических отношений iconДипломная работа тема: ”влияние государственной политики на развитие...
Анализ проблем и перспектив развития российско-украинских экономических отношений
География всемирных экономических отношений iconАннотация рабочей программы дисциплины
Цель дисциплины: дать студентам базовые знания о системе современных международных экономических отношений и тенденциях ее развития,...
География всемирных экономических отношений iconМеждународных отношений (университет) мид россии
Холопов анатолий Васильевич, д э н., профессор кафедры Экономической теории, декан факультета Международных экономических отношений...
География всемирных экономических отношений iconПрограмма учебной дисциплины «налоговая система»
Налоги, как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным...
География всемирных экономических отношений iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система»
Налоги, как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным...
География всемирных экономических отношений iconПрограмма учебной дисциплины «Экономика образования»
Ведь все попытки реформировать образование оканчивались неудачей прежде всего из-за нерешенности экономических проблем образования,...
География всемирных экономических отношений iconФакультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины
Цель курса – дать студентам представление об основных международных экономических организациях, их роли в современной системе международных...
География всемирных экономических отношений iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города москвы...
Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся...
География всемирных экономических отношений iconПрограмма учебной дисциплины 1 Автор программы: Сафонов Г. Б., к...
Современная модель хозяйствования предусматривает развитие различных форм экономических отношений, что требует развития адекватных...
География всемирных экономических отношений iconНаучная работа по дисциплине «Гражданское право» На тему: «Актуальные...
С развитием рыночных отношений, когда производители товаров, предприниматели, фермеры, а также иные представители негосударственного...
География всемирных экономических отношений iconОбъединениями (союзами) работодателей архангельской области
Соглашение с целью согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти Архангельской области по вопросам...
География всемирных экономических отношений iconВыпускная квалификационная работа
...
География всемирных экономических отношений icon«актуальные вопросы международных экономических отношений»
Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
География всемирных экономических отношений iconРабочая программа по дисциплине дс. 01. 01. Торгово-экономические...
«Торгово-экономические отношения России в современных условиях» является изучение студентами основных понятий в области международных...
География всемирных экономических отношений iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
География всемирных экономических отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Общая характеристика мировой экономики и международных экономических отношений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск