Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2





Скачать 209.65 Kb.
НазваниеОбщая характеристика конкуренции 5 Глава 2
Дата публикации05.11.2014
Размер209.65 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика конкуренции 5

Глава 2. Виды конкуренции и их проявление в современном мире 11

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться).

Под конкуренцией в нашем реферате мы будем понимать соперничество, соревнование людей, групп, организаций, а также товаров и услуг в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной сфере.

Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (экономика, политика, спорт, наука и т.д.). Конкурируют между собой цивилизации и континенты, страны и политические системы, компании и отдельные департаменты внутри компаний, люди, а также компьютерные программы за ресурсы процессора. Причем, особенную ценность для общества имеет не стихийная (дикая) конкуренция, а регламентированная специальными нормами и правилами (конкурентным законодательством).

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Сейчас же в современном мире конкурентная борьба является крупномасштабным явлением, которое характерно как для России, так и для всех остальных стран мира. В свете этих событий исследование конкуренции и ее видов в современных условиях является, несомненно, актуальной целью. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  • дать общую характеристику конкуренции;

  • выявить виды конкуренции и их проявление в современном мире.

Что и предопределило структуру работы – реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В качестве информационной базы для нашего реферата мы задействовали такие нормативные источники, как Федеральный закон по заданной теме и Уголовный кодекс РФ. Также были использованы статьи по интересующей нас теме таких авторов, как Серегин, Д.И., Тотьев К.Ю., Воронов А. и др. и книги Юданова А.Ю., Философовой Т.Г., в которых исследователи рассматривают понятие конкуренции, ее формы, виды на примере международной и отечественной практики.


Глава 1. Общая характеристика конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции», «конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61763].

Основными функциями конкуренции стоит считать:

  • «обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя;

  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров» [5; С. 267].

Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция «выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства» [6; С. 11]. Он делится на четыре фазы:

  • внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

  • роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

  • зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

  • старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в течение XX столетия явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах — не только в обрабатывающих отраслях, но и — во все возрастающих размерах — также в сфере услуг. Теперь конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

Капитал переходит из страны в страну, причем в те страны, которые заслуживают доверия с точки зрения предоставления кредитов и возможности которых не ограничены собственными средствами.

Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Появляется возможность специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где отечественные фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым они уступают зарубежным.

В зарубежной литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. «Критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне предприятия, отрасли, национального хозяйства, отдельного региона, несомненно, имеют свою специфику. Проще всего понятие конкурентоспособности поддается осмыслению на уровне предприятия. Обычно конкурентоспособным считается предприятие, которое, осуществляя свою деятельность в условиях открытых рынков, способно длительное время оставаться прибыльным» [9; С.291]. Этот вид конкуренции также всячески поддерживается в России. Процитируем статью 178 УК РФ (22 глава), в которой провозглашается о том, что «недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового» [http://www.consultant.ru/popular/ukrf/]. В Примечании сказано: «Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей» [http://www.consultant.ru/popular/ukrf/]. Далее следуют уточнения по срокам и штрафам.

Также в РФ существует антимонопольное законодательство, которое, как закреплено во второй статье Федерального Закона «О защите конкуренции», «основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона». Статья 3 же провозглашает: «Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Положения настоящего Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения достигнуты и действия совершены в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов или в отношении акций (долей) хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации или оказывают иное влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации».

Как видим, в Федеральном Законе говорится о конкурентоспособности и на макроуровне, которая отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, главным образом в сфере международной торговли, и одновременно ее способность укреплять эти позиции. Это главный, но не единственный аспект понятия конкурентоспособности национального хозяйства. Зарубежные исследователи настаивают на том, что страну можно квалифицировать как конкурентоспособную, если она к тому же может «наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость, реальные доходы граждан. Под конкурентоспособностью национальной экономики (КНЭ) понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но это лишь одна, притом наиболее видимая сторона понятия.

КНЭ — это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества; это и способность государства обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики, а соответственно и материальное благосостояние членов общества, не уступающее «мировым стандартам» [1; С. 23]. Иначе говоря, чтобы достичь состояния КНЭ, необходимо создать конкурентоспособное общество. Именно в этом смысле за последнее время утверждается понятие «конкурентоспособность страны».

Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции - с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкурентной борьбы. Они должны постараться понять и овладеть этим искусством.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны.

Глава 2. Виды конкуренции и их проявление в современном мире

Стоит различать следующие формы конкуренции:

  • функциональная (это конкуренция определенного товара);

  • видовая (по цене и качеству);

  • межфирменная (среди отдельных предприятий, фирм);

  • внутриотраслевая и межотраслевая.

Рассмотрим возможные виды конкуренции, представленные в схеме 1.

Схема 1

Виды конкуренции

Виды конкуренции

По методам

осуществления

По отраслевой

принадлежности

По степени свободы

ценовая

неценовая

внутриотраслевая

межотраслевая

совершенная

несовершенная
Таким образом, по методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под «названием «война цен». В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта» [3; С. 12].

По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Рынки несовершенной конкуренции подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции:

  • «рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция, главным образом, отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров» [4; C. 6];

  • рынок олигополии, на котором небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;

  • рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.

На рынке совершенной конкуренции функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

В таблице 1 приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.

Таблица 1

Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип товара

Одинаковые изделия

Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые или различные изделия

Уникальный товар, не имеющий заменителей

Доля рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует в узких рамках

Большая

Максимальная


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Барьеры для входа в отрасль

Отсутствуют

Существуют, и сравнительно легко преодолеть

Существуют, и преодолеть их трудно

Существуют, и преодолеть их часто невозможно

Примеры

Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д.

Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д.

Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)

На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Идеально конкурентный рынок предполагает, что: а) все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.

Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, как показано на рисунке 1. Экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса.

Рисунок 1

Графическое выражение спроса конкурентной фирмы

Dотр – кривая отраслевого (рыночного) спроса;

D – кривая спроса на продукцию фирмы – совершенного конкурента

Dотр

D

Рыночная цена равновесия (Pe)

Количество товара (Q)

Цена

(P)


Борьба между фирмами за увеличение объёма своих продаж носит преимущественно ценовой характер, то есть основывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию ведёт при прочих равных условиях к увеличению цены спроса на неё) и проявляется в установлении фирмой цены предложения ниже рыночного уровня.

Если выполняются все перечисленные выше условия, то предложение на рынке является конкурентным, а фирмы-производительницы ведут себя как совершенные конкуренты. Если же помимо этого не только продавцы, но и покупатели хорошо информированы, действуют независимо и объём покупок каждого столь мал, что решение одного покупателя о приобретении данного товара не влияет на рыночные цены, мы говорим о совершенно конкурентном рынке.

На практике лишь ограниченное число отраслей могут считаться конкурентными в том смысле, что фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и может свободно входить в дело и легко выходить из него. Такими примерами могут являться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг.

Тем не менее, анализ совершенно конкурентного рынка необходим, ибо, во-первых, во многих отраслях фирмы действуют в условиях, близких к конкурентному, и для оценки степени конкурентности реального рынка необходимо иметь идеальную модель, своего рода эталон, во-вторых, модель совершенной конкуренции, как и всякая модель, будучи упрощённым изображением экономической действительности, позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма в его наиболее чистом виде.

Конкурентная экономика стремится использовать ограниченные ресурсы таким образом, чтобы получить максимальное удовлетворение потребностей. Эффективное использование ограниченных ресурсов предполагает:

а) эффективность распределения ресурсов;

б) производственную или технологическую эффективность.


P

МС
Эффективное распределение ресурсов – это такое их распределение между фирмами и отраслями, которое позволяет получить весь необходимый обществу ассортимент товаров. Это возможно тогда, когда производство каждого товара будет осуществляться до той точки, в которой Р = МС. Мы изобразили эту ситуацию на рисунке 2.

Рисунок 2

Эффективность распределения ресурсов


Р




Q




Q0

0


Уровень цены показывает общественную меру относительной предельной ценности данного товара, а предельные издержки измеряют относительную ценность альтернативных товаров. Производство ниже этой точки (P > MC) означает недополучение прибыли для производителя и недовложение ресурсов в производство данного товара с точки зрения общества. Производство выше этой точки (P < MC) означает избыточное вложение ресурсов в производство данного товара и отказ от производства альтернативных товаров.

Производственная эффективность требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом. Поэтому фирма должна использовать наилучшую технологию для того, чтобы в долгосрочном периоде производить на уровне min AC. Следовательно, производственная эффективность обусловлена равенством Р = АС.

Конкуренцию также можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

  • повышение качества продукции,

  • снижение цен («война цен»),

  • реклама,

  • развитие до- и послепродажного обслуживания,

  • создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» трактует понятие «недобросовестная конкуренция» как: «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» [http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61763].

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона:

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

К методам недобросовестной конкуренции относятся:

  • «экономический (промышленный шпионаж);

  • подделка продукции конкурентов;

  • подкуп и шантаж;

  • обман потребителей;

  • махинации с деловой отчетностью» [7; C. 18];

  • валютные махинации;

  • сокрытие дефектов и т.д.



Заключение

Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций, таких как обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей и др. Виды конкуренции чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция).

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой — к объединению усилий в конкурентной борьбе. И как любое явление она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создаётся большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

К негативным чертам можно отнести: «победу» одних, «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерную эксплуатацию природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу экономики – эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев, М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев,Л. Мясникова // Вопросы экономики. - 2005. - №4. – С. 23

  2. Волкова, Л. Конкуренция и колесо рыночных изменений / Л. Волкова // Практический маркетинг. - 2005. - №6. – С.

  3. Воронов, А. Формы и методы неценовой конкуренции в современных условиях хозяйствования / А. Воронов,К. Гусько // Маркетинг. - 2005. - №3. – С. 12

  4. Жигун, Л.А. Особенности механизма регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках/ Л.А. Жигун // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №4. – С. 6

  5. Журавлева, Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 505 с.

  6. Салимжанов, И.К. Конкуренция и ценообразование / И.К.Салимжанов// Финансы. - 2005. - №9. – С. 11

  7. Серегин, Д.И. Защита от недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав / Д.И.Серегин// Имущественные отношения в РФ. – 2005 - №10 – С. 18

  8. Тотьев, К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учебник / К.Ю. Тотьев.- М.: РДЛ, 2000. -352 с. - ISBN 5-93840-001-5.

  9. Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой.— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2008. — 296с. —ISBN 978-5-238-01452-4.

  10. Юданов, А.Ю. Конкуренция: Теория и практика: учебно-практическое пособие / А.Ю. Юданов. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Тандем, 1998. - 382с. - ISBN 5-89334-027-2.



Интернет - ресурсы

www.krugosvet.ru — статья «Конкуренция экономическая»

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=af764f11-a250-4544-8eae-7578c551e5b5 – статья «Какие бывают виды конкуренции»

http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ - Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61763 - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом последних изменений и дополнений, внесенных федеральными законами от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ и 173-ФЗ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconСодержание Введение Раздел Теоретические основы налогообложения Глава...
Общая методика исчисления налогов и сборов Глава Характеристика налогов России
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При работе над пособием использованы тексты и научно-методические материалы: Братченко С. Л. (глава 3), Галактионовой Т. Г. (глава...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconО защите конкуренции
...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconХарактеристика учителей по категориям
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconУрок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс...
Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconПрограмма развития конкуренции в Российской Федерации оглавление
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconОсновная образовательная программа 4 Нормативные документы для разработки...
Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования 5
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconЭкзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные...
Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconОбзо р состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности финляндии
Общая информация о Финляндии (политическое устройство, общая характеристика экономики)
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconКраткая характеристика и содержание курса «английский в фокусе» 5-9...
Программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconПлан введение Глава I. Характеристика спортивных игр, как средство...
Роль баскетбола в развитии физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconТемы по физиологии на 4 семестр 8
Общая характеристика системы пищеварения; сравнительная характеристика полостного и пристеночного пищеварения; пищеварение в различных...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconО программе развития конкуренции в республике бурятия на 2010 2012 годы
В целях развития конкуренции, создания конкурентной среды в отдельных видах экономической деятельности и реализации распоряжения...
Общая характеристика конкуренции 5 Глава 2 iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины (модуля) является изучение исторически различных теорий конкуренции, а также ее развитие в современной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск