Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки





Скачать 195.72 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации13.11.2014
Размер195.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Рекомендуется для направления подготовки

080200 «Менеджмент»

(профиль «Управление малым бизнесом»)

квалификации (степени) выпускника

«бакалавр»

Санкт-Петербург

2012
Управление качеством: рабочая программа / авт.-сост. Стефанова Т.Г. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 16 с.

Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента,

протокол № 9 от 16.05.2012г.

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 05.09.2012г.
Автор-составитель

Т.Г. Стефанова
кандидат экономических наук, доцент
Рецензент

А.Н. Литвиненко
доктор экономических наук, профессор

©Т.Г. Стефанова

СПбИВЭСЭП, 2012


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью преподавания учебной дисциплины «Управление качеством» является формирование у студентов комплекса теоретических знаний и практических навыков в этом направлении менеджмента.

Основные задачи преподавания дисциплины состоят в изучении сущности, базовых понятий в области управления качеством, методических подходов к оценке качества и конкурентоспособности, средств и методов управления качеством, организации управления качеством и конкурентоспособностью на макро- и микроуровнях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, предлагается для изучения в 8-ом семестре. Качество – это междисциплинарная категория. Наука о качестве представляет собой взаимосвязанную интеграцию всех классических наук.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения:

Знать - основные понятия и принципы работы с деловой информацией.

Уметь - обрабатывать эмпирические данные.

Компетенции - способность к экономическому образу мышления, способностью работать с информацией, умение использовать нормативные правовые акты.

Для изучения дисциплины необходимы следующие компетенции:

- способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке;

-способностью работать с компьютером как средством управления информацией;

- способностью владеть основными методами, способами и средствами получения информации.

Учебная дисциплина «Управление качеством» предлагается для изучения в 8-ом семестре и содержательно связана с предшествующими дисциплинами . Требования к входным знаниям по результатам освоения предшествующих знаний дисциплин.

Изучение дисциплины базируется на знаний таких дисциплин: базовая часть (Б2), профессиональный цикл (Б3):

Методы принятия управленческих решений

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основные этапы реализации управленческих решений, контроль за реализацией и условия корректировки управленческих решений ;

-моделирование процесса выбора решений при разных условиях неопределенности и риска ;

- эффективность управленческих решений, управленческие решения и ответственность ;

- модели, критерии и методы принятия решений в сложных ситуаций;

- условия и факторы внешней и внутренней среды предприятия, которые определяют качество управленческих решений (ПК-42);

уметь:

- применять систему контроля и мониторинга на различных этапах реализации управленческих решений;

- применять способы оценки рисков, анализировать их последствия и меры по минимизации потерь;

- регламентировать процесс принятия и реализации управленческих решений и разделение ответственности;

- проводить анализ и оценку последствий риска;

- применять модели оценок и модели выбора решений;

- проводить анализ проблемной ситуации, разрабатывать и применять управленческие решения;

владеть:

- навыками анализа планирования и прогнозирования на разных уровнях управления и принятия управленческих решений;

- навыками оценивать риски и методами уменьшения их последствий;

- навыками методов принятия управленческих решений;

- навыками расчета и анализа риска и его последствий;

- навыками постановки многокритериальной детерминированной задачи выбора решений ;

Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение).

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

- процессы проведения совещаний, этику делового общения ;

- эффективность управленческих решений;

- меры по защите персонала организации при различных авариях и катастрофах на производстве;

- основные этапы эволюции управленческой мысли, которые помогут охарактеризовать развитие науки управления в разные периоды ;

- основные принципы организации управления фирмой, способы распределения обязанностей и ответственности на основе принципа делегирования;

- методы контроля, которые могут применяться в организациях для улучшения качества работы;

основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

- способы эффективного управления для организации групповой работы и формирования принципов командной работы;

уметь:

- проводить и организовывать совещания и соблюдать деловую этику общения;

- правильно делегировать полномочия и распределять ответственность;

- контролировать процесс выполнения управленческих решений в организациях (ПК-3);

- применять основные теории мотивации для решения управленческих задач;

- организовать групповую работу, используя командную работу;

владеть:

- навыками проведения совещаний для решения важных стратегических и управленческих решений ;

- навыками принятия управленческих решений;

- навыками по защите персонала в экстремальных и аварийных ситуациях ;

- навыками правильного делегирования полномочий;

- основными теориями мотивации и лидерства в управлении;

- навыками эффективного руководства для организации командной работы и для выработки ответственности у работников для качественного выполнения управленческих решений принятые руководством предприятий;

Дисциплина формирует компетенции, необходимые студенту для выполнения выпускной квалификационной работы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК);

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-14).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

- способность анализировать основные этапы эволюции управления качеством (ПК-1);

- готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность применять знание этапов жизненного продукции или услуги (ПК-6);

- способность применять знания подходов к управлению качеством (ПК-7);

- знать современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

- способность к экономическому образу мышления (ПК-26);

- способность анализировать и проводить оценку качества и конкурентоспособности;

- знать основные организационно-экономические условия обеспечения качества и конкурентоспособности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные подходы к определению категории качества;

- терминологию в области управления качеством;

- основные этапы эволюции управления качеством, положения международных стандартов ИСО серии 9000, концепцию всеобщего управления качеством (TQM);

- этапы формирования системы менеджмента качества на предприятии;

- основные понятия квалиметрии;

- подходы к оценке технического уровня и качества продукции;

-основные направления государственной политики в области качества и конкурентоспособности, законодательно-правовую основу в области технического регулирования, метрологии.

Уметь:

- применять знание подходов к управлению качеством на практике (проанализировать возможность применения современных моделей управления качеством в организации);

- провести анализ состояния управления качеством на предприятии;

- оценить роль качества в стратегии деятельности организации, формулировать цели управления качеством в организации;

- формировать систему методов и алгоритм оценки качества продукции, конкурентоспособности продукции;

-применять положение законов РФ «О техническом регулировании», «Обеспечение единства измерений», «Защите прав потребителей» на практике;

- раскрыть сущность и содержание технического регулирования и метрологии, показать их роль в обеспечении качества.

Владеть:

- способами реализации принципов менеджмента качества в организации;

- методами управления качеством;

- организационными навыками создания систем управления качеством в организации;

- системным подходом к управлению качеством;

- методами квалиметрии для определения уровня качества и конкурентоспособности продукции.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

8










Аудиторные занятия (всего)

50

50










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

20

20










Практические занятия (ПЗ)

8

8










Семинары (С)

22

22










Лабораторные работы (ЛР)

-

-










Самостоятельная работа (всего)

58

58










В том числе:

-

-

-

-

-

Расчетно-графические работы

15

15










Реферат

20

20










Эссе

10

10










Другие виды самостоятельной работы

13

13




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет










Общая трудоемкость часы зачетные единицы

108

108










3














5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение

Предмет, задачи, содержание учебной дисциплины .

2.

Эволюция и многоаспектность категории «качество»

Генезис и многоаспектность категории качества.

Качество как философская категория. Современные подходы к определению категории «качество». Терминология курса. Организационно-экономические основы квалиметрии.

Качество как составляющий элемент конкурентоспособности.

3.

Организация управления качеством на предприятии

Вклад Ф.Тейлора и В.Шухарта в решение проблем качества. Комплексный (системный подход) к решению проблем качества. Основные положения международных стандартов ИСО серии 9000. Концепция всеобщего управления качеством (TQM). Современная редакция МС ИСО серии 9000. Современные методы управления качеством. Формирование системы менеджмента качества на предприятии

4.

Правовые аспекты управления качеством

Понятие и принципы техническое регулирования.

Основные положения Федерального закона РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.

Стандартизация как нормативное обеспечение качества и конкурентоспособности.

Сертификация и подтверждение соответствия в обеспечении безопасности и качества продукции.

Сертификация системы менеджмента качества.

Метрология в обеспечении качества продукции.

Защита прав потребителей.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Разделы дисциплины не связаны с последующими дисциплинами.

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Введение

2







2

2

6

2.

Эволюция и многоаспектность категории «качество

6

4




6

20

36

3.

Организация управления качеством на предприятии

8

4




4

28

44

4.

Правовые аспекты управления качеством

4







10

8

22




Всего

20

8




22

58

108


6. Лабораторный практикум (учебным планом не предусмотрено)
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)(учебным планом не предусмотрено)


Примерная тематика докладов и презентаций


  1. Что такое «качество»?

  2. Национальная конкурентоспособность и качество жизни

  3. Квалиметрия в измерении и оценке качества продукции

  4. Экономические аспекты качества

  5. Формирование и развитие американской школы управления качеством

  6. Основные положения японской школы управления качеством

  7. Отечественный опыт управления качеством

  8. Системный подход к управлению качеством

  9. Формирование системы менеджмента качества на предприятии

  10. Международные и национальные премии в области качества

  11. Международные стандарты ИСО серии 14000 в управлении качеством

окружающей среды предприятия

  1. Содержание процессного подхода к управлению качеством

  2. Статистические методы управления качеством

  3. Бенчмаркинг в оценке качества и конкурентоспособности

  4. Развертывание функции качества (QFD)

  5. CALS-технологии в обеспечении качества

  6. Метод «Шесть сигм» в управлении качеством

  7. FMEA-анализ в управлении качеством.

  8. Опыт внедрения международных стандартов ИСО серии на предприятиях

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Магер, В.Е. Управление качеством: учебное пособие /В.Е. Магер. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 176 с. Гр. УМО.

  2. Управление качеством : учебник/ред. С.Д. Ильенкова.-3-е изд.,перераб. и доп.-Москва.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.

  3. Агарков А.П. Управление качеством :учебное пособие/А.П. Агарков.-3-е изд.,перераб. и доп.-М: Дашков и К;2010.-228с

б) дополнительная

1. Николаева, М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова – М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.

2. Аристов О.В. Управление качеством: учебное пособие/О.В. Аристов.-М.: ИНФРА-М,2010.-239с.

в) Программное обеспечение

- MICROSOFT WORD

- MICROSOFT EXCEL

г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- (АБИС) ИРБИС 64 (электронный каталог Спб ИВЭСЭП) дог.61-т/06 с 15.09.2006г

- ЗАО «Что делать консалт» КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС

-ЭБС «КНИГА ФОНД» (Электронная библиотека)

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Иллюстративный материал к лекциям (слайды в Power Point), раздаточный материал к практическим занятиям.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Введение. Рассмотреть задачи учебной дисциплины, структуру учебной дисциплины и логическую взаимосвязь ее разделов. Место курса в системе обучения по направлению «Менеджмент», актуальность проблем управления качеством в различные эпохи человеческой цивилизации
МОДУЛЬ 1. Организация управления качеством на предприятии
Тема 1. Качество и управление качеством: понятия, методические

подходы к оценке качества

Рассмотреть эволюция и многоаспектность категории «качество». Качество с точки зрения философии, экономики, права, с инженерно-технической и организационной стороны.

Рассмотреть качество как составляющий элемент конкурентоспособности.

Показать роль менеджмента качества в управлении фирмой. Показать, что для повышения качества необходимо повысить эффективность, динамичность, адаптивность производства к меняющимся условиям в соответствии с интересами всех заинтересованных сторон. Рассмотреть основные термины и определения в области менеджмента организации и управления качеством, цели, современные принципы управления качеством.
Тема 2. Организационно-экономические основы квалиметрии
Рассмотреть квалиметрию как науку об измерении качества. Квалиметрия: понятие, виды, объекты. Показатели качества и их классификация. Методы и средства квалиметрия.
МОДУЛЬ 2. Организация управления качеством на предприятии
Тема 3. Эволюция концепций управления качеством в ХХ веке
Дать определение концепции. Рассмотреть становление научных основ управления качеством. Вклад Ф Тейлора в решение проблем качества в начале ХХ века, первые методы регулирования качества готовой продукции; переход к выборочным статистическим методам контроля (SQC), вклад В.Шухарта, Доджа, Реминга в эволюцию решения проблем качества, Переход от контроля качества продукции к контролю технологических процессов.

Рассмотреть зарождение комплексного (системного подхода) к решению проблем качества. Переход от контроля качества продукции к управлению качеством (TQC). Опыт управления качеством в различных странах: США, Японии, в европейских странах, в России.

Рассмотреть основные положения международных стандартов ИСО серии 9000 на системы обеспечения качества. Переход от TQC к QM (административное управление качеством). Политика в области качества, система качества и ее направления, петля качества.

Рассмотреть основные положения концепции всеобщего управления качеством

(QM). Руководящие идеи концепции, методы, показать отличия концепции от международных стандартов ИСО серии 9000. Системы управления качеством окружающей среды. Отраслевые системы менеджмента качества. Интегрированные системы менеджмента

Рассмотреть особенности современной редакции МС ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества. Структура стандартов. Терминология. Процессный подход. Возможность самооценки. Принципы функционирования.

Рассмотреть современные методы управления качеством (статистические методы, развертывание функции качества (QFD), FMEA-анализ, метод «Шесть сигм», CALS-технологии).

Тема 4. Организация управления качеством на предприятии
Рассмотреть формирование системы менеджмента качества на предприятии

Организация и функционирование службы управления качеством на предприятии.

Аудит системы менеджмента качества на предприятии.
МОДУЛЬ 3. Правовые вопросы в области качества
Тема 5. Федеральный закон «О техническом регулировании»
Рассмотреть концепцию системы технического регулирования. Техническое регулирование в обеспечении качества и подтверждении его соответствия. Необходимость принятия и основные положения ФЗ «О техническом регулировании» № 184 от 27.12.2002.

Принципы технического регулирования. Технические регламенты.

Реформирование системы стандартизации.

Формы и процедуры подтверждения соответствия.
Тема 6. Защита прав потребителей
Рассмотреть опыт защиты прав потребителей за рубежом

Рассмотреть основные положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 с последующими изменениями.
Тема 7. Обеспечение единства измерений
Рассмотреть основные понятия метрологии. Виды и средства измерений.

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений.

Лекционные занятия рекомендуется проводить с помощью презентаций в формате Power Point, что позволит более наглядно представить графический материал.

Практические занятия проводятся в виде семинаров (обсуждение лекционного

материала, докладов студентов, подготовленной презентации; выполнение расчетно-графических работы по теме «Организационно-экономические основы квалиметрии,

практическому применению статистических методов управления качеством и построению «Дома качества» в соответствии с технологией развертывания функции качества (QFD – Quality Function Deployment)

Содержание
1.Цели и задачи дисциплины ……………………………………………3

2.Место дисциплины в структуре ООП ………………………………..3

3.Требования к результатам освоения дисциплины ………………………………………………………………………….....6

4.Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………9

5.Содержание дисциплины ……………………………………………..10

6. Лабораторный практикум(учебным планом не предусмотрено)

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)(учебным планом не предусмотрено)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

……………………………………………………………………………12

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………………………………………………………………….12

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:……………………………………………………………..12

Разработчик: Доцент кафедры Стефанова Т.Г.

Заведующий кафедрой экономики и менеджмента______________ Титов В.А.
Декан экономического факультета___________________________ Костевят А.Н
Дата составления « »__________________ 20__ г.
Утвержден на заседании НМС « »__________________ 20__ г.

Протокол №____ от « »______________ 20__ г.
Дата обновления « »______________20__ г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа (проект) Социальное страхование Рекомендуется для...
Рекомендуется для направления «Управление персоналом» подготовки бакалавров 080400 профили «Управление персоналом в торговле и сфере...
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством»...
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «Управление инновационными проектами»
Рекомендуется для направления подготовки 080200 – Менеджмент, профиль подготовки «Управление проектами»
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины: Управление малыми предприятиями...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 221400....
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины: Организация производства...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Основы управления качеством»  для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине Метрология, стандартизация и управление качеством для студентов направления подготовки 050100. 62 (44....
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Средства и методы управления качеством» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение для специальности...
Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 221413 «Техническое...
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «история»
Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск