Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/15
Дата публикации08.04.2014
Размер2.77 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Толерантность: путь к развитию

Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, училищ, колледжей и техникумов.
Авто-составитель: доктор педагогических наук, профессор Казакова Е.И.
При работе над пособием использованы тексты и научно-методические материалы: Братченко С.Л. (глава 3), Галактионовой Т.Г. (глава 5), Кудриной А.Н. (глава 4, глава 8).
Введение.
Уважаемые педагоги и учащиеся.

Группа авторов предлагает Вашему вниманию учебное пособие к надпредметной образовательной программе для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, студентов техникумов и колледжей. В центре нашего рассмотрения одна из самых актуальных проблем современности: проблема формирования культуры мира и толерантности.

Наше пособие разработано в рамках реализации Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (Программа «Толерантность). Оно входит в комплекс учебно-методических пособий, каждое из которых адресовано определенной целевой аудитории: учащимся младших классов, учащимся основной школы, старшеклассникам и студентам колледжей и техникумов, студентам вузов, учителям и преподавателям.

Предлагаемое Вам пособие – дополняет курсы «Обществознание» и «Безопасность жизнедеятельности человека». Оно может быть использовано на уроках или стать предметом обсуждения во время классных часов, на факультативных занятиях.

Для успешного его усвоения важно понять главное: толерантность нельзя «выучить» как предмет; ее нельзя сформировать извне, но к ней можно придти самостоятельно в диалоге и партнерстве:

- с текстом учебного пособия;

- с одноклассниками;

- с педагогами;

- с самим собой.

Именно поэтому мы не столько излагаем для вас те или иные позиции, сколько предлагаем материал для самостоятельного осмысления.

Для нас очень важно, чтобы к пониманию толерантности вы пришли в процессе совместной работы, анализируя тексты и выполняя задания из пособия.

Предлагаемое пособие для многих из вас может стать путеводителем или программой по самообразованию. Для того чтобы процесс освоения вами нового содержания был эффективен – внимательно познакомьтесь со структурой пособия и методами работы с ним.

Пособие состоит из ведения (которое Вы сейчас читаете), 9-ти глав и списка литературы.

Для авторов пособия представлялось важным предоставить вам возможность познакомится с рядом блестящих работ, принадлежащих перу современных философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. Мы исходим из убеждения, что современный образованный человек обязательно должен читать и самостоятельно анализировать аутентичные (не обработанные, не упрощенные) научные и научно-публицистические тексты. Большинство статей включено в наше пособие в виде фрагментов; те же из вас, кто заинтересуется предлагаемыми текстами – могут прочитать их полностью, ориентируясь на предложенный в пособие список Литературы. Обратите внимание, в список включены только те материалы, фрагменты из которых введены в состав пособия. Более широкий список источников по проблеме толерантности вы можете найти в пособии для педагогов и студентов вузов (автор-составитель А.Ю.Сунгуров).

Каждая глава пособия содержит в себе несколько структурных элементов:

- цели и задачи, которые целесообразно ставить перед собой при изучении данного раздела;

- вопросы, на которые мы предлагаем вместе найти ответ;

- ключевые понятия, без освоения которых понимание содержания не представляется возможным;

- информация по проблеме, описание фактов, формулировка закономерностей, аргументированное выражение тех или иных идей;

- проблемные ситуации (или кейсы, как принято говорить сейчас);

- задания (проблемного или репродуктивного характера);

- описание методов и методик, которые могут быть реализованы в деятельности;

- фрагменты текстов и задания по их анализу;

- выводы к главе.
Многие задания диктуют определенный формат отчета. Познакомьтесь с информацией о методах работы и описанием каждого формата письменного или устного представления результата выполнения задания. Заметим, что предложенные виды заданий помогут вам освоить учебные приемы, актуальные для развития собственной учебной эффективности.

Основной формат связан с заданием – прочитать текст и найти в нем ответ на вопрос. Это репродуктивное задание, ориентированное на развитие «внимательного и понимающего» чтения текста. Задание может быть выполнено устно, письменно или с помощью тех или иных маркеров. По сути – предполагается, что учащийся сможет ответить на вопрос путем прямого цитирования текста.
Все остальные задания предполагают реализацию определенной продуктивной учебной культуры.

Эссе (франц. «Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского «exagium» – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

- временем, которое на него тратится;

- умением строить логичные композиции;

- художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста ит.д.

Для написания эссе можно предложить 5 или 10 минут и тогда эссе будет содержать не больше 200 знаков (один или два абзаца); эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время и содержать до 5 000 знаков (одна или две страницы).

В некоторых заданиях предлагается - заполнить ту или иную таблицу. Таблица – простейшая форма анализа и установления взаимосвязей и взаимозависимостей между различными элементами. Построение таблиц способствует формированию культуры структурирования текста.

Еще один значимый учебный формат – кластер. Кластер (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста. Вокруг необходимо «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).








Эффективность групповых занятий чаще всего зависит от качества учебной дискуссии. Для подготовки к дискуссии учащимся предлагается сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу в виде одного или нескольких утверждений (тезисов). Тезис (с греческого Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена или опровергнута); кратко сформулированные основные положения текста, доклада и т.д. Метод опровержения – построение антитезиса и попытка доказать его истинность. Для того чтобы продемонстрировать убедительность своей позиции учащимся предстоит научиться выдвигать аргументы. Подготовка к такой дискуссии должна включать в себя как формулировку тезиса и аргументов к нему, так и антитезиса (и возможных аргументов).

Еще один вид задания связан с логическим раскрытием метафор или, наоборот, построением метафор к тому или иному фрагменту текста. Метафора (с греческого methaphora - перенос) – оборот речи, заключающий скрытое уподобление; образное сближение слов на базе из переносного значения

Ни урок, занятие, ни один семинар не может обойтись без дополняющих текст выступлений, выражающих собственные позиции участников или представляющих новый материал, Подготовка к таким выступлениям может включать в себя создание тезисного плана или построения компьютерной презентации.

Большинство заданий приглашает читателя к активному диалогу с текстом, предлагает выразить свое согласие или несогласие с авторской позицией, сформулировать свою точку зрения. Эта часть работы кажется нам наиболее важной и именно она в наибольшей степени способствует становлению нравственной позиции, столь значимой в процессе развития толерантности.

При выполнении заданий важно придерживаться принципа: текст должен порождать текст, наш опыт показывает, что учебным ответом на чтение должно становится письмо; иначе говоря – очень важно придерживаться требования письменно фиксировать как ход подготовки к занятию, так и ход самого занятия.

Мы предложили к каждой главе пособия несколько избыточное число заданий. Учитель и ученики имеют право выбрать те из них, которые им покажутся наиболее актуальными и интересными. Мы будем признательны за отзывы о дидактическом инструментарии и за дополнения к новым версиям учебных пособий.

Обращение к преподавателю, сопровождающему работу учащихся с текстом.

Этот раздел рабочей тетради в большей мере обращен к преподавателю, позиция которого по отношению к данному виду учебной работы определена как тьюторское сопровождение. Однако знакомство с этим разделом может быть полезно и для самих учащихся.

Что такое тьюторское сопровождение процесса освоения учебного пособия?

Начнем с понятия - сопровождение? Термин этот совсем недавно вошел в образовательную практику, однако это понятие базируется на важнейшем постулате современной образовательной парадигмы: ценность процесса образования определяется тем развивающим эффектом, которым он обладает в отношении обучающихся лиц. И здесь мы снова должны вернуться к положению, которое уже вводили в самом начале представления пособия – процесс развитии тем более эффективен, чем выше активность ученика.

Итак, в образовательном процессе ученик ставит перед собой цели, осваивает методы, содержание образования, оценивает полученные результаты. На каждом из этих шагов могут встретиться проблемы, которые трудно решить без посторонней помощи. Так вот сопровождение и предполагает оказание помощи тому, кто действует и испытывает в процессе деятельности (в нашем случае – учебной) затруднения. Иначе говоря, под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора.

С какими проблемами могут столкнуться обучающиеся в образовательном процессе:

- с ценностными противоречиями, в неготовностью принять ведущие идеи пособия;

- с противоречиями личного опыта и излагаемого содержания;

- с выбором заданий (какие задания и в какой последовательности выполнять);

  1. со сложностями текста или задания (не понятно содержание, не ясен – метод работы и т.д.);

  2. межличностные проблемы, например, в группе складывается неблагоприятный климат, какой- либо член группы «тянет одеяло на себя» или излишне агрессивен, пассивен и т.д.;

  3. с проблемами самооценки;

  4. с проблемами переноса полученных знаний в практическую плоскость и др.

Все эти проблемы могут помещать эффективному освоению содержания пособия. Что же может и должен сделать педагог, осуществляя сопровождение учащихся? Заметим, что сопровождение - это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций: проблема диагностируется; собирается информация о возможных путях решения проблемы; вместе с учеником вырабатывается план решения проблемы; оказывается первичная помощь в ходе реализации плана.

Педагогу важно помнить, что сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение актуальных образовательных проблем.

Как оно осуществляется на практике? В теории выделяют два основных пути тьюторского сопровождения, которые состоят в разработке и реализации системно-ориентированных и индивидуально-ориентированных программ.

Что такое системно-ориентированные программы? В нашем случае это методика, направленная на всю группу целиком, которая предназначена для того, чтобы предупредить возникновение проблем или решить те проблемы, которые носят массовый характер.

Индивидуально-ориентированные действия педагога направлены на помощь кому-либо из читателей в решении тех проблем, которые у него возникли.

Если же от теории перейти к практике работы, то педагогу предстоит:

- создать условия для работы группы в рамках данной программы (обеспечить группу всеми необходимыми ресурсами);

- познакомить группу с содержанием пособия, в случае необходимости помочь совершить индивидуальный выбор моделей;

- помочь группе освоить основные учебные методы работы с пособием;

- заботиться об эмоциональном климате и рабочей атмосфере в группе;

- организовать работу группы и каждого слушателя в отдельности с пособием и учебными заданиями, содержащимися в ней;

- проводить групповые дискуссии, дополнять предложенные форматы собственными разработками;

- консультировать учащихся при выполнении заданий;

- оказывать индивидуальную помощь и поддержку обучающимся как учебного, так и психологического характера.

Важнейшей составляющей нашего пособия являются аутентичные тексты, посвященные проблемам толерантности.

Что значит квалифицированно прочитать и освоить научный текст?

Для ответа на заданный вопрос – необходимо задать себе еще один – промежуточный – о структуре любого учебного текста. Очевидно, что учебный научный текст, представляя собой сложную систему, должен обладать и структурой. Существует множество подходов к описанию текстовых структур, мы выделим лишь два основных, актуальных для анализа данной монографии.

Когда ребенок только учится читать – учитель объясняет ему, что любой текст может быть разбит на фрагменты, ребенок осваивает сложное искусство «озаглавливания текста», создание номинативного плана, плана в вопросной форме, некоторые даже поднимаются до вершин тезисного планирования. Все это – элементы структуры текста. К сожалению – при переходе в среднюю школу – эти важнейшие навыки структурирования отходят на задний план и, за невостребованностью, часто теряются. Та же самая задача содержательного структурирования становится непреодолимой преградой для ученика старшего класса, абитуриента вуза, иногда - и для студентов. Дидакты отмечают, что у большого числа взрослых испытуемых не сформирован навык анализа текста с точки зрения выделения наиболее важных элементов его структуры. Точнее – многие обучающиеся каждый новый текст воспринимают как новую задачу и изобретают соответствующие методы его исследования. Может быть, с точки зрения развития креативности такое изобретательство и имеет смысл, но с точки зрения рационализации работы с большими объемами информации - абсолютно неразумно.

Итак, текст – это система, как говорили древние – «овладеть системой – это овладеть ее структурой». Какие элементы структуры должны уметь вычленять наши учащееся в процессе работы с учебно-методическим комплексом?

Ключевые понятия. Каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое» введен для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Собственно именно поэтому – ключевые понятия выделены в наших пособиях в отдельную группу единиц информации, работе с ключевыми понятиями посвящены и специальные задания в рабочей тетради. Ключевых понятий не может быть много, глава (как и лекция) не должна содержать больше ключевых понятий, чем способен одновременной воспринять человек (5-9 единиц). Так как все наши тексты посвящены социо-гуманитарным проблемам, то в них мы часто будем встречаться с ситуациями, когда то или иное понятие, не отнесенное автором к ключевым, может вызвать неоднозначное толкование в аудитории. Что делать в данном случае тьютору (преподавателю, организующему работу)? Ответ на данный вопрос определяется только наличием или отсутствием временного ресурса. Спор «по понятиям» считается в современной дидактической практике одним из самых непродуктивных. В таких ситуациях имеет смысл: обратиться к словарю; принять за основу ту трактовку понятия, которую предлагает один из участников дискуссии; заменить «неудобное слово» на другое, вызывающее большую согласованность; ввести собственную версию. Заметим, все эти действия не могут иметь отношения к ключевым понятиям, специально оговоренным авторами. Тщательная работа с ключевыми понятиями тем важнее, чем ближе к области действия права и правовых норм – мы находимся.

Какая работа с ключевыми понятиями может быть предложена тьютором аудитории?

До прочтения текста пособия можно предоставить аудитории перечень ключевых понятий главы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.

Можно предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок ближе содержанию главы.

Полезным представляется задание увязывания понятий в единый кластер, то есть схему взаимосвязи.

Факты, описания явлений. Текст может содержать описание того или иного явления, в нем может быть изложен значимый факт. Рассмотрим фрагмент текста. «Понятие сопровождение введено в российских образовательный контекст в 1993 году на первой российско-фламандской конференции по проблемам специального образования. Собственно – термин оказался столь удачен, а метод эффективен, что первая всероссийская конференция специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития детей уже объединила представителей 64 территорий страны». Какого рода фактологическую информацию может извлечь внимательный читатель из этого текста? Год введения термина в педагогический словарь страны, указание на проведение первой всероссийской конференции (видимо были и последующие…), упоминание о сотрудничестве России и Фландрии в названной области. Каждый из этих фактов может остаться просто «меткой в памяти», а может стать поводом для последующих размышлений и поиска информации, если будут поддержаны соответствующими вопросами или заданиями.
3. Идеи, законы, закономерности. Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть строго аргументированы, могут быть проиллюстрированы примерами, могут быть приведены без дополнительной аргументации. Мера доказательности, строгости в изложении определяется общими задачами текста и его природой. Если текст представляет собой научную статью, цель которого обоснования нового закона, то он должен содержать доказательства в обязательном порядке. В остальных случаях автор волен сам выбирать характер аргументации: «как всем известно», «введено автором таким-то», «простейшие логические рассуждения показывают», «попробуем применить названный закон на практике».

Мы не утверждаем, что каждый раз читатели должны проводить подробный анализ способа аргументации, но иметь представления о нем достаточно важно.

В ряду заданий, которые могут быть предложены педагогом в помощь обучающимся, можно выделить два: работу с тезисами и антитезисами; построение логических схем и конспектов. О формах графической обработки текстов мы поговорим позднее, сейчас же – несколько слов о тезисах и антитезисах.

Как ни странно – при всей очевидности – задание сворачивания текста до тезисного плана оказывается для участников образовательного процесса одним из самых трудных. Очень часто происходит подмен тезисов – назывными предложениями или пересказом содержания.

Тезис (с греческого Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена или опровергнута); кратко сформулированные основные положения текста, доклада и т.д.

Таким образом - тезисное изложение текста – это краткое изложение текста, его сухой остаток. Проще говоря – прочтение тезисного плана должно давать читателям полное представление о сущности, обсуждаемых положений. Тезис можно попытать опровергнуть или утвердить. Метод опровержения – построение антитезиса и попытка доказать его истинность.

Среди важных и полезных заданий, связанных с освоением теоретического содержания теста выступает так называемых метод «логических цепочек», когда обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность, может быть – за счет введения дополнительного тезиса.

4. Методы. В нашем пособии вопросам методологии уделяется серьезное внимание. Важно отметить, что изложение методов представлено практически в каждом учебном тексте, который предстоит изучать нашим ученикам. Мы уже описывали – методы доказательства, аргументации, выделяли дидактические методы. На что имело бы смысл обратить педагогу при работе с такой структурной единицей текста – как метод? Метод (от греческого – methodos) – способ познания, прием, способ или образ действия.

При характеристике того или иного метода очень важно ответить на следующую группу вопросов:

- к решению какого класса задач относится данный метод, какие аналогичные методы нам известны;

- в чем сущность метода, его «ядро»;

- какова последовательность действий при применении метода;

- обладает ли метод алгоритмической природой, какова мера свободы в применении метода;

- какие отклонения от метода гарантированно снижают его эффект;

- в каком случае мы можем судить об эффективной работе метода.

Какие задания способствуют освоению методов? Мы уже перечислили ряд вопросов, которые могут стать содержанием групповой дискуссии по «проблеме метода». Конечно, наиболее целесообразным заданием является отработка метода по отношению к задачам, актуальным для учащихся.

5. Любой научный текст чаще всего начинается с постановки цели и завершается формулировкой выводов. Выводы, в данном случае, несут в себе несколько «дидактических нагрузок». Они служат организации текста, автор проверяет сам себя – удалось ли решить все поставленные задачи. Они помогают читателю еще раз зафиксировать в создании содержании прочитанного. Выводы легко могут выполнить роль тезисного изложения текста.

Какие задания могут быть предложены читателям на основе выводов, предложенных в тексте? Учащимся может быть предложено раскрыть один из выводов (по собственному выбору или выбору педагога)? Сформулировать собственную систему выводов? Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями? В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.

6. Еще несколько слов – о таких структурных элементах – как примеры и метафоры. Существует немало приемов «заботы о читателе», иначе говоря – автор даже самого сухого научного текста стремится быть понятным. Что уж говорить о жанре учебной литературы? Примеры, иллюстрации, метафоры, образы - все это приемы заботы об адекватности восприятия, о сохранении интереса, о достижении убедительности за счет красоты языка.

Мы уже упоминали ранее, что Метафора (с греческого methaphora перенос) – оборот речи, заключающий скрытое уподобление; образное сближение слов на базе из переносного значения. Мастера организации работы с текстами любят предлагать обучающимся задания, связанные с поиском метафор в тексте или построением собственных метафор при изложении взглядов и позиций. Философы утверждают, что современный взрослый человек в своем мышлении оперирует целым слоем метафор, речь идет о – так называемом – метафорическом сознании, о построении метафорических мостов. Согласитесь, что метафора «мост» продуктивна для образовательного процесса. Попробуйте с участниками образовательного процесса выстроить систему своих, удобных для этой конкретной аудитории метафор, вы будет вознаграждены и интересом ваших учеников и большим понимаем сущности изучаемого.

Итак _ подведем промежуточные итоги. Основным методом работы с пособием является изучение текста и выполнение ряда заданий, содержащихся в нем.

В работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать прочитанное в своем сознании.

Успешной работы, коллеги!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск