Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Общественных наук
| Ярыгин Д.В.
| Лихачев М.О.
| ____________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 2.09.2013
|
Учебно-методический комплекс
По дисциплине Актуальные проблемы мировой экономики на современном этапе
Исторический
Направление: история
Составитель: Лихачев М.О.
Москва-2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав. кафедрой
___________________________
___________(Лихачев М.О.) Решение заседания
кафедры Протокол № 1
от 2.09.2013
Программа дисциплины Актуальные проблемы мировой экономики на современном этапе
Для направления/специальности история
Москва-2013
(Выписка из ГОС):
ГОС отсутствует
Пояснительная записка Изучение курса мировой экономики необходимо для всестороннего понимания наиболее общих категорий, закономерностей и зависимостей в глобальной рыночной экономике, особенностей экономического поведения субъектов экономического пространства, основ проведения государственной экономической политики, причин и форм макроэкономической нестабильности в современном мире. Центральной проблемой, безусловно, является анализ закономерностей функционирования современного рыночного механизма, того механизма, который лежит в основе самых разнообразных хозяйственных систем как в западном, так и в восточном полушариях нашей планеты.
В настоящем курсе подробно излагаются основы мировой экономики. По существу, данный курс – это руководство для всех видов профессиональной деятельности. Он позволяет воспитывать профессионалов, способных благодаря широте своего кругозора работать в различных направлениях деятельности, быть патриотами своей Родины, уважительно относиться к правам и свободам окружающих. По его окончании студенты должны хорошо разбираться в законах экономической жизни, что позволит им уверенно идти по жизни, правильно оценивать сложные, порой противоречивые экономические процессы.
Цель курса – дать необходимый объем знаний об основных экономических теориях, концепциях, принципах функционирования мировой экономики и, соответственно, дать практические навыки экономического обоснования управленческих решений в условиях глобализации экономической жизни. Кроме того, изучение закономерностей экономического поведения хозяйствующих субъектов международных экономических отношений на микро- и макроуровне позволит сформировать у студентов системное понимание существующих экономических проблем, основанное на представлении о всеобщей взаимозависимости в рамках закрытой и открытой экономики.
При изучении курса выстроена стройная логическая цепочка теоретического познания поставленных проблем, выделены характеристики основных черт каждого явления. Использована логика российской и западной школ. Применяемые термины отражают категории рыночного хозяйства, обобщая опыт человеческой цивилизации.
Курс состоит из двух разделов: Структура мировой экономики, Теория и практика международных экономических отношений.
Задачами первого раздела является изучение предмета мировой экономики, современной структуры международного разделения труда и международгых экономических отношений.
Задачи второго раздела – дать общую характеристику теоретическим и практическим аспектам основных видов международных экономических отношений.
В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения. Структура курса предусматривает норму с лекциями и семинарскими занятиями, самостоятельной работой по анализу различных ситуаций, событий и явлений, связанных с осуществлением экономической деятельности, в том числе с использованием практического опыта.
При завершении изучения каждого раздела предполагается такая отчетность как промежуточное тестирование, написание реферата, зачет и экзамен. Цели и задачи дисциплины
«Актуальные проблемы мировой экономики на современном этапе»
В современном быстроменяющемся мире экономическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении национального богатства. Экономическое образование является важнейшим элементов социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Это предъявляет особые требования к уровню экономического образования будущих специалистов.
Для перехода России к социально-ориентированной рыночной экономике характерно появление разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности, усложнение структуры экономического взаимодействия, развитие процессов глобализации и регионализации мировой экономики, что должно найти отражение в содержании учебных программ по экономике для студентов различных специальностей.
Программа курса «Мировая экономика» направлена на усвоение не абстрактных теоретических истин, а на получение багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.
Теоретическая направленность курса согласована со всей совокупностью хозяйственных, социальных, политических и культурологических отношений. Они рассмотрены в единстве и взаимозависимости как основные элементы социально-экономической системы и экономической культуры поведения.
В процессе реализации программы кафедрой, для контроля знаний студентов, разработаны и используются комплексные контрольные задания, тесты.
Основные цели преподавания дисциплины:
развитие экономического мышления студента;
формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли;
выявление специфики экономической роли России в современном мировом холзяйстве;
формирование и развитие у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально – экономического развития национальной и мировой экономики.
Задачи изучения дисциплины:
усвоение основных экономических понятий и и категорий характеризующих современные международные экономические;
изучение основных законов (принципов) функционирования мирового рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;
выяснение функций и границ эффективности мировой рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики;
изучение российской экономической модели.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать и уметь объяснить основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основные тенденции мирового экономического развития, особенность экономических процессов в России.
Уметь анализировать экономические процессы в России и за рубежом, использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ экономической информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала. Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Содержательное наполнение предлагаемой программы строится с учетом того, что экономические знания являются одной из составляющих обществоведческих знаний в целом и опираются на знания, полученные в процессе изучения всех других составляющих.
Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практическими частями на основе принципа дополняемости: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, относящимся к анализу ограниченности и проблемы выбора, теории рынков и рыночного равновесия, методам государственного регулирования экономических процессов. Выделенные темы прежде всего обеспечивают формирование методологической основы анализа конкретных экономических процессов, развития навыков принятия рациональных решений.
Содержание предлагаемой программы, ее объем и характер обуславливают необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус внеаудиторной (самостоятельной) работы, которая, наряду с лекционными и практическими занятиями, становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.
Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
по очной форме обучения
Факультет/
направление
| Название дисциплины
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| История
|
| Лекции
| 34
| 51
| 10
| Актуальные проблемы мировой экономики на современном этапе
| Практические/семинарские
| 20
|
| 10
|
| Лабораторные
|
|
|
|
| Консультации
|
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
10
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 54
| 51
| 105
| по очно-заочной форме обучения
Факультет/
направление
| Название дисциплины
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| История
|
| Лекции
| 20
| 78
| 10
| Актуальные проблемы мировой экономики на современном этапе
| Практические/семинарские
| 7
|
| 10
|
| Лабораторные
|
|
|
|
| Консультации
|
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
|
| Итоговый контроль
зачет
Экзамен
|
|
|
10
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 27
| 78
| 105
| по заочной форме обучения
Факультет/
направление
| Название дисциплины
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| История
|
| Лекции
| 18
| 87
| 10
| Актуальные проблемы мировой экономики на современном этапе
| Практические/семинарские
|
|
| 10
|
| Лабораторные
|
|
|
|
| Консультации
|
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
|
| Итоговый контроль
зачет
Экзамен
|
|
|
10
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 18
| 87
| 105
|
Содержание дисциплины
по очной форме обучения
Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
п/п
|
Название тем
|
Всего
часов
| В том числе
|
лекции
| Семинарские занятия
| самостоятельная работа
| Раздел I Структура мировой экономики
| 1.
| Мировая экономика и международные экономические отношения
| 12
| 4
| 2
| 6
| 2.
| Ресурсный потенциал мировой экономики и отраслевая структура мирового хозяйства.
| 11
| 4
| 1
| 6
| 3.
| Развитые страны в мировой экономике.
| 11
| 4
| 1
| 6
| 4.
| Страны с переходной экономикой.
| 11
| 4
| 1
| 6
| 5.
| Развивающиеся страны.
| 11
| 4
| 1
| 6
| Раздел II. Теория и практика международных экономических отношений
| 6.
| Международная торговля и торговая политика
| 11
| 4
| 1
| 6
| 7.
| Международное движение капитала
| 11
| 4
| 1
| 5
| 8.
| Международная миграция рабочей силы.
| 10
| 3
| 1
| 5
| 9.
| Международная валютная система.
| 10
| 3
| 1
| 5
| Всего:
| 105
| 34
| 20
| 51
| по очно-заочной форме обучения (если читается на вечерней форме обучения тоже)
Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
п/п
|
Название тем
|
Всего
часов
| В том числе |
лекции
| Семинарские занятия
| самостоятельная работа
| Раздел I Структура мировой экономики
| 1.
| Мировая экономика и международные экономические отношения
| 14
| 4
| 1
| 9
| 2.
| Ресурсный потенциал мировой экономики и отраслевая структура мирового хозяйства.
| 12
| 2
| 1
| 9
| 3.
| Развитые страны в мировой экономике.
| 12
| 2
| 1
| 9
| 4.
| Страны с переходной экономикой.
| 12
| 2
| 1
| 9
| 5.
| Развивающиеся страны.
| 12
| 2
| 1
| 9
| Раздел II. Теория и практика международных экономических отношений
| 6.
| Международная торговля и торговая политика
| 12
| 2
| 1
| 9
| 7.
| Международное движение капитала
| 11
| 2
| 1
| 8
| 8.
| Международная миграция рабочей силы.
| 10
| 2
|
| 8
| 9.
| Международная валютная система.
| 10
| 2
|
| 8
| Всего:
| 105
| 20
| 7
| 78
| Содержание дисциплины по заочной форме обучения (если читается на заочной форме обучения тоже):
1.Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
п/п
|
Название тем
|
Всего
часов
| В том числе |
лекции
| Семинарские занятия
| самостоятельная работа
| Раздел I Структура мировой экономики
| 1.
| Мировая экономика и международные экономические отношения
| 12
| 2
|
| 10
| 2.
| Ресурсный потенциал мировой экономики и отраслевая структура мирового хозяйства.
| 12
| 2
|
| 10
| 3.
| Развитые страны в мировой экономике.
| 12
| 2
|
| 10
| 4.
| Страны с переходной экономикой.
| 12
| 2
|
| 10
| 5.
| Развивающиеся страны.
| 12
| 2
|
| 10
| Раздел II. Теория и практика международных экономических отношений
| 6.
| Международная торговля и торговая политика
| 12
| 2
|
| 10
| 7.
| Международное движение капитала
| 11
| 2
|
| 9
| 8.
| Международная миграция рабочей силы.
| 11
| 2
|
| 9
| 9.
| Международная валютная система.
| 11
| 2
|
| 9
| Всего:
| 105
| 18
|
| 87
|
Содержание разделов дисциплины.
Тематический план лекций для очной формы обучения
Раздел I. Структура мировой экономики
Мировая экономика и международные экономические отношения
Понятие мировой экономики и основные виды международных экономических связей. Международная торговля товарами и услугами. Международное движение капиталов и инвестиций. Международная миграция рабочей силы. Международные валютно-расчетные отношения. Основные этапы и тенденции развития мировой экономики. Структура мировой экономики и основные субъекты мировых экономических отношений. Развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Международные экономические организации. ТНК и их роль в современной мировой экономике.
Ресурсный потенциал мировой экономики и отраслевая структура мирового хозяйства
Природные ресурсы мировой экономики: распределение между странами и регионами мира и перспективы использования. Трудовые ресурсы. Трудоспособное население, его распределение между странами и регионами мира. Эффективность использования трудового потенциала. Отраслевая структура мирового хозяйства и основные тенденции ее эволюции. Первичный, вторичный и третичный сектора мировой экономики.
Развитые страны в мировой экономике
Общая характеристика группы развитых стран и их роли в мировой экономике. Страны «семерки» и их ведущая роль в экономике развитых стран и всего мира. Экономика США – крупнейшая национальная экономики мира. Ее структура и конкурентные преимущества. Экономика Канады и ее взаимосвязь с американской экономикой. Экономика Евросоюза – ее структура и специфика. Экономика Японии.
Страны с переходной экономикой
Основные типы и модели системах преобразований в странах с переходной экономикой. Градуализм и «шоковая терапия». Экономика России: результаты экономических преобразования и роль в современной системе международных экономических отношений. Страны СНГ и Балтии: общие черты и специфика вхождения в мировую экономику. Экономика стран Центральной и Восточной Европы. Экономика Китая, ее двухсекторная природа и перспективы развития.
Развивающиеся страны
Общая характеристика группы развивающихся стран. Новые индустриальные страны и специфика их экономического развития. Импортзамещение и экспортная ориентация: проблемы и противоречия. Страны-энергоэкспортеры их специфика и роль в мировой экономике. Наименее развитые страны и экономические и общегуманитарные проблемы их развития..
Раздел II. Теория и практика международных экономических отношений
Международная торговля и торговая политика
Теории абсолютных и сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо. Теория факторных преимуществ Э. Хекшера и Б. Олина. Внутриотраслевая торговля и эффект масштаба. Сущность, цели и задачи торговой политики государства. Методы регулирования экспорта. Методы регулирования импорта. Свободная торговля и протекционизм: аргументы за и против. Специфика торговой политики различных стран. Всемирная торговая организации: основные принципы функционирования. Региональные структуры, регулирующие мировую торговлю.
Международное движение капитала
Международное движение инвестиций. Международный кредитный рынок. Проблема внешней задолженности и система международной финансовой помощи. Проблема привлечения иностранных инвестиций на «нарождающиеся рынки». Прямые иностранные инвестиции в экономике России. Воздействие прямых иностранных инвестиций на экономики развивающихся стран. Финансовые кризисы в России и странах Юго-Восточной Азии. Проблемы реструктуризации внешней задолженности России.
Международная миграция рабочей силы
Понятие, виды и масштабы международной миграции рабочей силы. Международный рынок труда и направление основных миграционных потоков. Россия в системе международной миграции. Миграция трудовых ресурсов из России и привлечение зарубежной рабочей силы в российскую экономику. Проблема «утечки мозгов» из развивающихся и постсоциалистических стран.
Международная валютная система
Понятие валютного курса. Номинальный и реальный курс. Системы фиксированного курса. Система плавающего курса. Валютный курс в системе макроэкономических показателей. Формирование мировой валютной системы. Золотой стандарт: его формирование, эволюция и разрушение. Бреттон-вудская валютная система: принципы ее функционирования и причины распада. Современная система плавающих курсов мировых валют. Мировой валютный рынок. Международные финансовые организации и их роль в функционировании мировой валютной системы.
|