Рабочая программа дисциплины «история»





НазваниеРабочая программа дисциплины «история»
страница1/11
Дата публикации23.04.2015
Размер1.42 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«история»
Для подготовки бакалавров по направлению
221400.62 «Управление качеством»
(
профиль «Управление качеством в производственно-технологической системе»)

(Аннотация)
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единиц, 144 часов.

Цели освоения дисциплины

Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400.62 «Управление качеством» (профиль «Управление качеством в производственно-технологической системе»).

Целью преподавания дисциплины является сформировать у студентов комплексное представление об историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:
владеть способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9) ;

владеть способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

- фактический исторический материал по основным историческим периодам;

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- сущность, формы, функции исторического знания, место, смысл и назначение истории в обществе;

- движущие силы и закономерности исторического процесса;

- хронологию важнейших исторических событий и явлений;

- исторические термины и понятия;

- место социальных групп и классов в историческом процессе и политической организации общества;

- роль личности в российской и мировой истории;

- роль насилия и ненасилия в истории;

- значение реформ и контрреформ в истории страны, прогрессивных и регрессивных процессов в обществе, возможных альтернатив социального и политического развития общества, появляющихся на переломных этапах его истории, коллизий борьбы вокруг проблем исторического выбора и причин победы определенных сил в тот или иной момент;

- особенности и специфику возникновения и развития российского государства и его воздействия на ход общеисторического процесса,

- влияние мирового исторического процесса на складывание и совершенствование структуры российского государства, сочетание цивилизационного подхода и формационных характеристик в изучении курса российской истории.

Уметь:

- логично излагать события истории;

- ориентироваться в хронологии, подводить итоги отдельных этапов Отечественной истории;

- раскрыть особенности и характер, как отдельного исторического факта, так и целой эпохи;

- анализировать и сопоставлять исторические факты и давать им оценку;

- устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами и явлениями;

- ориентироваться в исторической и современной политической карте;

- рассматривать историю России в сравнении со странами Запада и Востока;

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;


Владеть:

- навыками самостоятельно формулировать и обосновывать собственную точку зрения на исторические события, иметь своё мнение на произошедшие и происходящие события;

- основами анализа исторического развития нашей страны для понимания процессов современного этапа её истории;

- приёмами самостоятельной работы с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой;

- методикой подготовки письменных или электронных вариантов работ по общественно–политической и исторической проблематике;

- оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования.

Содержание дисциплины:
Место истории в системе наук. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем, роль российской истории и историографии в мировой науке. Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Исторические типы цивилизаций. Характерные черты восточной и западной цивилизаций, коллективистическое и индивидуалистическое устройство общества. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Факторы самобытности русской истории. Влияние на направления и характер исторического развития природно-климатического, геополитического, религиозного фактора и фактора социальной организации.

Дискуссии о хронологическом рубеже древности и средневековья. Содержание понятия "средневековье". Споры вокруг понятия "феодализм". Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Средневековый мир Западной Европе. Формирование целостности европейской цивилизации. Народы и древнейшие государства на территории России. Происхождение славян. Этносоциальные процессы на территории Восточноевропейской равнины. Проблема этногенеза восточных славян. Ранние политические объединения восточных славян. Процесс формирования Древнерусской государственности, его основные этапы. Современные трактовки "норманнского вопроса". Древняя Русь и ее соседи: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Мир кочевников и Древняя Русь. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Первая налогово-административная реформа княгини Ольги. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличия этой системы от западноевропейского вассалитета. Языческая культура и ее традиции. Первая религиозная реформа Владимира Святого. Причины и значение принятия христианства. Проблема политико-культурного влияния Византии на развитие Древней Руси. Роль православия в формировании общенационального сознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику человека. Роль церкви в политической жизни древнерусского государства. Причины распада Киевской державы. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политическая структура периода политической раздробленности. Культура Руси домонгольского периода. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Северо-восточная Русь между крестоносцами и Ордой: прозападная и промонгольская партии в политических кругах русских княжеств. Влияние Золотой Орды на внутриполитические и социально-экономические отношения в русских княжествах. Последствия геополитического отделения Руси от Западной Европы.

Причины и особенности образования единого русского государства. Московское княжество и причины его возвышения. Начало объединения русских земель вокруг Москвы, основные направления и этапы объединительной политики московских князей. Литва как второй центр объединения русских земель. Начало формирования сословной системы организации общества, его эволюция. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Формирование дворянства как опоры центральной власти. Возникновение официальных политических идей о Русском государстве как законном преемнике крупнейших мировых империй ("Москва - третий Рим"). Свержение ордынского ига. Московское государство в начале XVI века. Особенности общественно-политического устройства. Преобразования Елены Глинской. Начало правления Ивана Грозного; поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Реформы "Избранной рады" и их оценка. Опричнина, ее причины и последствия. Споры об опричнине в отечественной историографии. Внешняя политика России при Иване IV - триумф на Востоке и катастрофа на Западе. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. Основные тенденции в формировании культуры Российского единого и централизованного государства.

Политические, экономические, внутрисословные, социальные мотивы Смуты. Смутное время: ослабление государственных начал, дезинтеграция общества, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Династический, социальный, национально-освободительный этапы Смуты. Феномен самозванства. Первая крестьянская война. Б.Годунов - первый выборный царь на Руси. В.Шуйский - первый монарх ограниченный во власти. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль первого и второго ополчений в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский. Последствия Смуты. Значение Смутного времени. Выборы нового царя - разрешение династического кризиса. Подготовка общества к выходу из государственного и нравственного кризисов. Оценки потрясений "смутного времени" в русской историографии.

Возрождение Российского государства. Основные направления политического и социально-экономического развития страны в XVII в. Усиление централизации государства и возрастание его роли, новые явления в хозяйственной жизни страны, социальные изменения. "Соборное уложение" 1649 г. - окончательное юридическое оформление крепостного права в России. Специфика социально-политических конфликтов в России, их характер. Церковный раскол: его социально-политическая сущность и последствия. Русско-польская война и добровольное вхождение Восточной Украины в состав Российского государства. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства - основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. "Обмирщение" русской культуры XVII века.

XVIII в. в истории мировой цивилизации. Дискуссии о проблемах преобразования традиционного общества в общество нового времени в исторической науке. Теория модернизации. Преобразование традиционного общества западноевропейских стран. Проблема перехода в "царство разума". Европейское просвещение. Формирование теорий естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей и их воздействие на общественную жизнь. Идеи просветителей в деятельности европейских монархов (просвещенный абсолютизм). Война за независимость в Северной Америке и образование Соединенных Штатов Америки; Великая Французская революция конца XVIII века и их влияние на развитие общества и государственности, на европейскую мысль и общественное сознание. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Начало "модернизации" и "европеизации" страны. Объективная необходимость преобразований как результат новой расстановки сил в мировой политической системе, степень обусловленности реформ предшествующим развитием страны. Имперская модернизация, ее особенности. Основные политические, социальные, экономические и культурные реформы Петра I, их цели, содержание, характер, взаимосвязь, последствия. Упрочение международного авторитета страны. Характеристика эпохи Петра I и оценка его реформ в трудах российских историков. Период дворцовых переворотов, их социально-политическая сущность и последствия. Россия в эпоху Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм" в России: его особенности, содержание и противоречия. Попытки регламентации социальных отношений и законодательной деятельности. "Наказ" Екатерины II и работа Уложенной комиссии. Эволюция социальной структуры и общественных отношений в российском обществе. Социально-экономическое развитие страны. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Стихийные народные движения. Восстание Е. Пугачева. Внешняя политика Екатерины II. Дальнейшие изменения в международном положении империи. Оценка деятельности Екатерины II в трудах российских историков. Развитие общественно-политической мысли России. Русские просветители. Русская культура эпохи Просвещения.

XIX в. в мировой истории. Основные тенденции развития Европейских стран и Северной Америки. Промышленный переворот в странах Запада, его содержание и влияние на общественную жизнь. Формирование индустриального общества. Качественные перемены в хозяйственной жизни; процесс формирования новых социальных групп и модификации традиционных общностей. Формирование гражданского общества и правового государства; эволюция политического строя; изменения интеллектуальной обстановки. Революции и реформы в Западном мире как проявление сложного процесса модернизации. Россия - страна второго эшелона модернизации. Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М. М. Сперанского и Н. Н.Новосельцева. Значение победы России в войне против Наполеона и заграничных походов русской армии для укрепления международных позиций России. Изменение политического курса в начале 20-х годов XIXв.: причины и последствия. Политика Николая I. Россия и Кавказ. Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия - важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания. "Эпоха великих реформ" Александра II. Особенности пореформенного развития России. Догоняющая модернизация: ее цели, задачи, особенности. С.Ю.Витте и его роль в осуществлении промышленной модернизации. Индустриализация "снизу": российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня к концу XIX - началу XXвв. Характер складывающегося капитализма. Специфика развития социальных процессов в пореформенной России. "Контрреформы" Александра III и их роль в укреплении самодержавия и феодальной государственности. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии. Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблемы их взаимоотношения. Основные этапы организации общественных сил России. Альтернативы российским реформам "сверху". Охранительная альтернатива. Н. М.Карамзин, С. С.Уваров, М. П. Погодин. М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Теория "официальной народности". Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотического начала. Либеральная альтернатива. Идейное наследие П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы. К. Д. Кавелин, Б. И.Чичерин. Становление идеологии русского либерализма. Революционная альтернатива. Начала революционной традиции: идеи и политическая практика декабризма. Предпосылки и источники социализма в России. "Русский социализм" А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. С. Г. Нечаев и "нечаевщина". Народничество и его эволюция М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-х - начале 80-х гг. Оформление марксистского течения. Г. В. Плеханов. В. И. Ульянов (Ленин). "Золотой век" русской культуры. Основные направления и особенности развития культуры второй половины XIX века.

Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Проблемы экономического роста и модернизации. Эволюция социально-политической системы. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Изменения в духовной сфере. Мировые и локальные войны. История холодной войны. Научно-техническая революция, ее этапы и влияние на ход общественного развития. Переход к постиндустриальной цивилизации. Мировая глобализация в условиях новых технологических реалий. Хозяйственно-техническое, информационно-культурное сближение стран и народов, формирование международного производства, рынка рабочей силы и общепланетарного научно-информационного пространства. Россия в контексте мировых проблем в начале ХХ века. Противоречия и кризис российского варианта капиталистической модернизации в начале столетия. Пределы самодержавного реформирования. Буржуазно-демократическая революция в России (1905 - 1907 гг.) и ее последствия. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Российский парламентаризм. Россия после революции. Столыпинские реформы, их сущность, итоги и последствия. Россия и мир на рубеже XIX и XX вв.: неравномерность и противоречивость развития. Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX в. Обострение проблемы раздела сфер влияния и передела мира. Складывание военно-политических союзов в Европе. Россия и страны Тройственного союза и Антанты. Причины и характер Первой мировой войны. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Нарастание раскола российского общества, общественно-политический кризис в стране, формы его проявления. Февральская революция и ее результаты. Проблема исторического выбора после Февраля. Временное правительство и его политика. Установка основных политических сил страны. Рост оппозиционных настроений в обществе. Поиски выхода из революционного кризиса. Попытка правого переворота. Возрастание влияния большевиков. Октябрьская революция: приход к власти большевиков. Влияние революции в России на ситуацию в мире. Окончание первой мировой войны. Новая расстановка сил на международной арене. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и Октябрьской революции 1917 года. "Серебряный век" русской культуры.

Партия большевиков у власти. Доктрина мировой пролетарской революции и реальность. Формирование большевистского режима: переход к жестким формам чрезвычайной диктатуры, возрастание роли государства, усиление роли органов государственного принуждения, снижение роли Советов, вытеснение их из политической жизни. Превращение большевистской партии в становой хребет складывающейся системы власти. Возможность альтернативы. Попытки формирования однородного социалистического правительства и их провал; борьба вокруг Учредительного собрания и его разгон. Первые социально-экономические преобразования новой власти. "Красногвардейская атака" на капитал. Политическая оппозиция. Гражданская война в России: причины, особенности и основные этапы. Иностранная интервенция, причины и ее роль в развитии Гражданской войны. Победа сторонников советской власти в Гражданской войне. Военный коммунизм: политика, идеология, практика. Переход от чрезвычайщины к тоталитаризму. Кризис системы большевистской власти в конце 1920 - начале 1921 гг. Объективная необходимость смены стратегического курса. Переход к новой экономической политике, ее концепция. Развитие страны на путях НЭПа: успехи, трудности, основные противоречия. Некоторые уступки по смягчению политического устройства и одновременное ужесточение политического режима. Особенности национальной политики и модели национально-государственного устройства. Окончательная ликвидация остатков многопартийности; расширение судебных преследований и высылка за границу "идейных противников большевизма"; антицерковный террор; ужесточение внутрипартийного режима. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы по вопросам развития страны, победа сторонников И.В. Сталина, утверждение режима личной власти. Попытки партийно-государственного руководства найти среднюю линию на "раздвижку" НЭПа и отказом от него. Хлебозаготовительный кризис 1927 - 1928 гг. Ликвидация НЭПа.

Курс на строительство социализма в одной стране. Необходимость создания индустриальной структуры экономики в СССР. Стратегия форсированного развития. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, методы, темпы. Жесткая централизация управления экономикой, административный контроль, отключение рыночных рычагов. Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств. Ликвидация кулачества как класса, "раскрестьянивание" деревни. Итоги реализации стратегии форсированного развития. Бремя "большого скачка". Политическая система 30-х годов. Истоки и сущность тоталитаризма, срастание партии и государства, создание режима неограниченной личной диктатуры, возрастание роли органов государственного принуждения, массовый террор, развертывание системы ГУЛАГа. Идеологизированность режима 30-х годов. Установление контроля над духовной жизнью общества. Принцип "социалистического реализма" в советской культуре. Политические процессы 30-х годов. Тоталитаризм как следствие и как форма модернизации в ее догоняющем варианте. Экономические основы советского политического режима. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходства и различия. Итоги экономического и социально-политического развития СССР к концу 30-х годов. Советская внешняя политика. Международные отношения в преддверии второй мировой войны. Предвоенный кризис мировой политики. Современные споры о мировом кризисе 1939-1941гг.

Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939-1945 гг.).

Развязывание второй мировой войны: причины и характер. Антикоминтерновский пакт. Мюнхенский сговор. События на о. Хасан и р. Халхин-Гол. Аншлюс Австрии. "Зимняя война" и её итоги. Сближение СССР и Германии. Пакт Молотова-Риббентропа и его оценка в современной историографии. Присоединение к СССР прибалтийских государств, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии. Ликвидация Польши. Катынская трагедия. Великая Отечественная война: начало, характер, цели. Военные, экономические, идеологические, внешнеполитические усилия по превращению страны в единый воюющий лагерь. Советская военная доктрина и ее изменение в ходе войны. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Коренной поворот в ходе второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции и их результаты. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Советский тыл и партизанское движение в годы войны. Завершающий период войны. Советская тоталитарная система и общество в военные годы. Движение Сопротивления в Европе. Историческая роль СССР в разгроме фашизма и японского милитаризма. Нюрнбергский процесс. Итоги второй мировой и Великой Отечественной войны. Источники победы и её цена. Героические и трагические уроки войны.

СССР в послевоенном мире (1945 - 1964 гг.): апогей сталинизма и попытки либерализации советской системы.

Новая расстановка политических сил в мире после окончания второй мировой войны. Поляризация послевоенного мира. Создание социалистического лагеря. Военно-экономическое и политическое противостояние двух систем. "Холодная война" как форма межгосударственного противостояния. "Доктрина Трумэна" и план Маршалла. Советское общество в условиях послевоенной разрухи. Альтернативы послевоенного развития. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития. Ускоренное развитие отраслей промышленного комплекса. Жизнь после войны: ожидания и реальность. Политика центра и возможности ее трансформации. Консервация старой, довоенной системы общественных отношений. Ужесточение режима личной власти Сталина. Идеологические кампании и новая волна репрессий второй половины 40-х - начала 50-х годов: "ленинградское дело", "дело врачей", "мингрельское дело" и тд. Социально-психологическая напряженность в обществе, сползание страны к кризисной черте. XIX съезд партии и его итоги. Смерть И.Сталина и борьба за власть в высших партийных эшелонах. Период "коллективного руководства" и выбор пути дальнейшего развития страны. Смягчение политического режима и изменение общественной атмосферы. Реформаторские попытки Н.С.Хрущёва в рамках командно-административной системы. Непоследовательность, субъективизм и волюнтаризм в решении задач модернизации страны. Новочеркасская трагедия 1962 г. Внешняя политика СССР. Венгерские события 1956 г. и "карибский кризис". XX съезд КПСС и его историческое значение. Хрущёвская "оттепель" и причины её свёртывания. Хрущевское десятилетие в контексте мировых модернизаций.

Советское государство и общество в 1964 - 1984 гг.: от попыток реформ к глобальному кризису.

Начало 60-х: общественное мнение и политика центра. Переворот 1964 года, смена власти и правительственного курса. В поисках идей. Хозяйственная реформа А.Н.Косыгина середины 60-х годов и ее неудача. Кризис советской индустриальной системы. Угроза стадиального отставания. Противоречия социально-экономического и общественно-политического развития советского общества. Поиск путей интенсификации экономики СССР и исчерпанность возможностей мобилизационной модели. Консервация административно-командной системы управления, усиление централизма. Реставрация политической системы 30-х годов с ослаблением механизма страха. Кризисная ситуация в социальной сфере. Духовно-нравственный кризис. Утрата доверия к тоталитарной идеологии. Попытка руководства страны задержать эрозию идеологических основ и их несостоятельность. Возникновение и развитие диссидентского, правозащитного движения: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы. СССР в системе международных отношений 70-х - 80-х годов. "Доктрина Брежнева". Участие Советского Союза в событиях 1968 г. в Чехословакии и 1980 г. в Польше. Хельсинкский процесс, ввод советских войск в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Ю.В.Андропов и попытка реанимации агонизирующей общественной системы. "Мини-застой" К.У.Черненко.

Исчерпанность возможностей модернизации общества на основе командно-административной модели. СССР на пути кардинального реформирования общества. Концепция перестройки и её основные составляющие. Стратегия ускорения социально-экономического развития общества. Попытка заменить командно-административный социализм моделью демократического социализма. Гласность. Начало "радикальной экономической реформы". Реформа политической системы. "Новоогарёвский процесс". Первые шаги по пути реформ и мировое сообщество. Затухание "холодной войны", распад социалистической системы, "бархатные революции" в Восточной Европе. Философия "нового мышления". Провал попыток реформирования социализма в СССР путем соединения его с демократией и рынком. Причины неудачи перестройки. Последствия провала реформаторской модели М. Горбачева. Поиск новых решений. Радикальная оппозиция. Распространение в обществе либеральных идей. Критика курса М. Горбачева справа. Августовские события 1991 года и их политические последствия. Крушение коммунистического режима, распад СССР, отставка М. Горбачева.

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в стране. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. "Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Причины несоответствия рыночно-капиталистической модели, воплотившейся в России, заветам либерально-демократического движения оппозиционного периода. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Первый военно-политический кризис в Чечне 1994-1996 гг. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 г. "Доктрина Козырева". Вступление России в Совет Европы. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. "Зона евро". Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Укрепление российской государственности через создание "президентской вертикали". Усилия по обеспечению гражданского согласия и единства общества. Ужесточение борьбы с терроризмом. Второй военно-политический кризис в Чечне 2000 г. Преобразования в политической сфере, модернизация государственного управления, реформа вооружённых сил, перестройка системы образования и их оценка в российском обществе. Социально-экономическое положение РФ к концу первого десятилетия XXI века. Подготовка России к вступлению во Всемирную торговую организацию. Мировой финансовый, экономический кризис и Россия. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»
Для подготовки бакалавров по направлению

221400.62 «Управление качеством»

(профиль «Управление качеством в производственно-технологических системах»)

(Аннотация)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Философия» предназначена для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 221400.62 «Управление качеством» (профиль «Управление качеством в производственно-технологических системах»).

Целями преподавания дисциплины являются:

- приобщение к философской культуре на основе систематического изучения традиций мировой философской мысли и ее современного состояния;

- формирование философского типа мышления, обеспечивающего ориентацию человека в условиях современной динамики общественных процессов;

  1. раскрытие и развитие интеллектуально-мыслительного потенциала человека, способствующего становлению духовности, активности, адаптивности, осознанности будущего специалиста в выборе смысложизненных ценностей.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

  1. владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  2. уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  3. использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).


Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины студент должен:

  1. знать структуру философии, ее предметные области, основные разделы философского знания, основную тематику и проблематику философии в ее историческом и современном состояниях, основные достижения философской мысли в ее персонифицированных формах (мыслители, философы, ученые, натуралисты, крупные политические и религиозные деятели, литераторы, художники, изобретатели); инструментарий философии (понятия, категории, принципы, законы, концепции, философские системы и способы их построения, язык выражения и представления осмысливаемой реальности;

  2. уметь пользоваться философско-методологическим инструментарием в процессе осмысления реальности; организовывать знания в определенную систему, обеспечивающую необходимую полноту и целостность в формировании представлений о предметах и явлениях, с которыми он имеет дело; соотносить мыслимое им содержание о предметах и явлениях действительности с содержанием индивидуально-личностных и общественных форм их существования, а также различными способами жизнедеятельности;

  3. владеть навыками аналитико-синтетической мыслительной деятельности, в рамках которой описывается, представляется и преобразуется мыслимое содержание, и на основе которой строятся далее другие целеполагающие и целереализующие виды деятельности; актуализировать свой интеллектуальный потенциал.



Содержание дисциплины.

Философия, ее предмет и место в культуре, функции. Мировоззрение, его исторические типы, роль в человеческой жизнедеятельности.

Основная онтологическая проблематика: метафизика как форма философии. Концепции бытия. Пространство, время, движение, самоорганизация. Материальное и идеальное. Общественное и человеческое бытие. Философский инструментарий описаний и представления бытия. Парадигмальные изменения в понимании бытия в современной философии: динамичность, открытость, континуальность, синергичность. Основная гносеологическая проблематика: познание и знание. Практика, ее место в динамике человеческой жизнедеятельности и функции в познании. Типы знания и виды познания. Наука, техника, технология как форма и способ бытия знания. Сознание и его бытие. Концепции сознания. Социальная природа сознания и экзистенциальная форма существования. Социально-философская проблематика : общество как самоорганизующаяся система, формы бытия общества — культура, цивилизация, история. Структура общественной жизни. Философия истории: единство и многообразие, логика и случайность, смысл и цель. Философская антропология: концепции человека, уникальность человека и общественный характер жизнедеятельности, экзистенциалы человеческого бытия. Аксиология: природа ценностей, принципы классификации ценностей и трактовка места и роли в общественной и человеческой жизни. Смыслообразующий характер ценностей. Ценности современной цивилизации и их роль в разработке сценариев будущего.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Для подготовки бакалавров по направлению 22140062 Управление качеством.

(Аннотация)

Цели освоения дисциплины

Дисциплина "Иностранный язык" предназначена для студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлению 22140062 Управление качеством.

В результате изучения курса студент знать иностранный язык в объеме, необходимом для профессионального общения и возможности получения информации на иностранном языке.

Владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа, в т.ч. аудиторных практических занятий – 140 часов

Содержание дисциплины

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»

Для подготовки бакалавров по направлению 221400.62 «Управление качеством»

(профиль «Управление качеством в производственно-технологических системах»

«Управление качеством в социально-экономических системах»)

(Аннотация)

Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы, 108 часов.

Цели освоения дисциплины:

Дисциплина "Экономика" предназначена для студентов первого курса, обучающихся по направлению ««Управление качеством» В результате изучения курса студент должен знать и понимать природу и содержание экономических категорий и законов, основы различных теоретических подходов к анализу экономических явлений и процессов, методы исследования экономических отношений, методики расчета важнейших экономических показателей и коэффициентов, теоретические принципы выработки экономической политики.

Уметь применять полученные теоретические знания при анализе экономической действительности и решений конкретных практических задач, выявлять экономические проблемы при макро- и микроанализе и предлагать способы их решения, давать оценку экономической политике государства, свободно ориентироваться и с сознанием дела использовать учебную, научную, справочную литературу.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-1 - владение культурой мышления, способностью к анализу и обобщению, восприятию и критическому осмыслению информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, последовательно и непротиворечиво излагать материал письменно;

ОК-9 - способность анализировать социально-экономические проблемы и процессы и делать правильные выводы.

Ожидаемые результаты

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать природу и содержание экономических категорий и законов, основы различных теоретических подходов к анализу экономических явлений и процессов, методы исследования экономических отношений, методики расчета важнейших экономических показателей и коэффициентов, теоретические принципы выработки экономической политики.

2) Уметь применять полученные теоретические знания при анализе экономической действительности и решений конкретных практических задач, выявлять экономические проблемы при макро- и микроанализе и предлагать способы их решения, давать оценку экономической политике государства, свободно ориентироваться и с сознанием дела использовать учебную, научную, справочную литературу.

3) Владеть (быть в состоянии продемонстрировать) категорийным аппаратом микро- и макроэкономики, методами экономической теории, навыками применения стандартных экономических моделей к анализу реальной хозяйственной действительности и расчета экономических показателей.

Содержание дисциплины

Экономическая теория: предмет и метод. Базовые экономические понятия. Экономические категории и экономические законы. Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура рынка. Экономические институты и собственность в рыночной экономике . Экономическая теория товаров и денег. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, эластичность Теория потребительского поведения. Производство и конкурентное поведение фирмы: издержки производства Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополии. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Ценообразование на рынке факторов производства Национальная экономика и общественное воспроизводство Теории экономического равновесия и экономического роста. Общая модель рынка…Потребление. Сбережение. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора. Нарушение макроэкономического равновесия. Денежная система и теоретическая модель денежного рынка. Цикличность развития и теория циклов. Безработица. Инфляция..Денежная система и теоретическая модель денежного рынка Кредитно-банковская система. Роль банков в обеспечении экономического роста и стабилизации рыночной . экономики Финансы и финансовая система. Интернационализация хозяйственной жизни и мировой рынок. Теория сравнительных издержек и международное разделение труда. Мировой рынок труда Международная финансовая система. Рынок ссудного капитала. Международная финансовая система. Рынок ссудного капитала

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Для подготовки бакалавров

по направлению 221400 «Управление качеством»

(профиль «Управление качеством в производственно-технологических системах»)

(Аннотация)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Правоведение» предназначена для студентов 3 курса, обучающихся по направлению 221400 «Управление качеством» (профиль «Управление качеством в производственно-технологических системах»).

Цель курса – формирование у студентов знаний и умений, а также получение навыков работы с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способностью использовать нормативные документы в своей профессиональной деятельности (ОК-5).

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса студент должен:

- знать основные правовые понятия и нормы Российского законодательства, иметь представление о системе норм Российского законодательства, структуре Российского законодательства, видах правовых отраслей и особенностях их регулирования, понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значений реализации права.

- уметь формулировать определения правовых категорий и явлений, использовать полученные знания при решении практических вопросов, касающихся использования правовых норм, анализировать законодательство и практику его применения.

- иметь навыки работы с правовыми нормами, их толкованием и нормативно-правовыми документами, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.

Содержание дисциплины

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «история» iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины Специальностей: 032301. 65 «Регионоведение»
История изучаемого региона (история сибири) [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень:...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Рабочая программа дисциплины «история» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история отечественного государства и...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа дисциплины «история» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства»...
Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа Наименование дисциплины – «История»
Цель изучения дисциплины «История» развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск